Камерно-вокальное
творчество Сергея Рахманинова по праву считается вершиной жанра русского
романса и кульминацией его магистральной «линии»: от Глинки – через Чайковского
– к Рахманинову.
Первые романсы композитора, написанные еще в совсем юном возрасте, отделены от последнего опуса – Шесть романсов, op.38 – дистанцией в двадцать пять лет. За это время многое в стиле Рахманинова изменилось: усложнились и обогатились гармонический язык и фортепианная фактура, появились новые, ранее совсем нехарактерные для него образы и принципиально иным стал подход к выбору текстов.
Ранние
романсы создавались в период поиска собственных, оригинальных выразительных
средств, и несмотря на то, что они практически еще соответствуют традициям
русского романса, сложившимся в XIX столетии, тем не менее, все как один
поражают воображение своей совершенной «отделкой».
Поздние
же романсы (op.38), написанные в 1916 г., буквально «накануне» эмиграции, есть
выход в совершенно иной мир, неведомый прежде и не нашедший продолжения в
дальнейшем творчестве. Вынужденный отъезд стал для Рахманинова особым
трагическим «водоразделом». Он имел колоссальный успех как пианист и дирижер и
вполне сумел приспособиться к бешеным темпам музыкальной индустрии США, но
сочинения, которые им были написаны за те двадцать пять лет, что он прожил в
отрыве от родной земли, можно пересчитать по пальцам. «Уехав из России, я
потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя», – так
говорил он сам. Романсы 38-го опуса стали его последними романсами – последней
ослепительной вспышкой, магическим выходом в другое измерение.
Одним из
самых известных романсов Рахманинова по праву считается романс «Не пой,
красавица, при мне». Произведение относится к op.4 и является «ровесником»
знаменитой до-диез-минорной прелюдии. Стихотворение Пушкина, на текст которого
написан романс, не раз привлекало внимание композиторов, вызвав к жизни свыше
пятидесяти (!) романсов, среди которых миниатюры М. Глинки, М. Балакирева, А.
Лядова, А. Рубинштейна, Н. Римского-Корсакова. Стихотворение датируется 1828
годом и посвящено Анне Андро-Олениной, в которую в то время был влюблен поэт.
Она хорошо пела и брала уроки музыки у самого Глинки. Среди ее любимых мелодий
была грузинская песня, привезенная с Кавказа Грибоедовым и взятая за основу
романса Глинкой. В отличие от Глинки, который дает романсу довольно
непритязательное название – «Грузинская песня» и сообщает ему исключительно
песенный, пусть и ностальгический, характер, Рахманинов превращает «песню» в
настоящую драматическую поэму. Фортепианная партия становится полноправным
участником ансамбля: она отличается невероятной экспрессией и
«индивидуальностью» – чертами, скорее нехарактерными для романсов, вышедших
из-под пера предшественников Рахманинова.
Гораздо
позже были написаны «Муза» и «Арион». На их примере можно убедиться в том,
насколько изменился стиль композитора в зрелые годы: фортепианная фактура
наполняется оригинальными, нетипичными приемами, одинаково далекими как от
чисто романсового сопровождения, так и от «пустой» пианистической виртуозности.
К ранним
романсам Рахманинова относится и «Утро» – яркий пример того, как замечательная
музыка дала вторую жизнь стихам малоизвестной поэтессы Марии Яновой. Та же
история и со стихами Галины Галиной. (На рубеже веков она печаталась в
литературных альманахах наравне с корифеями Серебряного века, однако сильно
уступала им в поэтических достоинствах). На ее стихи Рахманинов написал
несколько романсов, среди которых хочется особо упомянуть два – «Здесь хорошо»
и «У моего окна», прозрачные, «акварельные» миниатюры, в которых фортепианная
партия приобретает такую самостоятельность, что порой практически перерастает в
самодостаточную сольную пьесу. Незамысловатым текстам музыка Рахманинова
придает многозначность, наделяя их дополнительными оттенками чувства и смысла.
Они почти по-символистски передают мистически тонкое соединение души человека с
прозрачной, ускользающей природой, которая, казалось бы, существует лишь для
того, чтобы стать отражением того, что происходит в душе.
Современником
Рахманинова был и Николай Минский – поэт-мистик, политический деятель и
религиозный философ, отразивший свою религиозно-философскую концепцию в
трактатах «При свете совести» (1890) и «Религия будущего» (1905). На его тексты
написано мистическое размышление «В моей душе» и наполненный «электрическими
разрядами» страсти ориентальный романс «Она, как полдень хороша».
Еще одним
поэтом-философом, чьи стихи заинтересовали Рахманинова, стал Алексей Хомяков. В
первую очередь он известен как философ-славянофил. На стихи Хомякова
Рахманиновым была написана идиллически-трогательная миниатюра «К детям» и
религиозный монолог «Воскрешение Лазаря», посвященный великому басу Федору
Шаляпину. Вечные, религиозно-философские темы были Рахманинову далеко не чужды,
несмотря на то, что он не считал нужным публично рассуждать об этом. (Его
подлинные шедевры духовной хоровой музыки – Литургия и Всенощная – вряд ли
могут оставить равнодушными даже далеких от церковной жизни людей. В одном из
романсов композитор использует стих из пятнадцатой главы Евангелия от Иоанна,
который в современном русском переводе звучит так: «Нет больше той любви, как
если кто положит душу свою за друзей своих»).
Разумеется,
Рахманинов не прошел мимо творчества и многих выдающихся поэтов XIX века.
Поэзия Жуковского, Тютчева, А.К. Толстого, Плещеева привлекала и Чайковского, и
Римского-Корсакова, и композиторов, творивших уже в XX веке. На стихи Тютчева
Рахманиновым были созданы знаменитые «Весенние воды», песнь весеннему
обновлению природы и души, драматический «молниеносный» монолог-исповедь «Все
отнял у меня казнящий Бог» (это стихотворение было посвящено Тютчевым супруге и
найдено ею уже после его смерти – случайно, среди засохших лепестков гербария);
«призрачные» женские портреты «Тебя так любят все» (А. Толстой) и «Речная
лилея» (А. Плещеев, из Гейне). Вошли в нашу программу и два романса на стихи Д.
Ратгауза – популярного поэта последней четверти XIX века, особенно «важного» в
творчестве Чайковского.
Исполнение
«Шести романсов, op.38» – всегда событие: настолько их художественный мир
многогранен и неоднозначен, а форма воплощения сложна и необычна. Стихи,
выбранные Рахманиновым, отличаются от тех, что были «естественны» для него
прежде: это уже не «созвездие» поэтов-романтиков – Тютчева, Фета, А. Толстого,
– это поэты, которые в момент создания цикла считались модернистами: Блок,
Андрей Белый, Северянин, Брюсов, Сологуб. Музыкальный язык Рахманинова
превращается в настоящую «звукопись». Полная таинственных метафор миниатюра на
стихи в духе восточной фольклорной поэзии «Ночью в саду у меня» сменяется
мистическим призывом к неизвестной далекой возлюбленной («К ней» на стихи А.
Белого). «Крысолов» (В. Брюсов) – «злое», потустороннее скерцо, отражение
жуткой средневековой легенды о гаммельнском крысолове, который, обманутый
магистратом города Гаммельна, не выплатившим ему вознаграждение за избавление
города от крыс, околдовал и увел за собой всех городских детей. Четвертый
романс – один из самых известных, «Маргаритки» на стихи И. Северянина, – стал
особенно популярным благодаря обработке для скрипки, осуществленной Ф. Крейслером
(впоследствии и сам Рахманинов осуществил его авторское переложение – для
фортепиано соло). «Сон» на стихи Ф. Сологуба увлекает в объятия волшебной
дремоты, открывающей необъятный и таинственный мир. Завершает цикл «Ау!» на
стихи К. Бальмонта – еще одно обращение к далекой неземной возлюбленной,
завершающееся развернутой фортепианной кодой, потрясающей своей гармонической
смелостью, граничащей с трансцендентальным прозрением.
«Шесть
романсов ор. 38» оказались последними у композитора. На протяжении дальнейшего
четвертьвекового творческого пути он к этому жанру не обращался.
Романсы
С.В. Рахманинова:
6
романсов, ор. 4 (1891-93)
6
романсов на сл. А. Н. Плещеева, ор. 8 (1893)
12 романсов,
ор. 14 (1896)
12
романсов, ор. 21 (1902)
15
романсов, ор. 26 (1906)
Письмо К.
С. Станиславскому от С. Рахманинова (1908)
14
романсов, ор. 34 (1912)
Из
Евангелия от Иоанна (1915)
6
романсов, ор. 38 (1916)
При
написании поста был использована статья Натальи Абрютиной (www.bolshoi.ru) и материал, найденный
в Интернете.
Комментариев нет:
Отправить комментарий