понедельник, 1 июня 2020 г.

Что слушали в Российской Империи в 1905 году (часть 1).


Топ 15 русских песен 1905 года (№№ 1 – 5).

№1. «Уголок» («Дышала ночь восторгом сладострастья...») – романс на слова из стихотворения «Письмо» («Монолог») поэта и драматурга, автора нескольких известных романсов В.А. Мазуркевича, написанный примерно в 1900 году. Музыка к стихотворению была написана композитором С.А. Штейманом не позднее 1905 года. Небольшие изменения внесены исполнителями. Романс, часто именуемый по первой строчке, стал невероятно популярен и повредил репутации Мазуркевича, как серьезного поэта. 
«Уголок» («Дышала ночь восторгом сладострастья...») - Варя Панина, акк. К. Василев, Н. Шишкин (гитары) (1905).

Неясных дум и трепета полна,
Я вас ждала с безумной жаждой счастья,
Я вас ждала и млела у окна...
Наш уголок я убрала цветами,
К вам одному неслись мечты мои,
Мгновенья мне казалися часами,
Я вас ждала, но вы… вы все не шли.

В окно вливался аромат сирени,
В лучах луны дремал заглохший сад,
Дрожа, мерцали трепетные тени,
С надеждой вдаль я устремляла взгляд;
Меня томил горячий воздух ночи,
Она меня, как поцелуй ваш, жгла,
Я не могла сомкнуть в волненье очи, -
Вы все не шли... А я вас так ждала.


Мне эта ночь навеяла сомненье…
И, вся в слезах, задумалася я.
И вот скажу теперь без сожаленья:
«Я не для вас, а вы – не для меня!»
Любовь сильна не страстью поцелуя!
Другой любви вы дать мне не могли…
О, как же вас теперь благодарю я
За то, что вы на зов мой не пришли!
Романс впервые записан на грампластинку в 1905 году Варей Паниной в сопровождении гитар К. Василева и Н. Шишкина.

№2. «Не брани меня родная» - цыганский романс выдающегося российского композитора и музыкального педагога Александра Ивановича Дюбюка. В нотном издании 1857 года автором слов был указан А.А. Баташев. На самом деле (и в более поздних изданиях это указано) автором слов является поэт Алексей Ермилович Разоренов (1819 —1891), который происходил из крестьян и был самоучкой. По его словам: «научился у приходского пономаря начаткам грамоты по псалтири, — чем и закончилось все его образование. Был сначала приказчиком, потом лакеем, актером, разносчиком и затем открыл в Москве собственную мелочную овощную лавочку, в которой и торговал около тридцати лет». Эта лавочка стала своеобразным литературным клубом, где собирались в основном поэты-самоучки. Среди произведений Разоренова самым известным стало стихотворение «Не брани меня, родная». Стихотворение было сочинено в Казани в 1850-х годах, в печати впервые появилась вскоре по смерти поэта в 1891 году, в сборнике стихотворений московских поэтов-самоучек: «Родные звуки» (вып. II). «Народный Голос» 1887, № 115; «День» 1891, № 947. В 1857 году стихи увидел композитор А.И. Дюбюк и положил их на музыку, так появился известный романс. 
«Не брани меня родная» - Надежда Обухова (1937).

Не брани меня, родная,
Что я так люблю его.
Скучно, скучно, дорогая,
Жить одной мне без него.

Я не знаю, что такое
Вдруг случилося со мной,
Что так рвется ретивое
И терзается тоской.

Все оно во мне изныло,
Вся горю я как огнем,
Все немило, все постыло,
Все страдаю я по нем.

Мне не надобны наряды,
Ленты, бархат и парчи,
Кудри молодца и взгляды
Сердце бедное зажгли...

Сжалься, сжалься же, родная,
Перестань меня бранить.
Знать, судьба моя такая –
Я должна его любить!
«Не брани меня, родная» - Галина Карева.
Романс впервые записан на грампластинку Альбертом Янпольским в сопровождении оркестра в Филадельфии, США, 20 октября 1905 года. Второй раз этот романс был записан им же 25 мая 1911 года в Нью-Йорке. Также входил в репертуар Ивана Боброва и Эммануэля Голландера.

№3. «Вернись!» («Torna!») - неаполитанская песня итальянского композитора Луиджи Денца (Luigi Denza) «!» в переводе Эм. Орловой.
«Вернись!» - Иван Козловский, акк. И. Дегтяр (скрипка), П. Никитин (ф-но) (1952).

О если б ты сюда вернулась снова,
Где были мы так счастливы с тобой!
В густых ветвях услышала б ты шепот,
Но – это стон души больной.

Тогда молю, коснись цветов устами,
Быть может вспомнишь ты обо мне.
Приди, приди, тебя я умоляю!
Вернись ко мне, вернись ко мне!

Если б сбылись заветные желанья,
Если б меня вновь полюбила ты,
Ах, всей душой я к тебе спешил бы,
К тебе летел бы на крыльях я любви.

Взор твой небесный оживит мне сердце,
Вновь сердце улыбнулось мне;
О, возвратись, с мольбой к тебе взываю.
Вернись ко мне, вернись ко мне!

Песня впервые была записана на грампластинку в 1903 году Андреем Лабинским в сопровождении фортепьяно. Второй раз была записана им же в 1905, и в том же году Оскаром Камионским в сопровождении фортепьяно и Аримондо Цанибони на скрипке. Входила также в репертуар Марии Эмской, Николая Большакова.

№4. «Я помню вечер» - цыганский романс известного музыканта и композитора, автора множества популярных романсов Якова Пригожего, на слова Петра Снарского, написанный в 1897 году.
«Я помню вечер» - Юрий Морфесси (1996).

Я помню вечер – в доме спали,
Лишь мы с тобою, мой милый друг,
В аллее трепетно дрожали
За каждый шорох, каждый звук.

Руки пожатье, полуслово,
А в доме тихо, нет огня,
И только с неба голубого
Луна глядела на меня.

Я помню вечер, тускло в зале,
Мерцали свечи впереди,
А на столе она лежала,
Скрестивши руки на груди.

В углу от горя рокового
Рыдал я, жизнь свою кляня.
Все так же с неба голубого
Луна светила на меня.

Свидетель жизни неудачной,
Ты ненавистна мне, луна,
Так не гляди в мой терем мрачный,
В решетку узкого окна.

И не буди того нескромно,
Что улеглось уж так давно,
Пускай на небе будет темно,
Как и в душе моей темно.

Романс впервые записан на грампластинку в 1905 году Варей Паниной в сопровождении гитар К. Василева и Н. Шишкина.


№5. «Догадайтесь сами» - цыганский романс Николая Владимировича Зубова, на стихи писательницы, поэтессы, мемуариста, переводчика, автора таких знаменитых рассказов, как «Демоническая женщина» и «Ке фер» Надежды Лохвицкой-Бучинской (псевдоним Тэффи), написанный в 1902 году.
«Догадайтесь сами» - Анастасия Дмитриевна Вяльцева, акк. А.В. Таскин (1905).

Я молчу, не смею выразить словами,
Отчего бледнею, по ночам не сплю.
Догадайтесь сами, догадайтесь сами,
Сами догадайтесь, что я вас люблю!

Если я в смущеньи робкими глазами
Каждый взор ваш жадно, трепетно ловлю…
Догадайтесь сами, догадайтесь сами,
Сами догадайтесь, что я вас люблю!

Если я в забвеньи с вашими устами
В жаркий поцелуй уста свои солью…
Догадайтесь сами, догадайтесь сами,
Сами догадайтесь, что я вас люблю!

Романс впервые записан на грампластинку в 1905 году Анастасией Вяльцевой в сопровождении А.В. Таскина на фортепьяно.

При написании поста использованы материалы сайтов Russian Records.com, funeral-spb.narod.ru и Стихи.ру (страничка Константина Николаева).

Что слушали в Российской Империи в 1905 году (часть 3).

Комментариев нет:

Отправить комментарий