1001 Albums You Must Hear Before You Die.
Выступление
Дюка Эллингтона и его оркестра 7 июля 1956 года на джазовом фестивале в
Ньюпорте, прошло с большим успехом. Звукозаписывающая компания «Columbia
Records» вскоре выпустила запись концерта. Но на самом деле альбом был записан
не на концерте, а в студии, с добавлением небольшого количества концертных
записей и наложенными аплодисментами. Тем не менее альбом пользовался большим
коммерческим успехом и стал самым успешным в карьере Эллингтона. Джазовый
промоутер Джордж Вейн описывает концерт 1956 года как «величайшее выступление в
карьере [Эллингтона] ... Он олицетворял все, чем джаз был и каким он должен
быть». Джазовый журналист Скотт Яноу писал, что выступление Эллингтона на
джазовом фестивале в Ньюпорте 1956 года вызвало сенсацию, которая подпитала его
угасающую карьеру.
В 1999
году альбом был переиздан. Благодаря кропотливой работе и различным техническим
ухищрениям концерт был воссоздан целиком.
Концерт
В начале
1950-х большие джазовые оркестры 1940-х годов в значительной степени растеряли свою
прежнюю популярность. Тем не менее Дюк Эллингтон смог сохранить свой «Duke
Ellington Orchestra», тогда как другие биг-бенды канули в вечность, хотя иногда
маэстро вынужден был играть на катках и в городских парках. Эллингтон в
основном поддерживал свой оркестр за счет гонораров, полученных за его
популярные композиции 1920-х - 1940-х годов. На момент проведения фестиваля
1956 года в Ньюпорте у группы даже не было контракта на звукозапись. Несмотря
на несколько достаточно успешных европейских туров, проведенных оркестром Дюка
Эллингтона в начале 1950-х годов, коллектив явно переживал фазу художественного
застоя. Тем не менее, оркестр пополнился несколькими талантливыми музыкантами,
такими как барабанщик Сэм Вудьярд и саксофонист Пол Гонсалвес, который частично
следовал стилю Бена Вебстера. К Дюку также вернулся альт-саксофонист, мастер
свинга и яркий мелодист Джонни Ходжес, сыгравший важную роль в становлении
«Duke Ellington Orchestra» и на много лет вперед определивший его развитие.
В 1956
году известный американский импресарио Джордж Вейн пригласил Дюка Эллингтона
выступить на джазовом фестивале в Ньюпорте, который был учрежден двумя годами
ранее и на котором Эллингтон уже выступал в качестве церемониймейстера в 1955
году. На фестивале 1956 года оркестр Эллингтона был группой, открывающей и
закрывающей мероприятие. В первом выступлении, которое началось в 20:30 Эллингтон сыграл со своим оркестром свою
композицию 1927 года «Black and Tan Fantasy», пьесу «The Star-Spangled Banner» и джазовый стандарт «Tea for Two». Джимми Гамильтон,
Рэй Нэнс и Кларк Терри опоздали к началу выступления и Дюк был вынужден начать
без них. Также отсутствовал басист Джимми Вуд, которого заменил Аль Лукас.
После
выступлений других артистов, таких как Бад Шэнк, Джимми Джиффре и Фридриха
Гульда, приехавшего из Вены, долгое время играл оркестр Чико Гамильтона.
Довольно интеллектуальный подход этих групп к игре (кул-джаз) не вызвал энтузиазма
у публики. Второе выступление «Duke Ellington Orchestra» было назначено на
22:30, Эллингтон и Билли Стрейхорн подготовились к нему с особой тщательностью.
Музыкантов раздражало долгое ожидание своей очереди. Сам Эллингтон гневно
спросил распорядителей фестиваля: «Кто мы на самом деле – дрессированные звери
или акробаты?».
Оркестр
Эллингтона вышел на сцену в полном составе только в 23:45. Дюк решил начать
своё выступление стандартом «Take the “A” Train». За ним последовала новая
композиция Эллингтона и Билли Стрейхорна, сюита в 3-х частях «Newport Jazz
Festival», созданная специально для фестиваля. Это было заказом продюсера «Columbia
Records» Джорджа Авакяна. Первая часть сюиты, названная «Festival Junction»,
началась с медленного соло на кларнете Джимми Гамильтона, затем последовали
соло Уилли Кука, Пола Гонсалвеса, Бритта Вудмана, Гарри Карни, Квентина
Джексона, Рассела Прокопа. Завершил первую часть трубач Кэт Андерсон, короткое
соло которого поднялось до самого высокого регистра. Вторая часть произведения
называлась «Blues to Be There» и была представлена самимДюком Эллингтоном. Затем последовала
медленная игра оркестра с соло Прокопа и Рэя Нэнса. В заключительной третьей
части сюиты «Newport Up» темп ускорился; её играли солисты Хэмилтон, Гонсалвес
и Кларк Терри. Это было единственное место, где оркестр Эллингтона отклонился
от блюзовой схемы. Концовка от Кларка Терри была в стиле бопа. Музыканты
ожидали от своего выступления настоящего праздника, но прием зрителей оказался
не таким восторженным, как хотелось бы.
После «Newport Suite» Эллингтон дал Гарри Карни возможность сыграть «Sophisticated Lady» на баритон-саксофоне через; затем оркестр играл «Day In, Day Out». После Дюк Эллингтон объявил, что
они сыграют старые пьесы 1930-х годов, «часть нашего урожая 1938 года»,
блюзовые композиции «Diminuendo in Blue» и «Crescendo in Blue», объявив в
качестве солиста Пола Гонсалвеса.
За несколько лет до выступления в Ньюпорте Эллингтон экспериментировал с заявленными блюзовыми композициями, к которым он присоединил вокальный отрывок «Transbluecency». Назначив главным героем Пола Гонсалвеса, Дюк сказал саксофонисту: «Просто выйди на сцену и взорви свое сердце. Ты уже делал это раньше». Эллингтон имел в виду предыдущие исполнения пьесы во время выступлений оркестра Эллингтона в нью-йоркском джаз-клубе «Birdland» в 1951 году, когда Гонсалвес буквально взорвал публику.
Планировалось, что Гонсалвес сыграет свое соло между двумя аранжированными частями пьесы в сопровождении только ритм-секции, состоящей из Джимми Вуда, Сэма Вудьярда и Эллингтона. Дж. Л. Коллиер упоминает, что вне поля зрения публики, но рядом со сценой, где группа могла его видеть, сидел барабанщик Бэйси Джо Джонс, отбивая бит свернутой газетой. В конце первой части Эллингтон сыграл соло на фортепиано, после чего начал играть Пол Гонсалвес. Члены группы подбадривали его криками типа «Давай, Пол… покажи им!». Среди зрителей стало заметно движение. «Во время шестого припева раздались крики и хлопки в ладоши, а через несколько секунд шум толпы перерос с непрерывный рев, и большая часть аудитории вскочила со своих мест».
«В районе
седьмого припева напряжение, которое нарастало как на сцене, так и в аудитории,
внезапно исчезло. Платиновая блондинка в черном платье начала танцевать в одной
из лож, а через мгновение кто-то тоже начал танцевать в другой части
аудитории».
- Георгий
Авакян.
«Кое-где
в большой толпе, пары начали танцевать джиттербаг. В считанные минуты весь Freebody
Park превратился в нечто беснующееся, как если бы в него ударила молния. Фотографы
как сумасшедшие мчались к сцене, где собиралась толпа, в то время как Гонсалвес,
Эллингтон и весь оркестр, вдохновленные вызванной их игрой реакцией публики,
выкладывались по полной. Их хватило на двадцать семь припевов. Сотни зрителей
забрались в свои кресла, чтобы увидеть это действо. Оркестр довел великолепную
аранжировку до кульминации, после чего измученная толпа расслабилась, гадая,
что случиться дальше».
- Леонард
Фезер.
В
какой-то момент организатор концерта Джордж Вейн опасался, что толпа может полностью
потерять над собой контроль, и пытался заставить Эллингтона прекратить игру, но
«оказавшись во главе триумфального действа, с беснующейся перед ним толпой,
Эллингтон не хотел останавливаться», - впоследствии писал американский джазовый
журнал «Down Beat». Ответ Дюка Вейну был таким: «Не грубите артистам!».
Гонсалвез
не думал, что его соло будет таким длинным: «Продолжительность определяется
ритм-секцией и тем, как все выстроено. Кульминация может наступить после пяти
или десяти припевов, но если вы выйдете за рамки этого, вы все разрушите». Позже
он был раздражен тем, что теперь его игра постоянно измеряется этим соло -
аудитория просила повторить длину, аналогичную той, что была в Ньюпорте – груз,
нести который ему становилось все труднее. Как-то в интервью Гонсалвез заявил,
что сам он никогда не слушал эту запись.
Когда
соло закончилось Гонсалвес был полностью истощен, и Эллингтон сам взял два
припева с фортепианным соло, прежде чем весь оркестр вернулся в партии «Crescendo
in Blue»; завершившейся игрой на высоких нотах трубача Кэта Андерсона.
Чтобы успокоить
толпу, Эллингтон объявил две тихие пьесы, объединив их с предложением: «Если вы
слышали о саксофоне, значит, вы слышали о Джонни Ходжесе». Затем известнейший
аль-саксофонист сыграл свою известнейшую пьесу «I Got It Bad and That Ain’t
Good», а затем исполнил «Jeep’s Blues». Но публика просила большего и Рэй Нэнс выступил
со своим танцевально-вокальным номером «Tulip or Turnip», после чего Вейн снова
попросил Эллингтона остановиться.
Однако
Дюк этого не сделал и продолжил с быстрой композицией «Skin Deep», написанной
барабанщиком Луи Беллсоном. Затем Эллингтон попрощался со своей аудиторией стандартом
«Mood Indigo», поблагодарив толпу словами: «Вы прекрасны и милы, и мы безумно
любим вас». Концерт был окончен.
Альбом
История
изданий альбома
Концерт в
Ньюпорте принес Дюку Эллингтону славу и финансовый успех на всю оставшуюся
жизнь. «Ellington At Newport
1956» стал самым продаваемым альбомом маэстро.
«Columbia
Records» выпустила альбом, состоящий в основном из студийного материала,
дополненного искусственно созданными аплодисментами, и несколькими концертными вставками.
Причина заключалась в том, что Эллингтона не удовлетворила записанная вживую
версия «Newport Festival Suite», потому что она не была достаточно
отрепетирована и запись не соответствовала его стандартам качества. Поэтому он
хотел видеть в альбоме лучшую версию сюиты, которая была записана в студии сразу
после фестиваля, что и сделал продюсер Джордж Авакян, смешавший части живой
версии с студийной версией.
В новом
издании 1999 года моно-записи были обработаны с помощью цифровых технологий,
чтобы получить реалистичную стереофоническую запись. Теперь соло Гонсалвеса стало
звучать более отчетливо.
В то
время как оригинальный LP содержал только три трека – «Newport Jazz Festival
Suite», «Jeep's Blues» и 14-минутное «Diminuendo And Crescendo in Blue»
Гонсалвеса, новое издание предлагает десять дополнительных треков, таких как «Sophisticated
Lady», «Black And Tan Fantasy», «Skin Deep» и «Mood Indigo» - в общей сложности
более часа ранее неизданного материала.
Влияние
записи.
После
сногсшибательного успеха на фестивале, карьера Эллингтона снова пошла вверх.
Дюк позже говорил: «Я снова родился на джазовом фестивале в Ньюпорте». «Ellington At Newport 1956» была признана критиками
одной из величайших джазовых записей. Альбом был продан тиражом в сотни тысяч
экземпляров, и стал самым продаваемым альбомом Эллингтона. «Columbia», продюсер
которой Ирвинг Таунсенд познакомился с Эллингтоном незадолго перед выступлением
Дюка на фестивале в Ньюпорте (позже он тесно сотрудничал с Эллингтоном),
предложил Эллингтону, который в 1955 году покинул свою звукозаписывающую
компанию «Capitol», очень выгодный контракт. Эллингтон получил от Колумбии большую
художественную свободу, которая с тех пор выпускала его записи с использованием
новой на тот момент стерео-технологии, начиная с альбома «Ellington At Newport
1956», который был переиздан в «симулированном стерео».
В своем
«Путеводителе по джазу» Ричард Кук и Брайан Мортон поставили альбому Эллингтона
высшую оценку в четыре звезды. Они особенно подчеркнули
новаторскую работу Пола Гонсалвеса, который своим соло оказал сильное влияние
на более поздних саксофонистов, от Джона Колтрейна до Дэвида Мюррея. Авторы
также дали собственную интерпретацию выступления Гонсалвеса: вопреки
существующим теориям влияния Джо Джонса (сворачиваемая газета) или красивых
танцующих блондинок в аудитории, которые, как говорят, довели саксофониста до
экстаза, Пол Гонсалвес объясняет причину своей мотивации сильной сплоченностью
группы, а также игрой Джонни Ходжеса в «Jeep’s Blues». Хассе также считает
Ходжеса и «Jeep’s Blues» настоящим событием, «музыкальным зенитом фестиваля».
Немецкий
музыкальный журнал «Jazzwise» включил альбом в список «100 джазовых альбомов,
потрясших мир». В 2013 году журнал «Rolling Stone» внес альбом в свой список
«100 лучших джазовых альбомов» под 31-м номером. В 1999 году полное издание
концертной записи было удостоено премии Академии джаза за лучшее восстановление
и за лучшее издание.
«Ellington
At Newport 1956 - Original Jazz Classics» (2009).
СD 1
01. Star
Spangled Banner
02.
Introduction by Father Norman O'Connor
03.
Black and Tan Fantasy
04.
Introduction by Duke
05. Tea
for Two
06. Duke
& Band Leave Stage
07. Take
the "A" Train
08.
Announcement by Duke
09.
Festival Junction, Pt. 1
10.
Announcement by Duke
11.
Blues to Be There, Pt. 2
12.
Announcement by Duke
13.
Newport Up, Pt. 3
14.
Announcement by Duke
15.
Sophisticated Lady
16.
Announcement by Duke
17. Day
In - Day Out
18.
Introduction by Duke/Paul Gonsalves Interlude
19.
Diminuendo and Crescendo in Blue
20.
Announcements, Pandemonium
21. [Six
Second Pause Track]
CD 2
01.
Introduction by Duke
02. I
Got It Bad (And That Ain't Good)
03. Jeep's
Blues
04. Duke
Calms Crowd
05.
Tulip or Turnip
06. Riot
Prevention
07. Skin
Deep
08. Mood
Indigo
09.
Tuning up/Studio Concert Begins
10.
Introduction by Father Norman O'Connor
11.
Festival Junction, Pt. 1
12.
Announcement by Duke
13.
Blues to Be There, Pt.
14.
Announcement by Duke
15.
Newport Up, Pt. 3
16.
Announcement by Duke
17. I
Got It Bad (And That Ain't Good)
18.
Jeep's Blues
19. [Six
Second Pause Track]
Personnel:
Duke
Ellington (piano);
Ray
Nance (vocals, trumpet);
Jimmy Grisson
(vocals);
Russell
Procope (alto saxophone, clarinet);
Johnny
Hodges (alto saxophone);
Paul
Gonsalves (tenor saxophone);
Jimmy
Hamilton (tenor saxophone, clarinet);
Harry
Carney (baritone saxophone);
John
Cook, Clark Terry, William "Cat" Anderson (trumpet);
John
Sanders, Quentin Jackson, Britt Woodman (trombone);
Jimmy
Woode (bass);
Sam
Woodyard (drums).
Этот
двухдисковый релиз, являющийся значительным дополнением к недавним записям
Эллингтона, впервые представляет в истинном стерео формате каждую ноту, которую
группа сыграла в Ньюпорте в тот знаменитый уик-энд 7/8 июля 1956 года. Кроме
того, он также включает выступления, записанные 9 июля в студии, с
аплодисментами, живой атмосферой, реверберацией и воссозданными объявлениями, которые
заставляют поверить, что это был настоящий Эллингтон в Ньюпорте. Действительно,
монофонический LP, на
котором многие из нас выросли, был лишь отчасти точной документацией живого
выступления, состоящего из трех частей «Newport Jazz Festival Suite», замаскированных под настоящие в результате
«лоскутного шитья» пост-продакшн. Подлинную историю этого 43-летнего обмана
теперь можно составить по кусочкам, сравнив объяснение продюсера и комментатора
переиздания Фила Шаапа с личным рассказом джазового менеджера A&R Колумбии и продюсера оригинального LP Джорджа Авакяна, который
присутствовал как на концерте, так и в студии. Авакян ясно помнил, что не «Columbia»
решила перезаписать некоторые песни из-за неправильного баланса записи. Скорее
всего, сам Дюк хотел, чтобы у его оркестра был шанс представить себя в лучшем
свете. Конечно, любой, кто услышит ошибочные попытки Джонни Ходжеса дважды исполнить
свои знаменитые восходящие партии на «I
Got It Bad», поймет, почему Дюк захотел исправить живую
версию альбома.
Лучшее в
этом новом релизе заключается в том, что благодаря синхронизации одновременно
записанных, но только недавно обнаруженных лент «Голоса Америки» с лентами из
хранилищ «Columbia», у нас теперь есть полный концерт в правильно
сбалансированном стерео (или, точнее, пространственно-разделенное
альтернативное моно), в том числе ранее неиздававшиеся «Star Spangled Banner»,
замечательное «Black
and Tan Fantasy» (с Кэтом Андерсоном, Расселом
Прокопом и Квентином Джексоном), «Tea
for Two» (джем для трубача Вилли Кука), и «Take the 'A' Train» Рэя Нэнса. Первый диск продолжается
концертной версией «Newport
Jazz Festival Suite» («Festival
Junction», «Blues to Be There» и «Newport Up»), «Sophisticated Lady» Гарри Карни, вокалом Джимми Гриссома в «Day In, Day
Out», и единственная и неповторимая
обработка сольного «интервала» Пола Гонсалвеса на «Diminuendo and Crescendo in Blue». Слушать это классическое выступление в
стерео, с одобрительными возгласами Дьюка и участников группы, закулисными
ритмическими побуждениями Джо Джонса и растущим энтузиазмом публики - это само
по себе стоит платы за вход. Также обратите внимание на контраст между
безразличной реакцией публики на имя Гонсалвеса во время вступительных титров и
их реакцией на него после его захватывающего соло из 27 припевов.
Диск 2 начинается
с глиссандо Ходжеса в песне «I
Got It Bad», а затем переходит к его мастерскому
исполнению в «Jeep's Blues». (Ранее неиспользованная, но превосходная
студийная версия этого номера появляется в качестве финального трека). Среди
других концертных выступлений, включенных здесь, - "Tulip or Turnip" Рэя Нэнса, барабанная партия Сэма
Вудьярда на «Skin
Deep» и заключительная «Mood Indigo». Для давних коллекционеров Эллингтона это
обязательная покупка, в то время как для новичков этот концерт послужит ярким
примером того, как группа вырвалась из десятилетнего спада, чтобы снова занять
свое законное положение. как величайший джазовый оркестр мира.
– Джек Сомер, jazztimes.com
download (mp3 @320 kbs):
Комментариев нет:
Отправить комментарий