вторник, 24 ноября 2020 г.

Популярная классика. Johannes Brahms: Sinfonie Nr. 3 in F-Dur, Op. 90, 3. Satz: Poco allegretto (1883).

Третья часть - «Poco allegretto» - из симфонии № 3 фа мажор, Opus 90 Иоганнеса Брамса, является одним из тех произведений классической музыки, которые пользуются устойчивой популярностью далеко за пределами круга любителей классической музыки.

Иоганнес Брамс (1833 - 1897 гг.).

Симфония № 3 фа мажор, Opus 90 была написана летом 1883 года в Висбадене. Некоторые исследователи, обращая внимание на быстроту, с которой композитор создал это произведение, высказывают предположение, что Брамс использовал, особенно в первой части симфонии, эскизы ранних лет. Композитор как будто намекает на это в письме к издателю и другу Ф. Зимроку от 15 сентября 1882 года: «Если я еще раз найду нотные листки из времен моей молодости, я их опять вам пошлю».

Brahms: Symphony No. 3 in F Major, Op. 90 - 3. Poco allegretto · Wiener Philharmoniker · Karl Böhm.

В начале 80-х годов Брамс находится на вершине славы. Он — первый симфонист Австрии и Германии, у него много верных поклонников среди профессиональных музыкантов и просвещенных любителей, которые в немалой степени способствуют широкому распространению его музыки. И первый — известный дирижер и пианист Ганс фон Бюлов. Для него композитор — третье великое «Б» в истории немецкой музыки: Бах — Бетховен — Брамс. «Я ... завоюю ему часть нации, которая о нем еще знать не знает, несмотря на то, что ему уже 48 лет и он уже успел подарить миру столько высокого, мастерского, бессмертного». В письме к Брамсу он уверяет: «Превращать огонь, затаенный в твоих произведениях, из скрытого в видимый — это любимое занятие... всецело преданной тебе дирижерской палочки». В посвящении Третьей симфонии запечатлены взаимоотношения композитора и дирижера: «Моему сердечно любимому Гансу фон Бюлову от верного друга. Иоганнес Брамс».

Первые исполнения Третьей симфонии вызвали бурную реакцию, совершенно непохожую на прием, оказанный двум предшествующим: сдержанное одобрение Первой, постепенно завоевывавшей признание и триумфальный успех Второй, сразу вошедшей в репертуар европейских оркестров. Премьера Третьей состоялась 2 декабря 1883 года в Вене. Исполнил симфонию Венский филармонический оркестр под управлением Ганса Рихтера, сравнившего её с Героической симфонией Бетховена. В январе следующего года произведение три раза подряд прозвучало в Берлине в исполнении оркестра под руководством друга молодости Брамса, знаменитого скрипача Йожефа Иоахима; а в Мейнингене Ганс фон Бюлов повторил ее дважды в один вечер. 17 февраля 1885 года сам Брамс исполнял ее с прославленным оркестром Гевандхауза в Лейпциге. Даже из Франции, где музыка Брамса еще не получила распространения, композитор получил приглашение продирижировать Третьей симфонией.

«A Bit of Brahms (after J. Brahms Symphony No. 3 in F major, Op. 90: III. Poco allegretto)» · Gary Haase (2013).

Однако далеко не везде успех был безоговорочным. Так, на первом исполнении в Вене публика резко разделилась: одни бурно аплодировали, другие шикали и свистели. В прессе появились резко критические отзывы. Это — свидетельство давно идущей борьбы между сторонниками Брамса и его величайшего современника Вагнера, — борьбы, особенно обострившейся сразу после смерти Вагнера 13 января 1883 года. Сам Брамс хранил благородное молчание. Зато его друзья, как и друзья Вагнера, изощрялись в критике. Особенно преуспели в этом влиятельнейший критик Эдуард Ганслик, создавший в Вене настоящий культ Брамса, и молодой композитор и критик Гуго Вольф. С юности влюбленный в музыку Вагнера, Вольф отвергал все, что могло умалить славу его кумира, и не стеснялся в выражениях по адресу Брамса: его симфонии — «омерзительная, безвкусная, до тошноты лживая и дурацкая стряпня». «В одном-единственном ударе тарелок в любом произведении Листа больше души и чувства, чем во всех трех симфониях Брамса и в его серенадах впридачу» (Лист назван для примера, как друг и соратник Вагнера, отец его жены Козимы).

«Symphony #3 Poco Allegretto Brahms» · Joshua Davis (2003).

В Третьей симфонии Брамс даёт новое решение жанра. Она не похожа ни на Первую, ни на Вторую симфонии композитора, хотя и воплощает основные принципы его стиля, сочетая классические и романтические традиции. Оригинальна драматургия произведения: от патетической, тревожной, но все же достаточно светлой, мажорной первой части к драматическому, насыщенному борьбой минорному финалу. Таким образом, направленность цикла Третьей прямо противоположна Первой — от скорби к утверждению радости. Обратный путь — от мажора к минору вообще чрезвычайно редок в симфониях XIX века. В средних частях используется типичное для Брамса, но не характерное для других композиторов его времени интермеццо — отсутствует оживлённое скерцо. По сравнению с первыми симфониями, средние части Третьей поменялись местами в отношении эмоциональной глубины и насыщенности: анданте теперь наивно-простодушно, а аллегретто — полный затаённой скорби романс.

«Symphony No. 3 in F Major, Op.90: III. Poco Allegretto» · Berliner Sinfonie-Orchester & Günther Herbig (1966).

В 3-й части произведения - «Poco allegretto» - впервые в этой мажорной симфонии утверждается минор. Романс рождён бытовым чувствительным жанром. Но он тонко, поэтично, одухотворенно преображён композитором, который, по меткому замечанию немецкого исследователя, обладает свойством снимать характер повседневности с обыденных явлений и заглядывать в глубины души человеческой. Перебои хореических и ямбических размеров, неустойчивые гармонии лишают тему банальности, придают ей скрытую напряжённость, тревогу. Песенность, как у Шуберта, подчёркнута вокальным типом изложения: виолончели, скрипки, валторны повторяют три строфы темы. Ещё три строфы, в другой инструментовке, прозвучат в репризе. А средняя часть этой трёхчастной формы окрашена типично брамсовским настроением «улыбки сквозь слезы». Весьма краткая, она построена на чередовании двух тем, различных по жанровым истокам и оркестровке: с оттенком танцевальности — у духовых, затаённо лирическая — у струнных. Их отголосок ещё раз возникает в коде, завершаемой мучительно страстным вздохом.

«Brahms 3rd (Poco Allegretto)» · Bipolar (2009).

Именно «Poco allegretto» популярна среди музыкантов различных жанров и часто исполняется в самых разных, чаще всего джазовых аранжировках.

Мотив из 3-й симфонии фа мажор Брамса лежит в основе песни «Take My Love», написанной Фрэнком Синатрой, Джеком Вольфом и Джоэлом Херроном в 1950 году. Песня была записана в ноябре 1950 года на лейбле «Columbia» и вышла как сингл в 1951 году.

«Take My Love» · Frank Sinatra (1951).
Цитаты из «Poco Allegretto» прослеживаются в песне «The Song Angels Sing» (1952) Марио Ланцы.

В песне Джейн Биркин «Baby Alone In Babylone» (1983), написанной Сержем Генсбуром, заимствована основная тема (d'après le 3e mouvement de la Symphonie n° 3 de Brahms), что указано в альбоме «Jane Birkin», а также в статье на данную песню.

«Baby Alone in Babylone» - Jane Birkin (1983).

Музыка из «Poco Allegretto» взята за основу песни «Love of my life» написанной Карлосом Сантаной и Дэйвом Мэтьсом (Santana & Dave Matthews).

«Love of My Life» - Santana & Dave Matthews & Carter Beauford.

3-я часть симфонии использована также украинским рэпером T-Fest (Кирилл Игоревич Незборецкий) в песне «Новый день».

«Новый день» - T-Fest.

Алегретто их Третьей симфонии Брамса часто используется в мировом кинематографе. В фильме-нуар «Подводное течение» (1946) «Poco allegretto» звучит во многих сценах.

Музыку Брамса использовал композитор Жорж Аурик (Georges Auric) в американо-французском фильме Анатоля Литвака «Goodbye Again» / «Aimez-vous Brahms?», снятом в 1961 году по роману Франсуазы Саган «Любите ли вы Брамса?». Партитура музыки к фильму была дополнена мотивами из произведений Брамса - 4-й части Симфонии № 1 до минор, соч. 68 и 3-й части из Симфонии № 3 фа мажор, соч. 90. Кинокритик Босли Кроутер назвал саундтрек «почти таким же элегантным, как декорации, которые являются самыми респектабельными вещами в фильме».

«Say No More, It's Goodbye» - Diahann Carroll (Soundtrack from movie «Goodbye Again», 1961).

Задушевная тема «Poco allegretto» Третьей симфонии звучит в фильме неоднократно, в том числе как мелодия песни «Love Is Just a Word» в исполнении певицы ночного клуба (Дайан Кэрролл). Слова к песне были написаны Дори Лэнгдон (позже известной как Дори Превин).

«Quand tu Dors Pres de Moi» - Yves Montand (1961)

В 1961 – 1962 годах франкоязычную версию под названием «Quand tu dors près de moi» с лирикой Франсуазы Саган записали Далида, Ив Монтан, Энтони Перкинс, оркестр Боба Аззама и группа «The King's Singers».

Существует также финская версия этой песни, популяризованная известным финским певцом, участником конкурса Евровидение 1972 года (8-е место) Марку Аро.

«Yön sävel» · Markku Aro (1972).

В Российском кинематографе симфония оказала заметное влияние на главную музыкальную тему и финальную песню фильма Ф. Янковского «Статский советник» (2005).

«Белый снег» (финальная песня из фильма "Статский Советник").

Из 3-й части симфонии Брамса частично позаимствована также главная музыкальная тема сериала «Ликвидация» (2007), что было отмечено на российской премии Серебряная калоша-2009, в номинации «За плагиат года».

Музыка из фильма «Ликвидация» (Тема «Любовь и дружба»).

«Poco allegretto» используется также в турецком телесериале «Великолепный век» и в передаче российского Первого канала «Жди меня».


Johannes Brahms: Sinfonie Nr. 3 in F-Dur, Op. 90, 3. Satz: Poco allegretto (1883).

1. Brahms Humanism Orchestra - Symphony No 3 Op. 90.mp3

2. Joshua Davis - Symphony #3 Poco Allegretto Brahms.mp3

3. Bipolar - Brahms 3rd (Poco Allegretto).mp3

4. Frank Sinatra - What Now My Love.mp3

5. Mario Lanza - The Song Angels Sing.mp3

6. Phyllis Chapell - Quand Tu Dor Pres De Moi.mp3

7. Filip Lundqvist - Improvisation über Johannes Brahms Sinfonie No. 3 in C Minor,.mp3

8. Jane Birkin - Baby alone in Babylone.mp3

9. Leda Devi - Quando Dormirai (Say No More It's Goodbye).mp3

10. Yves Montand - Quand Tu Dors Pres De Moi.mp3

11. Vanessa Paradis - Baby Alone in Babylone.mp3

12. Dalida - Quand tu dors pres de moi. (1961).mp3

13. Charles Aznavour - Cuando Estás Junto A Mi (Quand Tu Dors Près De Moi).mp3

14. Bob Azzam - Quand tu dors près de moi.mp3

15. Anthony Perkins - Quand tu dors pres de moi.mp3


download:

https://yadi.sk/d/vve-fzlk09wOGg

Комментариев нет:

Отправить комментарий