«King Porter Stomp» — джазовая композиция была записана Джелли Ролл Мортоном 17 июля 1923
года для лейбла «Gennett Records». По словам композитора, он первоначально записал мелодию-трибьют памяти пианиста
Кинга Портера в 1905 году: «Кинг Портер был пианистом из Флориды, который имел
хорошее музыкальное образование, но, к сожалению, уже умер ... Ему особенно понравилась одна из моих
работ, поэтому я назвал ее в его честь». Что касается названия, Мортон объяснил: «Не было никакого другого значения слова
«топать», кроме того, что люди топали ногами».
«King Porter Stomp», который исполняется в умеренном темпе, по своей музыкальной структуре с трио-партиями соответствует типичному рэгтайму, но не привязан к маршевой форме, а написан в форме AABBXCCC'T. Левая рука играла типичную роль генератора ритма, в то время как правая рука бросала синкопированные паттерны против пульса пьесы. Каждый из них состоит из 16 тактов, при этом правая рука играет паттерны поверх мотивов «Maple Leaf Rag». В более поздних версиях «King Porter Stomp» B-части опущены и вставлены дополнительные трио-партии, но они все больше приобретают качество «топота».
«Топот» («Stomp») — термин, придуманный Мортоном для описания топота
ног, вызванного ритмом. Неологизм впервые появился в записи Мортона, а затем
был принят в джазовый язык («Stompin' at the Savoy» группы Чика Уэбба Harlem
Stompers, записанная 18 мая 1934 года) и вошел в обиход в качестве обозначения ритма. С тех пор
«Stomp» стало выражением для тяжелого бита.
Первоначально Мортон не видел причин публиковать «King Porter Stomp», так как это позволяло ему использовать номер в
фортепианных баттлах так, чтобы конкурирующий пианист не знал деталей пьесы и,
таким образом, не мог отреагировать соответствующим образом.
Авторское право на «King Porter Stomp» было зарегистрировано Мортоном только 6 декабря 1924 года. 24 декабря 1924 года он
записал инструментальный дуэт (фортепиано-корнет) с корнетистом Джо «Кингом» Оливером. Композиция была выпущена в сочетании с «Tom Cat Blues» (Autograph 617). Поскольку два музыканта не играли
друг с другом, Оливер ограничил свою игру выделением фортепианных партий.
Первая кавер-версия, по-видимому, была сделана
оркестром «Al Turk’s Princess
Orchestra» и записана
в октябре 1924 года (Olympic 1463).
Флетчер Хендерсон включил«King Porter Stomp» в репертуар своего оркестра, сначала в обработке Била Челиса (1928), а затем в аранжировке своего брата Горация
Хендерсона (1933). Сильно качающийся
номер уже был «предвестником эры свинга».
В 1935 году "King Porter Stomp", вновь переработанная
уже самим Флетчером для оркестра Бенни Гудмана, становится хитом и
джаз-стандартом эпохи биг-бэндов. Гудмaн записал «King Porter
Stomp» (SVL176) 1 июля 1935 года в Нью-Йорке. Вскоре после студийной записи, 21
августа 1935 года Гудман представил «The Stomp» вживую в Palomar Ballroom
(Лос-Анджелес). По словам историка джаза Маршалла Стернса: «В этот вечер
началась эра свинга».
Ховард Рейх и Уильям Гейнс в своей книге "Jelly's
Blues: The Life, Music, and Redemption of Jelly Roll Morton",
посвященной Джелли Роллу Мортону писали:
«...("King Porter Stomp") превратил
неизвестного чикагского кларнетиста [Бенни
Гудмана] в "короля свинга" – официального белого
“King of Swing”. Сенсационная, "взрывная" аранжировка “King Porter
Stomp” попала к нему "из-под пера" чернокожего руководителя оркестра
Флетчера Хендерсона, чей коллектив распался в 1934. Сам Гудман полагал, что эта
пьеса стала одной из причин успеха его первого гастрольного тура в 1935 году –
тогда оркестр "прогремел" по всей стране – от побережья до побережья,
вплоть до Окленда в Калифорнии...
Гудман говорил Банни Беригану: "Когда мы играли
(эту мелодию) в барах, там были такие вопли, топот и реакция публики в зале,
что я думал, вспыхнул бунт". Успех в Окленде перерос в настоящий триумф в
Лос-Анджелесе, когда музыканты исполнили "King Porter Stomp" и
свинговые мелодии, вдохновлённые этим джаз-хитом, в "Palomar
Ballroom"».
Пьеса стала джазовым стандартом и все известные
биг-бэнды и джазовые оркестры того времени включили её в свой репертуар. Сонни Берк и Сид Робин написали
редко исполняемый текст только спустя годы после первой публикации композиции. Запоминающиеся
записи сделали Чик Уэбб с вокалом Эллы Фицджеральд (февраль 1936 года), Каунт Бейси (10 января 1937 года), Эрскин Хокинс (12
сентября 1938 года), Гленн Миллер (27 сентября 1938 года), Гарри Джеймс (6
апреля 1939 года), «Metronome
All-Stars» (7 февраля 1940 года) и Боб Кросби (27 января 1942 года).
Только между 1923 и 1942 годами было выпущено 36
кавер-версий "King
Porter Stomp", в том числе пять ремейков Мортона. После этого было
опубликовано множество других версий. Например, «King Porter Stomp» исполняется Sun Ra и его Arkestra с 1970-х годов. Гил
Эванс написал аранжировку для своего альбома «New Bottle, Old Wine» (1958), которая напоминала первые версии пьесы (а
также была представлена Национальным джазовым ансамблем под управлением Чака
Израэлса в 1976 году). В 1975 году Гил Эванс и его оркестр сделали новую
кавер-версию композиции для альбома «There Comes a Time», в записи которой приняли участие Тони Уильямс, Дэвид
Сэнборн и Джордж Адамс.
В конце 1968 года руководитель оркестра Пэт
Вильямс записал "King Porter
Stomp" на свом LP-диске "Shades of Today", выпущенном на
"Verve Records". Джон Хендрикс написал новый текст для версии «Manhattan Transfe». Чикагское музыкальное трио «Air»
также записало классику Мортона в 1979 году.
Многие музыканты использовали гармонию для создания
новых песен. В частности, последняя часть (C') оригинальной композиции,
собственно топот, перекочевала в многочисленные композиции других музыкантов
эпохи свинга: Бенни Картер положил за основу свою пьесу «Everybody Shuffle»
(1934). Подобные идеи были реализованы в последующие несколько лет Гарри
Джеймсом («Call the Porter», « Jump Town»), Кэбом Кэллоуэем («At the Clambake
Carnival»), Гудманом («Slipped Disk») и Дюком Эллингтоном «Bojangles (A Portrait of Bill Robinson)». Джон Льюис позже использовал композицию Мортона в бибопи,
построив свои темы «Golden Striker» и «Odds
Against Tomorrow» на её гармониях.
«...В "King Porter Stomp" 1935 года, вновь
переработанной самим Флетчером уже для оркестра Бенни Гудмана, чувствуется
больше влияния "почерка" Хендерсона, чем Мортона. В частности, в
середине мелодии лучше акцентированы "цепляющие" музыкальные ходы и
приёмы, по сравнению с оригиналом Мортона. С превосходной трубой Банни
Бериганa, дерзким кларнетом Бенни Гудмaнa, лиричным тромбоном Red Ballard и
незабываемым финальным "call&response", "King Porter
Stomp" стала одной из самых узнаваемых записей Эры свинга и важной вехой в
американской поп-культуре. Она не должна быть потеряна», – считает обозреватель
Алан
Курц с сайта с jazz.com и выставляет
максимальный рейтинг – 100/100.
Комментариев нет:
Отправить комментарий