пятница, 30 сентября 2022 г.

История одной песни. Наутилус Помпилиус – «Я хочу быть с тобой» (1987).

Советский рок.

«Я хочу быть с тобой» — песня группы «Наутилус Помпилиус», написанная Вячеславом Бутусовым на слова Ильи Кормильцева.

Премьера песни состоялась в Таллине 21 июня 1987 года на концерте в местном дворце спорта, позже вошла в записанный там живой альбом «Подъём». Студийная версия издавалась в составе альбомов «Князь тишины», «Отчёт 1983—1993», в демоверсии альбома «Титаник» — «Титаник на Фонтанке», попала в третий концертный альбом «Ни кому ни кабельность», а также в трибьют-альбом «Нау Бум», выпущенный к юбилею группы.

Группа "Наутилус Помпилиус" – «Я хочу быть с тобой» (Фрагмент концертной программы "Встреча друзей", Главная редакция музыкальных программ).

По свидетельству Дмитрия Быкова, Илья Кормильцев «сочинил эти стихи в те пятнадцать минут, на которые опаздывала его тогдашняя девушка».

Песня написана от лица человека, потерявшего свою любимую при пожаре. Он пытался уйти от любви, пытался избавиться от чувства потери любимого человека. Кожаные ремни означают обычную кожу главного героя, он укрывался в подвале и резал ее острой бритвой.

В следующем куплете говорится о стекле как шоколад, о пальцах, которые не могут прикоснуться к любимой. Здесь рассказывается о продолжение ненависти к самому себе. Так же можно услышать в песни про лица в которых “нет тебя”. Это значит, что герой не может найти среди толпы свою возлюбленную и поэтому он их ненавидит.

Есть еще предположение! Анализируя куплет, по факту у незнакомых людей ее быть и не могло. Она могла быть только у него. Главный герой сломал стекло. Возможно это обычное зеркало. И увидел свое отражение во множестве осколков. Он ими себя резал, видел свое отражение и не мог их простить. То есть отказ простить самого себя.

Изначально песня воспринималась, исключительно, как обращение влюблённого мужчины к женщине, но, по прошествии лет, Бутусов стал отмечать в ней и некоторый религиозный контекст: «К этой своей песне я долгое время относился чисто потребительски… Но, вдруг, — композиция приобрела в моём сознании религиозный, библейский смысл, и теперь я исполняю её с огромным воодушевлением». При этом фраза «я хочу быть с тобой» понимается им как обращение человека к Богу.

Вячеслав Бутусов – «Я хочу быть с тобой». Концерт "Гудгора" (Первый канал, 2016). На альте – Макс Иванов («Торба-на-Круче»).

В большинстве нелепых легенд о создании песни говорится, что Бутусов поет о событиях, которые произошли с ним лично. Одни фанаты твердили о девушке, которая долго писала Вячеславу в армию (хотя он не служил вообще), а затем покончила с собой, не дождавшись от него ответа.

Другие не менее уверенно заявляли, что речь идет о его жене, погибшей во время пожара.

...

Однако в реальности история песни гораздо прозаичнее. Автор текста Илья Кормильцев однажды сказал, что сочинил стихи, которые стали припевом, за пятнадцать минут, пока ждал на улице девушку.

О том, что это за девушка, рассказал Леонид Порохня в своей книге "Илюша":

«Высокая, крупная, несколько мужиковатая. Некрасивая. Курила

плохие сигареты и залихватски водила раздолбаный автомобиль «Москвич». Была одним из первых кооператоров в Ревде (город в Свердловской области, прим.). Роман случился короткий и бурный. Потом разлетелись. А песня осталась - ей написанная песня.»

Когда Бутусов впервые спел «Я хочу быть с тобой» друзьям, те категорически ее не приняли. Впоследствии многие поклонники группы также на все лады критиковали песню, считая ее слишком попсовой.

«Я хочу быть с тобой» стала — во всяком случае, на время — воплощением «попсы» в стройных наутилусовских песенных рядах. И много была ругаема. Но текст написан не про то, о чем попса.

Строчку «в комнате с белым потолком, с правом на надежду» Бутусов взял из другого стихотворения Кормильцева. Тот тогда трудился переводчиком у итальянцев, которые строили кирпичный завод в городе Ревда.

И вышел там скандал с трагической окраской. В гараже нашли два трупа — парень и девушка. Умерли, занимаясь сексом в машине. При включенном двигателе и закрытых дверях гаража. Задохнулись.

Отсюда все это — «ломал стекло, как шоколад в руке», «резал эти пальцы» и т. д. В том числе и строки:

В комнате с белым потолком

С правом на надежду.

В комнате с видом на огни

С верою в любовь…

Эти строки Бутусов поместил в текст "Я хочу быть с тобой", чем и ограничилось его участие в написании слов песни, хотя на обложке альбома «Князь Тишины» он значится их соавтором.

Ю-Питер – «Я хочу быть с Тобой» (видеоклип)

Сам Бутусов последнее время говорит, что раньше исполнял эту композицию «страдальческим голосом», но сейчас «воспринимает ее гораздо глубже». По его словам, «в ней человек приходит к осознанию того, что любовь незыблема».

"Я тогда вообще не понимал, о чем это песня! Я не внушал никакой подтекст – ни себе, ни другим. Мне просто нравилась песня. Для меня это было наитие: ты чувствуешь, что это близко, и ты хочешь, чтобы это было рядом с тобой.

Меня мучила эта песня, могу тебе сказать. Долго. Нет, я не то чтобы не понимал, и не старался понять, просто жил интуицией. Меня мучила эта песня в том смысле, что это, конечно, танго."

Кстати…

Первую студийную версию композиции группа «Наутилус Помпилиус» записала в московской студии Аллы Пугачевой.

21 мая 1988 года «Я хочу быть с тобой» показала респектабельная программа «До и после полуночи»: вся страна смотрела, как под пение Бутусова утирают слезы Пугачева и Макаревич.

В 2008 году в рамках проекта «Суперстар-2008» эту песню исполнял Александр Иванов.

В 2009 году группа «Винтаж» исполнила песню на презентации своего второго студийного альбома «Sex».

На телепередаче «Достояние республики» Бутусов исполнил песню дуэтом с узбекской певицей Севарой Назархан.

В 1993 году был выпущен сборник песен группы «Nautilus Pompilius» в исполнении российских рок-музыкантов «Отчёт 1983—1993». Песню «Я хочу быть с тобой» в нём исполнили Борис Гребенщиков, а также Лора и Алексей Могилевский.

4 мая 2014 года вышел клип на песню в исполнении группы «Ю-Питер».

Комментариев нет:

Отправить комментарий