воскресенье, 17 ноября 2024 г.

Российский рок. Телевизор – «МегаМизантроп» (2004).


Группа "Телевизор"

«Мегамизантроп» Борзыкина вышел в 2004 году и стал вторым альбомом «Телевизора» после длительной паузы. В 2002-м появился женоненавистнический «Путь к успеху», а «Мегамизантроп» оказался ещё жёстче и, так сказать, злобнее. О новом альбоме сам Борзыкин отозвался так: «Я не стремился сделать что-то кардинально отличающиеся от предыдущего альбома, ну, наверное, он ещё более электронный… Может быть, пожестче чуть-чуть, позлее… В остальном все те же технологии, все та же работа с компьютером. Сейчас, мне кажется, я нащупал какой-то новый оттенок звучания, но не мне судить — надо, чтобы музыкальные критики послушали».

В альбоме Михаил решил предъявить миру, а не только неверным дамам, весьма жёсткие претензии, создав саундтрек к своему критичному взгляду на окружающую действительность. Альбом большим успехом не пользовался – уж слишком перпендикулярными состоянию общества выглядели воззрения Михаила Борзыкина. Теперь можно сказать, что лидер «Телевизора» опередил время – сейчас депрессия охватывает всё более широкие слои населения, даже те, которые в 2004-м были беспечны, как дети.

Телевизор – «Аллилуйя» и «Мегамизантроп» (премия "FUZZ", 2004 год)

Для сегодняшних дней тексты «Мегамизантропа» выглядят даже безобидными: Борзыкин больше изучает проблемы одиночества, чем ставит диагнозы обществу. Впрочем, всяких резкостей здесь так или иначе хватает: «Мир устал от зимы, устал от того, что я в нём живу» («Пустой»); «Обезьяны проголодались – потекла ледяная слюна, а еды на всех не хватает – значит, скоро война» («Аллилуйя»); «Неужели ты не видишь: рвутся связки и трещат хребты. Им не нужен позвоночник – им нужны большие жопы и рты. Им бы локти в мозолях, им кишки хватает прямой. А в итоге – расфасованное супердерьмо» («Костыли»). «Обходи» отличается опасным по нынешним временам антиклерикальным содержанием, «Пронесло» повествует о разных судьбах бывших героев рок-н-ролла, и актуальность этого произведения с годами только усилилась.

Телевизор – «Пронесло» (15.09.13)

Торопясь передать смыслы, Михаил Борзыкин не так уж внимательно отнёсся к мелодиями и аранжировкам, представив традиционное для «Телевизора» последних лет минималистичное компьютерное звучание. Правда, без лирики на «Мегамизантропе» тоже не обошлось – «Мандариновый снег» вполне заслуживал более хитовой судьбы, чем получил на самом деле.

Телевизор – «Мандариновый снег»

Презентация альбома состоялась 4 апреля — в клубе «Red Club» (Санкт-Петербург) и 8 апреля — в клубе «16 тонн» (Москва). В период презентации альбома «МегаМизантроп» группа выступала в живом составе: гитарист Сергей Сивицкий, барабанщик Сергей Русанов, вокалист — Михаил Борзыкин. Партии баса и клавиш исполнял ноутбук Борзыкина.

Телевизор – «Если телефон молчит» (2011-06-18)

Общее впечатление от нового альбома было таково: «Мизантропии, ненависти, обличения, протеста, жёстких песен-приговоров всему, что раздражает Михаила Борзыкина, оказалось вдоволь на новом альбоме. Электронный безжалостный саунд, злость интонаций, неистовство робота, признавшего главной задачей всех или вылечить, или уничтожить, — в музыке «МегаМизантропа» было мало позитивной энергии… [зато в этом альбоме Борзыкин] снова отдаёт дань уважения жёсткому электронному фанку, очень подходящему для его пафоса и сверхзадачи группы». Альбом «МегаМизантроп» продолжает электронное звучание, характерное для коллектива с середины девяностых, когда группа фактически распалась и предстала в лице своего основателя, отныне отвечающего за все вопросы, касающиеся выпуска и производства материала.

Телевизор – «Костыли» (2011-06-18)

Михаил: «Я хорошо отношусь к этому стилю и сам 20 лет назад с этого начинал. Песня «Костыли» стилистически, на мой взгляд, сделана похожей чем-то… Я не люблю в чистом виде стилизовать музыку. Все равно там присутствуют какие-то другие элементы. А делать то, что делалось 20 лет назад — нет смысла. Там есть секвенция с жестким FM-звуком и барабаны — я постарался сделать в такой манере, хотя, конечно, есть и отступления. Вообще эти элементы я применял всегда, но только в дозированном виде. Просто подражание не имеет смысла. Я вот был на группе CAMOUFLAGE — у них, конечно, много синтипопа, но кроме этого там очень много и своеобразия. Я получил большое удовольствие от концерта. Если бы это был выдержанный ранний DEPECHE MODE 80-го года разлива, мне бы сейчас это показалось скучновато… К сожалению, я у нас не вижу на официальной сцене каких-то прорывов в этой области — как будто в Европе и в Америке эта мода вернулась… А вообще я хорошо к этому отношусь, так как нас самих в своё время называли то электропопом, то даркпопом, то синтипопом. Вот эти все попы — они интересны, и их у нас, к сожалению, мало. Я удивлен, что такая ситуация… Даже всемирная мода не влияет на наш шоу-бизнес…»

— А.Григорьев, «FUZZ» № 4(2004)

Константин Кинчев назвал «МегаМизантроп» «событием 2004 года».

Телевизор – «Пустой»

Сразу после выхода альбома журнал «Fuzz» дважды публиковал разные отзывы о нём. В первой рецензии была отмечена неоднозначность пластинки и своеобразная отстранённость лирического героя от произносимого текста, вторая, напротив, утверждала о высокой степени заинтересованности героя в происходящем:

«Понять, в чём заключается невероятная ненависть к людям, вынесенная в название, мне не удалось. Скорее, всё наоборот. Критикует человек окружающий его несправедливый лживый мир, ему не всё равно. Так что, я бы назвал впечатление от пластинки полярно — «Мегагуманист». Ещё во времена существования организации «Рок-клуб», господин Борзыкин заявил, что музыкальная часть его композиций не очень важна, поскольку исполняет эпизодическую, второстепенную роль. Собственно, сам музыкальный жанр, в котором работал ТЕЛЕВИЗОР, не располагает к экспрессивности и сложной конструкции. Гибридная смесь синти- и электропопа с густой социальной нагрузкой. Когда человек автор всего своего материала, да ещё к тому же продюсер и звукорежиссёр, слушатель гарантировано получит именно то, что вложил в запись автор. Когда время звучания записи переваливает далеко за половину, совершенно неожиданно обнаруживается совершенно новый ТЕЛЕВИЗОР…

— С.Минченко, «FUZZ» № 6(2004)

Телевизор – «Обходи»

«…Говорить о диске можно в контексте всего его [Борзыкина] творчества в целом. При этом непонятно, понимает ли сам Михаил, какой глубокий бэкграунд открывается за его песнями. Если в молодости его бунт носил политический характер, то уже с начала 90-х он приобрёл характер глобальный, метафизический. И в этом он подлинный экстремист, про́клятый поэт, ещё одно звено в непрерывной тёмной традиции. Богоборец в первую очередь, он пишет песни, в которых напрямую задаёт Богу вопросы, на которые нет ответов. Его мизантропия, ненависть к толпе, — между прочим, важнейшее по Антону Лавею, качество истинного, не балаганного сатаниста. Ненависть же к женщинам, вернее к тёмному лунному женскому началу, перекликается с традиционалистской философией. Борзыкин чётко и прямолинейно формулирует такие вещи, в которых люди боятся признаться себе даже ночью под подушкой. Ещё давно Борзыкин пропел страшные строки, восходящие к древнему учению гностиков, полагавших, что плохой мир мог придумать только плохой бог: «Этот мир никогда не станет иным/ Я не хочу себя здесь плодить/ Я не хочу иметь детей». Люди никогда не примут такое, каким бы мощным хитовым потенциалом ни обладали бы борзыкинские песни. А мелодист он, между прочим, удивительный, — на каждом его альбоме найдётся идеальная поп-баллада, которая, напиши её другой артист, обязательно стала бы хитом…»

— А.Бухарин, «Rolling Stone» № 6(2004)

Комментариев нет:

Отправить комментарий