Америка
славится великолепными скоростными трассами с их сумасшедшими многоярусными
развязками, заставляющими машины взмывать в самое небо, с поистине
фантастической пластикой бетонных хитросплетений. Но любовь и симпатии
американцев раз и навсегда отданы их дорожному первенцу - легендарной Трассе 66
(Route 66), первой трансконтинентальной артерии страны и первому в мировой
практике полноценному хайвею.
Имён (не
названий!) у неё много - теплых и благодарных: Главная улица Америки, Дорога
американской мечты. Матерью американских дорог, например, она стала с лёгкой
руки писателя Джона Стейнбека, посвятившего ей свою книгу «Гроздья гнева» (в
1939 г.) и заодно объяснившего, при чём тут американская мечта. Роман,
экранизированный через год после выхода, начинается такими словами:
«Федеральная дорога 66 - это путь беглецов, путь тех, кто спасается от пыли и оскудевшей
земли, от грохота тракторов и собственного обнищания, от медленного наступления
пустыни на север, от сокрушительных ветров, дующих из Техаса, от наводнений,
которые не только не обогащают землю, но крадут у неё последние силы. От всего
этого люди бегут, и на Трассу 66 их выносят притоки боковых шоссе, узкие
просёлки, изрезанные колеями дороги в полях. 66 - это главная трасса, это путь
беглецов».
Главной
улицей Америки дорогу называли, наверное, потому что благодаря ей впервые
удалось соединить сотни разрозненных дорог местного назначения, потому что она
стала неотъемлемой частью городов, сквозь которые проходила.
Первая в
истории США трансамериканская магистраль была торжественно открыта в 1926 г.,
хотя полностью заасфальтировали её только через 10 лет. Начинаясь от озера
Мичиган, дорога вилась и петляла через 8 штатов - Иллинойс, Миссури, Канзас,
Оклахому, Техас, Нью-Мексико, Аризону, Калифорнию - и заканчивалась на
Тихоокеанском побережье, соединив, таким образом, между собой два
индустриальных гиганта - Чикаго и Лос-Анджелес. Её протяжённость составляла
2448 миль (около 4000 км). Шоссе на редкость органично сливалось с окружающей
средой. Под него не спрямляли холмы, на прокладывали тоннели. Путешествие по
дороге доставляло истинное удовольствие - удовольствие созерцать меняющиеся
ландшафты, мелькающие мимо города, посёлки, фермы, плантации, долины, ущелья,
нагорья, пустыни...
Когда
создавалась Route 66, государственной программы строительства дорог ещё не
было, и осуществить такую грандиозную задумку можно было только за счёт
капитала частных лиц. Эти лица - предприниматели Крис Айвери и Джон Вудруф. К
строительству подключились все 8 штатов, через которые она проходила, - каждый
отвечал за свой отрезок. Федеральные власти помогали рабочей силой - дорожные
бригады формировались из тысяч молодых безработных мужчин. Строительными
работами руководил дорожный инженер Сайрас Айвери - тем самым он навсегда вписал
своё имя в историю страны.
Кстати,
именно он дал название своему детищу - Route 66. Предприниматель категорично
заявил, что у дороги должно быть круглое число, и предложил номер 60 для её
идентификации. Вспыхнули споры об этом числе, в основном из-за представителей
Кентукки, которые хотели дать этот номер автомагистрали
Вирджиния-Бич-Лос-Анджелес, а 62 — между Чикаго и Спрингфилдом, Миссури.
Аргументы и контраргументы продолжались в течение февраля, включая предложение
разделить предложенную дорогу через Кентукки на Северное (к Чикаго) и Южное (к
Ньюпорт-Ньюс) шоссе 60. В результате шоссе 60 пролегает между Вирджиния-Бич и
Спрингфилдом, а дорога Чикаго-Лос-Анджелес получила номер 62. Эйвери и инженер
шоссе Джон Пейдж остановились на «66», потому что он думал, что двухзначное
число будет проще запомнить и приятно произносить и слышать. Эйвери и Пейдж
также принимали во внимание значение этого числа в нумерологии как главное
число, приносящее земные радости и успех.
Как
сентиментально писали американские газеты, Route 66 пролегла через сердце
Америки и через её историю, став синонимом надежды для огромного количества
людей, отправлявшихся на Запад в поисках лучшей жизни. Во времена Великой
депрессии 30-х годов более 200 тыс. разорившихся фермеров и уволенных с заводов
рабочих перебрались по ней со Среднего Юга в Калифорнию. Знаменитые пыльные
бури 40-х годов, превратившие в мёртвую зону огромные территории возделанных
прерий Центральной Америки, породили ещё одну волну переселенцев в 210 тыс.
сельских жителей.
Когда
Америка вступила во Вторую мировую войну, по натруженному двухполосному шоссе
нескончаемым потоком шла военная техника - в поддержку Тихоокеанского фронта. С
окончанием войны поток двинулся в обратном направлении, развозя по домам
демобилизованных военных.
Депрессия
и война закончились. Страна переживала период бурного развития, для поддержания
которого необходимы были качественные дороги. Много дорог. В конце 50-х
Конгресс США большинством голосов одобрил государственную программу
строительства прямолинейных, скоростных и безопасных магистралей с раздельными
полосами движения. Президент США Эйзенхауэр подписал «Interstate Highway Act» -
федеральный акт о транспортном сообщении между штатами. На необычайно дорогое
строительство сети скоростных шоссе из бюджета страны было выделено 25 млрд
долл. - по тем временам сумма колоссальная.
С
воплощением в жизнь федерального плана закатилась звезда Трассы 66 -
ностальгической красоте и романтике люди предпочли скорость и комфорт. Началась
эра фривеев. Движение на 66-й постепенно начало сходить на нет, пока не замерло
вовсе. По всей трассе были демонтированы придорожные щиты, на въездах поставили
шлагбаумы - Мать дорог похоронили заживо. А за ней начали скоропостижно
вымирать многочисленные бензоколонки, мотели, закусочные, магазинчики,
аттракционы, что неминуемо привело к банкротству жителей городков и сёл,
кормившихся за счёт трассы. Заколоченные окна и двери, покосившиеся таблички
«For sale» - вот что стало обычной картиной для здешних, ещё недавно таких
оживлённых мест.
В 1985 г.
Route 66 была исключена из списка действующих автомобильных дорог страны. Старый
хайвей отмирал по частям, разрушаясь за ненадобностью. Но было бы ошибкой
думать, что американцы так безжалостно предали забвению дорогу своей мечты.
Внутри страны возникло настоящее движение за реанимацию безвременно почившей
Матери дорог. К нему с помощью Интернета присоединились миллионы из-за рубежа.
Была создана общественная ассоциация, которая заставила губернаторов 8 штатов
признать историческое значение Трассы 66 и принять соответствующие меры.
В 1990 г.
Трассе 66 был присвоен ранг исторической достопримечательности, что решило её
дальнейшую судьбу. Постановлением сената на приведение её в порядок были
выделены федеральные средства - 10 млн долл. сроком на 10 лет.
Восстановительные работы велись не только на самой дороге. На всем её протяжении
установили знаки, сообщающие путнику, что он находится на историческом
национальном хайвее. Отремонтировали, реконструировали и создали заново старые
бензоколонки, магазинчики с антикварным хламом, открыли небольшие музеи,
отсылающие посетителя в первую половину ХХ в. Одним словом, первая
трансконтинентальная артерия страны превратилась в туристический аттракцион.
Стоит упомянуть и ещё об одной славе Трассы 66 - мистической. Переселенцы
привезли с собой из Старого Света предрассудки, суеверия, оказавшиеся особенно
живучими в Восточной и Центральной Америке. Едва ли не в каждом штате найдутся
свои легенды, связанные с духами и призраками. Есть они, причём в избытке, и у
Трассы 66. Благо до сатанинского числа ей недостает всего одной шестёрки.
Рассказывают, что призрак некогда погибшей на дороге девушки в белом раз в
году, в день её кончины, подсаживается к одиноким путникам, а потом исчезает на
полном ходу. Среди героев других легенд - сборщик душ, голосующий на ночной
дороге; охваченный пламенем грузовик без водителя, внезапно возникающий на
встречной полосе; индейский дух, посылающий на проезжую часть зверей и птиц;
таинственный чёрный лимузин. Все они появляются в тех местах, где когда-то
произошла авария, и будто стремятся спровоцировать новую беду.
Сегодня и
само шоссе стало призраком - официально его не существует, по крайней мере,
дорогу не найти на обычных картах США. Зато она занимает почётное место во всех
путеводителях как символ Америки, «исторический маршрут». И туристы сполна
отдают ему должное. Особой любовью трасса пользуется у американских байкеров. И
сегодня на Трассе 66 снова идёт жизнь.
Известная
песня «Route 66», полное название «Get Your Kicks on Route 66» («Получи удовольствие на Трассе 66»), прославляющая эту самую трассу, была
написана в 1946 году американским пианистом, композитором и актёром Бобом Трупом
(Bobby Troup), вдохновившимся поездкой по этой дороге. Идея песни пришла к нему
во время поездки с женой из Пенсильвании в Калифорнию. Путь начался на Шоссе 40
и продолжился по Трассе 66. Труп изначально решил написать мелодию о Шоссе 40,
но супруга Синтия предложила другой сюжет и название — «Get Your Kicks on Route
66». В результате песня была написана за десять дней пути и завершена, когда
пара прибыла в Лос-Анджелес. Стихи были посвящены главным остановкам в городах
по маршруту: Сент-Луису, Джоплину (штат Миссури), Оклахома-Сити (Оклахома),
Амарилло (Техас), Гэллап (Нью-Мексико), Флагстафф и Вайнона (Аризона), Барстоу
и Сан-Бернардино (Калифорния). Из восьми штатов, через которые проходит маршрут
трассы, в композиции не упомянут только Канзас и его города.
Многие
артисты, исполнявшие каверы на «Route 66», на протяжении многих лет меняли
исходный текст. Песня стала популярным джазовым (первоначально) стандартом, который в 1960-х годах, благодаря исполнениям Чака Берри
и «The
Rolling Stones», стал также стандартом в ритм-н-блюза и рок-н-ролла.
Труп
предложил песню Нэту Кингу Коулу (Nat King Cole), который впервые исполнил ее
13 марта 1946 года для радио CBS в программе Фрэнка Синатры «Old Gold». Два дня
спустя «Route 66» была записана «King Cole Trio» в «Capitol Studios» в
Лос-Анджелесе (Коул на вокале и фортепиано, Оскар Мур на гитаре и Уэсли Принс
на басу). Пластинка быстро стала хитом, заняв 3-е место в чартах R&B и 11-е
место в поп-чартах журнала Billboard. Десять лет спустя Коул перезаписал песню
для альбома «After Midnight», а ещё позже в 1961 году для «The Nat King Cole
Story». Запись Нэта Кинга Коула 1946 года была отмечена премией Зала славы
Грэмми в 2002 году. Услышав версию Коула в музыкальном автомате, Джек Керуак
решил отправиться в путешествие по шоссе 66 из Денвера в Сан-Франциско, что
затем вдохновило его на написание романа «Sur la route».
Бинг
Кросби и сестры Эндрюс записали «Route 66» с оркестром Вика Шоена через месяц
после выхода пластинки «King Cole Trio». Эта версия достигла 14-й позиции в
чартах Billboard.
6 июня
1946 года как сингл был выпущен кавер канадского тенор-саксофониста Джорджи Олда.
Автор «Route
66» Бобби Труп включил ее в свой альбом «Do-Re-Mi» в мае 1957 года.
Свою
версию «Route 66» в 1959 году издал Перри Комо (альбом «Como Swings»), где
исполнение песни стало более лиричным.
Чак Берри
практически переосмыслил произведение, превратив «Route 66» в одну из икон
ритм-н-блюза, а позже и рок-н-рола.
Не только
американские исполнители, но и популярные группы из так называемого Британского
вторжения «Them» и «The Rolling Stones» регулярно включали этот хит в свой
репертуар. Так, например, коллектив Мика Джаггера записал «Route 66» не менее,
чем в 6 вариантах: студийных альбомах — «The Rolling Stones» (американская
версия — «England’s Newest Hit Makers The Rolling Stones»), «The Rolling Stones
A Special Radio Promotion Album», «Rock’n’Rolling Stones»; концертные варианты:
«Got Live If You Want It! (EP)», «December’s Children (And Everybody’s)».
Музыкальный
критик Ричи Унтербергер назвал исполнение «Rolling Stones» «самой известной
рок-версией «Route 66» ... одной из лучших песен на дебютном альбоме «Rolling
Stones» и одним из их самых популярных концертных номеров в их ранних турах. Группа
выучила песню из версии, которую Чак Берри записал для своего альбома 1961 года
«New Juke Box Hits», хотя источником текста, по мнению Унтербергера, была
версия Перри Комо.
В 1982
году версия «Route 66» группы «Manhattan Transfer» достигла 78-го места в Hot
100. Она также принесла группе премию Грэмми за лучшее джазовое вокальное
исполнение, и была включена в альбом саундтреков к фильму «Машина Шарки»
(1981).
Английский
певец и автор песен Билли Брэгг (Billy Bragg) записал свою версию песни под
названием «A13 (Trunk Road to the Sea)» в 1985 году. В ней используется
оригинальная музыка, но знаковые города заменены английскими городами вдоль
маршрута A13. По словам Брэгга, он написал текст во время гастролей со своей
группой «Riff Raff» в 1977 году: когда группа играла «Route 66» как часть
своего выступления, Брэгг «возражал против того, чтобы петь о местах, которые
(он) не знал…» Песня должна была выйти на дебютном альбоме Брэгга 1983 года «Life's
a Riot with Spy vs Spy»; однако в конечном итоге она не была включена в альбом
из-за проблем с получением разрешения на использование музыки «Route 66».
Наконец, песня вышла на бонусном диске сборника «Must I Paint You a Picture?
The Essential Billy Bragg» в 2003 году.
«Depeche
Mode» записали свою кавер-версию «Route 66» во время работы над альбомом 1987
года «Music For The Masses». Кавер был выпущен на стороне B сингла «Behind The
Wheel» 28 декабря 1987 года. Версия «Depeche Mode» достигла в мае 1988 года 79-го
места в австралийских чартах.
Американский
певец и автор песен Майкл Мартин Мерфи (Michael Martin Murphey) записал песню
для своего альбома 1989 года «Land of Enchantment». Выпущенная как сингл в 1990
году, «Route 66» Мерфи заняла 67-е место в чарте Billboard Hot Country Singles
& Tracks.
Анимационный
фильм Disney/Pixar 2006 года «Тачки» включает в себя исполнение Чака Берри и
Джона Майера. Версия Майера была номинирована на премию Грэмми за лучшее
сольное вокальное рок-исполнение.
«Route
66» была адаптирована на французский язык Кристианом Шоле под названием «La
route du twist» и записана в 1962 году группой «Les Pirates» с Дэни Логаном на
4-трековом диске «Twist de Paris». Существуют также переводы песни на финский
(«Valtatie 66» от «Jussi & the Boys» и «Jig-Saw») и испанский («Ruta 66» от
аргентинской группы «Pappo's Blues» (1995) и Ариэля Деама (2013)).
Вариации
на тему композиции включали в свои выступления музыканты (главным образом
джазовые) из СССР и России: Ким Назаретов, биг-бэнд Георгия Гараняна, Давид
Голощёкин и Ленинградский диксиленд, Борис Фрумкин и другие. В 2021 году кавер
на эту композицию в главном вокальном шоу страны Голос Дети - 8 сезон (2021)
исполнила Ксюша Коваленко.
Комментариев нет:
Отправить комментарий