вторник, 24 марта 2020 г.

Что слушали в Российской Империи в 1904 году (часть 3).

Топ 15 русских песен 1904 года (№№ 11 – 15).
№11. «Все говорят, что я ветрена бываю» -  цыганский романс композитора Ф. Садовского на стихи В. Павлова. 
Анастасия Вяльцева - «Все говорят, что я ветрена бываю».
Все говорят, что я ветрена бываю,
Все говорят, что я многих люблю!
Ах, почему же я всех забываю,
А одного я забыть не могу?

Многих любила, всех я позабыла,
Лишь одного разлюбить не могу!
Ах, почему же я всех забываю,
И лишь его я забыть не могу?

Не отравляйте душу мне больную,
Не вспоминайте о нём, вас молю!
Лучше в могилу кладите живую,
Но не скажу вам, кого я люблю.

Романс был впервые записан  Анастасией Вяльцевой.

№12. «Не уверяй, брось!» - цыганский романс, написанный Иваном Августовичем Бородиным в 1902 году и записанный на грампластинку Анастасией Вяльцевой под аккомпанемент фортепиано в 1904 году.
Галина Сидоренко – «Не уверяй, брось!» (2014).
Мне говоришь, рабом ты будешь,
Молиться станешь мне одной,
Что век меня ты не забудешь,
Лишь только б я была с тобой.

Не уверяй, брось!
И не целуй, брось!
Все лишь обман,
Любви туман.

К себе ты страсти не возбудишь,
Не верю я любви твоей,
Моим ты никогда не будешь.
И не отдам души моей.

Не уверяй, брось!
И не целуй, брось!
Все лишь обман,
Любви туман.
«Не уверяй, брось!» в исполнении Анастасии Вяльцевой.

№13. «Моя любовь для Вас забава» - романс для голоса в сопровождении фортепиано, написанный известным русским музыкантом, композитором и дирижером Яковом Федоровичем Пригожим на стихи А. Александрова, был опубликован в 1898 году. Романс входил в репертуар Анастасии Вяльцевой и Надежды Плевицкой.
Лидия Скусниченко – «Моя любовь для Вас забава» (2020).
Песня была впервые записана на грампластинку в исполнении автора в 1904 году.

№14. «На старом кургане» - романс В.С. Калинникова на слова И. С. Никитина.
Владимир Кузнецов в сопровождении ансамбля казачьей песни «Криница» – «На старом кургане» (2020).
На старом кургане, в широкой степи, 
Прикованный сокол сидит на цепи. 
Сидит он уж тысячу лет, 
Всё нет ему воли, всё нет! 
И грудь он когтями с досады терзает, 
И каплями кровь из груди вытекает. 
Летят в синеве облака, 
А степь широка, широка...

Романс представляет собой отрывок из стихотворения «Хозяин», написанного русским поэтом Иваном Саввичем Никитиным. Произведение было впервые прочитано Никитиным в Воронеже на вечере в пользу воскресной школы 9 апреля 1861 года. В образе сокола, прикованного к цепи, поэт дал символическое изображение России, закованной в цепи рабства. Песня сумасшедшего «На старом кургане в широкой степи…» положена на музыку русским композитором и дирижером Виктором Сергеевичем Калинниковым в 1887 году, в своё время пользовалась большой популярностью. Калинников был непревзойденным мастером хоровой миниатюры, владел всеми тонкостями хорового письма. Композитором написано немало оригинальных хоровых произведений на стихи русских поэтов Пушкина, Кольцова, Никитина. 
Хор Ленинградского радио и телевидения под упр. Григория Сандлера – «На старом кургане» (2015).
Романс был записан на грампластинку Василием Семеновичем Шароновым в 1904 году.

№15. «Ночи бессонные» - цыганский романс Я.Ф. Пригожего на стихи А.А.Протопоповой - фантазия на тему известного романса «Ночи безумные» на слова А. Апухтина.
Лидия Скусниченко – Ночи безумные (2020).
Ночи безумные, ночи бессонные!
Душные комнаты, пенье цыганское;
Страстные речи, глаза утомленные;
Смятые розы, в бокалах шампанское...
Ночи безумные, ночи бессонные!

Ночи проклятые! В вас схоронила я
Веру в себя, в человека, в прекрасное;
Вами загублена молодость милая...
Все дорогое мне, светлое, ясное!..
Ночи безумные, ночи бессонные!

Чуть позабудешься ночью морозною,
Взглянешь на небо, луной озаренное;
Вспомнится тройка, да гиканье грозное...
Ночи безумные, ночи бессонные!
Ночи безумные, ночи бессонные!

Этот же вариант текста под заглавием «Смятые розы» опубликован в сборнике «Очи черные: Старинный русский романс». М.: Эксмо, 2004. - с пометкой: Из репертуара Ляли Черной (1909-1982). Вольное изложение Л. Черной романса «Ночи безумные».

Комментариев нет:

Отправить комментарий