вторник, 3 ноября 2020 г.

Популярная классика. Антонин Дворжак (Antonín Dvořák) «Фортепианный квинтет №2 ля мажор, оп. 81» ("Piano Quintet No.2 Op.81") (1887 год).

Антонин Дворжак оставил после себя огромное количество камерной музыки — одних только струнных квартетов у него четырнадцать, а фортепианных квинтетов — два, причем оба в ля мажоре. Первый (соч. 5) был написан в 1872 году, второй (соч. 81) — между августом и октябрем 1887 года, когда Дворжак в полной мере осознал себя признанным мастером и, что еще важнее, мастером национального стиля.

Фортепианный квинтет №2 ля мажор, соч. 81 был написан в результате попытки композитора переработать более раннее произведение - Фортепианный квинтет ля мажор, соч.5, которым Дворжак был недоволен и уничтожил рукопись вскоре после премьеры. Пятнадцать лет спустя он получил копию партитуры соч.5 от друга, пересмотрел её и начал вносить исправления. Однако позже композитор решил, не публиковать исправленную работу, а написать совершенно новое произведение для того же инструментального ансамбля в той же тональности. Но на этом сходство двух работ заканчивается.

Antonín Leopold Dvořák (8 сентября 1841 - 1 мая 1904).

Если первая работа была продуктом того времени, когда Дворжак все еще пытался найти себя как композитор, по соч. 81 - это свидетельство превосходства композитора в избранной области. Основным стимулом для написания соч. 81 могло быть то, что незадолго до этого Дворжак пересматривал некоторые из своих ранних произведений, включая свой первый фортепианный квинтет 1872 года, и, возможно, решил создать ему более зрелый аналог. Квинтет во всех отношениях является образцовым достижением Дворжака как зрелого композитора независимо от того, идет ли речь о выборе тематического материала, превосходном инструментарии или безупречной структуре отдельных частей.

Произведение представляет собой смесь выразительного лиризма Дворжака с элементами в стиле чешской народной музыки. Что характерно, это были не настоящие народные мелодии, а созданные композитором в аутентичном народном стиле. Дворжак эффективно сочетает нюансы славянской музыки, в частности, меланхолическую думку во второй части и виртуозную стилизацию чешского народного танца «фуриант» в третьей. Тем не менее, это произведение нельзя назвать исключительно «славянским». На пике своей карьеры Дворжак умело сочетает народные или «национальные» элементы с «паневропейскими», достигая своего собственного самобытного и убедительного синтеза. Большая часть квинтета была написана в летней резиденции Дворжака на Высоке, и кажется, будто идиллическая атмосфера этого окружения была спроецирована на саму музыку: это безмятежное произведение, излучающее преобладающий оптимизм, который в последних двух частях, усиливается до выражения спонтанной радости.

Dvořák: Piano Quintet No. 2, Op. 81 - Janine Jansen - International Chamber Music Festival 2019 (Violinists Janine Jansen and Boris Brovtsyn, pianist Lars Vogt, viola player Amihai Grosz and cellist Jens Peter Maintz).

Фортепианный квинтет № 2 состоит из 4-х частей, общей продолжительностью около 40 минут:

Allegro, ma non tanto

Dumka: Andante con moto

Scherzo (Furiant): molto vivace

Finale: Allegro.

Произведение впервые прозвучало 6 января 1888 года на одном из концертов, организованных объединением художников «Umelecka beseda» в пражском Рудольфинуме. Премьера квинтета была очень хорошо встречена критикой. Йозеф Богуслав Ферстер, например, так охарактеризовал новую работу в «Народных листах»: «Это произведение редкой ценности, новаторского тематического материала и впечатляющей глубины, в котором заключено всё то, что мы ожидали от Дворжака: прекрасный звук и множество интригующих и оригинальных инструментальных эффектов. Невозможно отдать предпочтение какой-либо одной его части».

Примерно через месяц после премьеры Прагу посетил Петр Ильич Чайковский. Новый квинтет Дворжака был включен в программу одного из вечеров, организованных в его честь. Позже Чайковский записал в своем дневнике: «Играли квартеты Сметаны и Коваровича, а также квинтет Дворжака. Последний оказался милым и очень мне понравился». В первый же год премьеры квинтет несколько раз исполнялся в Праге, а также в Амстердаме, Франкфурте, Гамбурге и дважды в Лондоне, где в последующие годы он стал одним из наиболее часто исполняемых произведений Дворжака. В 1888 году пьеса была опубликована издательством «Simrock» в Берлине и посвящена профессору Богдану Нойройтеру, ведущему меценату молодых музыкантов в Праге.

Квинтет был признан одним из шедевров в этой форме наряду с произведениями Шумана, Брамса и Шостаковича и его мелодии легли в основу многих произведений как классической, так и популярной музыки. В 2015 году автограф-скетч Дворжака для квинтета, который он подарил своему итальянскому ученику Леоне Синигалья, был найден в Италии. В настоящее время он находится в частной собственности неизвестного владельца, который купил его на открытом аукционе за 50 000 евро.

Dvorák - Piano Quintet Op. 81; Piano Quartet Op. 87 (1999).


Piano Quintet nº 2 in A Major, Op.81

1. Allegro ma non tanto

2. Dumka: Andante con moto - Vivace

3. Scherzo (Furiant): Molto vivace - Trio: Poco tranquillo

4. Finale: Allegro


Piano Quartet nº 2 in E flat Major, Op.87

1. Allegro con fuoco

2. Lento

3. Allegro moderato, grazioso

4. Allegro, ma non troppo


András Schiff - piano

Panocha Quartet:

Jiří Panocha (violin),

Pavel Zejfart (violin),

Miroslav Sehnoutka (viola),

Jaroslav Kulhan (cello).


download:

http://yadi.sk/d/hQX31fHzC4sNt

Комментариев нет:

Отправить комментарий