«Baby, Please
Don't Go» - американская народная песня, названная
французским историком музыки Жераром Хержафтом (Gérard
Herzhaft) «одной
из самых востребованных песен в истории блюза», имеет около двухсот
кавер-версий, исполняемых в различных музыкальных стилях.
После
2-й мировой войны чикагские исполнители блюза и ритм-энд-блюза адаптировали
песню к более новым музыкальным направлениям. В 1952 году версия doo-wop от «The Orioles» попала в первую десятку хит-парада Billboard. В 1953 году Мадди Уотерс (Muddy Waters) записал песню в стиле electric Chicago-ensemble blues, что повлияло на многие последующие
исполнения. К началу 1950-х годов песня стала блюзовым стандартом.
В
1960-х годах «Baby, Please Don't
Go» стала популярной
рок-песней после того, как ее в 1964 году записала североирландская группа «Them». Несколько музыкальных авторов называли
одним из участников этой записи студийного гитариста Джимми Пейджа, хотя факт
его участия точно не установлен. Благодаря восхитительному исполнению «Them», песня стала также и рок-стандартом. В
число рок-групп, записавших эту песню, входят «AC/DC» и «Aerosmith». «Baby, Please
Don't Go» была введена в залы славы блюза и
рок-н-ролла.
Предыстория.
«Baby, Please
Don't Go», вероятно, является адаптацией старой
народной песни «Long
John», созданной во времена
рабства в США. Исследователь блюза Пол Гарон (Paul Garon) отмечает, что мелодия «Baby, Please
Don't Go» основана на мелодии водевиля «Alabamy Bound», написанной композитором Рэем Хендерсоном
(Ray Henderson) на слова Бадди ДеСильвы (Buddy DeSylva) и Бада Грина (Bud Green) в 1925 году. В период с 1925 по 1935 год
«Alabamy Bound» вдохновила композиторов Tin Pan Alley на создание нескольких песен, таких,
например, как «Elder
Greene Blues» и «Don't
You Leave Me Here». Эти варианты были записаны Чарли
Паттоном (Charlie
Patton), Лед Белли (Lead Belly), Монеттом Мур (Monette Moore), Генри Томасом (Henry Thomas) и Тампа Рэдом (Tampa Red).
«Alabamy Bound» - Fletcher Henderson & his Orchestra
(1925).
Писательница
Линда Даль (Linda
Dahl) предполагает связь «Baby, Please
Don't Go» с одноименной песней Мэри Уильямс Джонсон
(Mary Williams Johnson), которую та исполняла в конце
1920-х - начале 1930-х гг. Однако Джонсон, которая была замужем за джазовым
гитаристом Лонни Джонсоном (Lonnie
Johnson), так
и не записала ее, и ее версия не учитывается, как влияющая на более поздних
исполнителей.
Оригинальная версия.
Single by Joe Williams' Washboard Blues Singers
(1935).
«Baby, Please Don't Go» была впервые записана блюзовым
музыкантом Биг Джо Уильямсом (Big Joe Williams) 31 октября 1935 года. Исследователь
блюза Джим О'Нил (Jim
O'Neal) отмечает, что Уильямс «иногда говорил,
что песня написана его женой, певицей Бесси Мэй Смит (она же Блю Белль и Сент-Луис
Бесси, не стоит путать с популярной
блюзовой певицей 1920-х и 1930-х годов
Бесси Смит)». Певец записал ее во время своей первой сессии для Лестера
Мелроуза (Lester
Melrose) и
лейбла «Bluebird
Records» в
Чикаго.
«Baby, Please Don't Go» - Big Joe Williams (1935).
Песня
была записана с вокалом и гитарой Уильямса в сопровождении однострунной скрипки
Дэда Трейси (Dad
Tracy) и стиральной доски
Чейси «Кокомо» Коллинза (Chasey «Kokomo» Collins).
Слова песни выражают беспокойство заключенного о том, что его любовница уйдет
от него прежде, чем он вернется домой:
Now baby please don't go, now baby please don't go
Baby please don't go back to New Orleans, and get your
cold ice cream
I believe there's a man done gone, I believe there's a
man done gone
I believe there's a man done gone to the county farm,
with a long chain on
Песня
стала хитом и положила начало карьере Уильямса. 12 декабря 1941 года он записал
в Чикаго для Bluebird вторую
версию песни под названием «Please
Don't Go», с более современной аранжировкой и
текстами. Историк блюза Жерар Хержафт называет ее «самой захватывающей
версией», которую Уильямс записал, используя свою фирменную 9-струнную гитару.
Его сопровождают Сонни Бой Уильямсон I (Sonny Boy Williamson I) на гармонике и Альфред Элкинс (Alfred Elkins) на басу (возможно, бас-гитара). Поскольку
обе песни появились до того, как издательства звукозаписывающей индустрии
начали отслеживать такие релизы, неизвестно, какая из версий была более
популярна. В 1947 году Биг Джо Уильямсом записал версию «Please Don't
Go» для «Columbia Records» с Рэнсом Ноулингом (Ransom Knowling) на басу и Джаджем Райли (Judge Riley) на барабанах. Хотя эта версия и не попала
в чарты Billboard
Race Records, но представляет интерес, как
движение в сторону более урбанистической блюзовой обработки песни.
«Baby, Please Don't Go» - Big Joe Williams (Live
performance at the American Folk Blues Festival in the 60s).
Более
поздние блюз и R&B записи.
Успех
Биг Джо Уильямса вдохновил других блюзовых музыкантов на запись их
интерпретации «Baby, Please Don't
Go», и песня стала
блюзовым стандартом. Ранние версии создали
Папа Чарли Маккой (Papa
Charlie McCoy), как «Tampa Kid» (1936), Леонард Кэстона (Leonard "Baby Doo" Caston) (1939), Лайтнинг Хопкинс (Lightnin' Hopkins) (1947), Джон Ли Хукер (John Lee Hooker) (1949) и Биг Билла Брунзи (Big Bill Broonzy) (1952). К началу 1950-х годов
песня была переработана в современных музыкальных стилях: ранняя
ритм-энд-блюз-блюзовая версия Билли Райта (Billy Wright) (1951), гармонизированная doo-wop от «The Orioles» (восьмой R&B хит в 1952 году), и афро-кубинская
интерпретация Роуз Митчелл (Rose
Mitchell)
(1954). Моз Эллисон (Mose
Allison)
записал мелодию в джаз-блюзовом фортепианном стиле для альбома «Transfiguration of Hiram Brown» (1960).
В 1953
году Мадди Уотерс (Muddy
Waters) вместе с Литтл
Уолтером (Little
Walter Jacobs) и Джимми Роджерсом (Jimmy Rogers) переделал песню в стиле чикагского блюза.
Лейбл «Chess
Records»
первоначально выпустил сингл с названием «Turn the Lamp Down Low», хотя песню также называют «Turn Your Lamp Down Low», «Turn Your Light Down Low» или «Baby Please Don't
Go».
«Baby, Please Don't Go (Live At Checkerboard Lounge)»
- Muddy Waters & The Rolling Stones (1981).
Мадди
Уотерс регулярно исполнял эту песню на своих концертах, некоторые из которых
были записаны, например, живые выступления Мадди Уотерса в Ньюпорте в 1960 году
или «Live at the Checkerboard Lounge, Chicago» в
1981 году с «Rolling
Stones». Критик Билл Яновиц (Bill Janovitz) так описывает влияние Уотерса
последующие версии песни:
«Наиболее
вероятным связывающим звеном между записями Уильямса и всеми каверами,
вышедшими в 1960-е и 1970-е годы, стала запись Мадди Уотерса 1953 года, в
которой сохранились те же свинговые фразы, что и у Уильямса, но музыканты
подкрепили ее устойчивой ритм-секцией, электрифицированными инструментами и
Литтл Уолтером Джейкобсом, «плачущим» на блюзовой арфе».
1. Joe Williams' Washboard Blues Singers - Baby Please
Don't Go (1935).mp3
2. Tampa Kid - Baby Please Don't Go (1936).mp3
3. Leroy Dallas - Baby Please Don't Go (1949).mp3
4. Lightnin' Hopkins - Baby Please Don't Go (1949).mp3
5. The Orioles - Baby Please Don't Go (1951).mp3
6. Muddy Waters - Baby, Please Don't Go (1953).mp3
7. Rose Mitchell - Baby Please Don't Go (1953).mp3
8. Jo Ann Henderson Baby Please Don't Go (1957).mp3
9. Billy Riley & His Little Green Men - Baby
Please Don't Go (1958).mp3
10. Mose Allison - Baby Please Dont Go (1960).mp3
11. Lil Son Jackson
- Baby please don't go (1960).mp3
12. Sonny Terry & Brownie McGhee - Baby Please Don
t Go (1960).mp3
13. Mance Lipscomb - Baby Please Don't Go (1960).mp3
14. Pink Anderson - Baby Please Don't Go (1961).mp3
15. Bukka White - Baby Please Don't Go (1963).mp3
16. Blind Campbell - Baby Please Don't Go (1963).mp3
17. Smoky Babe - Now Your Man Done Gone (1963).mp3
18. Eric Andersen - Baby Please Don't Go (1965).mp3
19. John Hammond - Baby Please Don't Go (1965).mp3
20. Maxwell Street Jimmy Davis - Baby Please Don't Go
(1965).mp3
download (mp3 @128 kbs):
Комментариев нет:
Отправить комментарий