Электронная музыка
Первым электронным инструментом принято считать терменвокс. Лев Термен, будучи заведующим Лабораторией электрических колебаний Государственного физико-технического института в Ленинграде с 1920 по 1928 год, сконструировал нашумевший инструмент эфирофон, который впоследствии был назван в его честь терменвокс. Звук извлекается путём движения рук исполнителя в электромагнитном поле двух металлических антенн. Технически инструмент представлял собой конструкцию зуммера, т.е. слышимый звук создавался путем наложения двух высокочастотных тонов, каждый из которых в отдельности не были слышимы. Это качество инструмента вдохновило некоторых композиторов на написание произведений специально для терменвокса.
В 1929
году советский и американский композитор, музыкальный педагог и музыковед,
прежде всего известный своей системой музыкальной композиции Иосиф Шилингер
написал сюиту для терменвокса с оркестром — «First Airphonic Suite». Впервые
сюита была представлена с Кливлендским оркестром, где Лев Термен выступил в
качестве солиста. В том же году американский композитор Джордж Антейл (George
Antheil) впервые в своём творчестве пишет партии для механических инструментов,
электрических шумовых машин, моторов и усилителей. Эти партии он писал для
оперы «Господин Блум», которую он так и не закончил. Композитор Анис Фулейхан создал
концерт для терменвокса с оркестром, премьера которого состоялась в 1945 году с
Нью-Йоркским симфоническим оркестром под управлением Леопольда Стоковски и
солисткой Кларой Рокмор на терменвоксе.
Примерно
в то же время немецкий учитель начальной школы и органист Йорг Магер (Jörg
Mager) работал над созданием микроинтервалов и представил такие изобретения,
как электрофон (1921 г.) и сферофон (1928 г.). Магер был последователем
чешского композитора Алоиса Габы (Alois Hába), который, вдохновленный Ферруччо
Бузони, уже имел дело с микроинтервалами на практике. Магер также проявил
интерес к наблюдениям акустика и этномузыколога Эриха Морица фон Хорнбостеля о
том, что мелодия всегда выглядит одной и той же формой при изменении высоты
тона, а также длины нот.
Позже Магером
были созданы ещё сферофон II, калейдосфон и электротонорган. Композитор Оскар
Сала (Oskar Sala) назвал Магера «трагической фигурой». Изобретателю не хватало технических
навыков, чтобы изготовить инструмент, готовый к производству. Несмотря на
многочисленные перспективные подходы, он неоднократно терпел неудачу, так и не
достигнув цели. Магер умер в нищете 5 апреля 1939 года в больнице Ашаффенбурга.
Французский
композитор Оливье Мессиан использовал монофонический электронный музыкальный
инструмент «Ondes Martenot» («Волны Мартено») или электрофон в своей симфонии
«Турангалила», а швейцарский композитор Артур Онеггер - в оратории «Иоанна на
костре». «Волны Мартено» был сконструирован французским виолончелистом и
педагогом Морисом Мартено (Maurice Louis Eugène Martenot) и впервые показан в
Париже 20 апреля 1928 года. Мартено исполнил сольную партию в специально
написанной «Симфонической поэме» Димитриоса Левидиса для «Волн Мартено» и
оркестра.
В 1927
американский изобретатель О’Нилл (J. A. O’Neill) разработал прибор, в котором
использовалась магнитная лента — это вывело процесс звукозаписи на новый
уровень. Но коммерческого успеха этот прибор не принёс.
В 1929
году русский и французский композитор, теоретик музыки, изобретатель
музыкальных инструментов Николай Обухов изобрёл «звучащий крест» (la croix
sonore), сопоставимый с принципом работы терменвокса.
В 1930
году немецким инженером Фридрихом Траутвайном (Friedrich Trautwein) был
разработан один из первых одноголосных синтезаторов - траутониум (Trautonium),
для которого написал семь пьес с подзаголовком «Des Kleinen Elektromusikers
Lieblinge» немецкий композитор-модернист Пауль Хиндемит (Paul Hindemith).
Адептом
траутониума с первых дней его существования выступил ученик Хиндемита и
Траутвайна – Оскар Зала (Oskar Sala), который в совершенстве освоил его как
исполнитель, опубликовал школу игры на нём, писал для него музыку, записывал
саундтреки к фильмам, до конца жизни совершенствовал его конструкцию,
пропагандировал его в популярных текстах и докладах на научных конференциях.
В 1930-е
годы Николай Ананьев изобретает «сонар», а инженер Александр Гуров —
неовиолену, И. Ильсаров — ильстон, А. Римский-Корсаков и А. Иванов — эмиритон.
Композитор и изобретатель Арсений Авраамов занимался научной работой о
синтезировании звука и провёл ряд экспериментов, которые позже лягут в основу
советских электромузыкальных инструментов.
В то же
время основал свою компанию по производству электронных инструментов
американский инженер и изобретатель Лоуренс Хаммонд (Laurens Hammond). Он начал
широкое производство «органа Хаммонда», в котором реализовывался тот же принцип
звукоизвлечения, что и в телармониуме Кахилла. Хаммонд запускал в производство
и другие изобретения, например, ранний ревербератор. В сотрудничестве с Джоном
Ханертом (John Hanert) и Си Эн Вилльямсом (C. N. Williams), Хаммонд изобрел ещё
один электронный инструмент — новакорд (Novachord), который стал первым
коммерческим полифоническим синтезатором. Впервые новакорд был представлен
публике в 1939 году на Всемирной выставке в Нью-Йорке.
В начале
1030-х годов, с развитием звукового кино появился метод фотооптической записи
звука, который позволял увидеть графическое изображение звуковой волны. Этот
метод также реализовал процесс синтеза звука путём графического отображения
будущего звука на поверхности плёнки. Кроме того, технология позволила
графически создавать и модифицировать звук. Музыкант смог буквально рисовать
музыку. Немецким инженером Эдвином Велте (Edwin Welte) был сконструирован световой
звуковой орган (Lichtton organ), использующий фотоэлектрическую генерацию
звука.
С новой
технологией звука на пленке начали активно экспериментировать композиторы-авангардисты
Тристан Тцара (Tristan Tzara), Курт Швиттерс (Kurt Schwitters), Филиппо Томмазо
Маринетти (Filippo Tommaso Marinetti), Вальтер Руттман (Walter Ruttmann) и
Дзига Вертов (Dziga Vertov). Эти приемы были использованы для создания
саундтреков к нескольким фильмам в Германии и России, а также к популярному
фильму «Доктор Джекил и мистер Хайд» в США. В конце 1930-х годов эксперименты с
графическим звуком были продолжены Норманом Маклареном (Norman McLaren).
Комментариев нет:
Отправить комментарий