«Моя
родина» (чеш. «Má vlast») ― цикл из шести симфонических поэм, написанный
выдающимся чешским композитором, основоположником чешской национальной
композиторской школы Бедржихом Сметаной. Премьера цикла состоялась 5 ноября
1882 года в Праге. В цикл входят поэмы «Вышеград» (чеш. «Vyšehrad»), «Влтава»
(«Vltava», также известная под немецким названием «Moldau»), «Шарка» («Šárka»),
«Из чешских лугов и лесов» («Z českých luhů a hájů»), «Табор» («Tábor») и
«Бланик» («Blaník»). В «Моей родине» Сметана объединяет форму симфонической
поэмы, разработанную Ференцем Листом, с чешскими национальными мотивами. Каждая
из поэм посвящена какой-либо легенде, историческому эпизоду или природе Чехии.
Бедржих
Сметана, наряду с Антонином Дворжаком, Зденеком Фибихом, Леошем Яначеком,
Йозефом Суком и Богуславом Мартину, является одним из самых известных чешских
композиторов. При его жизни Чехия была частью Австро-венгерской Империи,
поэтому многосторонняя деятельность Сметаны была подчинена единой цели — созданию
профессиональной чешской музыки. Выдающийся композитор, дирижер, педагог,
пианист, критик, музыкально-общественный деятель, Сметана выступил в то время,
когда чешский народ осознал себя нацией со своей собственной, самобытной
культурой, активно противостоящей господству Австрии в политической и духовной
сфере. Для композитора чешские национальные устремления были связаны с его
личной ситуацией: до сих пор ему не удавалось сделать себе имя как музыкант,
дирижер или пианист в Империи Габсбургов. Теперь у Сметаны появилась
возможность создать современную музыкальную жизнь в Праге, обеспечив тем самым
финансовую основу и свободу для своих будущих художественных проектов.
Сметана
стал создателем не только национальной классической оперы, но и симфонизма.
Больше чем симфония его привлекает программная симфоническая поэма. Высшее
достижение Сметаны в оркестровой музыке — создававшийся в 70-е гг. цикл
симфонических поэм «Má vlast» («Моя родина») — эпопея о чешской земле, ее
народе, истории, сказание о героическом прошлом и былом величии родины. Цикл
«Má vlast», тематически связанный с оперой «Либуше», оказал значительное
влияние на формирование чешской идентичности.
Замысел
цикла поэм возник во время работы Сметаны над эпической оперой «Либуше»
(1869—1872). В финале ее, в пророческих видениях легендарной правительницы
древней Чехии, возникали картины грядущего и среди них — картина героической
борьбы за свободу, которую вели в XV веке гуситы. Продолжением оперы должна
была стать симфоническая картина, посвященная Вышеграду — исторической крепости
первых чешских королей, построенной на гигантской скале, нависшей над рекой
Влтавой. Вышеград связан и с легендарными именами. Отсюда правила страной
княгиня Либуше, здесь после ее смерти началась «девичья война»: дружина ее
амазонок, в которую входила неистовая Шарка, поклялась мстить всему мужскому
роду, лишившему женщин власти.
Идея же
воспеть Влтаву, символ чешской земли, на берегах которой раскинулась Прага,
родилась у композитора еще раньше. В 1867 году Сметана с друзьями отправился в
путешествие к истокам реки и три года спустя писал в дневнике о впечатлении,
которое произвели на него Святоянские пороги. Однако все замыслы были
осуществлены лишь после завершения опер «Либуше» и «Две вдовы» и после страшной
катастрофы, постигшей композитора в октябре 1874 года, — наступления полной
глухоты, вследствие перенесённого сифилиса. Тяжело переживая свою болезнь
композитор осенью 1874 года записал в дневнике:
«Я сижу
дома заткнув уши и не выходя на улицу уже почти неделю. Я боюсь, что полностью
потерял слух. Я ничего не слышу! Как долго может такое продолжаться? Неужели я
никогда не поправлюсь?»
Только
творчество помогало ему отвлечься от тягостных мыслей о будущем, и две первые
поэмы были написаны в Праге в краткие сроки. «Вышеград» (чеш. «Vyšehrad»), согласно
пометке в дневнике, был начат в конце сентября и завершен 18 ноября 1874 года,
«Влтава» («Vltava», также известная под немецким названием «Moldau»),
соответственно, 20 ноября — 8 декабря. И уже в следующем году они прозвучали в
Праге: первая 14 марта под управлением капельмейстера оперного театра Людвика
Сланского, а вторая — 4 апреля под руководством известного дирижера Адольфа
Чеха.
В том же
1875 году Сметана написал еще две поэмы: «Шарка» («Šárka)» была закончена 20
февраля, а «Из чешских лугов и лесов» («Z českých luhů a hájů») - 18 октября.
Последняя создавалась уже не в столице, а в деревенской тиши, в краю лесов.
Потеряв надежду на выздоровление, Сметана в июне 1875 года поселился в
Ябкеницах, где до самой смерти жил в доме лесника. В общении с природой, с
простыми людьми, с детьми, которым он раздавал блестящие крейцеры, специально
привезенные из Праги, композитор черпал вдохновение для завершения
симфонического цикла. Однако две последние части создавались медленно. «Бланик»
(«Blaník») — поэма об окутанной легендами двуглавой горе в Южной Чехии, начатая
в 1876 году, была завершена лишь 9 марта 1879 года. Годом раньше, в декабре
1878 года, была закончена поэма «Табор» («Tábor»), посвященная побежденным, но
не сломленным гуситам.
Премьеры
этих четырех поэм, в отличие от двух первых, состоялись в Праге под управлением
Адольфа Чеха далеко не сразу по завершении работы: «Шарка» прозвучала 17 марта
1877 года, «Из чешских лугов и лесов» — 10 декабря 1876 года, «Табор» и
«Бланик» — 4 декабря 1880 года. Последняя премьера была приурочена к
полувековому юбилею исполнительской деятельности Сметаны: 4 октября 1830 года
шестилетний пианист дал свой первый концерт. А циклом «Моя родина» целиком Чех
продирижировал впервые 5 ноября 1882 года.
Таким
образом, традиция исполнения поэм по отдельности сложилась еще при жизни
Сметаны и сохранилась поныне. Хотя в Чехии в торжественных случаях, например,
на открытии международного фестиваля «Пражская весна», «Моя родина» предстает
полностью.
Шесть
поэм связаны единым замыслом — многосторонним показом жизни Чехии: ее прошлое,
настоящее и будущее, ее легенды, историю и быт — все вдохновенно воспел
Сметана. Чередование поэм также подчеркивает цикличность: «Вышеград» играет
роль эпического пролога, с ним перекликается эпический же эпилог — «Бланик».
Широко выписанные картины природы, на фоне которых развертываются сцены
народной жизни, объединяют «Влтаву» (№ 2) и «Из чешских лугов и лесов» (Nq 4).
Между ними — самая краткая и мрачная легендарная «Шарка». Еще одна суровая,
насыщенная картинами борьбы, но не легендарная, а историческая поэма «Табор»
предшествует эпилогу, с которым она теснейшим образом связана. Как две первые,
так и две последние поэмы объединены к тому же общими музыкальными темами.
Первоначально Сметана хотел, по примеру Листа, предпослать каждой поэме
словесную программу; стихи должен был написать известный поэт Сватоплук Чех.
Но, в отличие от листовских поэм, лишь две поэмы Сметаны — «Шарка» и «Бланик» —
опирались на широко известные в Чехии легендарные сюжеты. Все же остальные
поэмы Сметаны являли собой плод фантазии композитора, и это сильно осложняло
задачу. Когда летом 1879 года издатели попросили Сметану прислать литературную
программу цикла, он поручил сделать это критику Вацлаву Зеленому, нередко
выступавшему в печати со статьями о его сочинениях. Представленный критиком
текст — многословный, пышный, с обилием литературных красот — является по
существу расширенным вариантом заметок композитора, получившим его одобрение.
Сметана
иначе, чем Лист, трактовал форму поэмы, каждый раз заново ее конструировал,
причем избегал сонатных принципов и использовал реже, нежели автор «Прелюдов»,
вариационные методы развития.
И,
наконец, самое главное: по своему реалистическому методу цикл «Моя родина»
резко отличается от романтических философских поэм Листа.
Наиболее
популярным произведением цикла стала вторая поэма «Влтава», более известная под
её немецким названием «Die Moldau». Это сочинение послужило темой для множества
импровизаций, охватывающих различные жанры популярной музыки от джаза до рока и
электроники. Поэма рисует путь Влтавы. Оно подслушивает ее два первых истока,
холодный и теплый, следует затем к месту объединения двух ручьев и по течению
Влтавы — по широким лугам и рощам, по равнинам, где жители как раз справляют
веселый праздник. В серебристом свете луны русалки водят хороводы, высятся
гордые крепости, замки и славные руины, сросшиеся с дикими скалами. Влтава
пенится и ярится на Святоянских порогах, течет широким потоком далее к Праге,
крепость Вышеград внезапно вырастает на ее берегу. Влтава величественно
стремится дальше, исчезает из виду и наконец вливается в Лабу (славянское
название Эльбы).
Значение
цикла «Má vlast» в творческой биографии композитора огромно: здесь в
неразрывном единстве предстала образная многосторонность его музыки —
возвышенная патетика, рожденная высокими патриотическими думами и чувствами, и
поэтичная лирика, окрашенная в бытовые тона и выражающая беззаветную любовь к
чешскому народу, к родине. Значение цикла «Моя родина» велико и в истории
национальной культуры Чехии, ибо в его музыке запечатлены передовые идеи
современности, переданы прогрессивные устремления чешской общественности. Но,
как всякое большое национальное художественное достижение, этот цикл имеет
интернациональное значение: «Моя родина» — выдающееся явление в мировой
симфонической литературе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий