Для
гениального польского композитора Фредерика Шопена (Frédéric Chopin) вальс имел особое значение, так как именно
ему маэстро вдохновенно доверял все свои душевные тайны. Среди вальсов Шопена,
которые являются эффектными концертными произведениями, вызывающими восторг и
восхищения слушателей, есть одно очаровательное творение, имеющее игривое
название «Минутка». Оно входит в число самых репертуарных произведений
композитора.
Кто первый Вальсу ре-бемоль мажор Фредерика Шопена (Waltz No.6 in D flat major "Minute", Op.64 No. 1) дал название «Минутка» сейчас точно никто сказать не может, однако достоверным является то, что это произведение написано в усадьбе известной писательницы Жорж Санд в Ноане, а издано лейпцигским музыкальным издательством Брайткопф и Гертель в 1846 -1847 годах.
Биографы
Фредерика Шопена утверждают, что во время пребывания композитора во Франции за
ним прочно закрепилась репутация покорителя дамских сердец. Перед талантом
молодого музыканта действительно преклонялись многие очаровательные красавицы.
Женская любовь вдохновляла Шопена на создание великолепных произведений, но в
то же время заставляла сильно страдать. Знакомство с некоторыми
представительницами прекрасного пола надолго запало в душу композитора, а
встреча с Амандиной Авророй Люсиль Дюпен, которая более известна под своим
творческим псевдонимом Жорж Санд, сыграла ключевую роль в его судьбе.
Когда их
познакомили на светской вечеринке, Фредерик с его изысканными манерами был
шокирован видом «отвратительной женщины», отличающейся не вполне пристойным
поведением, в мужском костюме и с сигарой во рту. Тем не менее экстравагантная
дама не только сразу обратила своё внимание на молодого талантливого
композитора, но впоследствии сумела его очаровать. Никто даже подумать не мог,
что хрупкий Фредерик Шопен и решительная Жорж Санд сблизятся. Да, они не узаконили свои отношения и этот
роман им обоим принёс много душевных мучений, но тем не менее даже спустя более
чем полторы сотни лет люди помнят об истории любви двух великих людей.
Жорж
Санд, поначалу очень нежно относилась к своему возлюбленному, который был
младше её на шесть лет. Она всячески старалась поправить его, подорванное
туберкулёзом, здоровье. Ухаживала за ним во время приступов болезни, а в 1838
году, чтобы облегчить страдания композитора, возила зимовать на испанскую
Майорку.
В феврале
1839 года, вернувшись во Францию, Аврора и Фредерик поселились в поместье
Ноан-Вик, принадлежащем Жорж Санд. Усадьба с её живописной природой напоминала
композитору о любимой покинутой родине и благотворно влияла на его творчество.
В это время Шопен создал много прекрасных произведений, среди которых и
знаменитый Вальс Ре-бемоль мажор. Однако это только предыстория создания
замечательного произведения, а история его такова. У Авроры в поместье жила
маленькая собачка по кличке Маркиз. Любимой игрой щенка было кружиться, гоняясь
за собственным хвостом. Такое забавное занятие собачки веселило всех, и как-то
раз Аврора, любуясь этой сценой, заявила Фредерику, что если бы умела, то
обязательно бы сочинила музыку к такому смешному собачьему танцу. Писательница
пообещала композитору, что подарит ему поцелуй, если тот осуществит её желание.
И, конечно же, влюблённый композитор не мог не исполнить эту прихоть. Шопен
никогда не давал своим сочинениям названия, но это произведение он сам
именовал, как «Вальс маленькой собачки» («Valse du petit chien»). Композитор
любил свой Ре-бемоль мажорный вальс и постоянно включал это произведение в свои
концертные программы.
Шопен
посвятил вальс «Минутка» графине Дельфине Потоцкой. Красавица, обладающая
многими талантами и получившая всестороннее образование, была ученицей
композитора, а затем и близким его другом. Их бурный роман длился четыре года,
но дружба продолжалась на протяжении всей жизни Шопена. За два дня до смерти композитора
в 1849 году, по его просьбе, Потоцкая спела для него арию из «Dettingen Te
Deum» Генделя.
Существует
две версии, почему данное произведение получило название «Минутка». Кое-кто
считает, что этот вальс по темпу настолько стремительный, что его время его
звучания не должно превышать минуты. Другие предполагают, что произведение
слишком короткое, поэтому и получил такое наименование.
Обычное
исполнение вальса занимает от полутора до двух минут. Воспроизвести данное
творение за минуту просто невозможно, так как темп такого исполнения должен
соответствовать обозначению: ♩ = 420, что равно движению автомобиля, который едет со скоростью 90 км / ч.
По
утверждению Камиля Бурникеля, одного из первых биографов Шопена, свой Ре-бемоль
мажорный вальс композитор сам именовал «Вальсом маленькой собачки». Из-за этого
названия получилась весёлая путаница и теперь многие думают, что
сверхпопулярный наигрыш, который в простонародье называют «Собачий вальс» тоже
сочинил Фредерик Шопен.
Вальс
«Минутка» Ре-бемоль мажор – это миниатюрное произведение гениального Фредерика
Шопена заняло достойное место в мировом фонде музыкальной литературы для фортепиано.
Искрящаяся и полётная пьеса, эффектно звучащая с концертной эстрады, входит в
репертуар многих исполнителей. Однако важно отметить, что доступность изложения
музыкального материала данного произведения позволяет и начинающим музыкантам
соприкасаться с выдающимся творчеством великого маэстро.
На музыку
бессмертного творения великого польского композитора американский режиссёр Лэн
О'Куна сочинил слова, а получившуюся композицию исполнила в 1966 году
популярная певица и актриса Барбра Стрейзанд. Эта версия достигла 23-го места в
чарте Billboard Easy Listening.
Новоорлеанский
ритм-энд-блюз пианист Джеймс Букер включил инструментальную версию в свой
альбом «Junco Partner» (1976).
Свои парафразы
«Минутки» создали композиторы Кайхосру Шапурджи Сорабджи, Рафаэль Джосефи, Макс
Регер, Леопольд Годовски, Жанно Хайнен, Мориц Розенталь, Сэм Рафлинг и Бертольд
Хаммель.
Вальс используется как главная музыкальная тема в популярной радиопрограмме BBC «Just a Minute».
Комментариев нет:
Отправить комментарий