четверг, 18 июля 2024 г.

Звезды польского джаза. Томаш Станько (11 июля 1942 - 29 июля 2018).

Польский джаз

Дорогие друзья! Трубач и джазовый композитор, один из самых оригинальных джазовых музыкантов Европы Томаш Станько (Tomasz Stańko) родился 11 июля 1942 года в польском городе Ржешове. Этот человек был узнаваем. Он бросался в глаза среди прохожих. Узнаваемым был и хриплый звук его словно надтреснутой трубы. Станько – личность фактурная и рельефная. Он был Артистом с большой буквы. Его путь – путь свободолюбивого трубача в той непростой Польше второй половины XX века, на долю которой выпали тяжелые испытания. И потому его амплуа – недоверчивое одиночество.

Один на один со своим страданием, один на один с болью, которая сквозила во всех его выступлениях. Оттого он глубоко лиричен и дух его болезненно обнажен. Он словно раненый, загнанный в угол, бездомный пес, и его труба то тихо скулит, то горделиво огрызается, защищая бесценные остатки свободы.

Fryderyki 2014 - „Szepty i Łzy" - Tomasz Stańko i Anna Maria Jopek

С начала 60-х годов прошлого века Станько был одним из ведущих артистов польской джазовой сцены, оказавшим значительное влияние на ее развитие и достижения. Достоинством игры Томаша Станько был его собственный, отдельный тон, характерное звучание его трубы и славянская меланхолия, легко узнаваемая с первого звука. Музыкант записал около сорока альбомов, сочинил музыку к нескольким десяткам фильмов, среди которых «Проказа», «Дыра в земле», «Прощание с Марией», «Шрам», «Рейх», «Палач» и театральным постановкам: «Балладина», «Ненасытность», «Роберто Зукко», «Освобождение».

Он давал концерты почти по всему миру, выступал и записывался с Сесилом Тейлором, Яном Гарбареком, Питером Уорреном, Стю Мартином, Эдвардом Весалой, Доном Черри, Гэри Пикоком, Дэйвом Холландом, Дино Салуцци, Кшиштофом Комедой, Адамом Маковичем, Янушем Муняком, Збигневом Зайфертом, Михалом Урбаняком, Уршулой Дудзяк, Томашем Шукальским, Гаем Ключевским, Влатко Кучаном и Джеком Деджонетти. Лауреат многих польских и международных музыкальных наград, и премий. Первый лауреат Европейской джазовой премии (2003). За свою творческую карьеру Станько создал множество уникальных творений, привлекающих внимание джазовых дилетантов и вызывающих восхищение поклонников.

Первые шаги в джазе

Свое музыкальное образование Томаш Станько начал с обучения игре на фортепиано и скрипке в начальной школе, а закончил дипломом по классу трубы Государственной высшей школы музыки в Кракове. В 1962 году вместе с контрабасистом Яцеком Осташевским, пианистом Адамом Маковичем и барабанщиком Виктором Перельмуттером он основал группу Jazz Darings, считающуюся одной из первых фри-джазовых формаций в Европе.

Через год талантливого трубача пригласили к сотрудничеству с пианистом и композитором Кшиштофом Комедой. В течение четырех лет Станько играл в его легендарном квинтете и принимал участие в записи альбома «Astigmatic» (1965). Музыка Комеды, далеко не свободная, но очень современная, оказала значительное влияние на молодого музыканта, особенно в плане мелодики.

Tomasz Stańko Quintet - «Music for K.» (1970).

В 1967 году был образован знаменитый Tomasz Stańko Kwartet (Януш Муняк - саксофоны, флейта, Ян Гончарчик / Бронислав Суханек - контрабас, Януш Стефаньский - ударные), через год преобразованный в Tomasz Stańko Quintet, с Збигневом Зайфертом - саксофоны, скрипка. Группа записала три альбома: «Music for K.» (1970), «Jazz Message from Poland» (1972) и «Purple Sun» (1973). На разных этапах своего сотрудничества они исполняли музыку от полностью импровизационной до музыки, в которой строго определенная тема была отправной точкой для инструментальных сольных выступлений.

Синтетические и акустические

В 1973 году вместе с барабанщиками Стю Мартином и Томашем Шукальским Станько записал альбом «Fish Face», на котором одним из первых начал экспериментировать с электроникой. До середины 1980-х годов. Станько не был постоянно связан ни с одной музыкальной группой, а выступал с разными музыкантами. С саксофонистом Томашем Шукальским и барабанщиком Эдвардом Веселой он записал альбом «Twet» (контрабас - Питер Уоррен) и «Balladyna» (контрабас - Дэйв Холланд). Во время своего пребывания в Соединенных Штатах Станько записывался с Сесилом Тейлором и Гэри Пикоком; в Индии он записал сольный альбом в мавзолее Тадж-Махал. В 1985 году музыкант основал группу Freelectronic, в которой сосредоточился на экспериментах с синтетическими звуками.

Tomasz Stanko: Polish TV Studio (Studio 2) 1981

В 90-е гг. Томаш Станько вернулся к акустической игре, работая с Джоном Кристенсеном и Арильдом Андерсеном (альбом ''Bluish''), Бобо Стенсоном, Андерсом Йормином и Тони Оксли (альбом ''Bosonossa and other Ballads''). В течение почти десяти лет он выступал и записывался на звукозаписывающем лейбле ECM Records с молодыми музыкантами из Simple Acoustic Trio, которое трансформировалось в Marcin Wasilewski Trio (Марцин Василевский - фортепиано, Славомир Куркевич - контрабас, Михал Мискевич - ударные).

Корни

Томаш Станько был очарован картинами Винсента Ван Гога и Амадео Модильяни, литературой Джеймса Джойса, Франца Кафки и Уильяма Фолкнера. Корни его музыки лежат в русле кул-джаза в его классической версии 50-х и 60-х годов. Артист заявил: «Меня всегда интересовали традиции. У Кшиштофа Комеды мы слушали в основном гамму: Майлза Дэвиса, Джона Колтрейна. Именно здесь я черпал вдохновение. Конечно, Орнетт Коулман тоже был важен, но скорее, как пример определенного отношения к искусству – ищущего и бунтарского, – чем как предложение определенной музыкальной конвенции».

Станько иногда был эксцентричным и провокационным. Он играл длинные, открытые свободные структуры. Очень важным элементом его музыки являются спонтанные, зажигательные импровизации, собранные в хорошо продуманное, последовательное целое. В интервью Томаш Станько часто признавался: «Джаз быстро входит в привычку. Больше я ничего в жизни не делаю: игра на трубе – это моя жизнь. Для меня самое главное в джазе – это импровизация, т.е. роль творчества в быстром процессе, равном продолжительности произведения. Специфические звуковые ассоциации, акты выбора, философия заблуждения. На самом деле я создаю шифры, которые дают мне возможность импровизировать. Это возможно потому, что музыка абстрактна и даже небольшое изменение темпа дает совершенно другую фразу. У меня есть любимые аккорды, которые я могу изменить так, чтобы они за секунду перешли от лиризма к ярости».

Tomasz Stanko Quartet – «Suspended Variation II» (2004)

Второй важной составляющей сочинений, написанных и сыгранных Станько, была очень сильно развитая мелодия, в целом насыщенная лиризмом и романтической задумчивостью. Третьим элементом его музыкального языка, не менее важным, чем импровизация и мелодия, было звучание трубы. Роберт Бучек в своей книге «Krakow Jazz Guide» пишет о музыканте следующее: «Это «грязный» звук, и в то же время парадоксально прозрачный, проникающий глубоко в душу, иногда напоминающий крик, иногда хныканье. Очень насыщенный звук, как и все его искусство, очень личное и легко узнаваемое. Этот звук в сочетании с излюбленными мелодическими фразами создает чрезвычайно суггестивное, эмоциональное, иногда даже болезненное послание. Музыка Станько в каком-то смысле является звуковым эквивалентом экзистенциальной философии – боль существования каким-то образом вписана в звук, фразировку и средства выражения, которые он использует».

В феврале 2010 года музыкант получил премию Фредерика польской фонографической индустрии в номинациях: джазовый музыкант года и джазовый альбом года (за альбом «Dark Eyes»). В том же году была издана его автобиографическая книга под названием «Отчаянный», состоящая из интервью, проведенных с Рафалом Ксенжиком. В книге Станко описал, кроме прочего, длительный период алко- и наркозависимости, а также успешный процесс её преодоления: «Я жил как дьявол. Меня охватило безумие. Я закидывал по карманам комки гашиша – сыпучие, трубки, амфетамины, леденцы. Бутылка. Все средства были у меня в кармане. Я надел шарф, потом повязал его себе на голову, как селянка. Поверх него шляпа, как у перуанских индейцев и сказал: «Я перуанец!». (...) Тормозов у меня не было».

В 2013 году Томаш Станько закончил работу над альбомом «Wisława», который был вдохновлен поэзией Виславы Шимборской и воспоминаниями о совместных выступлениях с поэтэссой несколько лет назад, а также местом, как описывал сам Станько, неисчерпаемых увлечений, встреч и экспериментов, т.е. Нью-Йорком. Именно там в июне 2012 года был записан материал.

Stańko+ Tomasz Stańko Project – «Wisława» (2013)

Альбом открывается и закрывается композицией «Wisława» – она была включена сюда дважды, потому что музыканты никак не могли определиться, какая версия лучше. Благодаря этому мы можем прослушать две интерпретации одной и той же песни, что невероятно обогащает наш прием – мы можем внимательно присмотреться к тому, какие эмоции стоят за каждым звуком, попробовать интерпретировать аккорды.

Музыкальное сопровождение Станько позволило стихам Виславы Шимборской засиять в полном блеске – и немного в другом качестве. Это удивительно, как много мудрости, наблюдательности и ещё целого букета человеческих способностей может содержаться в небольших по продолжительности музыкальных композициях. Он пропускает через сердце каждое стихотворение.

Stańko+ Soyka – «Nim wstanie dzień»

В 2014 году Томаш Станько получил награду «Paszport Polityki» и в тот же день в Париже Джазовая академия под руководством Франсуа Лашарма наградила его «Prix du Musicien Européen» – премией «Европейский музыкант года» – за жизненные достижения. В том же году музыкант получил одну из трех почетных наград «Preis der deutschen Schallplattenkritik» (PdSK), присуждаемой независимой ассоциацией, объединяющей более 140 музыкальных журналистов из Германии, Австрии и Швейцарии.

Сам Станько как-то говорил про джаз: "Джаз родился из боли. Боль красива. Жизнь имеет две стороны: свет и тьму. Я думаю, мы на той, другой, стороне. Наполненной болью. Страдание всегда вдохновляло меня".

К сожалению, 29 июля 2018 года музыканта не стало.

Комментариев нет:

Отправить комментарий