Магнитофон (от магнит и греч. φωνή звук) — электромеханическое устройство, предназначенное для записи звуковой информации на магнитные носители и/или её воспроизведения. В качестве носителя используются материалы с магнитными свойствами: магнитная лента, проволока, магнитные манжеты, диски, барабаны и т. д.
Магнитофон,
катушечная или кассетная дека являются самыми известными и распространенными
записывающими и воспроизводящими звук компонентами. Звук записывался на катушку
или кассету, на которую намотан звуковой носитель. Запись
сигнала осуществляется при прохождении ленты через магнитную головку.
Разделяют
магнитофоны для записи звука (собственно магнитофоны в строгом значении слова,
именно о них и пойдёт речь ниже) и для записи видеосигнала (видеомагнитофоны).
Магнитофон для технической записи речи называется диктофоном. Магнитофонами в
обиходе нередко называют также разнообразные устройства для магнитной записи
цифровой и аналоговой информации незвукового характера (регистраторы параметров
технических устройств, накопители вычислительных машин).
Классификация:
по типу
носителя магнитофоны подразделяются на ленточные (катушечные и кассетные) и
проволочные. Кроме того, известны аппараты, использующие магнитный диск или
манжету;
по виду
регистрируемой информации магнитофоны разделяют на аналоговые и цифровые;
по
области применения магнитофоны разделяют на студийные, бытовые, специальные
(репортёрские, диктофоны, для тайной звукозаписи и пр.) и промышленные
(последний тип ранее широко использовался не только для записи звуковой
информации, но и для записи аналоговых данных: например, сигналов с аналоговых
датчиков температуры, давления и пр. в промышленных процессах или лабораторных
исследованиях; промышленные магнитофоны для записи данных в некоторых
источниках также называют магнитографами);
по
наличию встроенного усилителя мощности — на полные магнитофоны и
магнитофоны-приставки (жаргонное «дека» от англ. deck — панель);
по
мобильности — на носимые (работающие в движении), переносные и стационарные.
Магнитофоны
также можно классифицировать:
по числу
воспроизводимых и записываемых дорожек: 1, 2, 4 или более;
по
скорости движения носителя при записи и воспроизведении. Самые распространённые
стандартные значения скорости при использовании магнитной ленты: 76,2
(студийные магнитофоны старого образца), 38,1 см/с (бытовые и студийные
магнитофоны); 19,05 см/с (бытовые и студийные магнитофоны); 9,53 см/с (бытовые
и студийные магнитофоны); 4,76 см/с; 2,38 см/с (диктофоны, кассетные
магнитофоны). Существуют многоскоростные магнитофоны, магнитофоны с другими
значениями скорости, а также с изменяющейся скоростью ленты по мере её
перематывания;
по числу
головок: одна (только воспроизводящая, в магнитофонах-проигрывателях), две
(наиболее часто реализуемый вариант: первой, по ходу движения ленты, стоит
стирающая головка, далее — универсальная, которая может как записывать, так и
воспроизводить информацию), три (так называемый «сквозной тракт» — для записи и
воспроизведения используются раздельные специализированные головки), четыре (с
дополнительной головкой воспроизведения, работающей при реверсивном ходе
ленты), реже — больше;
по
формату записи-воспроизведения: монофонические, стереофонические,
квадрофонические, многоканальные.
История.
Старейший
вариант: немагнитный способ записи звука на воске
Самые ранние известные аудио записи были немагнитными, эта аналоговая версия была изобретена Александром Грэмом Беллом в лаборатории фонда Вольта и запатентована в 1886 году (патент США 341214).
Для
записи была использована бумажная полоса шириной 4,8 мм покрытая воском или
парафином методом погружения, затем с одной стороны слой соскабливался.
Записывающая
машина изготавливалась из прочного дерева и металлических конструкций, с ручным
управлением и с помощью ручки крепилась к маховику.
Бумажная
лента, покрытая воском, наматывалась на катушки диаметром 200 мм, и двигались
вокруг внешнего шкива (с направляющими фланцами), установленного на основном
вертикальном валу. Затем ленту перематывали на другую катушку, и острая игла
производила запись, соскабливая с полосы воск. В режиме воспроизведения
свободно установленная игла, прикрепленная к резиновой диафрагме,
воспроизводила записи через трубу.
Обе
функции записи и воспроизведения использовались поочередно. При вертикальной
регулировке на ленту можно было записать несколько дорожек. Это был интересный
прототип современного магнитофона, который он несколько напоминал в дизайне.
Магнитная
запись
Принцип
магнитной записи на стальную проволоку в 1888 году впервые разработал Оберлин
Смит. Однако первое работающее устройство было изготовлено датским инженером
Вальдемаром Поульсеном лишь в 1895 г. Сам аппарат изобретатель назвал
«телеграфоном».
В 1898
году Поульсен продемонстрировал это на практике. Привод аналоговой магнитной
записи и его преемник использует метод намагничивания ленты, которая движется с
постоянной скоростью мимо печатающей головки. Записываемый электрический сигнал
подается на записывающую головку, записывая звуковые сигналы. Воспроизводящая
головка преобразует сигнал с магнитной ленты в электрический сигнал.
Стальная
проволока как вариант носителя
В конце
1890-х годов первый проволочный прибор для записи звука был продемонстрирован
Вальдемаром Поульсеном в «Telegraphone» и почти сразу в течение 1920-х и 1930-х
годов различными компаниями (в основном это были американские компании
Telegraphone) были выпущены рекордеры, где в качестве записывающего материала
использовалась проволока.
В 1920-х
годах на основе теоретических разратоток Оберлина Смита и практических опытов
Вальдемара Поульсена появились первые магнитные звуковые устройства со
звуковыми носителями из стальной проволоки, предназначенные в основном для
целей диктовки. Впервые принцип фиксации изображения и звука на магнитной ленте
описал советский инженер и изобретатель Борис Александрович Рчеулов.
В 1922
году Рчеулов сделал два ключевых изобретения, положивших основу всей дальнейшей
видеотехнике. Первое — вакуумные трубки с вибрирующими элементами, второе —
система магнитной записи на движущуюся металлическую ленту с катушкой для её
намотки. С их помощью предлагалось осуществлять запись и воспроизведение
визуальных и звуковых сигналов и одновременный прием на множество приемников.
Патенты на эти изобретения получены в 1924 году. Однако попытки Б. А. Рчеулова
добиться реализации своих изобретений на Родине не увенчались успехом.
В 1925
году немецкий изобретатель Курт Штилле (Curt Stille) представил
электромагнитное устройство, записывающее речь на магнитную проволоку.
Впоследствии аппараты его конструкции, использовавшие тонкую стальную ленту в
качестве носителя, производились под маркой «Маркони-Штилле», и применялись на
Би-би-си с 1935 до 1950 года.
Широкое
использование записывающие проволочные устройства получили в течение 1940-1960
годов после появления первых, относительно недорогих модификаций,
изготавливаемых по лицензии международной компании «Brush Development Company»
и Технологического института из Иллинойса, которые в дальнейшем продали
лицензию на производство своей продукции десяткам производителей в США, Японии
и Европе.
С 1950
годов проволока, как носитель информации, широко использовалась в авиации в
т.н. «Черных ящиках» для записи полетных данных. Потребительские проволочные
рекордеры предлагались для домашних развлечений или как недорогая замена
коммерческих офисных рекордеров, но появление в 1946 году на потребительском
рынке магнитофонов, быстро вытеснило проволочные рекордеры с рынка.
Магнитная
лента
После
того, как в 1928 году Фриц Пфлеймер (Dr. Fritz Pfleumer) запатентовал покрытую
намагничивающимся стальным порошком магнитную ленту (сначала на бумажной
основе, затем — на полимерной) в качестве устройства для хранения звука, в 1935
году фирма AEG представила магнитофон, который был оснащен лентой из ацетата
целлюлозы шириной 6,5 мм от I.G. Farbenindustrie Aktiengesellschaft. С 1939 года ленту стали покрывать
ферромагнитным оксидом железа (γ) -Fe2O3.
В
1934—1935 фирма BASF начала серийный выпуск магнитной ленты на основе
карбонильного железа либо магнетита на диацетатной основе. В 1935 фирма AEG
выпустила первый коммерческий плёночный магнитофон под названием Magnetophon
K1. Само слово Magnetophon долгое время было торговой маркой AEG-Telefunken,
хотя при этом вскоре стало нарицательным в ряде языков, в том числе в русском.
После окончания Второй мировой войны магнитофоны AEG-Telefunken были вывезены
из Германии в СССР и США, где спустя несколько лет (в Америке — в 1947) были
построены аналогичные аппараты.
Применение
намагничивающегося ленты произвело революцию как в области теле и радиовещания,
так и смежных отраслей, таких как звукозапись. Магнитная лента с минимальными
потерями в качестве обеспечивала большую гибкость во время записи и перезаписи
звука, а также во время редактирования.
Альтернативные
технологии записи не могли обеспечить этот уровень качества и функциональности
в какой-либо сравнительной степени. Магнитная лента стала доступным материалом,
обладающим самым высоким качеством аналогового носителя звука.
Видеомагнитофоны
Эксперименты
по магнитной записи видеосигнала начались в самом начале 50-х, и первый
работоспособный прототип был продемонстрирован уже ноября 1951 года. Запись
велась линейно, поэтому скорость протяжки ленты была очень высокой.
Первый
коммерческий видеомагнитофон появился в Англии на студии BBC в 1952 году,
аппарат назывался VERA (Vision Electronic Recording Apparatus) и также
использовал линейную запись, при этом лента протягивалась со скоростью 360
дюймов/сек, а полоса частот видеотракта была всего 1 МГц, но даже в таком
примитивном варианте видеомагнитофон VERA превосходил по качеству изображения
кинорегистраторы. Хотя чуть позже удалось в несколько раз снизить скорость
протяжки ленты за счёт разделения полной полосы частот видеосигнала на более
узкие полосы и их записи на несколько дорожек, и были изготовлены даже цветные
видеомагнитофоны, было ясно, что линейная видеозапись не имеет будущего, и
фирма Ampex, отлично это осознавая, вела разработки поперечно-строчной записи
при помощи головок, закреплённых на вращающемся барабане. Первые
работоспособные прототипы появились в 1953—1954 годах, первый коммерческий
видеомагнитофон с поперечно-строчной записью в 1956 году. Главной проблемой
было создание головок, способных хорошо работать на частотах выше 1-1,5 МГц.
Бытовые
катушечные видеомагнитофоны на ленте шириной дюйм и полдюйма появились в
начале-середине 60-х гг.; в середине 70-х появились кассетные системы, и после
непродолжительной борьбы систем Betamax и VHS, различавшихся механикой
лентопротяжного механизма и качеством изображения, победила VHS. При этом
Betamax давала лучшее качество изображения, но обладала более сложным и менее
надёжным лентопротяжным механизмом, что в конечном итоге и решило его судьбу.
Современный студийный стандарт Betacam является развитием Betamax.
Кассетные
магнитофоны.
Стремление
к миниатюризации бытовых магнитофонов и повышению удобства пользования ими
привела к появлению на рынке, начиная с 1950-х гг., различных кассетных систем.
Ко второй половине 1960-х фактически единым стандартом стала компакт-кассета,
разработанная компанией Philips. В 1980—1990-х годах магнитофоны с компакт-кассетой
практически вытеснили катушечные системы с потребительского рынка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий