суббота, 14 марта 2020 г.

Первая блюзовая запись в истории музыки. «Crazy Blues» (1920 год).


Газета «Chicago defender» в октябре 1916 года выразила уверенность в том, что, как только звукозаписывающие компании поймут, сколько афроамериканцев владеют проигрывателями, «записи великих чернокожих музыкантов скоро станут чрезвычайно востребованы на музыкальном рынке». В течение следующих четырех лет песни, написанные чернокожими авторами, неоднократно появлялись на пластинках, но преимущественно в исполнении белых музыкантов. Например, первые коммерческие джазовые и блюзовые записи были сделаны в 1917 году Original Dixieland Jass Band, полностью состоящей из белых. Первая блюзовая пластинка афроамериканского исполнителя появилась только в ноябре 1920 года. Звукозаписывающей компанией Okeh Records была записана песня «Безумный Блюз» («Crazy Blues») в исполнении чернокожей певицы водевиля, театрально актрисы и танцовщицы Мэйми Смит (Mamie Smith).
Перри Брэдфорд (1893 - 1970).
То, что той осенью стало сенсацией, по правде говоря, уже долгое время развивалось в афроамериканской городской шоу-культуре. Джазовый пианист Вилли «Лев» Смит (Willie "The Lion" Smith), исполнивший партию фортепиано в первой записи «Crazy Blues», уже давно знал эту мелодию как «старую непристойную песню под названием «Малыш, промокни полотенце», звучавшую в негритянских клубах задолго до 1916 года, когда композитор Джеймс П. Джонсон использовал её в своей песне «Мамин и папин блюз». 
«Broken Hearted Blues» - Perry Bradford (1918, Blues piano).
Другой композитор, Перри Брэдфорд (Perry Bradford), использовал эту же мелодию в нескольких своих песнях, таких как «The Broken Hearted Blues» (1917), «The Wicked Blues» (он же «The Nervous Blues») (1921) и «Harlem Blues» (1918). Именно «Гарлемский блюз» лег в основу выступления в нью-йоркском сценическом шоу «Made in Harlem» в 1918 году.
«Wicked Blues” - Perry Bradford (1922, Blues piano).
Успех Мейми Смит на сцене побудил Брэдфорда обратится к звукозаписывающим компаниям, с предложением записать ее в стиле блюза. Брэдфорд убедил Фреда Хагера, художественного руководителя компании Okeh Records записать несколько афроамериканских песен в исполнении именно чернокожей певицы.
«You Can't Keep a Good Man Down» - Mamie Smith (1920).
Брэдфорд имен к тому времени большой опыт участия в различных шоу менестрелей и театральных труппах, как певец, танцор и пианист, Хорошо знакомый с афроамериканской народной музыкой он всеми силами пытался разрушить стену расовых предрассудков, заставлявших чернокожих исполнителей того времени записываться в стиле, очень похожем на исполнение белых музыкантов. Музыкальная общественность ревниво следила за тем, чтобы в их записях не было и следа афроамериканских музыкальных характеристик. Брэдфорд настойчиво добивался от индустрии звукозаписи США права чернокожих музыкантов записывать музыку в стиле собственной субкультуры.
«That thing called love» - Mamie Smith (1920).
14 февраля 1920 года Смит записала на Okeh Records песни «That Thing Called Love» («То, что называется любовью») и «You Can't Keep a Good Man Down» («Невозможно удержать хорошего человека»). Перри Брэдфорд удалось убедить Фреда Хагера сломать расовый барьер в записи черной музыки, и, хотя, в последующие годы Okeh Records запишет множество культовых песен чернокожих музыкантов, это были первые записи чернокожей блюзовой певцы. Несмотря на то, что, как северные, так и южные дистрибуционные конторы в США угрожали Хагеру бойкотом в распространении записей чернокожей, её песни имели некоторый коммерческий успех и руководство Okeh Records решило продолжить дальнейшее сотрудничество с Перри Бэдфордом и Мэйми Смит.
Мэйми Смит (1891 - 1946).
Самый большой хит Смит был записан позже, 10 августа 1920 года, когда она записала ряд песен, написанных Перри Брэдфордом, включая «Безумный Блюз» («Crazy Blues») и «Это всё для тебя. Если ты не понимаешь, не слушай» («It's Right Here for You (If You Don't Get It, 'Tain't No Fault of Mine)». «Crazy Blues» сделала Мэйми Смит национальной звездой.  В течение месяца в магазинах Гарлема было продано 75 000 пластинок; миллион копий был продан менее чем за год.
«Crazy Blues» - Mamie Smith (1920).
Хотя в течение предыдущего десятилетия было записано много песен, имеющих слово «Blues» в своем названии, именно запись «Crazy Blues» считается первой блюзовой записью из когда-либо выпущенных. Есть также мнение, что это первая блюзовая запись именно чернокожей певицы. Афроамериканцы записывались и раньше, например, известный исполнитель «песен енотов» Джордж У. Джонсон (George W. Johnson) впервые был записан ещё в 1890-х годах. Но все они исполняли исключительно «белую» музыку, подавляющее число поклонников среди европейско-американской аудитории. Успех записи Смит именно среди чернокожего населения побудил звукозаписывающие компании заняться записью других блюзовых исполнителей и начал эру так называемого классического женского блюза в США. 
«Crazy Blues» - Mary Stafford and her Jazz Band (1921).
Все звукозаписывающие компании поспешили заполучить собственных чернокожих певиц. Columbia в 1921 году записывает свой вариант «Crazy Blues» с Мэри Стаффорд (Mary Stafford). Исполнители блюза, такие как Трикси Смит, Альберта Хантер и Этель Уотерс (Trixie Smith, Alberta Hunter & Ethel Waters), записываются на Black Swan, Ма Рейни и Ида Кокс (Ma Rainey & Ida Cox) – на Paramount, а Бэсси Смит (Bessie Smith) – на Columbia. Из-за своего исторического значения, «Безумный блюз» был введен в Зал славы Грэмми в 1994 году и был выбран для сохранения в Национальном реестре записей Библиотеки Конгресса в 2005 году.
«U Need Some Lovin' Blues» - Mamie Smith (1921).
Через год Смит порвала с Брэдфордом и вернулась к театральным выступлениям, как певица и танцовщица, продолжая записываться на Okeh Records. В 1924 году она выпустила три релиза для Ajax Records, которые, хотя и активно рекламировались, не очень хорошо продавались, и сделала несколько записей для компании Victor.
«Harlem Blues» - Mamie Smith (1935).
Смит гастролировала по Соединенным Штатам и Европе со своей группой - Mamie Smith & Her Jazz Hounds, в рамках Mamie Smith's Struttin 'Along Review, в котором называла себя как «Королева Блюза». Она продолжала играть в различных театрах до 1931 года, пока не ушла на пенсию.
«Lord, I Love That Man» - Mamie Smith (1939).
Одна их самых известных чернокожих певиц первой половины 20-х годов умерла 16 августа 1946 года в отчаянной бедности и была похоронена в братской могиле. Согласно Jas Obrecht Music Archive website, в 1963 году музыканты из Изерлона, Западная Германия на деньги фонда Hot Jazz купили надгробный камень с надписью: «Мэйми Смит (1883–1946): первая Леди Блюза». С помощью блюзовой певицы Виктории Спиви и издателя Record Research Magazine Лена Кунштадта Смит была перезахоронена в Мемориальном парке Фредерика Дугласа в Ричмонде, Нью-Йорк. Однако, согласно веб-сайту кампании 1World1Family.me, Мейми Смит все еще похоронена без надгробия в той же братской могиле.
«Crazy Blues» - Leon Redbone (1977).
Брэдфорд пережил ее на 24 года. В своей книге «Born With The Blues», написанной в конце 60-х годов, он назвал запись «Crazy Blues» главным событием своей жизни.
«Crazy Blues» - Catherine Russel (2012).
«Crazy Blues» исполнялся многими певцами и группами, например, Original Dixieland Jazz Band (1921), Cliff Carlisle (1930), Jerry Wald Orchestra (1934), Clarence Williams (1935), Georgia White (1938), Mac Wiseman (1953), Leon Redbone в альбоме «Double Time” в 1977 году, Catherine Russell (2011) и Raphaël Lemonnier в 2012.
«Crazy Blues» - Jazz Piano Solo by Michael Gundlach.


Продолжение следует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий