В августе 1892 года начинающий 24-летний
поэт, студент Киевского университета Даниил Ратгауз прислал великому русскому
композитору Петру Ильичу Чайковскому свои стихи. Бесцветные эпигонские стихи
молодого поэта привлекли к себе внимание композитора эмоциональной созвучностью
тому настроению, во власти которого он находился в то время (Романсы
написаны в промежутке между окончанием эскизной записи Шестой симфонии и превращением
ее в законченную партитуру.). «Меня просто заинтересовал вопрос, —
писал он их автору, — почему вы склонны к грусти и печали. Есть ли это
следствие темперамента или каких-нибудь особенных причин?.. Я имею претензию в
музыке своей быть очень искренним, — между тем, ведь я тоже преимущественно
склонен к песням печальным...».
Вдохновленный поэзией Ратгауза композитор создал
«Опус 73», состоящий из 6 романсов («Ночь», «Мы сидели с тобой у заснувшей
реки», «В эту лунную ночь», «Снова, как прежде, один», «Средь мрачных дней» и
«Закатилось солнце»). Чайковский ободрил автора стихов письмами с признанием
его «истинного таланта».
П.И. Чайковский (1840 - 1893 гг.).
Романсы этой серии не равноценны по своему
значению: некоторые из них являются перепевами старых мотивов («В эту лунную ночь», «Средь мрачных
дней») и не прибавляют ничего существенного к уже ранее
сказанному композитором. Новые черты лирики Чайковского находят отражение
главным образом в двух первых («Мы сидели с тобой»,
«Ночь») и заключительном («Снова, как прежде, один») романсах, проникнутых
трагическим настроением мучительного одиночества, беспросветного душевного
мрака и уныния. Выразительность всех элементов музыкальной речи сгущена до
предела, каждая интонация, каждый ход мелодии, каждый гармонический оборот
приобретают экспрессивную весомость. Отсюда и лаконизм, сжатость формы, в
основе которой лежит одна повторяющаяся лишь с небольшими вариантами интонация
подобно назойливо сверлящей мозг неотвязной мысли.
«Ночь. Меркнет слабый свет свечи» -
Андрей Иванов.
Относительно более развернут и разнообразен
по материалу написанный ранее других романс «Мы сидели с тобой».
Неизменное возвращение мелодии к исходному звуку передает состояние какого-то
оцепенения чувств, завороженности окружающей тишиной и покоем.
«Мы сидели с тобой у заснувшей реки»
- Сергей Лемешев.
Для Чайковского романсы ор.73 стали не
только последними произведениями композитора в этом жанре, но и последними
автобиографическими признаниями, сделанными в форме вокальных миниатюр -
психологических зарисовок разных душевных состояний: светлой грусти («Мы сидели
с тобой»), трагической картины ночного одиночества, олицетворяющего как бы
конец жизненного пути человека, сравнимого с догорающей свечой («Ночь»),
страстных признаний с горечью трагической развязки («В эту лунную ночь»,
«Закатилось солнце», «Средь мрачных дней») и скорбного прощания - ухода из
жизни («Снова как прежде один»). Примечательно, что в романсе «Ночь» настолько
автобиографически точно Чайковский рисует картину человеческого одиночества,
что даже запечатлел в фортепианной партии звук боя каминных часов клинского
дома композитора. Впервые романсы стали звучать уже после смерти Чайковского.
Причем первые из них были исполнены в концертах памяти композитора осенью 1893
года.
Д.М. Ратгауз (1868 - 1937 гг.).
Даниил Максимович Ратгауз родился 25 января 1868 года в семье
харьковского банкира Макса Абрамовича Ратгауза. Покровителем поэтических опытов
юноши стал русский театральный режиссёр, педагог, драматург, писатель,
театральный критик В.И. Немирович-Данченко. Так случилось, что Чайковский был
первым композитором, написавшим романсы на стихи Д.Ратгауза. Такое сочетание
стихов начинающего поэта и музыки уже достигшего вершины своей славы
Чайковского принесло огромный успех стихам Ратгауза. После Чайковского к его
творчеству обращались многие русские композиторы. Романсы на слова Ратгауза
писали Ц. А. Кюи, С. В. Рахманинов, Р. М. Глиэр и другие.
«В эту лунную ночь» - Иван Козловский.
В 1893 году Ратгауз издал в Киеве свой первый сборник стихов и
в дальнейшем очень много писал и печатался, всячески заботясь о признании:
например, написал сам о себе статью для Критико-биографического словаря С.А.
Венгерова и послал её составителю.
«Снова как прежде один» - Борис Христов.
В 1896—1917 Ратгауз выпустил несколько книг стихов (в том
числе трёхтомное роскошное «Полное собрание стихотворений»): они вызвали,
однако, почти единодушно отрицательные рецензии критиков различных направлений.
Валерий Брюсов назвал Ратгауза «поэтом банальностей»: у него «собраны примеры и
образцы всех избитых, трафаретных выражений, всех истасканных эпитетов, всех
пошлых сентенций». Рецензенты отмечали подражательность его стихов
(заимствования как у поэтов старшего поколения — А. К. Толстого, Фета,
Полонского, — так и авторов, популярных в 1880—1890-е гг.: Апухтина, Надсона,
Минского, Лохвицкой). На этом фоне резко выделялись реакции Л. Н. Толстого,
неоднократно заявлявшего в интервью, что из современных поэтов больше всего
ценит именно Ратгауза и противопоставляет его «декадентам» и А. П. Чехова,
который в личном письме к Ратгаузу писал о любви к его романсам.
«Средь мрачных дней» - Дмитрий Хворостовский.
Практически все стихи Ратгауза проникнуты пессимизмом
(название одного из сборников: «Песни любви и печали»). На навязчивость
соответствующих настроений он жаловался в своих письмах Чехову. По
свидетельству дочери, поэт страдал расстройством нервной системы. До 1910 года
Ратгауз жил в Киеве, затем переехал в Москву. В 1918 году поэт вернулся в Киев,
откуда в 1921 выехал в Берлин, а через два года - в Прагу.
«Закатилось солнце» - Георгий Нэлепп.
В эмиграции Ратгауз выпустил ещё два сборника стихов,
написанных в прежнем, пессимистическом духе: «Мои песни» (Берлин, 1922) и «О
жизни и смерти» (Прага, 1927). В 1930-е годы поэт заболел тяжёлой формой
гипертонии, последние годы был парализован, хотя продолжал писать. Ратгауз умер
6 июня 1937 года в Праге, где и был похоронен на Ольшанском кладбище.
Комментариев нет:
Отправить комментарий