Феноменальная популярность Эдвардианских музыкальных комедий
захлестнувшая Европу и Новый Свет с конце XIX века была отчасти заслугой
великолепного кордебалета, созданного в «Gaiety Theatre» знаменитым импрессарио
Джорджем Эдвардесом (George Edwardes). В 1894 году американская газета в своей
рецензии на выступление «Gaiety Girls» писала: «Весёлые девочки» представляет
собой прекрасную микстуру из красавиц, английского юмора, пения, танцев,
купальных костюмов и платьев по последней английской моде. Особенность шоу –
потрясающая воображение хореография, которой английские бурлески уделяют
гораздо больше внимания, чем американские развлечения того же уровня».
Обращение Эдвардеса со своими звездами носило
новаторский - хотя и не всегда хороший –
характер. Претенденткам
нужно было немного уметь петь и танцевать, но главное требование было, чтобы
они были внешне привлекательными, и маэстро собрал в свою труппу самых красивых
девушек Англии. Исполнительниц
тщательно отбирали, давали им уроки речи, пения, танцев и фехтования, а затем
настойчиво рекламировали. В отличие от вульгарных танцовщиц старых лондонских бурлесков, «Gaiety
Girls» поражали зрителей изысканностью манер, элегантностью модных нарядов и
респектабельным поведением. Историк театра и кино, автор книги «Гламур» Стивен Гандл (Stephen Gundle) назвал их
«первыми в мире брендовыми танцовщицами, предтечей индустриальных звезд
Голливуда». «Веселые девочки» были вынуждены сохранять свои
«брендовость» и имидж как на сцене, так и «дома». Загар был запрещен, чтобы
сохранить аристократическую белизну цвета лица, а макияж никогда не стирался
даже вне театра. Эдвардес гарантировал, что «его девочки всегда вежливы, очень
добры и ведут себя, как того требуют нравы среднего класса».
Джордж Эдвардес(1855 - 1915 гг.).
Работа Эдвардеса с актрисами не прекращалась ни на минуту. Как писала одна из «Gaiety Girls» Констанс Коллье
(Constance Collier) в своей автобиографической книге «Арлекинада»: «Дауни три раза в неделю фотографировал меня,
за что я получала стабильный доход… Две знаменитых портнихи, одна в Лондоне и
одна в Париже, обшивали меня даром, а известный английский дизайнер делал мне
одежду за очень небольшую плату… Мои фотографии рекламировали всевозможные
товары, и я давала во всех газетах советы о том, как сохранить здоровье,
красоту и молодость». Прогресс в технологии фотосъемки, позволивший дешево
воспроизводить высококачественные монохромные изображения, сделал «весёлых
девочек» узнаваемыми даже для тех, кто никогда не посещал театр. Эдвардес договорился с пафосным лондонским рестораном «Romano»,
расположенным в Сити, чтобы его «весёлые девочки» обедали там за полцены, что
быстро сделало «Romano» центром ночной жизни Лондона.
«Gaiety Girls» позиционировали себя не только, как
популярное явление на лондонской театральной сцене, но и достойными,
респектабельными молодыми женщинами, вполне заслужившими право считать себя идеалом
женственности. В эпоху борьбы
женщин за равноправие, «Gaiety Girls» предложили
мужской аудитории менее угрожающее, но более соблазнительное видение
современной «девушки конца века», которую больше интересуют велосипедные
прогулки, купальные костюмы и сигареты, чем голосование. В то время как
политически мыслящие «новые женщины» зачастую изображались в романах и пьесах как
агрессивные, бесполые и претенциозные существа, «непослушные, но милые» героини
Эдвардеса отвергали викторианскую чепуху, не пытаясь поменять установленный
порядок вещей.
Констанс Коллье (1878 - 1955 гг.).
Девушки из шоу Эдвардеса стали настолько популярны,
что состоятельные джентльмены, именуемые «Stage Door Johnnies», с цветами и
шампанским в руках часами ждали красавиц за кулисами в надежде пригласить их на
ужин. В некоторых случаях это приводило к браку с представителями высшего
общества и даже аристократами.
Вопрос брака между женщинами сцены и мужчинами света
был к тому времени уже далеко не нов, хотя до появления «веселых девочек»
подобные союзы были редкостью и вызывали сильное недовольство в высшем свете.
Первым известным примером женитьбы аристократа на актрисе стало тайное
бракосочетание Чарльза Мордауна, 3-го графа Питерборо и знаменитой английской
оперной певицы Анастасии Робинсон (Anastasia Robinson) в 1724 году. Этот брак много
лет держался в тайне, Анастасия жила отдельно от мужа и считалась его
любовницей. Только в 1735 году незадолго до смерти графа их брак был открыто
освящен.
В 1752 году актриса Лавиния Фентон (Lavinia Fenton)
после долгого романа вышла замуж за Чарльза Паулета, 3-го герцога Болтона и
родила ему трех сыновей. С тех пор до 1880 года (условно начало «золотого века
английского театра») было заключено еще около десяти подобных мезальянсов. Наибольшее
же число таких союзов пришлось на период с 1880 по 1925 годы, когда на передний
план вышли знаменитые «веселые девочки».
Рози Бут (1878 - 1958гг.).
Первой из «Gaiety Girls», вышедшей замуж за
аристократа, стала звезда комедии «The Messenger Boy» Рози Бут (Rosie Boote) – девушка из хорошей, но
небогатой семьи. Поначалу высшее общество было шокировано предложением маркиза
Хедфорта сделанным Рози, однако, несмотря на различия в положении, их брак
оказался счастливым и продлился до самой смерти маркиза. Очаровательная Рози
покорила всех родственников Хедфорта, и, казалось бы, с легкостью устроилась на
новом месте. У пары родилось двое сыновей и дочь.
Мэй Гейтс (May Gates), звезда шоу с характерным
названием «Красота в бане» («The Beauty of Bath»), вышла замуж за норвежского
барона фон Диттона; еще одна хористка из того же шоу Сильвия Лилиан Сторей
(Sylvia Lillian Storey) – за 7-го графа Поулета. Моди Даррелл (Maudi Darrell) и
Лили Элси (Lily Elsie) в разное время вышли замуж за одного и того же
шотландского богача Яна Дарроу. Герти Миллер (Gertie Millar) стала графиней
Дадли, а Олив Мэй (Olive May) выходила замуж дважды – сначала она стала леди
Виктор Пагетт (вышла замуж в 1913 и развелась в 1921 году), а затем графиней
Дрогеды (вышла за 10-го графа в 1922 году).
Некоторые знатные семьи находили браки с актрисами
забавными или романтичными, но многие их не одобряли. Когда в марте 1903 года
лорд Далмени предложил «веселой девочке» Филлис Даре (Phyllis Dare) свою руку и сердце, то
вмешалась его семья, и молодой человек, во избежание последствий от
необдуманного обещания, был быстро отправлен в Шотландию. Но когда спустя
несколько лет ее сестра Зена Даре (Zena Dare) обручилась с Морисом Бреттом,
сыном лорда Эстера, реакция семьи молодого человека была прямо противоположной:
Его Сиятельство лорд назвал свою будущую невестку «первоклассной девочкой» и
сказал, что гордится тем, что Зена вошла в его семью.
Филлис Даре (1890 - 1975 гг.) и Зена Даре (1887 - 1975 гг.).
Несмотря на то, что эти браки в высшем обществе в
целом не одобрялись, они стали настолько обыденным явлением, что «Трон»,
полуофициальный журнал английского королевского двора, счел необходимым
опубликовать статью в февральском номере за 1913 год, их осуждающую. Статья
была написана по мотивам брака одной из «веселых девочек» Олив Мэй (Olive May)
с лордом Пагеттом: «... Всего неделю назад или около того произошел вопиющий
случай. Официально было объявлено о бракосочетании мисс Олив Мэй, известной на
сцене «Gaiety Theatre» как «Оливковая Мэй», с лордом Виктором Пагеттом, братом
маркиза Англеси. К сожалению, общество уже привыкло к подобному и стало
относиться к таким союзам просто как к легкой шутке, заслуживающей не больше,
чем снисходительную ухмылку или брезгливо приподнятую бровь. Но в
действительности дело обстоит гораздо серьезнее. При рассмотрении вопроса о безрассудных
поступках членов высшего общества на первый план выходит то, что невеста
является музыкальной комедийной актрисой. Во-первых, потому, что именно
артистки являют собой наиболее частые примеры подобных браков, а во-вторых,
потому, что дамы этого особого призвания являются, как правило, самыми
непригодными для того, чтобы быть женами мужчин высокого положения, больших
обязанностей и, соответственно, особых качеств, которые должны автоматически передаваться
их наследникам... Если наследственность, как явление, существует, то какими станут
их дети? В них вряд ли можно будет развить чувство ответственности перед
традициями, хотя бы в удовлетворительной степени. Потому что их отец проявил
мало заботы о достоинстве своего класса, а их мать была ненадлежащим образом воспитана».
Как бы там ни было, но брачная тема красной нитью проходит через всю
эпоху Эдвардианской музыкальной комедии. О массовости данного явления говорит тот факт, что сам Джордж Эдвардес, вначале всецело и полностью его поддерживающий, в скором времени вынужден был ввести в типовой контракт т.н. "брачные условия" с целью ограничить "текучку ценных кадров".
Многие из «Gaiety Girls», такие как Элейн Террисс
(Ellaline Terriss), Лили Элси (Lily Elsie), Сисили Кортнидж (Cicely
Courtneidge), Глэдис Купер (Gladys Cooper), Филлис Дер (Phyllis Dare), Зена Дер
(Zena Dare), Мэйбл Лав (Mabel Love), Эвелин Лэй (Evelyn Laye), Дженни Макналти
(Jennie McNulty), Габи Дезлис (Gaby Deslys), Камилла Клиффорд (Camille
Clifford), Габриель Рэй (Gabrielle Ray) и Сильвия Грей (Sylvia Grey) позже
сделали успешную актерскую карьеру.
Сценическая карьера Мари Студхольм (Marie Studholme)
длилась с 1891 по 1915 годы. Выбранная Эдвардесом для небольшой роли в одной из своих первых музыкальных
комедии «The Gaiety Girl» (1892), она отправилась в турне по Великобритании и
за границу, где произвела настоящий фурор.
Мари была одной из самых фотографируемых «Gaiety Girls» и до сих пор
является любимицей коллекционеров винтажных открыток.
Герти Миллер (1879 - 1952 гг.).
Звезда комедии «The Toreador» (1901) Герти Миллер
(Gertie Millar) впоследствии стала самой известной комедийной актрисой
Великобритании.
Констанс Коллье (Constance Collier) впервые вышла на
сцену в возрасте трёх лет и стала одной из
«Gaiety Girls» в пятнадцать.
Обладая неутомимой энергией и актерскими способностями, Констанс явно
выделялась из кордебалета и достигла гораздо большего, чем другие её коллеги. В
1920-е годы она стала известной актрисой и с появлением говорящих фильмов
сделала успешную карьеру в Голливуде.
Конечно,
не все «Gaiety
Girls» достигли успеха: Коллье вспоминала, что однажды столкнулся с
безработной бывшей «веселой девочкой» на Стрэнде: «под шубой у неё было только
изношенное маленькое платье, а все остальные вещи она заложила в ломбард». Этот
эпизод, описанный Констанс Коллье в
книге «Арлекинада», является напоминанием о том, что, если Коллье и
воплотила в жизнь обещание сцены - «из грязи в князи», то её успех был скорее
исключением, чем правилом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий