вторник, 23 июня 2020 г.

Популярная классика. «Pavane in F-sharp minor, Op. 50». Габриэль Форе (Gabriel Fauré) (1887 год).


«Чудесная музыка! Такая ясная, такая чистая, и такая французская, и такая человечная!»
Рене Дюмениль.

Щемяще-грустная, романтическая пьеса в трех частях «Pavane in F-sharp minor, Op. 50» известного французского композитора Габриэля Форе (Gabriel Fauré) была написана в начале 1880-х годов. Первоначально это было небольшое фортепианное произведение, которое сам автор считал незначительным. Ставшая популярной оркестровая версия паваны была написана композитором в 1887 году для летних концертов, которые давал оркестр под руководством французского виолончелиста, композитора и дирижера Жюля Данбе (Jules Danbé). В окончательном варианте пьесы Форе, посвятивший свою работу хозяйке одного из самых модных салонов «Прекрасной эпохи» графине Элизабет Греффюль, добавил к произведению партию хора, лирика которого, основанная на творчестве Поля Верлена (Paul-Marie Verlaine), была написана поэтом Робертом де Монтескью (Robert de Montesquiou).
 «Pavane, Op. 50» - Gabriel Fauré, The Philadelphia Orchestra. 
Премьера паваны Форе состоялась на концерте известного французского симфонического оркестра Шарля Ламурё (Charles Lamoureux) 25 ноября 1888 года. Три дня спустя на концерте французского Национального музыкального общества (Société Nationale de Musique) была впервые представлена хоровая версия произведения. В 1891 году Элизабет Греффюль помогла Форе создать на основе пьесы «хореографический спектакль» с танцорами и хором, представленный публике на одной из вечеринок, устроенной графиней в Булонском лесу.
«Pavane, Op. 50» - Gabriel Fauré (Choral version), Halle Choir and Orchestra conducted by Maurice Handford (1981). 
С самого начала павана Форе, как с хором, так и без него, стала пользовался огромной популярностью. В хореографии знаменитого танцовщика Леонида Мясина балетная версия пьесы под названием «Las Mininas» или «Les Jardins d'Aranjuez» вошла в репертуар «Ballets Russes» Сергея Дягилева 1917 года. Для Мясина в паване Форе слышались «призрачные отголоски испанского Золотого века», созвучные грусти картин Веласкеса». Некоторые критики нашли балет бледным, но Дягилев сохранил привязанность к произведению и оставил его в репертуаре «Ballets Russes» до конца своей жизни. «Pavane, Op. 50» Форе оказала большое влияние на его учеников и последователей, ярких представителей импрессионизма в музыке, создавших собственные паваны: «Passepied» Клода Дебюсси (Claude Debussy) в «Suite bergamasque», а также «Pavane pour une infant défunte» и «Pavane de la belle au bois dormant» в «Ma mèrel'oye» Мориса Равеля (Maurice Ravel). 
Один из наиболее значимых джазовых пианистов XX века Билл Эванс (Bill Evans) включил вариант паваны Форе в аранжировке Клауса Огермана (Claus Ogerman) в свой альбом «Bill Evans Trio with Symphony Orchestra» (1966).  
Отрывок из «Pavane, Op. 50» был использован в песне «Paparazzi» (1996) американского рэпера, актёра и телеведущего Элвина Натаниэля Джойнера IV (Alvin Nathaniel Joiner), более известного под сценическим псевдонимом Xzibit
«Pavane, Op. 50» (by Fauré) - BBC World Cup '98. Arranged by Elizabeth Parker and conducted by Michael Ashcroft, Wimbledon Choral Society. Мелодия паваны Форе использовалась Би-би-си для Чемпионата мира по футболу 1998 года.
Французская певица Норма Рэй (Norma Ray) использовала павану для своей песни «Tous Lesaux D'Amour» (1999).
Содержала фрагмент «Pavane, Op. 50» и кавер-версия песни «Natural» (2000) британской поп-группы «S Club 7», синглы которой четырежды возглавляли британский хит-парад. 
Нидерландская певица, исполнительница собственных песен и участница популярных в Нидерландах мюзиклов Петра Бергер (Petra Berger) использовала «Pavane, Op. 50» для песни о Марии Антуанетте «Close Your Eyes (He'll Be Just Fine)» в своем альбоме «Eternal Woman» 2000 года.
Победители восьмого сезона шоу The X Factor, одна из крупнейших в мире гёрл-групп «Little Mix», выпустившие в 2013 году сингл «Little Me», вставили в него мелодию «Pavane in F-sharp minor, Op. 50». По прошествии более чем ста лет с времени написания павана Форе, композитора, открывшего своим творчеством «Прекрасную эпоху», стала R & B гимном XXI века.

Комментариев нет:

Отправить комментарий