Прогрессивный джаз

Стили джаза

Устав от клише биг-бэндов и устаревших, исключительно коммерческих проектов с затертыми приемами т. н. симфоджаза, введённых в 1920-е Полом Уайтменом. в начале 40-х годов прошлого века начало развиваться направление прогрессивного джаза (Progressive Jazz). Представители этого течения постоянно экспериментировали с музыкой в сфере тональности и гармонии, опираясь на достижения европейских композиторов.

В отличие от бопперов, творцы прогрессива не стремились к радикальному отказу от джазовых традиций, сложившихся на то время. Они скорее стремились к обновлению и усовершенствованию свинговых фраз-моделей, вводя в практику композиции последние достижения европейского симфонизма в области тональности и гармонии. Их поиски приводят к новым формам свинга, ломаным ритмам, политональности, смещении устоявшихся акцентов, введении непривычных инструментов.

Stan Kenton – «Artistry in Rhythm»

Наибольший вклад в развитие концепций «прогрессива» внёс пианист и дирижёр Стэн Кентон. С его первых работ собственно и берёт начало прогрессивный джаз начала 1940-х. По звучанию музыка, исполнявшаяся его первым оркестром была близка к Рахманинову, а композиции несли черты позднего романтизма. Однако по жанру это было ближе всего к симфоджазу. Позднее, в годы создания знаменитой серии его альбомов «Artistry», элементы джаза уже перестали играть роль создания колорита, а уже органично вплетались в музыкальный материал. Наряду с Кентоном, заслуга в этом принадлежала и его лучшему аранжировщику, Питу Руголо, ученику Дариуса Мийо. Современное (по тем годам) симфоническое звучание, специфическая техника стаккато в игре саксофонов, смелые гармонии, частые секунды и блоки, наряду с политональностью и джазовой ритмической пульсацией - вот отличительные черты этой музыки, с которой Стэн Кентон на многие годы вошёл в историю джаза, как один из его новаторов, нашедших общую платформу для европейской симфонической культуры и элементов бибопа, особенно заметных в пьесах, где сольные инструменталисты как бы противостояли звукам остального оркестра. Следует отметить также и большое внимание, которое уделял Кентон в своих композициях импровизационным партиям солистов, в числе которых следует отметить всемирно известного барабанщика Шелли Мейна, контрабасиста Эда Сафранского, тромбониста Кэя Уиндинга, Джун Кристи, одну из лучших джазовых вокалисток тех лет. Верность выбранному жанру Стэн Кентон сохранил на протяжении всей своей карьеры.

Miles Davis – «Sketches of Spain» (1960) (Full Album)

Музыкальный онлайн-путеводитель AllMusic утверждает, что, наряду с Кентоном, основными сторонниками этого стиля были такие музыканты, как Бойд Райберн, Гил Эванс, Тосико Акиёси, Кэл Мэсси, Фрэнк Фостер, Карла Блей, Джордж Гранц, Дэвид Амрам, Сан Ра и Дюк Эллингтон. Своеобразным апофеозом развития прогрессива, наряду с уже упомянутой серией «Artistry» можно считать и серию альбомов, записанных биг-бэндом Гил Эванс совместно с ансамблем Майлза Девиса в 1950—1960-е годы, например, «Майлз впереди», «Порги и Бесс» и «Испанские рисунки». Незадолго до своей кончины Майлз Девис снова обратился к этому жанру, записав старые аранжементы Гила Эванса с биг-бэндом Куинси Джонса.

Комментариев нет:

Отправить комментарий