Третья часть
- «Poco allegretto» - из симфонии № 3 фа мажор, Opus 90 Иоганнеса Брамса,
является одним из тех произведений классической музыки, которые пользуются устойчивой
популярностью далеко за пределами круга любителей классической музыки.
Симфония
№ 3 фа мажор, Opus 90 была написана летом 1883 года в Висбадене. Некоторые
исследователи, обращая внимание на быстроту, с которой композитор создал это
произведение, высказывают предположение, что Брамс использовал, особенно в
первой части симфонии, эскизы ранних лет. Композитор как будто намекает на это
в письме к издателю и другу Ф. Зимроку от 15 сентября 1882 года: «Если я еще
раз найду нотные листки из времен моей молодости, я их опять вам пошлю».
В начале
80-х годов Брамс находится на вершине славы. Он — первый симфонист Австрии и
Германии, у него много верных поклонников среди профессиональных музыкантов и
просвещенных любителей, которые в немалой степени способствуют широкому
распространению его музыки. И первый — известный дирижер и пианист Ганс фон
Бюлов. Для него композитор — третье великое «Б» в истории немецкой музыки: Бах
— Бетховен — Брамс. «Я ... завоюю ему часть нации, которая о нем еще знать не
знает, несмотря на то, что ему уже 48 лет и он уже успел подарить миру столько
высокого, мастерского, бессмертного». В письме к Брамсу он уверяет: «Превращать
огонь, затаенный в твоих произведениях, из скрытого в видимый — это любимое
занятие... всецело преданной тебе дирижерской палочки». В посвящении Третьей
симфонии запечатлены взаимоотношения композитора и дирижера: «Моему сердечно
любимому Гансу фон Бюлову от верного друга. Иоганнес Брамс».
Первые
исполнения Третьей симфонии вызвали бурную реакцию, совершенно непохожую на
прием, оказанный двум предшествующим: сдержанное одобрение Первой, постепенно
завоевывавшей признание и триумфальный успех Второй, сразу вошедшей в репертуар
европейских оркестров. Премьера Третьей состоялась 2 декабря 1883 года в Вене.
Исполнил симфонию Венский филармонический оркестр под управлением Ганса
Рихтера, сравнившего её с Героической симфонией Бетховена. В январе следующего
года произведение три раза подряд прозвучало в Берлине в исполнении оркестра под
руководством друга молодости Брамса, знаменитого скрипача Йожефа Иоахима; а в
Мейнингене Ганс фон Бюлов повторил ее дважды в один вечер. 17 февраля 1885 года
сам Брамс исполнял ее с прославленным оркестром Гевандхауза в Лейпциге. Даже из
Франции, где музыка Брамса еще не получила распространения, композитор получил
приглашение продирижировать Третьей симфонией.
Однако
далеко не везде успех был безоговорочным. Так, на первом исполнении в Вене
публика резко разделилась: одни бурно аплодировали, другие шикали и свистели. В
прессе появились резко критические отзывы. Это — свидетельство давно идущей
борьбы между сторонниками Брамса и его величайшего современника Вагнера, —
борьбы, особенно обострившейся сразу после смерти Вагнера 13 января 1883 года.
Сам Брамс хранил благородное молчание. Зато его друзья, как и друзья Вагнера,
изощрялись в критике. Особенно преуспели в этом влиятельнейший критик Эдуард Ганслик,
создавший в Вене настоящий культ Брамса, и молодой композитор и критик Гуго
Вольф. С юности влюбленный в музыку Вагнера, Вольф отвергал все, что могло
умалить славу его кумира, и не стеснялся в выражениях по адресу Брамса: его
симфонии — «омерзительная, безвкусная, до тошноты лживая и дурацкая стряпня».
«В одном-единственном ударе тарелок в любом произведении Листа больше души и
чувства, чем во всех трех симфониях Брамса и в его серенадах впридачу» (Лист
назван для примера, как друг и соратник Вагнера, отец его жены Козимы).
В Третьей
симфонии Брамс даёт новое решение жанра. Она не похожа ни на Первую, ни на
Вторую симфонии композитора, хотя и воплощает основные принципы его стиля,
сочетая классические и романтические традиции. Оригинальна драматургия
произведения: от патетической, тревожной, но все же достаточно светлой,
мажорной первой части к драматическому, насыщенному борьбой минорному финалу.
Таким образом, направленность цикла Третьей прямо противоположна Первой — от
скорби к утверждению радости. Обратный путь — от мажора к минору вообще
чрезвычайно редок в симфониях XIX века. В средних частях используется типичное
для Брамса, но не характерное для других композиторов его времени интермеццо —
отсутствует оживлённое скерцо. По сравнению с первыми симфониями, средние части
Третьей поменялись местами в отношении эмоциональной глубины и насыщенности:
анданте теперь наивно-простодушно, а аллегретто — полный затаённой скорби романс.
В 3-й
части произведения - «Poco
allegretto» - впервые
в этой мажорной симфонии утверждается минор. Романс рождён бытовым
чувствительным жанром. Но он тонко, поэтично, одухотворенно преображён
композитором, который, по меткому замечанию немецкого исследователя, обладает
свойством снимать характер повседневности с обыденных явлений и заглядывать в
глубины души человеческой. Перебои хореических и ямбических размеров,
неустойчивые гармонии лишают тему банальности, придают ей скрытую напряжённость,
тревогу. Песенность, как у Шуберта, подчёркнута вокальным типом изложения:
виолончели, скрипки, валторны повторяют три строфы темы. Ещё три строфы, в
другой инструментовке, прозвучат в репризе. А средняя часть этой трёхчастной
формы окрашена типично брамсовским настроением «улыбки сквозь слезы». Весьма
краткая, она построена на чередовании двух тем, различных по жанровым истокам и
оркестровке: с оттенком танцевальности — у духовых, затаённо лирическая — у
струнных. Их отголосок ещё раз возникает в коде, завершаемой мучительно
страстным вздохом.
Именно
«Poco allegretto» популярна среди музыкантов различных жанров и часто
исполняется в самых разных, чаще всего джазовых аранжировках.
Мотив из 3-й
симфонии фа мажор Брамса лежит в основе песни «Take My Love», написанной
Фрэнком Синатрой, Джеком Вольфом и Джоэлом Херроном в 1950 году. Песня была
записана в ноябре 1950 года на лейбле «Columbia» и вышла как сингл в 1951 году.
В песне Джейн Биркин «Baby Alone In Babylone» (1983), написанной Сержем Генсбуром, заимствована основная тема
(d'après le 3e mouvement de la Symphonie n° 3 de Brahms), что указано в альбоме «Jane Birkin», а также в статье на данную песню.
Музыка из
«Poco Allegretto» взята за основу песни «Love of my life» написанной Карлосом
Сантаной и Дэйвом Мэтьсом (Santana & Dave Matthews).
3-я часть
симфонии использована также украинским рэпером T-Fest (Кирилл Игоревич
Незборецкий) в песне «Новый день».
Алегретто
их Третьей симфонии Брамса часто используется в мировом кинематографе. В фильме-нуар
«Подводное течение» (1946) «Poco allegretto» звучит во многих сценах.
Музыку
Брамса использовал композитор Жорж Аурик (Georges Auric) в американо-французском
фильме Анатоля Литвака «Goodbye Again» / «Aimez-vous Brahms?», снятом в 1961
году по роману Франсуазы Саган «Любите ли вы Брамса?». Партитура музыки к
фильму была дополнена мотивами из произведений Брамса - 4-й части Симфонии № 1
до минор, соч. 68 и 3-й части из Симфонии № 3 фа мажор, соч. 90. Кинокритик
Босли Кроутер назвал саундтрек «почти таким же элегантным, как декорации,
которые являются самыми респектабельными вещами в фильме».
Задушевная
тема «Poco allegretto» Третьей симфонии звучит в фильме неоднократно, в том
числе как мелодия песни «Love Is Just a Word» в исполнении певицы ночного клуба
(Дайан Кэрролл). Слова к песне были написаны Дори Лэнгдон (позже известной как
Дори Превин).
В 1961 –
1962 годах франкоязычную версию под названием «Quand tu dors près de moi» с
лирикой Франсуазы Саган записали Далида, Ив Монтан, Энтони Перкинс, оркестр
Боба Аззама и группа «The King's Singers».
Существует
также финская версия этой песни, популяризованная известным финским певцом, участником
конкурса Евровидение 1972 года (8-е место) Марку Аро.
В Российском
кинематографе симфония оказала заметное влияние на главную музыкальную тему и
финальную песню фильма Ф. Янковского «Статский советник» (2005).
Из 3-й
части симфонии Брамса частично позаимствована также главная музыкальная тема сериала
«Ликвидация» (2007), что было отмечено на российской премии Серебряная
калоша-2009, в номинации «За плагиат года».
«Poco allegretto» используется также в турецком телесериале «Великолепный век» и в передаче российского Первого канала «Жди меня».
Johannes Brahms: Sinfonie Nr. 3 in F-Dur, Op. 90, 3.
Satz: Poco allegretto (1883).
1. Brahms Humanism Orchestra - Symphony No 3 Op.
90.mp3
2. Joshua Davis - Symphony #3 Poco Allegretto
Brahms.mp3
3. Bipolar - Brahms 3rd (Poco Allegretto).mp3
4. Frank Sinatra - What Now My Love.mp3
5. Mario Lanza - The Song Angels Sing.mp3
6. Phyllis Chapell - Quand Tu Dor Pres De Moi.mp3
7. Filip Lundqvist - Improvisation über Johannes
Brahms Sinfonie No. 3 in C Minor,.mp3
8. Jane Birkin - Baby alone in Babylone.mp3
9. Leda Devi - Quando Dormirai (Say No More It's
Goodbye).mp3
10. Yves Montand - Quand Tu Dors Pres De Moi.mp3
11. Vanessa Paradis - Baby Alone in Babylone.mp3
12. Dalida - Quand tu dors pres de moi. (1961).mp3
13. Charles Aznavour - Cuando Estás Junto A Mi (Quand
Tu Dors Près De Moi).mp3
14. Bob Azzam - Quand tu dors près de moi.mp3
15. Anthony Perkins - Quand tu dors pres de moi.mp3
download:
Комментариев нет:
Отправить комментарий