суббота, 9 ноября 2024 г.

«Музыка в доме Толстых».

Русский романс.

9 сентября 2024 года исполнилось 196 лет со дня рождения Льва Николаевича Толстого. Толстые не только всегда любили музыку и слушали её, но и исполняли, и вдохновляли других на написание прекрасных произведений, и сочиняли сами.

Эдуард Хиль - "Мы вышли в сад" (М.Толстой - А.Толстая)

Романс «Мы вышли в сад», написанный младшим сыном писателя на стихи своей жены — один из популярнейших и любимейших романсов в истории этого жанра. А романсы Татьяны Толстой (Толстой — в замужестве, Шиловской — в девичестве) на слуху у каждого, даже у того, кто только-только соприкоснулся с этим жанром: «О, позабудь былые увлеченья!», «Мираж», «Баюшки-баю», «Я тебе ничего не скажу», «Тихо всё». Татьяна Константиновна сама прекрасно исполняла романсы. Хотя графский титул не позволял ей широко концертировать, она выступала по частным приглашениям и на благотворительных вечерах. По воспоминаниям современников, своим пением она буквально завораживала слушателей. Она не стремилась к эстрадному блеску, к эффектности, а покоряла искренностью, богатством чувств и психологических красок.

Пожалуй, самым популярным поэтом в роду Толстых был Алексей Константинович Толстой. «Средь шумного бала», «Колокольчики мои», «Благословляю вас, леса» — романсы любимые, популярные, исполняемые. А вот ещё один романс на стихи А.К. Толстого композитора В.Н. Пасхалова.

Романс «Ты не спрашивай» (музыка В.Н. Пасхалова, стихи А.К. Толстого). Исполняет Юлия Зиганшина.

Виктор Никандрович Пасхалов родился в Саратове, учился в Казанском университете, в Московской консерватории, был вольнослушателем в Парижской консерватории, потом вернулся в Россию, последние годы жил в Казани. Создатель и заведующий первой бесплатной музыкальной школы в Казани, автор 60-ти романсов, оперы «Первый винокур» (не окончена), составитель сборника русских народных песен, Пасхалов сам был прекрасным исполнителем своей музыки. Из воспоминаний: «…Пасхалов играл чудно, играл, увлекаясь и забывая тоску, которая грызла его больное сердце. Странным, выразительным шепотом он пел свои романсы, аккомпанируя до художественной тонкости. Слушатели проводили с музыкантом целые ночи до самого утра, нервное напряжение, вызываемое его вдохновенной музыкой, заставляло некоторых дам падать в обморок, мужчин плакать. Такие концерты назывались в Казани „пасхаловскими ночами“…». Жизнь композитора закончилась трагически: проведя последние годы в нищете, Пасхалов покончил жизнь самоубийством в возрасте 44 лет.

Говоря о музыке, создаваемой Толстыми, нельзя не сказать о «Вальсе», сочинённом самим графом Львом Толстым ещё в молодости. В феврале 1906 года Сергей Танеев уговорил Толстого исполнить это произведение, чтобы записать его. Впервые «Вальс» был опубликован в «Толстовском ежегоднике» в 1912 году.

Вальс Льва Николаевича Толстого Фа Мажор. Видео и аранжировка - Александр Травин.

По признанию сына писателя — Сергея, «первым лицом в музыкальном деле дома была тётя Таня Кузминская». Родная сестра Софьи Андреевны Толстой — Татьяна Андреевна была очень музыкальна и обладала хорошим голосом.

Толстой аккомпанирует Кузминской. Ясная Поляна. Рисунок Ильи Репина. 1891 г.

В Ясной Поляне хранятся нотные сборники Т.А. Кузминской, по которым можно определить наиболее часто исполняемые романсы. Вот один из них.

Андрей Иванов – «Слышу ли голос твой» (Балакирев, Лермонтов).

Юлия Зиганшина и Хоакин Фернандес исполняют романс М. Балакирева на стихи М. Лермонтова "Слышу ли голос твой".

Все любители романса прекрасно знают романс Ширяева на стихи Фета «Сияла ночь». Но не все знают, что появлением этих стихов на свет мы обязаны именно Татьяне Кузминской, вдохновившей своим пением поэта на создание этого творения. Вот эта история со слов самой Татьяны Андреевны. (Из мемуаров Т. А. Кузминской (Берс) «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне»:

«В одно из майских воскресений собралось довольно много гостей, среди которых были Фет с женой. После обеда мужчины пошли курить в кабинет. Как сейчас помню, я пела цыганский романс, „Скажи зачем?“. Все вернулись в гостиную. Я думала больше не петь и уйти, но было невозможно, так как все настойчиво просили продолжать.

Подали чай, и мы пошли в залу. Эта чудная, большая зала, с большими открытыми окнами в сад, освещенный полной луной, располагала к пению. Марья Петровна подходила ко многим из нас и говорила: „Вы увидите, что этот вечер не пройдет даром голубчику Фет, он что-нибудь да напишет в эту ночь“.

Пение продолжалось. Было два часа ночи, когда мы разошлись. На другое утро, когда мы все сидели за чайным круглым столом, вошел Фет и за ним Марья Петровна с сияющей улыбкой. Афанасий Афанасьевич подошел и положил около моей чашки исписанный листок бумаги: „Это вам в память вчерашнего эдемского вечера“.

Заглавие было — „Опять“. Произошло оно оттого, что в 1862 г., когда Лев Николаевич был еще женихом, он просил меня спеть что-нибудь Фету. Я отказывалась, но спела. Потом Лев Николаевич сказал мне: „Вот ты не хотела петь, а Афанасий Афанасьевич хвалил тебя. Ты ведь любишь, когда тебя хвалят“.

С тех пор прошло четыре года. Этот листок до сих пор хранится у меня. Напечатаны стихи были в 1877 г. — десять лет спустя после моего замужества, а теперь на них написана музыка.»

Романс "Сияла ночь" ("Опять") Музыка Ширяева, стихи Фета. Ю.С. Морфесси и акк. С. Макаров, В. де Лазари (1914).

Её пением восхищались не только Толстой, Куприн, Чехов, Блок, Коровин, но и великие певцы Шаляпин и Собинов (в артистическом, особенно вокальном мире — восхищение одних певцов другими встречается не часто!)

Однажды, после концерта в Мариинском театре, к певице подошёл Император, сделал ей дорогой подарок и высказал сожаление, что в его коллекции пластинок нет записей Вари Паниной. В течение нескольких дней такая запись была сделана и выпущена в роскошном подарочном переплёте. Именно эти записи вошли в коллекцию и семьи Толстых.

Два романса из репертуара Вари Паниной: "Глаза"...


и "Чёрт С Тобой"…

В доме Толстых очень любили слушать русские народные песни. Очень ценились и были любимы Толстыми цыганские романсы и песни: «Очи чёрные», «Не вечерняя», «В час роковой».

Любовь Льва Николаевича к музыке, в частности, к песням и романсам, конечно же, не могла не проявиться и в его произведениях. Так «Не вечерняя» звучит в пьесе «Живой труп» наряду с другими цыганскими песнями.

А вот романс «Ключ», который Толстой знал с юности, звучит в доме Ростовых в «Войне и мире». Этот романс был особенно почитаем в доме Толстых. Его пели и по одному, и дуэтом, и трио, и квартетом, и хором!

Романс "Ключ" исполняют Юлия Зиганшина, Хоакин Фернандес и хор переводчиков!

«Музыка в доме Толстых» — тема неисчерпаемая! Тем лучше для исполнителей романсов! Озвучить историю, обратить наши взгляды в глубь веков, оживить, наполнить звуками те пространства, где жили и творили великие поэты, писатели, художники, композиторы — вот одна из почётных задач современных исполнителей!

Комментариев нет:

Отправить комментарий