вторник, 15 февраля 2022 г.

R.I.P. Джон Эпплтон (4 января 1939 – 30 января 2022).


В США скончался пионер электронной музыки, композитор, профессор Джон Эпплтон. О кончине музыканта сообщил его сын Джей Джей Эпплтон. Джон Эпплтон скончался на 84-м году жизни в местечке Уайт-Ривер-Джанкшн, передает Billboard.

Джон Говард Эпплтон (Jon Howard Appleton) родился в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, 4 января 1939 года в еврейской семье: Хелен Джейкобс Эпплтон (род. Филадельфия, 1908 г.) и Чарльз Леонард Эпплтон (род. Хаим Эпельбойм в Кишиневе, Бессарабия, 14 июля 1900 г.). Его мать работала на студии «Metro-Goldwyn-Mayer», а отец — на «Twentieth Century Fox». В год рождения Эпплтона отец оставил семью, и он Джон провел свои первые годы в приюте миссис Белл и со своим старшим братом (Майкл Чарльз Эпплтон, 1932 г.р.) в Военной академии Паломара. Когда ему было шесть лет, его мать вышла замуж за Александра «Сашу» Уолдена (родился в Уфе, Россия, в 1897 году), контрабасиста Лос-Анджелесского филармонического оркестра. Уолден оказал наибольшее музыкальное влияние на молодую жизнь Эпплтона, поощряя его сочинять музыку. Родители Эпплтона искренне верили в Советский Союз и были активными членами многочисленных левых организаций, включая Коммунистическую партию. В 1950-х годах оба его родителя были занесены в черный список Комитетом Палаты представителей по антиамериканской деятельности и потеряли работу. В детстве Эпплтон учился игре на фортепиано у Якоба Гимпеля и Теодора Сайденберга, но предпочитал сочинять собственную музыку, а не играть назначенные ему произведения.

С 1957 по 1961 год Джон Эпплтон учился в Рид-колледже в Портленде, штат Орегон. Эти годы определили его дальнейшую жизнь: Эпплтон писал музыку для своих сокурсников, которые исполняли все, что он сочинил. После окончания Рид-колледжа Эпплтон переехал в Сан-Франциско, штат Калифорния, где родился его первый ребенок (Дженнифер Эпплтон). Одновременно он изучал композицию у Эндрю Имбри в Калифорнийском университете в Беркли, сотрудничал с писателем Уиллардом С. Бейном (1938–2000) в написании музыкальных комедий и работал помощником в универмаге «Macy's».

В 1962–1963 годах Эпплтон стал учителем музыки в школе Верде-Вэлли в Седоне, штат Аризона, где он дирижировал хором и оркестром, преподавал теорию музыки, историю и уроки игры на фортепиано.

С 1963 по 1966 год Эпплтон был аспирантом Орегонского университета в Юджине, штат Орегон, где он учился у Гомера Келлера, Анри Лазарова, Феликса Зальцера и Роберта Троттера. Именно там он собрал свою первую студию электронной музыки и сочинил свои первые произведения в этом жанре. Его дипломной работой было оркестровое произведение «Nude Descending a Staircase». За годы, проведенные в Юджине, Эпплтон стал другом пианиста Габриэля Ходоса, и остался им на всю жизнь

В 1966 году Эпплтон был приглашен Владимиром Усачевским в Центр электронной музыки Колумбия-Принстон, где сдружился подружился с композиторами Чарльзом Доджем, Эммануэлем Гентом и Ричардом Тарускиным. В 1966–1968 годах он был нанят Оклендским университетом в Рочестере, штат Мичиган, для создания студии электронной музыки. Когда руководство университета нарушило свое обещание, Эпплтон перешел на работу в Дартмутский колледж, где создал одну из первых в американских университетах студий электронной музыки. Тогда же он инициировал первый конкурс электронной музыки, который в течение трех лет проводился в Дартмутском колледже.

Jon Appleton – «Chef d'oeuvre» (1967)

Ранние композиции Джона Эпплтона «Chef d'Oeuvre» и «Newark Airport Rock» (1967) сразу привлекли внимание и установили новую традицию, которую называют программной электронной музыкой. В 1970 году Эпплтон выиграл стипендии Гуггенхайма, Фулбрайта и Американо-скандинавского фонда. Когда ему было двадцать восемь лет, он поступил на факультет Дартмутского колледжа, где основал одну из первых студий электронной музыки в Соединенных Штатах. Эпплтон оставался там с перерывами в течение сорока двух лет. В середине 1970-х он покинул Дартмут, чтобы ненадолго возглавить «Elektronmusikstudion» (EMS) в Стокгольме, Швеция.

Jon Appleton – «Newark Airport Rock» (1969)

В конце 1970-х вместе с Сиднеем Алонсо и Кэмероном Джонсом Эпплтон помог разработать первый коммерческий цифровой синтезатор под названием Synclavier. В течение десяти лет он гастролировал по США и Европе, исполняя сочиненные им композиции для этого инструмента. В этот период своей жизни Эпплтон проявил серьезный интерес к музыке Полинезии и Микронезии. Он возглавил группу студентов Дартмута в Королевстве Тонга, а позже получил грант от Национального фонда искусств на обучение радиоперсонала на микронезийских островах Чуук и Понпеи записи и трансляции собственной музыки.

В 1984 году вместе с небольшой группой композиторов-единомышленников Эпплтон помог основать Общество электроакустической музыки в США (SEAMUS). Летом 1984 года Эпплтон помог Мозесу Ашу, основателю студии звукозаписи «Folkways Records», выпустить первые записи электроакустической музыки.

Jon Appleton & Don Cherry – «Human Music» (1970)

В начале 1990-х композитор помог основать Терменвоксовый центр электронной музыки при Московской консерватории. Эпплтон также преподавал в Университете Кейо (Мита) в Токио, Япония, CCRMA в Стэнфордском университете и Калифорнийском университете в Санта-Круз. В более поздние годы он посвятил большую часть своего времени сочинению инструментальной и хоровой музыки в квази-романтическом ключе, которая в основном исполнялась только во Франции, России и Японии.

На родине композитора знают главным образом как изобретателя синклавира — первого цифрового синтезатора. Именно на синклавире Фрэнк Заппа целиком сочинил и записал диск «Jazz From Hell», его звук преобладает в аранжировке депеш-модовской «Some Great Reward», и даже удар гонга, открывающий вторую сторону альбома «Thriller» Майкла Джексона тоже на самом деле сыгран на этом необычном инструменте.

Jon Appleton demonstrates the Synclavier II (1984)

Одним словом, значение синклавира для мировой популярной музыки трудно переоценить, хотя для самого Эпплтона его создание стало лишь одной строкой в длинном и славном резюме. К примеру, коллекционерам всяческих музыкальных диковин из прошлого композитор известен прежде всего, как автор двух уникальных пластинок конца 1960-х: "Appleton's Syntonic Menagerie" и "Human Music" (последняя записана совместно с известным джазменом Доном Черри). На них Эпплтон — в ту пору стажер Дартмутского колледжа искусств — пропустил современный ему психоделический рок через сито продвинутой академической электроники. Получились удивительные коллажи из примитивных семплов (в дело пошли, в частности, невинные песни вокальной группы Andrews Sisters), шумов, шорохов, зацикленных электронных петель и фри-джаза; как это ни удивительно, лейбл, с которым тогда сотрудничал автор, даже выпустил композиции "Chef d'Oeuvre" и "Newark Airport Rock" на сингле.

Jon Appleton – «Sashasonjon»

В действительности, как выяснилось впоследствии, к электронике как таковой Эпплтон обратился не от хорошей жизни. В юности он мечтал стать концертирующим пианистом вроде Владимира Горовица и исполнять преимущественно русский репертуар — Чайковского, Рахманинова и Прокофьева; любовь к русским композиторам ему привил отчим, контрабасист филармонического оркестра Лос-Анджелеса, уроженец Уфы Александр Вальден. Тем не менее, когда Эпплтон поступил в Калифорнийский университет, быстро выяснилось, что русская классика здесь не в чести — музыканта заставляли работать в модернистском ключе, что его категорически не устраивало. Оказавшись перед необходимостью соответствовать авангардистским запросам эпохи, он с головой погрузился в мир техники, где и нашел свой собственный авангард: шестидесятнические записи Эпплтона потрясают прежде всего самой своей механикой, смелыми экспериментами с фактурой, структурой и источниками звука.

Тем не менее любовь к академической музыке более традиционного толка — особенно русской — никуда не делась, и с падением железного занавеса композитор стал часто бывать в Москве, где сошелся сначала с Дмитрием Покровским, а затем и с директором столичного "Термен-центра" Андреем Смирновым.

Эти знакомства помогли ему вновь найти внутри себя композитора-классика, и многие свежие работы Эпплтона написаны для традиционных вокальных и инструментальных составов. Сам композитор утверждал, что за русскую классику и за электронный авангард в его мозгу просто отвечают разные полушария.

Комментариев нет:

Отправить комментарий