четверг, 4 июля 2024 г.

Der Königgrätzer Marsch (1866).

Немецкая военная музыка.

Военная музыка.

«Der Königgrätzer Marsch» (AM II 134, AM II 195) является одним из самых известных немецких военных маршей, сочинённым в 1866 году Иоганном Готфридом Пифке (Johann Gottfried Piefke) в память о битве при Кёниггреце (Садове), которое произошла 3 июля 1866 года и была самым крупным сражением австро-прусской войны 1866 года, кардинально повлиявшим на её течение.

«Der Königgrätzer Marsch»

Сегодня «Der Königgrätzer Marsch» является одним из самых важных и известных немецких военных маршей и часто исполняется по официальным поводам, но в Австрии по понятным причинам он звучит очень редко. 

Австрийская Северная армия (215 тыс. человек при 770 орудиях) занимала позиции на высотах юго-восточнее деревни Садова, когда к ней подошли Эльбская и Силезская прусские армии (221 тыс. человек, 900 орудий) под командованием короля Вильгельма I. Австрийский генерал Л. Бенедек не организовал разведки местности и не смог наладить взаимодействие своих корпусов. Слабостью многонациональной австрийской армии было то, что многие народы не хотели воевать за Габсбургов. Сотни и даже тысячи итальянцев и румын дезертировали прямо на поле боя.

Уже к началу сражения австрийская армия занимали крайне невыгодную позицию между реками Быстрица и Эльба. Сжатая между двумя этими реками она оказывалась еще в ночь на 3-е июля перед полукольцом трех прусских армий: Эльбской на западе (нависала над левым австрийским флангом), 1-й армией на северо-западе (перед центром своих сил) и 2-й (Силезской) армией чуть в удалении на севере (нависала над правым флангом австрийцев у реки Эльбы).

Если бы у пруссаков было в запасе несколько часов, то дальнейшими фланговыми охватами Эльбской и 2-й армий они попросту окружили бы австрийцев. Однако противники оказались уже слишком близко друг к другу. Пруссаки, которые не ожидали встретить прямо перед собой всю 200-тысячную армию Бенедека, теперь могли опасаться немедленного таранного удара всех австрийских сил. В итоге прусский штаб решил действовать на опережение: связать армию Бенедека атакой по фронту, пока Эльбская армия с юга, а 2-я армия с севера не зайдут в тыл австрийцам.

Прусские командующиеСверху вниз и слева направо: Отто фон Бисмаркгенерал Эдуард Фогель фон Фалькенштейнгенерал Карл фон ШтайнметцАльбрехт фон Роонгенерал фон Флиссгенерал Херварт фон Биттенфельд.

Сражение началось утром 3-го июля столкновением на левом фланге австрийцев у села Проблус. Авангард Эльбской армии столкнулся с силами саксонского корпуса (он составлял левый австрийский фланг), поддержанного несколькими австрийскими бригадами. В перестрелке пехоты превосходство было на стороне пруссаков: их игольчатые винтовки были значительно более скорострельными, чем дульнозарядные штуцеры австрийцев. Через какое-то время в борьбу под деревней Проблус оказалась втянута вся прусская дивизия Канштейна, и все же неравенство сил заставило Канштейна отказаться от попыток захватить Проблус до подхода дивизии Мюнстера. Однако и двух прусских дивизий оказалось недостаточно, чтобы охватить и смять левый фланг австрийцев. В первые часы сражения им удалось лишь несколько потеснить австрийцев на восток.

Штыковая атака прусаков на австрийскую батарею.

Тем временем в центре пришла в движение 1-я прусская армия. Утром сначала четыре прусских дивизии, а затем уже шесть дивизий развернули атаку на позиции австрийцев у реки Быстрица. Передовая линия австрийцев была отброшена. Пруссаки заняли деревню Садову, стали переходить на другую сторону реки Быстрицы. Там, в лесном массиве, прусские батальоны постепенно сосредотачивались для решающего наступления на основные позиции австрийцев (на высотах у с. Липа). Однако эффективный огонь выставленных Бенедеком на высотах 160 австрийских орудий задержал прусское наступление и нанес пруссакам ощутимые потери. Недостаток орудий с нарезными стволами не позволял пруссакам одолеть противника в артиллерийской дуэли.

На этом рисунке изображен ключевой момент битвы: солдаты 3-го гвардейского пехотного полка прусской армии, выйдя из леса Свильвальд, атакуют австрийцев у деревни Хлум. Взятие этой деревни, стоявшей на холме в центре австрийских позиций, позволило прусакам расколоть надвое вражескую армию и частично зайти ей в тыл.

К полудню шесть прусских дивизий стояли перед фронтом австрийских сил (10-го, 3-го, 4-го и 2-го корпусов), еще три дивизии (Эльбская армия) тяжкой гирей повисли на австрийском левом фланге (против Саксонского корпуса и остатков 8-го австрийского корпуса). Между 11-ю и 12-ю часами австрийцы предприняли попытку переломить ход сражения: перейти в контрнаступление своим правым крылом и смахнуть прусские дивизии в речку Быстрицу. 4-й и 2-й австрийские корпуса перешли в такую атаку и опрокинули 7-ю прусскую дивизию генерала Франзецкого, которому пришлось буквально вырывать свои части из охватывающей петли австрийского наступления. Однако на большее у австрийцев уже не оставалось времени: 2-я прусская армия четырьмя своими корпусами уже нависла над правым флангом и тылом австрийской армии. Вступление 2-й Силезской армии в сражение стало поворотным моментом дня. К 2-м часам дня, когда в прусском штабе получили известия о подходе 2-й армии, прусское командование всерьез размышляло о том, чтобы начать отводить свои войска с восточного берега Быстрицы. Теперь же стало ясно, что австрийцы попадают в клещи и сражение для пруссаков выиграно.

Перестрелка прусаков с австрийцами. Благодаря винтовкам Дрейзе прусские солдаты имели решающее преимущество в огневом бою.

Генерал Бенедек вынужден был прервать наступление, оттянуть и загнуть свой правый фланг. Тем временем Эльбская армия частью сил обошла левый фланг австрийцев и наконец взяла с. Проблус, а 1-я и 2-я армии продолжали давить на центр, правый фланг и тыл. Под угрозой окружения генерал Бенедек начал отвод своих войск под прикрытием 170 пушек, расположенных в 4 км северо-западнее Кёниггреца (ныне Градец-Кралове). Однако плохо организованное отступление на ограниченном пространстве междуречья вскоре превратилось в беспорядочное бегство. 

От полного истребления и плена австрийскую армию спас героический контрудар ее кавалерии, вступившей в бой с прусскими кавалеристами, которые преследовали бежавших солдат. Финал сражения вылился в массовую рубку, в которой с обеих сторон участвовали все виды конницы - гусары, уланы, драгуны и кирасиры. Эта схватка, продолжавшаяся до полного изнеможения обеих сторон, закончилась вничью, но она позволила австрийцам выиграть время, чтобы навести порядок в отступающих частях и отвести их за Эльбу. 

Однако 116 (по другим данным 187) из 650 полевых орудий, имевшихся в австрийской армии перед боем, было потеряно. Австрийская армия, вместе с союзными саксонскими войсками, потеряла убитыми и ранеными около 15 тыс. и 22 тыс. пленными и дезертирами — почти в 5 раз больше, чем пруссаки, потери которых не превышали 9 тысяч человек.

Людвиг Август фон Бенедек

После сражения генерал Бенедек отвел остатки своей армии к Ольмюцу, прикрыв тем самым путь на Венгрию, но оставив столицу империи, Вену, без должной защиты. Хотя, возможно, у Австрийской империи еще был военный потенциал к сопротивлению, все же меньше чем через месяц после сражения был подписан мирный договор, завершивший эту войну.

"Мертвая батарея". Картина немецкого художника Рудольфа Отто фон Оттенфельда, побывавшего на поле сражения у Садовы вскоре после его завершения.

Битва при Садове сыграла значительную роль в развитии военного искусства. Она доказала неоспоримое превосходство казнозарядных винтовок перед дульнозарядными штуцерами, показала возможности эффективного использования маневров и охватов большими массами войск даже в непосредственной близости от противника. Этот опыт был концептуализирован прусской школой военного искусства, в первую очередь, А. Шлиффеном и потом с успехом использовался в войнах XX века.

Blas-Orchester in Historischer Besetzung - AM II, 195 Der Königgrätzer

Говорят, что первый черновик марша был написан Пифке на самом поле боя. В самой удачной аранжировке марша Пифке в качестве трио используется другой марш, «Der Hohenfriedberger» (в память о битве при Хоэнфридберге). Обычно исполняемая версия (AM II, 195) представляет собой пехотный марш, в то время как альтернативная адаптация представляет собой кавалерийский галоп (AM III, 228). В немецком каталоге военных маршей есть также «Königgrätzer mit anderem Trio» («Кёниггрецер с другим трио»; Heeresmarsch IIIB, 67), но эта вторичная композиция известна гораздо меньше.

«Der Königgrätzer Marsch» (Rare Version).

Как и многие другие немецкие марши и музыкальные композиции (такие как «Der Hohenfriedberger» и «Badenweiler Marsch»), нацисты широко использовали «Königgrätzer Marsch». Пьеса имеет сомнительную честь быть одним из любимых маршей Адольфа Гитлера, и ее часто играли во время его публичных выступлений, включая Нюрнбергский митинг. Эта коннотация, однако, не повлияла на имидж марша, и он много раз записывался группами и оркестрами со времен Второй мировой войны. Это был марш 91-го Ольденбургского пехотного полка и парад-марш 1-го баварского пехотного полка «Кёниг» Германской императорской армии.

«Königgrätzer Marsch/Alte Kameraden/Fehrbelliner Reitermarsch» - Musikkorps der Bundeswehr

Марш также используется и другими вооруженными силами, исторически связанными с Германией. «Königgrätzer Marsch» был принят на вооружение и интерпретируется кавалерийскими частями чилийской армии, а также военными и инструментальными оркестрами гарнизона Сантьяго с начала XX века.

«Königgrätzer Marsch» (2019/2013 чилийский военный парад)

Под названием «Granaderos al Galope», с добавлением традиционных французских фанфар, он исполняется галопирующими, конными конными кавалерийскими оркестрами 1-го Гранадеросского кавалерийского полка No 1 Гранадерос во время ежегодного армейского «Большого парада». «Königgrätzer» — полковой марш 2-го батальона Ямайского полка под названием «2-й батальон Вест-Индского полка».

«Königgrätzer Marsch» звучит в начале массового парада в пропагандистском фильме Лени Рифеншталь «Триумф воли».

Burning Books Nazi Party – «Der Koniggratzer March» (1989)

В фильме «Индиана Джонс и последний крестовый поход» марш звучит в момент встречи Индианы с Адольфом Гитлером в Берлине. Это должно было быть отсылкой к «Триумфу Воли»; сцены с самой Лени Рифеншталь (в исполнении Сюзанны Рокетт), снимающей митинг. Эта сцена была отснята, но потом удалена из окончательного монтажа.

В видеоиграх «Call of Duty: World at War, Isonzo & Tannenberg» части марша используются в игровых сценах с немецкими юнитами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий