Дорогие
друзья! 18 ноября 1909 года в Savannah (штат Джорджия) на свет появился
поэт-песенник, певец и соучредитель "Capitol Records" – Джонни Мёрсер
(John Herndon "Johnny" Mercer). Он прежде всего известен как автор
текста к таким песням, как "P.S. I Love You" (1934), "Goody
Goody" (1936), "Too Marvelous for Words" (1937), "Jeepers,
Creepers!" (1938), "I Thought About You" (1939), "I
Remember You" (1941), "That Old Black Magic" (1942),
"Skylark" (1942), "I'm Old Fashioned" (1942), "My
Shining Hour" (1943), "One for My Baby (and One More for the
Road)" (1943), "Dream" (1943) – слова и музыка написаны Джонни
Мёрсером, "Laura" (1945), "Autumn Leaves" (английский текст,
1947), "Moon River" (1961), "Days of Wine and Roses"
(1962), "Summer Wind" (1965).
Многие из
них были написаны для популярных в те годы кинокартин и бродвейских шоу. Помимо
этого, Мёрсер нередко выступал в качестве композитора и исполнителя своих песен.
За свою музыкальную карьеры Мёрсер 12 раз выдвигался на премию Американской
киноакадемии и четырежды становился лауреатом «Оскара» в восемнадцати
номинациях за лучшую оригинальную песню:
1946 —
«On the Atchison, Topeka and the Santa Fe» (музыка Гарри Уоррена) — фильм «The
Harvey Girls».
1951 -
«In the Cool, Cool, Cool of the Evening» (музыка Хоги Кармайкла) для «Here
Comes the Groom».
1961 -
«Moon River» (музыка Генри Манчини) для «Breakfast at Tiffany's».
1962 -
«Days of Wine and Roses» (музыка Генри Манчини) для «Days of Wine and Roses».
Мёрсер также был номинирован на лучшую песню к фильму «Darling Lili» (1970).
Джонни Мёрсер родился
в Саванне, штат Джорджия. Отец семейства, Джордж Андерсон Мёрсер, был известным
адвокатом и застройщиком; мать, Лилиан Элизабет (урожденная Чучевич), была
дочерью хорватского иммигранта, моряка и участника блокады Юга во время
Гражданской войны. Джонни был четвертым сыном Джорджа и его первым сыном от
Лилиан. Его прадедом был генерал Конфедерации Хью Уидон Мёрсер, и он был прямым
потомком американского генерала Войны за независимость Хью Мёрсера, погибшего в
битве при Принстоне. Мёрсер также был дальним родственником генерала Джорджа С.
Паттона.
Cемья Мёрсер была музыкальной и Джонни полюбил музыку с детства. Он приписывал свой музыкальный талант матери, которая очень хорошо пела. Отец мальчика также любил петь, в основном, старые шотландские песни. По словам тётки Джонни "стал вполне внятно напевать музыку, когда ему от роду было шесть месяцев".
Джонни Мёрсер
был одним из немногих белых авторов текстов своего поколения,
"запавших" на "чёрную" музыку. Его лучшими друзьями были
выходцы из простого люда, из слуг и рыбаков, которые говорили и пели на
диалекте, известном как “Geechee”. Джонни также привлекали церковные службы для
чернокожих. У него не было музыкального образования, но мальчик пел в церковном
хоре уже в шесть лет, а в 11 или 12 лет он выучил наизусть почти все песни,
которые слышал, и ему стало любопытно, кто их написал. Позже Мёрсер заявил:
«Песни всегда очаровывали меня больше всего на свете». Однажды он спросил
своего брата, кто лучший автор песен Tin Pan Alley, и тот ответил, что Ирвинг
Берлин.
Несмотря
на то что вначале Мёрсер сильно ориентировался на музыку, его талант прежде
всего проявился в создании слов, хотя он надеялся стать композитором. В
дополнение к текстам песен, которые Джонни легко запоминал, он был заядлым
читателем и писал приключенческие рассказы. Его попытки играть на трубе и
фортепиано не увенчались успехом, и он никогда не мог читать партитуры с
какой-либо легкостью, полагаясь вместо этого на свою собственную систему
нотации.
Будучи
подростком в эпоху джаза, Джонни искал пластинки ранних чернокожих блюзовых и
джазовых исполнителей, включая Ма Рейни, Бесси Смит и Луи Армстронга. Мёрсер
уже в раннем возрасте стал в некоторой степени авторитетом в области джаза. Его
друзья говорили: «Ни один оркестр или новая постановка не могут быть
авторитетно названы «хорошими», пока на них не будет наложена печать одобрения
Джонни». Мёрсер рано начал писать песни, одной из первых работ стала «Sister
Susie, Strut Your Stuff».
Учитывая
давнюю связь семьи Мёрсера с Принстоном, Нью-Джерси и Принстонским
университетом, Джонни готовили к поступлению в Принстон, но эти амбиции были
разбиты финансовыми неудачами его отца в конце 1920-х годов. Джонни пошел
работать в бизнес своего отца, собирая арендную плату и выполняя поручения, но
вскоре ему наскучила рутина и Саванна.
В 1928
году Мёрсер, едва ему исполнилось 19 лет, переехал в Нью-Йорк. Музыка, которую
он любил, джаз и блюз, процветала в Гарлеме, а Бродвей был переполнен мюзиклами
и ревю от Джорджа Гершвина, Коула Портера и Ирвинга Берлина. Водевиль, хотя и
начал угасать, все еще был одним из популярных музыкальных жанров. Джонни
устроился на дневную работу в брокерскую контору. Обладая большим количеством
свободного времени и потрепанным пианино, Мёрсер вернулся к написанию текстов. Однажды
вечером он заглянул за кулисы к популярному комику Эдди Кантору, чтобы
предложить тому комическую песню, и Кантор начал поощрять карьеру Мёрсера.
Первая песня Джонни «Out of Breath (and Scared to Death of You)» (1930),
написанная совместно с его другом Эвереттом Миллером, появилась в музыкальном
ревю The Garrick Gaieties. На шоу Мёрсер познакомился со своей будущей женой,
хористкой Джинджер (Элизабет) Мельцер (Elizabeth Meltzer). Ранее она была одной
из многих хористок, которых преследовал молодой эстрадный певец Бинг Кросби.
Благодаря отцу Миллера, руководителю известного музыкального издательства T.B.
Harms, первая песня Мёрсера была опубликована и записана джазовым скрипачом и
бэнд-лидером Джо Венути.
20-летний
Джонни Мёрсер начал активно общаться с другими авторами песен и учиться своему
ремеслу. Он отправился в Калифорнию, где встретился Бингом Кросби и Луи
Армстронгом. Пообщавшись со своими кумирами Джонни понял, что предпочитает
самостоятельное создание песен, а не написание мюзиклов по требованию. По
возвращении в Нью-Йорк он устроился на работу штатным автором песен в Miller
Music за 25 долларов в неделю, что дало ему базовый доход и достаточно
перспектив.
В 1931
году Мёрсер жениться на Джинджер. Новая миссис Мёрсер бросила хор и стала
швеей, а чтобы накопить денег, молодожены переехали к матери Джинджер в
Бруклин. Джонни не сообщал родителям о своем браке до тех пор, пока это не
произошло, возможно, отчасти потому, что он знал, что Джинджер, будучи
еврейкой, не будет комфортно сидеть с некоторыми членами его семьи, и он
беспокоился, что они попытаются отговорить его от женитьбы на ней.
В 1932
году Мёрсер выиграл конкурс на пение с оркестром Пола Уайтмена, но пение с
группой не сильно помогло его положению. Он дебютировал в записи, спев с
оркестром Фрэнка Трамбауэра, 5 апреля того же года. Затем Мёрсер работал у Ипа
Харбурга, известного своей песней «Brother, Can You Spare a Dime?», что дало Мёрсеру
бесценную подготовку. Во время работы с Уайтменом он записал два дуэта с
коллегой по группе Джеком Тигарденом: «Fare Thee Well to Harlem» и «Christmas
Night in Harlem». Обе песни написаны с сильным черным акцентом. Последний дуэт стал
успешно продаваемой пластинкой.
После
нескольких песен, которые не «выстрелили» во время его работы с Уайтменом, Мёрсер
написал и спел «Pardon My Southern Accent» (1934). Удача наконец-то улыбнулась
Мёрсеру после его случайной встрече с уроженцем Индианы Хоги Кармайклом, уже
известным благодаря своему стандарту «Звездная пыль». Мёрсер, позже хорошо
известный как лирик быстро пишущий свои тексты, потратил год на песню
«Lazybones», которая стала хитом через неделю после ее первой радиоротации.
Региональная
песня на псевдо-черном диалекте отражала настроение того времени, особенно в
сельской Америке. Мёрсер стал членом ASCAP и признанным «братом» в братстве Tin
Pan Alley, получив, среди прочих, поздравления от Ирвинга Берлина, Джорджа
Гершвина и Коула Портера. Уайтмен заманил Мёрсера обратно в свой оркестр (чтобы
петь, писать юмористические сценки и сочинять песни), временно расставшись с
Кармайклом.
Во время
золотого века утонченной популярной музыки конца 1920-х и начала 30-х годов
песни помещались в ревю с минимальным вниманием к сюжетной линии. В 1930-х
годах произошел переход от ревю к театральным и киномюзиклам, использующим
песню для развития сюжета. Соответственно, уменьшился спрос на чисто
самостоятельные песни, которые предпочитал Мёрсер. Таким образом, хотя он и
утвердился в музыкальном мире Нью-Йорка, когда ему предложили работу в
Голливуде для сочинения песен и выступления в малобюджетных мюзиклах для RKO,
он принял предложение и последовал за своим кумиром Бингом Кросби на запад.
Мёрсер
переехал в Голливуд в 1935 году и начал писать музыку для фильмов. Его первым
голливудским заданием стал студенческий мюзикл категории «Б» «Old Man Rhythm»,
в котором он написал две песни и появился в небольшой роли. Следующий проект
Мёрсера, «To Beat the Band», был коммерческим провалом, но это привело его к
встрече и сотрудничеству с Фредом Астером над успешной песней «I'm Building Up
to an Awful Let-Down».
Мёрсер
попал в круг сильно пьющих. Он стал
больше пить и, под воздействием алкоголя, был склонен к агрессивным вспышкам,
что резко контрастировало с его обычно доброжелательным и джентльменским
поведением. Часто он пытался смягчить чувство вины, посылая на следующий день
розы другу или знакомому, с которым он нехорошо обошелся в состоянии
алкогольного опьянения.
Первая
большая голливудская песня Мёрсера, сатирическая «I'm an Old Cowhand from the
Rio Grande», была вдохновлена поездкой по Техасу (он написал и музыку, и
тексты). Она была исполнена Кросби в фильме «Ритм на полигоне» в 1936 году, и с
тех пор спрос на Мёрсера как на автора текстов резко возрос.
Bing Crosby, along with a group that includes Martha Raye, Bob Burns, Louis Prima, and the Sons of the Pioneers, perform a rollicking "I'm an Old Cowhand (from the Rio Grande)" in Rhythm on the Range (1936).
Его
вторым хитом в том же году стала песня «Goody Goody» на музыку Мэтти Малнека. В
1937 году Мёрсер начал работать на Warner Bros. с композитором Ричардом
Уайтингом, вскоре записав стандартную песню «Too Marvelous for Words», за
которой последовала песня «Hooray for Hollywood», открывающая фильм в фильме
«Отель «Голливуд» (1937).
«Hooray for Holllywood» из фильма «Hollywood Hotel» (Басби Беркли заставляет всю труппу качаться в высоком стиле ар-деко с самой потрясающей вступительной сценой в истории кино. С Диком Пауэллом, Фрэнсисом Лэнгфордом, Гарри Джеймсом и оркестром Бенни Гудмена).
После
внезапной смерти Уайтинга от сердечного приступа Мёрсер сотрудничал с Гарри
Уорреном и написал песню «Jeepers Creepers», которая принесла Мёрсеру его
первую номинацию на «Оскар» за лучшую песню (1938).
Еще одним
хитом с участием Уоррена в 1938 году стала песня «You Must Have Been a
Beautiful Baby». Пара также создала «Hooray for Spinach», комическую песню,
созданную для фильма «Непослушный, но милый» в 1939 году.
Во время
затишья в Warners Мёрсер возродил свою певческую карьеру. Он присоединялся к
неформальным шоу менестрелей Кросби, организованным «Westwood Marching and
Chowder Club», в который входили многие голливудские светила. Мёрсер работал
над многочисленными дуэтами для себя и Кросби: некоторые из них были записаны,
а два, «Mr. Gallagher and Mr. Shean» (1938), переработанная старая песня из
водвиля, и «Mister Meadowlark» (1940), стали хитами.
В 1939
году Мёрсер вместе с Бенни Гудманом написал текст к мелодии трубача Зигги
Элмана. Песня называлась «And the Angels Sing», и, хотя она была записана
Кросби и Каунтом Бейси, именно версия Гудмана с вокалом Марты Тилтон и соло на
трубе в клезмерском стиле Элмана стала главным хитом. Годы спустя титул был
выгравирован на надгробной плите Мёрсера.
Мёрсер
был приглашен на радиошоу «Караван верблюдов» в Нью-Йорке, где он исполнял с
оркестром Бенни Гудмана сатирические песни, такие как «You Ought to be in
Pittsburgh», пародию на «You Ought to be in Pictures», а затем стал ведущим
национального шоу в течение нескольких месяцев. Вскоре последовали еще два
хита, «Day In, Day Out» и «Fools Rush In» (оба с музыкой Руба Блума), и Мёрсер
вскоре получил пять из десяти лучших песен на популярном радиошоу Your Hit
Parade.
Во время
своего пребывания в Нью-Йорке Мёрсер также основал недолго просуществовавшую
издательскую компанию. Он взялся за мюзикл «Прогулка с музыкой» (первоначально
называвшийся «Три после трех») с Хоги Кармайклом, но мюзикл был раскритикован
критиками и коммерчески неудачен.
Вскоре
после этого Мёрсер начал работать с Гарольдом Арленом, который писал композиции
под влиянием джаза и блюза. Их первым хитом стала песня «Blues in the Night»
(1941), которую Артур Шварц назвал «вероятно, величайшей блюзовой песней, когда-либо
написанной».
Они
написали песни «One for My Baby (and One More for the Road)» (1941),
«Ac-Cent-Tchu-Ate the Positive» (1944), «That Old Black Magic» (1942) и «Come Rain
or Come Shine» (1946).
«Come
Rain» был единственным бродвейским хитом Мёрсера, написанным для шоу «Женщина
из Сент-Луиса» с Перл Бейли. «On the Atchison, Topeka and the Santa Fe» с
музыкой Гарри Уоррена стала большим хитом для Джуди Гарленд в фильме 1946 года
«Девочки Харви» и принесла Мёрсеру первую из его четырех премий «Оскар» за
лучшую песню после восьми неудачных номинаций.
Мёрсер воссоединился
с Хоги Кармайклом в фильме «Жаворонок» (1941), а десять лет спустя — в
оскароносном фильме «In the Cool, Cool, Cool of the Evening» (1951). Вместе с
Джеромом Керном Мёрсер создал песню «You Were Never Lovelier» для Фреда Астера
и Риты Хейворт в одноименном фильме, а также песню «I'm Old Fashioned».
В 1942
году Мёрсер с помощью продюсера Бадди ДеСильвы и владельца музыкального
магазина Глена Уолличса основал Capitol Records в Голливуде. Он также стал
соучредителем Cowboy Records. Будучи основателем, активно участвовавшим в
управлении Capitol в 40-х годах, он подписал контракты со многими из его важных
артистов, включая Нэта «Кинга» Коула. Это также дало ему возможность делать
собственные записи. Его хит «Strip Polka» стал его третьим релизом.
Но Мёрсер
записывал не только свои песни. Одной из сохранившихся записей, является песня «Zip-a-Dee-Doo-Dah»,
написанная Элли Врубель и Рэем Гилбертом для диснеевского фильма 1946 года
«Песня Юга». Запись Мёрсера была хитом в течение восьми недель в декабре 1947
года и январе 1948 года, достигнув 8-го места. Сегодня эта версия продолжает
оставаться самой популярной на спутниковом канале Sirius 40-х годов.
К
середине 1940-х годов Мёрсер пользовался репутацией одного из ведущих
голливудских поэтов-песенников. Он умел приспосабливаться, внимательно слушал и
впитывал мелодию, а затем преобразовывал ее в свой собственный стиль. Как и
Ирвинг Берлин, он внимательно следовал культурной моде и меняющемуся языку, что
отчасти объясняло долгий срок его успеха. Мёрсер был непревзойдённым мастером
игры слов, и некоторые исследователи его текстов с трудом находили и заново
открывали слова, использовавшиеся последний раз в классической литературе аж
в... 1797 году! В своих песнях он любил использовать каламбуры (Strip Polka) и
современные термины («G. I. Jive»). Мёрсер также использовал звуковые эффекты,
такие как гудок поезда в «Блюзе в ночи» и «На Атчисоне, Топике и Санта-Фе».
Его часто
просили написать новые тексты к уже популярным песням. Тексты песен «Laura»,
«Midnight Sun» и «Satin Doll» были написаны после того, как мелодии стали
хитами. Его также попросили сочинить английские тексты к иностранным песням,
самым известным примером которых является «Autumn Leaves», основанный на
французской песне «Les Feuilles Mortes».
В 1950-х
годах появление рок-н-ролла резко сократило аудиторию Мёрсера и сильно повлияло
на популярность его песен. Мёрсер написал сценарии для нескольких фильмов MGM,
в том числе «Семь невест для семи братьев» (1954) и «Веселый Эндрю» (1958). В
1950-х годах он участвовал в трех бродвейских мюзиклах — «Top Banana» (1951),
«Li'l Abner» (1956) и «Saratoga» (1959).
Его наиболее
успешными хитами 1950-х годов стали «The Glow-Worm» (в исполнении братьев
Миллс) и «Something's Gotta Give». В 1961 году он написал текст песни «Moon
River» для Одри Хепберн в «Завтраке у Тиффани» и в «Днях вина и роз», оба на
музыку Генри Манчини, и Мёрсер получил свой третий и четвертый «Оскары» за
лучшую песню. Две церемонии вручения «Оскара» были первым случаем, когда
команда авторов песен достигла такого успеха.
Мёрсер,
также вместе с Манчини, написал песню «Charade» для одноименного романтического
триллера 1963 года. Классическая песня Тони Беннетта «I Wanna Be Around» была
написана Мёрсером в 1962 году, как и хит Фрэнка Синатры «Summer Wind» в 1965
году.
Свидетельством
высокого уважения, которым пользовался Мёрсер, является то, что он был
единственным автором текстов, чье произведение было записано в виде тома серии
альбомов песен Эллы Фицджеральд. Альбом «Ella Fitzgerald Sings the Johnny
Mercer Song Book» был выпущен лейблом Verve Records в 1964 году.
Мёрсер
скромно относился к своей работе, приписывая большую часть своего успеха удаче
и времени. Он любил рассказывать историю о том, как ему предложили написать
тексты для музыки Джонни Манделя к фильму «Кулик», но продюсер отказался от него.
Продюсер предложил заказ Полу Фрэнсису Уэбстеру, и результатом стала песня «The
Shadow of Your Smile», которая стала огромным хитом, получив в 1965 году
«Оскар» за лучшую оригинальную песню. Тем не менее, Мёрсер и Мандель
сотрудничали над песней 1964 года «Emily» из фильма «Американизация Эмили» с Джули
Эндрюс в главной роли.
В 1969
году Мёрсер помог издателям Эйбу Олману и Хоуи Ричмонду основать Зал славы
авторов песен Национальной академии популярной музыки. В 1971 году Мёрсер
представил ретроспективу своей карьеры для серии «Lyrics and Lyricists Series»
в Нью-Йорке, включив в нее ряд своих «величайших хитов» и выступление Маргарет
Уайтинг. Он был записан вживую под названием «Вечер с Джонни Мёрсером». В 1974
году он участвовал в постановке в Вест-Энде «Хорошие компаньоны».
В конце
своей жизни Мёрсер подружился с пианисткой Эммой Келли (Emma Kelly). Он дал ей
прозвище «Леди шести тысяч песен» после того, как в течение нескольких лет
заставлял ее играть многочисленные песни, которые он называл. Он отслеживал
запросы и подсчитал, что она знает 6000 песен по памяти.
В
последний год своей жизни Мёрсер полюбил поп-певца Барри Манилоу, отчасти
потому, что первым хитом Манилоу была «Мэнди», так же звали дочь Мёрсера
Аманду. После смерти Мёрсера его вдова, Джинджер Мёрсер, договорилась о том,
чтобы передать некоторые незаконченные тексты, которые он написал, Манилоу,
чтобы они могли превратиться в полноценные песни. Среди них была работа под
названием «When October Goes», меланхоличное воспоминание о потерянной любви.
Манилоу применил свою собственную мелодию к тексту и выпустил ее в качестве
сингла в 1984 году, когда она вошла в топ-10 хитов Adult Contemporary в
Соединенных Штатах. С тех пор песня стала джазовым стандартом, с заметными
записями Розмари Клуни, Нэнси Уилсон и Мегон Макдоноу, среди других
исполнителей.
Говорят,
что Мёрсер написал песню «One for My Baby (and One More for the Road)» — одну
из величайших «torch laments» всех времен — на салфетке, сидя за барной стойкой
в P. J. Clarke's, когда Томми Джойс был барменом. На следующий день Мёрсер
позвонил Джойсу, чтобы извиниться за строчку «Итак, подставь их, Джо»,
объяснив: «Я не смог зарифмовать твое имя».
В 1961
году ATCO Records выпустил «Two of a Kind», дуэтный альбом Бобби Дарина и
Джонни Мёрсера с Билли Мэем и его оркестром, спродюсированный Ахметом
Эртеганом.
В 1941
году у Мёрсера завязался роман с 19-летней Джуди Гарленд, в то время как она
была помолвлена с композитором Дэвидом Роузом. Гарленд прекратила близкие
отношения с Мёрсером, когда вышла замуж. В последующие годы Гарленд и Мёрсер
возобновили свой роман. Мёрсер заявил, что его песня «I Remember You» была
самым прямым выражением его чувств к Гарленд.
Джонни Мёрсер
умер в возрасте 66 лет 25 июня 1976 года от неоперабельной опухоли мозга в
районе Бель-Эйр в Лос-Анджелесе, штат Калифорния. Он был похоронен на
историческом кладбище Бонавентура в Саванне. Карикатура с линейным рисунком,
украшающая его памятник, является репродукцией автопортрета.
В 2009
году Клинт Иствуд снял документальный фильм о Джонни Мёрсере "The Dream's
on Me".
Комментариев нет:
Отправить комментарий