пятница, 24 января 2020 г.

«Шесть романсов. Op.73» - цикл романсов П.И. Чайковского на стихи Д.М. Ратгауза (1893 г.).

В августе 1892 года начинающий 24-летний поэт, студент Киевского университета Даниил Ратгауз прислал великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому свои стихи. Бесцветные эпигонские стихи молодого поэта привлекли к себе внимание композитора эмоциональной созвучностью тому настроению, во власти которого он находился в то время (Романсы написаны в промежутке между окончанием эскизной записи Шестой симфонии и превращением ее в законченную партитуру.). «Меня просто заинтересовал вопрос, — писал он их автору, — почему вы склонны к грусти и печали. Есть ли это следствие темперамента или каких-нибудь особенных причин?.. Я имею претензию в музыке своей быть очень искренним, — между тем, ведь я тоже преимущественно склонен к песням печальным...».
Вдохновленный поэзией Ратгауза композитор создал «Опус 73», состоящий из 6 романсов («Ночь», «Мы сидели с тобой у заснувшей реки», «В эту лунную ночь», «Снова, как прежде, один», «Средь мрачных дней» и «Закатилось солнце»). Чайковский ободрил автора стихов письмами с признанием его «истинного таланта». 
П.И. Чайковский (1840 - 1893 гг.).
Романсы этой серии не равноценны по своему значению: некоторые из них являются перепевами старых мотивов («В эту лунную ночь», «Средь мрачных дней») и не прибавляют ничего существенного к уже ранее сказанному композитором. Новые черты лирики Чайковского находят отражение главным образом в двух первых («Мы сидели с тобой», «Ночь») и заключительном («Снова, как прежде, один») романсах, проникнутых трагическим настроением мучительного одиночества, беспросветного душевного мрака и уныния. Выразительность всех элементов музыкальной речи сгущена до предела, каждая интонация, каждый ход мелодии, каждый гармонический оборот приобретают экспрессивную весомость. Отсюда и лаконизм, сжатость формы, в основе которой лежит одна повторяющаяся лишь с небольшими вариантами интонация подобно назойливо сверлящей мозг неотвязной мысли.
«Ночь. Меркнет слабый свет свечи» - Андрей Иванов.

Относительно более развернут и разнообразен по материалу написанный ранее других романс «Мы сидели с тобой». Неизменное возвращение мелодии к исходному звуку передает состояние какого-то оцепенения чувств, завороженности окружающей тишиной и покоем. 
«Мы сидели с тобой у заснувшей реки» - Сергей Лемешев.

Для Чайковского романсы ор.73 стали не только последними произведениями композитора в этом жанре, но и последними автобиографическими признаниями, сделанными в форме вокальных миниатюр - психологических зарисовок разных душевных состояний: светлой грусти («Мы сидели с тобой»), трагической картины ночного одиночества, олицетворяющего как бы конец жизненного пути человека, сравнимого с догорающей свечой («Ночь»), страстных признаний с горечью трагической развязки («В эту лунную ночь», «Закатилось солнце», «Средь мрачных дней») и скорбного прощания - ухода из жизни («Снова как прежде один»). Примечательно, что в романсе «Ночь» настолько автобиографически точно Чайковский рисует картину человеческого одиночества, что даже запечатлел в фортепианной партии звук боя каминных часов клинского дома композитора. Впервые романсы стали звучать уже после смерти Чайковского. Причем первые из них были исполнены в концертах памяти композитора осенью 1893 года.
Д.М. Ратгауз (1868 - 1937 гг.).
Даниил Максимович Ратгауз родился 25 января 1868 года в семье харьковского банкира Макса Абрамовича Ратгауза. Покровителем поэтических опытов юноши стал русский театральный режиссёр, педагог, драматург, писатель, театральный критик В.И. Немирович-Данченко. Так случилось, что Чайковский был первым композитором, написавшим романсы на стихи Д.Ратгауза. Такое сочетание стихов начинающего поэта и музыки уже достигшего вершины своей славы Чайковского принесло огромный успех стихам Ратгауза. После Чайковского к его творчеству обращались многие русские композиторы. Романсы на слова Ратгауза писали Ц. А. Кюи, С. В. Рахманинов, Р. М. Глиэр и другие.
«В эту лунную ночь» - Иван Козловский.
В 1893 году Ратгауз издал в Киеве свой первый сборник стихов и в дальнейшем очень много писал и печатался, всячески заботясь о признании: например, написал сам о себе статью для Критико-биографического словаря С.А. Венгерова и послал её составителю.
«Снова как прежде один» - Борис Христов.
В 1896—1917 Ратгауз выпустил несколько книг стихов (в том числе трёхтомное роскошное «Полное собрание стихотворений»): они вызвали, однако, почти единодушно отрицательные рецензии критиков различных направлений. Валерий Брюсов назвал Ратгауза «поэтом банальностей»: у него «собраны примеры и образцы всех избитых, трафаретных выражений, всех истасканных эпитетов, всех пошлых сентенций». Рецензенты отмечали подражательность его стихов (заимствования как у поэтов старшего поколения — А. К. Толстого, Фета, Полонского, — так и авторов, популярных в 1880—1890-е гг.: Апухтина, Надсона, Минского, Лохвицкой). На этом фоне резко выделялись реакции Л. Н. Толстого, неоднократно заявлявшего в интервью, что из современных поэтов больше всего ценит именно Ратгауза и противопоставляет его «декадентам» и А. П. Чехова, который в личном письме к Ратгаузу писал о любви к его романсам.
«Средь мрачных дней» - Дмитрий Хворостовский.
Практически все стихи Ратгауза проникнуты пессимизмом (название одного из сборников: «Песни любви и печали»). На навязчивость соответствующих настроений он жаловался в своих письмах Чехову. По свидетельству дочери, поэт страдал расстройством нервной системы. До 1910 года Ратгауз жил в Киеве, затем переехал в Москву. В 1918 году поэт вернулся в Киев, откуда в 1921 выехал в Берлин, а через два года - в Прагу. 
«Закатилось солнце» - Георгий Нэлепп.
В эмиграции Ратгауз выпустил ещё два сборника стихов, написанных в прежнем, пессимистическом духе: «Мои песни» (Берлин, 1922) и «О жизни и смерти» (Прага, 1927). В 1930-е годы поэт заболел тяжёлой формой гипертонии, последние годы был парализован, хотя продолжал писать. Ратгауз умер 6 июня 1937 года в Праге, где и был похоронен на Ольшанском кладбище. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий