E.L.O.
Поп-рок
Арт-рок
Симфо-рок
«On The
Third Day» («На третий день») - третий студийный альбом английской рок-группы
Electric Light Orchestra и первый, записанный без участия Роя Вуда. Альбом был
выпущен в ноябре 1973 года в США на лейблах United Artists Records
(UA-LA188-F), в декабре 1973 года в Великобритании и других европейских странах
- на Warner Bros. Records (56021), Jet Records (JETLP 202), United Artists
Records (30091).
Начиная с этого альбома, слово The было исключено из названий альбомов группы (за исключением «The Night the Light Went On in Long Beach», который был одним из их концертных альбомов). Альбом много переиздавался в 1974-1975 гг., когда ELO добились большой международной популярности.
ИСТОРИЯ
В отличие
от предыдущего ELO 2 (февраль 1973), в этом альбоме Джефф Линн отказался от
длинных сюит в пользу более коротких песен. Тем не менее, первые четыре номера
связаны между собой без перерыва. Совсем короткими песни альбома не назовёшь -
они длятся более 4 минут - такие не любят на радио, но в некоторой степени они
стали более коммерчески удобоваримыми. Альбом «On The Third Day» представляет
собой одно из наиудачнейших сочетаний прогрессивного подхода к рок-музыке с её
в то же время общедоступным характером. Это не так, как бывало с некоторыми
альбомами некоторых известных прог-рок-групп (не будем называть имён), про
которые говорилось многозначительно: "Ну, это надо слу-ушать!", но ни
у кого не хватало сил слушать - слишком скучно, занудно, претенциозно,
искусственно и т.д. и т.п.
«On The
Third Day» - последний альбом ELO, где Линн пытается передать оркестровое
звучание, обходясь всего двумя виолончелями и одной скрипкой, путём
многократных кропотливых наложений. Уже в следующем альбоме «Eldorado» (1974)
он наймёт настоящий оркестр.
В
процессе записи Оркестр Электрического Света претерпел несколько изменений в
составе. Скрипач Уилф Гибсон записался только на композициях, составивших
вторую сторону пластинки и ушёл (а может быть и был уволен) из группы. Причиной
стало его недовольство зарплатой. Интересно, что в дальнейшем он принимал
участие в некоторых записях ELO, но как наёмный сессионный музыкант, которого
даже не упоминают в титрах альбомов. На смену Гибсону пришёл скрипач классической
школы Мик Камински, уже с 14 лет игравший в симфоническом оркестре английского
города Лидса.
Одновременно
с Гибсоном ушёл виолончелист Колин Уолкер. Причина нигде не указана, но скорее
всего та же - недовольство зарплатой. Найти замену ему не удалось, и Майк
Эдвардс остался единственным виолончелистом в группе. Очевидно классические
виолончелисты не горели желанием играть в рок-группе, потому что место было
по-прежнему вакантно в сентябре 1973, когда понадобилось снять рекламный клип
для сингла "Showdown". Тогда попросили звукоинженера Рика Паннелла
просто для съёмки изобразить из себя виолончелиста. А когда подоспело время
выпуска в ноябре 1973 года в США альбома «On The Third Day» - вторым
виолончелистом в титрах указали вымышленное имя Ted Blight.
И только
накануне американского турне в поддержку альбома к ELO присоединился Хью
Макдауэлл. Точнее - не присоединился, а вернулся, ибо он уже играл в первом
составе группы в 1972 году, но ушёл вместе с Роем Вудом в его группу Wizzard. Как
известно, уход этот сопровождался многочисленными взаимными упрёками, и
взаимоотношения между Wizzard и ELO были далеко недружелюбными. Однако
музыканты Оркестра забыли все обиды, когда им позарез понадобился живой
виолончелист для турне, и Хью заступил на эту должность уже в ноябре 1973-го.
Его даже сняли в знаменитой обложке "с пупками" для американского
издания «On The Third Day», хотя Макдауэл не принимал участия в его записи.
На
сессиях записи альбома в студии нередко зависал друг Джеффа Линна Марк Болан.
Друзьям пришло в голову поиграть соло одновременно на двух гитарах. Попробовали
- понравилось, и Болан записался в нескольких вещах альбома «On The Third Day».
Известно точно, что в "Ma-Ma-Ma Belle" и "Dreaming of
4000", а также в не вошедшей на пластинку песне "Everyone's Born to
Die". Болан не упомянут в титрах альбома, скорее всего дабы избежать
конфликтов с его компанией грамзаписи, потребовавшей бы в таком случае денег за
использование "её" артиста.
(Вообще-то
приём с двойным гитарным соло друзья использовали за год до того, когда Линн
записался на сингле T-Rex - "Solid Gold Easy Action". Это знаменитая
песня, в которой Болан мистически предсказал обстоятельства своей будущей
смерти. Там есть такая строчка: "Life is the same and it always will be /
Easy as picking foxes from a tree" - "Жизнь одинакова и всегда будет
/ Лёгкой как снятие лисиц с дерева". Он погиб в 1977 году от того, что
пьяная подруга уснула за рулём Mini, и машина врезалась в дерево. Это был белый
клён (по-английски его зовут сикамора). Из дерева с трудом вытащили застрявший
регистрационный номер машины FOX 661L, а "fox" - по-английски
"лисица"...)
Клавишник
ELO Ричард Тэнди употребляет на альбоме в больших количествах Мини Муг,
особенно в монументальном инструментале "Daybreaker", где Муг -
солирующий инструмент. В первом номере "Ocean Breakup/King of the
Universe" (Конец океана/Король Вселенной) звучит азбука морзе, передающая
буквы названия группы: ELO. Джефф Линн повторит этот трюк через 10 лет в
альбоме Secret Messages (1983). В песне "Bluebird Is Dead" (Голубая
птичка умерла) Линн применил битловский трюк, поместив гитарное соло задом
наперёд. "Я подумал, что пришло время кому-то использовать это
снова," - комментировал Джефф. - "Хотя это можно делать только в
определённом контексте... Как например в "Bluebird Is Dead", где
парень разговаривает с кем-то умершим, потому что не может смириться с фактом,
что она умерла. Что тут поделаешь с разницей между жизнью и смертью."
"In
the Hall of the Mountain King" - это композиция "В пещере горного
короля" норвежского композитора Эдварда Грига из сюиты "Пер
Гюнт", иногда её называют "Шествие троллей" - одна из самых
популярных и всем известных мелодий классической музыки.
Песня
"Showdown" изначально планировалась как внеальбомный отдельный номер
для сингла. И поскольку сингл вышел в Британии на Harvest, то есть на другом
лейбле, чем альбом, то в британскую версию On The Third Day песню не включили.
"Showdown" вышла в Америке как на сингле, так и в альбоме, который,
впрочем, позже переиздавали повсюду в Европе, переняв в том числе и
американскую обложку альбома.
ОБЛОЖКА И
НАЗВАНИЕ
Название
альбома "На третий день" очевидно связано с библейской книгой Бытия,
в которой говорится, что на третий день Бог создал сушу и растения.
"И
сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится
суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И
увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву,
сеющую семя и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя
его на земле. И стало так...И увидел Бог, что это хорошо."
Сам
альбом, кажется, ничто не связывает с этой концепцией. Здесь не поётся ни о
суше, ни о растительности на ней. Наверное, просто обыгрывается что это третий
альбом ELO - как "третий день" их творений.
«On The
Third Day» выходил в двух вариантах обложки. В США на обложку поместили
фотографию знаменитого американского фотографа моды и портретов Ричарда
Аведона. Он делал широко известные фотопортреты многих звёзд, типа Мэрилин
Монро, Энди Уорхола и т.п., отличающиеся своим минимализмом, снятые обычно на
голом белом или тёмном фоне. Фотографируя Оркестр Электрического Света, Аведон
предложил музыкантам показать свои пупки, что мы и наблюдаем.
Европейская
обложка «On The Third Day» была по смыслу немного ближе к названию альбома,
демонстрируя крупным планом лицо Джеффа Линна, в задумчивости зависшего над
земным шаром. Но выполнено это почему-то грубовато - нет чтобы сделать
изощрённый коллаж или рисунок, вписывающий Линна в этот ландшафт. Здесь просто
вырезанный квадрат фотографии помещён отдельно над фотографией Земли. Наряду с
этой в Европе ходил и американский вариант обложки "с пупками". Как
пошутил один фан ELO про ту обложку: "И сказал Бог на третий день: Да
будет Оркестр Электрического Света и был Оркестр Электрического Света, и все
ликовали, и все получили пупки."
-----------------—
Джефф
Линн назвал «On The Third Day» своим самым любимым из всех студийных альбомов
ELO. "Он просто наглый," - говорит он об этом альбоме. "Это всё
равно что представлять себя оркестром, имея всего лишь две виолончели и одну
скрипку. Мне нравится этот звук, просто разрежённый двумя виолончелями и одной
скрипкой... Потом, конечно, я пришёл к полноценному оркестру из 30 единиц, но мне
просто нравится в On The Third Day его чувство одиночества."
Альбом
получил в основном положительные оценки музыкальных критиков. Так, по словам
Брюса Эдера из AllMusic, он «продемонстрировал заметный прогресс, с более
полным и сплоченным звучанием группы в целом и значительными улучшениями в
пении и текстов песен Джеффа Линна. Именно здесь группа обрела знакомое
звучание, голос Линн внезапно продемонстрировал привлекательную
выразительность, напоминающую Джона Леннона в первые годы его сольной карьеры,
а также продемонстрировал британскую задушевность, которой совершенно не
хватало ранее».
В
рецензии журнала Rolling Stone (январь 1974) отмечено, что четыре песни первой
стороны альбома «связаны в свободную сюиту, основным источником вдохновения
которой, похоже, был «Белый альбом» Beatles. Помимо очевидного сходства
«Bluebird Is Dead» с «Dear Prudence» и «Oh No Not Susan» с «Happiness Is a Warm
Gun», весь этот набор песен имеет то же самое настроение глубокого
интроспективного покоя, которое было характерно для последнего».
Комментариев нет:
Отправить комментарий