«Nobody» - популярная песня на музыку Берта Уильямса
(Bert Williams) и слова Алекса Роджерса (Alex Rogers), опубликованная в 1905
году. Песня впервые была исполнена в бродвейской постановке «Abyssinia», премьера которой состоялось в
феврале 1906 года в «Majestic
Theater». Шоу с участием живых
верблюдов сделало песню в исполнении водевильной команды Уильямса и Уокера
национальным хитом.
«Nobody»
стала фирменной темой Берта Уильямса и песней, из-за которой его сегодня в
основном и помнят. Это печальная и ироническая композиция, наполненная его
сухим наблюдательным остроумием и дополненная интимным стилем пения Уильямса.
Уильямс настолько отождествился с этой песней, что был вынужден до конца жизни петь
ее почти на каждом своем выступлении. Певец считал это как успехом, так и
проклятием: «Иногда я хотел, чтобы и автор слов, и автор мелодии были задушены
или утоплены ... «Nobody» был
сложно чем-либо заменить».
Песня
оставалась в каталоге продаж «Columbia
Records» до 1930-х годов, и
музыковед Тим Брукс оценивает, что было продано от 100 000 до 150 000 её копий.
«Nobody» стала символом борьбы, которую Берт Уильямс
и Джордж Уокер вели в течение всей своей жизни как граждане, так и артисты.
Будучи лишенными гражданских прав чернокожими «эпохи Джима Кроу», Уильямс и
Уокер использовали сцену для протеста против такого вопиющего расизма. Вне
сцены они выделялись своей, граничащей со снобизмом, утонченностью, бросая, таким
образом, вызов широко распространенным стереотипам о чернокожих мужчинах.
Гастролируя
по стране, Уильямс столкнулся с проблемами, связанными с тем, что отели не
позволяли ему пользоваться теми же лифтами, что и белые, а белые исполнители
отказывались выступать с ним на одной сцене. Уильямс использовал этот горький опыт
с своём творчестве, открыв широкой публике реальную жизнь афроамериканцев. Как менеджер
группы, Уокер отвечал за управление сделками «Williams & Walker Co». Пытаясь бороться с известным положением
чернокожих в Америке, Уильямс использовал песню как заявление. Дебютировав в «Abyssinia», «Nobody» была частью попытки восстановить
легитимность и свободу черного сообщества.
Как и
другие шоу Уильямса и Уокера, «Abyssinia» была
попыткой привлечь внимание общественности к тому факту, что чернокожие могут
быть доминирующей силой в государстве. Историческая Абиссиния, или Эфиопская
империя, просуществовала примерно с 1270 по 1974 год. Уильямс и Уокер
намеревались продемонстрировать её величие, пытаясь внушить черным американцам
уверенность в собственных силах в условиях угнетения. Шоу стало настоящим
хитом, в котором переплелись глубина и серьезность исторического повествования
с распространенными расовыми стереотипами, пропитанными драматизмом и юмором.
Множество
подобных стереотипов, оправдывающих расистские действия против чернокожих, было
сформировано во время рабства, чтобы удерживать негров на нижнем уровне социума.
Происходящие из образов, фраз и общих убеждений, расовые стереотипы обладали
большой силой и служили фоном большинства повседневных встреч белых с черными
даже после окончания рабства. Зачастую эти стереотипы даже не имели смысла. «Порабощенного
человека, которого насильно заставляют работать от восхода до заката, вряд ли
можно назвать «ленивым», но лень, а также такие характеристики, как покорность,
отсталость, распутство, вероломство и нечестность, исторически стали
характеристиками афроамериканцев». По мере развития среднего класса, белые,
опасаясь конкуренции со стороны бывших рабов, использовали эти стереотипы чтобы
воспрепятствовать росту чернокожих любым оправданным способом. В результате эти
убеждения прокрались в индустрию развлечений и на сцену водевилей, становясь
все более популярным.
Берт
Уильямс обратил внимание на этот культурный феномен и использовал «Nobody» для того, чтобы противостоять расовым
стереотипам, завоевав популярность как белой, так и черной аудитории. Выступая
на Бродвее, он и Уокер смогли преодолеть расовые барьеры и собрать как черных,
так и белых в одном театре. Используя этот успех, они гордились тем, что
обращаются ко всему социальному спектру. Уильямс старался сделать своё повествование
доступным для понимания чернокожих, которым посчастливилось оказаться на его
спектаклях. Принимая образ скромного, ленивого, одинокого чернокожего,
пережившего невзгоды, он играет на стереотипах, созданных белыми людьми. Уильямс
принял расистскую карикатуру с намерением пройти тонкие грани между унижением,
ассимиляцией и юмором. Артист умоляет о прямом, личном внимании и общении. Он
просит белое общество протянуть руку приветствия черным.
Хотя
песня была опубликована в 1905 году, её текст напоминает стихотворение «The
Bachelor's Complaint» («Жалоба холостяка»), опубликованное в «American Musical
Times» в июне 1894 года. Автор стихотворения не указан; редактор журнала - Д.
О. Эванс.
Первая
запись «Nobody» была сделана известным американским комическим певцом Артуром
Коллинзом (Arthur Collins) для компании «Victor» в 1905 году («Victor» № 4391).
В октябре 1905 года песня заняла 2-е место в списке Billboard.
Сам Берт
Уильямс записал своё произведение для лейбла «Columbia» дважды: в 1906 году для
лейбла («Columbia» №3423) и в 1913 году для бродвейском шоу «Ziegfeld Follies» («Columbia»
№ 1289). В исполнении Уильямса «Nobody» снова стала национальным хитом заняв
1-е (14.07.1906) и 4-е места (21.06.1913) в хит-параде Billboard.
Запоминающиеся версии песни записали Шелтон Брукс (Shelton Brooks), Рэд Фоли (Red Foley), Бинг Кросби (Bing Crosby), Нина Симоне (Nina Simone), Джонни Кэш (Johnny Cash), Перри Комо (Perry Como) и Герд Кёстер (Gerd Köster).
Комментариев нет:
Отправить комментарий