«Мегамизантроп» Борзыкина вышел в 2004 году и стал вторым альбомом «Телевизора» после длительной паузы. В 2002-м появился женоненавистнический «Путь к успеху», а «Мегамизантроп» оказался ещё жёстче и, так сказать, злобнее. О новом альбоме сам Борзыкин отозвался так: «Я не стремился сделать что-то кардинально отличающиеся от предыдущего альбома, ну, наверное, он ещё более электронный… Может быть, пожестче чуть-чуть, позлее… В остальном все те же технологии, все та же работа с компьютером. Сейчас, мне кажется, я нащупал какой-то новый оттенок звучания, но не мне судить — надо, чтобы музыкальные критики послушали».
В альбоме
Михаил решил предъявить миру, а не только неверным дамам, весьма жёсткие
претензии, создав саундтрек к своему критичному взгляду на окружающую
действительность. Альбом большим успехом не пользовался – уж слишком
перпендикулярными состоянию общества выглядели воззрения Михаила Борзыкина.
Теперь можно сказать, что лидер «Телевизора» опередил время – сейчас депрессия
охватывает всё более широкие слои населения, даже те, которые в 2004-м были
беспечны, как дети.
Для
сегодняшних дней тексты «Мегамизантропа» выглядят даже безобидными: Борзыкин
больше изучает проблемы одиночества, чем ставит диагнозы обществу. Впрочем,
всяких резкостей здесь так или иначе хватает: «Мир устал от зимы, устал от
того, что я в нём живу» («Пустой»); «Обезьяны проголодались – потекла ледяная
слюна, а еды на всех не хватает – значит, скоро война» («Аллилуйя»); «Неужели
ты не видишь: рвутся связки и трещат хребты. Им не нужен позвоночник – им нужны
большие жопы и рты. Им бы локти в мозолях, им кишки хватает прямой. А в итоге –
расфасованное супердерьмо» («Костыли»). «Обходи» отличается опасным по нынешним
временам антиклерикальным содержанием, «Пронесло» повествует о разных судьбах
бывших героев рок-н-ролла, и актуальность этого произведения с годами только
усилилась.
Торопясь
передать смыслы, Михаил Борзыкин не так уж внимательно отнёсся к мелодиями и
аранжировкам, представив традиционное для «Телевизора» последних лет
минималистичное компьютерное звучание. Правда, без лирики на «Мегамизантропе»
тоже не обошлось – «Мандариновый снег» вполне заслуживал более хитовой судьбы,
чем получил на самом деле.
Презентация
альбома состоялась 4 апреля — в клубе «Red Club» (Санкт-Петербург) и 8 апреля —
в клубе «16 тонн» (Москва). В период презентации альбома «МегаМизантроп» группа
выступала в живом составе: гитарист Сергей Сивицкий, барабанщик Сергей Русанов,
вокалист — Михаил Борзыкин. Партии баса и клавиш исполнял ноутбук Борзыкина.
Общее
впечатление от нового альбома было таково: «Мизантропии, ненависти, обличения,
протеста, жёстких песен-приговоров всему, что раздражает Михаила Борзыкина,
оказалось вдоволь на новом альбоме. Электронный безжалостный саунд, злость
интонаций, неистовство робота, признавшего главной задачей всех или вылечить,
или уничтожить, — в музыке «МегаМизантропа» было мало позитивной энергии… [зато
в этом альбоме Борзыкин] снова отдаёт дань уважения жёсткому электронному
фанку, очень подходящему для его пафоса и сверхзадачи группы». Альбом
«МегаМизантроп» продолжает электронное звучание, характерное для коллектива с
середины девяностых, когда группа фактически распалась и предстала в лице
своего основателя, отныне отвечающего за все вопросы, касающиеся выпуска и
производства материала.
Михаил: «Я
хорошо отношусь к этому стилю и сам 20 лет назад с этого начинал. Песня
«Костыли» стилистически, на мой взгляд, сделана похожей чем-то… Я не люблю в
чистом виде стилизовать музыку. Все равно там присутствуют какие-то другие
элементы. А делать то, что делалось 20 лет назад — нет смысла. Там есть
секвенция с жестким FM-звуком и барабаны — я постарался сделать в такой манере,
хотя, конечно, есть и отступления. Вообще эти элементы я применял всегда, но
только в дозированном виде. Просто подражание не имеет смысла. Я вот был на
группе CAMOUFLAGE — у них, конечно, много синтипопа, но кроме этого там очень
много и своеобразия. Я получил большое удовольствие от концерта. Если бы это
был выдержанный ранний DEPECHE MODE 80-го года разлива, мне бы сейчас это
показалось скучновато… К сожалению, я у нас не вижу на официальной сцене
каких-то прорывов в этой области — как будто в Европе и в Америке эта мода
вернулась… А вообще я хорошо к этому отношусь, так как нас самих в своё время
называли то электропопом, то даркпопом, то синтипопом. Вот эти все попы — они
интересны, и их у нас, к сожалению, мало. Я удивлен, что такая ситуация… Даже
всемирная мода не влияет на наш шоу-бизнес…»
— А.Григорьев,
«FUZZ» № 4(2004)
Константин
Кинчев назвал «МегаМизантроп» «событием 2004 года».
Сразу
после выхода альбома журнал «Fuzz» дважды публиковал разные отзывы о нём. В
первой рецензии была отмечена неоднозначность пластинки и своеобразная
отстранённость лирического героя от произносимого текста, вторая, напротив,
утверждала о высокой степени заинтересованности героя в происходящем:
«Понять,
в чём заключается невероятная ненависть к людям, вынесенная в название, мне не
удалось. Скорее, всё наоборот. Критикует человек окружающий его несправедливый
лживый мир, ему не всё равно. Так что, я бы назвал впечатление от пластинки
полярно — «Мегагуманист». Ещё во времена существования организации «Рок-клуб»,
господин Борзыкин заявил, что музыкальная часть его композиций не очень важна,
поскольку исполняет эпизодическую, второстепенную роль. Собственно, сам
музыкальный жанр, в котором работал ТЕЛЕВИЗОР, не располагает к экспрессивности
и сложной конструкции. Гибридная смесь синти- и электропопа с густой социальной
нагрузкой. Когда человек автор всего своего материала, да ещё к тому же
продюсер и звукорежиссёр, слушатель гарантировано получит именно то, что вложил
в запись автор. Когда время звучания записи переваливает далеко за половину,
совершенно неожиданно обнаруживается совершенно новый ТЕЛЕВИЗОР…
—
С.Минченко, «FUZZ» № 6(2004)
«…Говорить
о диске можно в контексте всего его [Борзыкина] творчества в целом. При этом
непонятно, понимает ли сам Михаил, какой глубокий бэкграунд открывается за его
песнями. Если в молодости его бунт носил политический характер, то уже с начала
90-х он приобрёл характер глобальный, метафизический. И в этом он подлинный
экстремист, про́клятый поэт, ещё одно звено в непрерывной тёмной традиции.
Богоборец в первую очередь, он пишет песни, в которых напрямую задаёт Богу
вопросы, на которые нет ответов. Его мизантропия, ненависть к толпе, — между
прочим, важнейшее по Антону Лавею, качество истинного, не балаганного
сатаниста. Ненависть же к женщинам, вернее к тёмному лунному женскому началу,
перекликается с традиционалистской философией. Борзыкин чётко и прямолинейно
формулирует такие вещи, в которых люди боятся признаться себе даже ночью под
подушкой. Ещё давно Борзыкин пропел страшные строки, восходящие к древнему
учению гностиков, полагавших, что плохой мир мог придумать только плохой бог:
«Этот мир никогда не станет иным/ Я не хочу себя здесь плодить/ Я не хочу иметь
детей». Люди никогда не примут такое, каким бы мощным хитовым потенциалом ни
обладали бы борзыкинские песни. А мелодист он, между прочим, удивительный, — на
каждом его альбоме найдётся идеальная поп-баллада, которая, напиши её другой
артист, обязательно стала бы хитом…»
— А.Бухарин,
«Rolling Stone» № 6(2004)
Комментариев нет:
Отправить комментарий