Канзас-сити
джаз
13 ноября
1894 года в Канзас-сити (штат Миссури) родился джазовый пианист и бэнд-лидер Бенни
Моутен (Bennie Moten) – одна из знаковых фигур эпохи становления свинга на
Среднем западе и, наряду с Дюком Эллингтоном (Duke Ellington), создатель
выдающегося джазового оркестра. Ему принадлежит огромная заслуга в
функциональном разделении групп биг-бэнда и разработке музыкального материала
при помощи риффов – коротких повторяющихся мотивов. Кроме того, оркестр Бенни
Моутена достался в наследство Каунту Бейси, который продолжил дело Бенни и
сделал его оркестр ещё более значимым в истории музыки. Бенни Моутена можно по
праву считать родоначальником стиля, впоследствии получившего название
"Kansas City Jazz".
Начинал
Бенни в Новом Орлеане как исполнитель регтайма. Будучи блестящим пианистом, он
в 1922 году сформировал сначала трио, а затем оркестр "Big, Black and
Dirty", сделав свои первые записи в 1923 году. Его постоянным партнером (и
конкурентом) был Уолтер Пэйдж, они вместе и попеременно руководили бэндом
"Blue Devils" (рассказывают, что, когда дела шли плохо, Пэйдж уступал
руководство Моутену).
С 1926 по
1932 годы "Bennie Moten's Kansas City Orchestra" успешно сотрудничал
со звукозаписывающей фирмой "Victor". Чаще всего композиции оркестра
отличались жестким стомп-битом, который был чрезвычайно популярен в
Канзас-Сити.
Популярная
запись Моутена 1928 года «South» на Victor V-38021 (сама по себе римейк первой
версии на OKeh конца 1924 года) оставалась в каталоге Victor на протяжении
многих лет. (В 1935 году хит был переиздан под номером 24893, так как Victor
прекратил выпуск всех оставшихся серий V-38000, которые все еще были в
каталоге.) В конце 1940-х годов композиция стала большим хитом для музыкальных
автоматов (к тому времени переиздана как 44-0004). Она оставалась в печати (как
винил 45) до тех пор, пока RCA не прекратила производство виниловых пластинок.
Моутен
проявил себя не только как музыкант, но и как талантливый менеджер, заключая
контракты с такими молодыми музыкантами, как Каунт Бэйси (с 1929 года), Бен
Уэбстер, Эдди Дарем, Джимми Рашинг, "Хот Липс" Пейдж (Hot Lips Page),
Уолтер Пейдж, и многими другими. Несмотря на финансовые трудности, последняя
запись оркестра Бенни Моутена с Бейси за клавишами и Лестером Янгом на
тенор-саксофоне от 13 декабря 1932 года превосходна по своему качеству и
демонстрирует высокопрофессиональное исполнение. Именно такое оркестровое звучание
стало известно, как "Count Basie's sound", можно сказать,
запатентованный звуковой тренд, во многом повлиявший на становление джаза. Но
случилось этого уже после смерти Бенни Моутена, последовавшей 2 апреля 1935
года от неудачной тонзиллэктомии (операции по удалению миндалин).
В 1935 году оркестр Моутена был признан лучшим свинговым составом страны. После смерти музыканта его племянник Бастер продолжал руководить оркестром, но затем сдался. Вскоре Каунт Бейси, опираясь на многих бывших музыкантов Моутена основал свой собственный оркестр.
Комментариев нет:
Отправить комментарий