В карьере обладателя 19 премий "Грэмми", включая статуэтку "За достижения всей жизни", Тони Беннетта было по крайней мере три больших взлета. В начале 50-х он записал целую серию больших хитов, которые сделали его одним из самых популярных артистов того времени. В начале 60-х – вернулся уже с плодами более зрелого и серьезного творчества. Наконец, с середины 80-х и до сегодняшнего дня, когда музыканту исполняется 95 (!!!) лет, он умудряется сохранять интерес к себе поколений, появившихся на свет значительно позже его первого появления на сцене.
Беннетт
рос в кварталах нью-йоркского Квинса. Звали его тогда Энтони Доминик Бенедетто.
Его отец, лавочник, умер, когда мальчику было около десяти лет, и мать была
вынуждена стать швеей, чтобы содержать семью из пяти человек. И уже тогда
Энтони привлек внимание своим вокальным даром, выступив в 1936 году перед мэром
на открытии моста Трайборо. А подростком Беннетт уже прекрасно знал, что хочет
зарабатывать себе на жизнь как профессиональный певец. Немного поучившись в
художественной школе “High School of Industrial Arts”, в 16 лет он её бросил,
чтобы начать работать везде, где можно, и помогать семье, а параллельно
выступал в любительских шоу. В 1944-м, когда ему было 18, Тони призвали в
армию, и он побывал в Европе на фронтах Второй мировой.
Вернувшись
домой в 1946-м, Тони стал пытаться пробиться в мире музыки и, воспользовавшись
привилегиями, которые давали ветеранам, посещал образовательные программы
“American Theater Wing”. В конце 40-х у него уже был свой менеджер, и Тони
регулярно выступал в Нью-Йорке. Прорыв в карьере случился, когда его
выступление с Пёрл Бейли в Гринвич Вилладж увидел известный комик Боб Хоуп. Он
вывел его на большую сцену в своем шоу, и он же предложил взять артистическое
имя Тони Беннетт (Tony Bennett). В 1950-м продюсер “Columbia Records” Митч
Миллер услышал демо-запись Тони "The Boulevard of Broken Dreams" и
предложил молодому певцу контракт с лейблом.
Первый
хит Беннетта, “Because of You”, покорил чарты в сентябре 1951 года, а затем
последовал еще более успешный “Cold, Cold Heart”, ставший номером 1. На
протяжении двух лет певец еще 5 раз попадал в хит-парады, и вернулся на первую
строчку в ноябре 1953-го с “Rags to Riches”. Еще одним суперхитом стала
“Stranger in Paradise” из бродвейского мюзикла “Kismet”, а в 1954 году в Топ-10
попали “There'll Be No Teardrops Tonight” и “Cinnamon Sinner”. В середине 50-х,
когда в силу вошел рок-н-ролл, с хитами стало сложнее, но, тем не менее, синглы
певца регулярно отмечались в чартах вплоть до 1960-го, а в 1957-м “In the
Middle of an Island” была в Топ-10.
Тем
временем певец продолжал работать в ночных клубах, выступая со стандартами и также
начал создавать альбомы, попытавшись приблизиться к джазу, который его особенно
интересовал. В 1957 году он записал очень хорошо принятый критиками альбом “The
Beat Of My Heart” c участием таких джазовых звёзд, как Хёрби Манн, Нэтт
Эддерли, Эл Кон, Кай Уиндинг, Чико Хэмильтон, Милт Хинтон, Арт Блэйки, Кандидо.
После этого он стал первым популярным певцом, которому удалось поработать с
оркестром Каунта Бейси – они записали очень успешные альбомы “Basie Swings,
Bennett Sings” в 1958-м и “In Person!” в 1959-м. Так что к началу 60-х, хотя
повсеместная популярность его синглов угасла, Беннетт уже выстроил себе
успешную концертную и сессионную карьеру, записывая песни в манере крунинга*,
схожей со стилем Фрэнка Синатры. (*От англ. сroon – мурлыкать, напевать –
возник термин crooning: определение особой манеры исполнения популярных песен –
тихой, легкой, ненавязчивой, часто с живыми разговорными интонациями).
В 1962
году Беннетт представил публике балладу “I Left My Heart in San Francisco”,
написанную двумя неизвестными авторами, Джорджем Кори и Дуглассом Кроссом,
который как-то напел ее пианисту Тони – Ральфу Шарону. Она была выпущена как
сингл и, хотя не сразу стала большим хитом и добралась только до Топ-20, в
целом всё же держалась в различных национальных чартах почти 9 месяцев. Тогда
она стала «фирменной песней», визитной карточкой Тони и вывела его на
совершенно новый уровень популярности. Альбом “I Left My Heart in San
Francisco” дошел до Тор-5 и стал «золотым» по продажам, а сингл принес Тони
«Грэмми» в номинациях «Лучшая запись года» и «Лучшее мужское вокальное соло».
После этого еще одним очень успешным альбом стал “I Wanna Be Around” и его
заглавная песня, а также сингл “The Good Life”, и вообще, еще на протяжении 3
последующих лет Беннетт неустанно забрасывал публику хитами – среди них, в
частности, были песни “Who Can I Turn To (When Nobody Needs Me)” и “If I Ruled
the World”из бродвейских мюзиклов.
В конце 60-х, однако, все большие лейблы окончательно перестроились под суперприбыли рынка рок-музыки. И как когда-то в 50-х Беннетта уговаривали петь самые легкие и «актуальные» песенки, теперь продюсеры убеждали его взяться за современный поп и рок. Тони попробовал – в частности, на альбоме “Tony Sings the Great Hits of Today!”, но продажи лучше не стали. В 1972 году Беннетт покинул лейбл “Columbia”, с тем чтобы перейти на “Verve”, но уже в середине 70-х у него вообще не было ни с кем никакого контракта, и он решил создать собственный лейбл, “Improv”, чтобы записывать то, что ему хочется. Именно здесь Беннетт воплотил свои большие джазовые мечты, записав, среди прочих, великолепный альбом с Биллом Эвансом, за которым потом последовало продолжение: еще одна совместная работа, но уже для “Fantasy Records” (“The Tony Bennett/Bill Evans Album” 1975-го и “Together Again” 1976-го).
Так или
иначе, но лейбл Тони вскоре приказал долго жить, зато, казалось, певцу уже и не
надо было особо записываться – Беннетт выступал в концертных залах всего мира,
пробовал себя на телевидении и кино. Однако на самом деле это был тяжелый
период: у него были проблемы с наркотиками и большие долги. Но в середине 80-х,
когда многие исполнители обратили свое внимание на традиционную поп-музыку,
Беннетт взял себя в руки и снова оказался на волне. Выбраться из долгов ему
помог его собственный сын Дэнни, ставший его менеджером. Уже в 1986 году
Беннетт, словно начавший новую жизнь, вновь подписал контракт с “Columbia” и
выпустил альбом “The Art of Excellence”, который впервые за последние для него
14 лет вновь попал в чарты.
Оставаясь
самим собой и продолжая петь знаменитые американские стандарты в смокинге, Тони
умудрился привлечь внимание «поколения MTV» и к началу 90-х был уже популярен,
как никогда раньше. Его альбомы “Perfectly Frank” 1992 года (трибьют Фрэнку
Синатре) и “Steppin' Out” 1993-го (трибьют Фреду Астеру) стали золотыми и оба
выиграли «Грэмми» (номинация «Лучший традиционный поп-вокал»). А окончательно
закрепил успех «камбэка» живой альбом в серии 1994 года “MTV Unplugged” с
участием Элвиса Костелло и Кей Ди Ланг, ставший платиновым и получивший 2
статуэтки “Grammy” («Альбом года» и «Лучший традиционный поп-вокал»).
Беннетт
стал настоящим ветераном “Grammy”, продолжая неутомимо собирать «граммофончики»
в 1995, 1997, 1999, 2001, 2002 и 2004 годах, выпуская прекрасные сольные и
всевозможные дуэтные альбомы. Очередным всплеском активности стал 2006 год,
когда Беннетт праздновал свое 80-летие, и его уже безо всяких сомнений успешный
собственный лейбл выпустил множество интересных переизданий и компиляций, а
также альбом “Duets: An American Classic”, на котором Беннетт с разными
партнерами поет свои самые известные песни – он добрался до третьего места в
чарте “Billboard” и принес очередную “Grammy” (за «Лучший альбом традиционной
поп-музыки»). Новые сеты «Дуэтов» появились в 2011 и 2012-м – тогда же была
издана четвертая книга певца, “Life Is a Gift: The Zen of Bennett” («Жизнь как
дар. Дзен Беннетта»), а затем вышел документальный фильм с похожим названием. В
2014 году Тони Беннетт выпустил альбом “Cheek to Cheek”, записанный в сотрудничестве
с Леди Гага, а в 2016-м – юбилейный концерт "Tony Bennett Celebrates
90", на котором компанию ему составили множество популярных исполнителей,
включая Майкла Бубле, Андреа Бочелли, Стиви Уандера, Дайну Кролл, Элтона Джона
и других.
Во многих
смыслах невероятный успех Тони Беннетта объясняется не только его счастливой
творческой звездой, но еще и продюсерско-маркетинговой, если такая существует.
Он всегда пел самые популярные стандарты, которые то входили в моду, то
выходили из нее, что приводило к большей или меньшей популярности певца, но
верность собственному вкусу в сочетании с теплым хрипловатым голосом, а также
фразировками и умением обращаться со временем так, чтобы создавалось ощущение
спонтанности, особенно радующее поклонников джаза, позволяли ему всегда
создавать из любых мелодий и текстов очень живые, запоминающиеся образы. В
нашем 21 веке он остается единственным крунером старой школы, и мы от всей души
желаем ему сохранять свое жизнелюбие и творческий задор и записывать новые
замечательные альбомы!
Ольга
Дюдина
Комментариев нет:
Отправить комментарий