Топ 15 русских песен 1903 года (№№ 6 - 10).
№6.
«И для меня весна придет» - романс, написанный в
1899 году, геологом и почвоведом Николаем Николаевичем Бурмачевским на стихи
поэта, библиографа и беллетриста Виктора Алексеевича Лугаковского, как ответ на
популярную песню «Не для меня придет весна». Романс впервые записан на
грампластинку Анастасией Вяльцевой под аккомпанемент фортепьяно в 1903 году.
«И для меня весна
придет» - Анастасия Вяльцева (1903).
Весна идет… манит… зовет…
Клич вешний с гор,
лесов несется…
Весна идет, и сердце
бьется:
И для меня весна
придет!
И соловей в тиши ночей
И для меня в лесу
зальется…
Весна идет, и сердце
бьется,
И песня просится
звончей.
Весна идет… мечты
несет…
С разлуки милый мой
вернется.
Весна идет, и сердце
бьется:
И для меня весна
придет.
«И
для меня весна придет» - Наталия Тамара (1913).
Романс входил в репертуар Анастасии
Вяльцевой, Марии Эмской и Наталии Тамары.
№7. «Графинчик» -
шуточная песенка, написанная поэтом-символистом, прозаиком и журналистом
Александром Николаевичем Емельяновым-Коханским. В 1896 году на маскараде в
Дворянском собрании он, как писали тогда газеты, «нарядился чучелой и ходил с
обмазанными кровью лицом и руками и с рекламой на задней части тела своего
отвратительного произведения „Обнажённые нервы“». В 1897 году в Париже вышла
его декадентская книжка «Вскрытие». Начиналась она с перечисления опечаток и
заканчивалась «послесловием» из четырёх слов: «Нельзя запрещать кузнечику
трещать».
"Вскрытие" (1897 г.).
Стихотворение
«Графинчик» было написано в 1895 году. «Трехпробная вода» значит, водка. Был
там еще один куплет, не вошедший в запись на грампластинку:
Когда смерть захочет с
тобой разлучить,
Тогда без сомненья не
буду я пить.
Но всё же положат меня
в гроб с тобой,
Графинчик, голубчик,
красавчик ты мой!
В 1903 году Песенку
исполнил под аккомпанемент фортепьяно и записал на грампластинку певец
оперетты, актёр театра и кино Николай Фёдорович Монахов. В 1895 году он
дебютировал в любительских спектаклях «Петербургского попечительства о народной
трезвости». С 1896 года выступал на эстраде — на народных гуляниях и в
кафе-шантанах с куплетами и песенками. В дальнейшем Монахов выступал в
опереточных труппах в Саратове, Киеве, Ростове-на-Дону и других городах, играл
на сцене театра «Эрмитаж» в Москве, с 1907 года в Санкт-Петербурге — в театре
«Буфф», затем, в 1910—1912 годах, — в Панаевском театре, где был главным
режиссёром, в 1913—1914 годах выступал в Московском Свободном театре. К концу
10-х годов Монахов был одним из крупнейших артистов оперетты и в качестве
гастролёра продолжал выступать в оперетте вплоть до 1927 года; однако мечтал о
драматической сцене и в 1918 году стал одним из основателей петроградского
Большого драматического театра. В Большом драматическом театре Николай Монахов
служил до конца жизни, будучи ведущим актёром.
А.Н. Емельянов-Коханский (1871 - 1936 гг.).
Графинчик, голубчик, красавчик ты мой!
Люблю тебя, милы, люблю
всей душой.
В тебе мое счастье,
отрада, покой,
Графинчик, голубчик,
красавчик ты мой!
Графинчик, голубчик,
красавчик ты мой!
Мне жизнь надоела, живу
я с тоской,
И мог бы я смело
покончить с собой.
Но жаль мне оставить
тебя, милый мой,
Товарищ мой верный, мой
друг дорогой.
Графинчик, голубчик,
всегда ты со мной!
Пускай все ругают,
пускай все бранят,
Пускай все знакомства
со мной прекратят.
В тебе мое счастье,
отрада, покой.
Люблю тебя видеть с
трехпробной водой,
Графинчик, голубчик,
красавчик ты мой!
«Емельянов-Коханский
вскоре добровольно сошел со сцены: женился на купеческой дочери и сказал:
„Довольно дурака валять!“ Это был рослый, плотный малый, рыжий, в веснушках, с
очень неглупым и наглым лицом. Дурака валял он совсем не так уж плохо, как это
может показаться сначала. Мне думается, что он имел на начинающего Брюсова
значительное влияние» (И. Бунин. Из записей).
№8. «Она хохотала» -
баллада немецкого поэта Генриха Гейне «Ein Weib» («Жена») (1844) в переводе
поэта Аполлона Николаевича Майкова была опубликована без названия в
журнале «Библиотека для чтения» в 1857 году. Автор музыки - композитор,
пианист, поэт, литератор и критик Григорий Андреевич Лишин (Нивлянский).
Благодаря таланту исполнителя-аккомпаниатора Г.А. Лишин стал инициатором нового
жанра сценического искусства — мелодекламации, соединившей в одном исполнителе
автора, декламатора и аккомпаниатора. По мнению музыкальных критиков, он внёс в
исполнительство «определенность и торжество поэтических и музыкальных идей».
«Она хохотала» - Федор
Шаляпин.
Её в грязи он подобрал;
Чтоб всё достать ей —
красть он стал;
Она в довольстве
утопала
И над безумцем
хохотала.
И шли пиры… Но дни
текли.
Вот утром раз за ним
пришли:
Ведут в тюрьму… Она
стояла
Перед окном и —
хохотала.
Он из тюрьмы её молил:
«Я без тебя душой
изныл,
В тебе блаженство,
упоенье,
С тобой забуду все
мученья.
Приди ко мне!» Она
качала
Лишь головой и
хохотала.
Он в шесть поутру был
казнён
И в семь во рву
похоронён, —
А уж к восьми она
плясала,
Пила вино и хохотала.
Баллада впервые была
записана на грампластинку Оскаром Камионским под аккомпанемент фортепьяно в
1903 году. Второй раз баллада была заново записана им же в 1908 году. Также
входила в репертуар Федора Шаляпина.
№9. «О дитя, под
окошком твоим» - романс великого русского композитора П. И. Чайковского на
слова Великого князя Константина Константиновича Романова (КР). Стихотворение
под названием «Серенада» было написано 5 марта 1882 года в Палермо и вошло в
цикл «Мечты и думы».
«Полководец. О дитя под
окошком твоим» - Иван Ершов (1903).
В 1903 году романс был
впервые записан на грампластинку артистом Императорской санкт-петербургской
оперы Иваном Ершовым, который в 1895 году дебютировал в заглавной партии в опере «Фауст» Ш. Гуно.
О дитя! Под окошком
твоим
Я тебе пропою серенаду.
Убаюкана пеньем моим,
Ты найдешь в
сновиденьях отраду.
Пусть твой сон и покой
В час безмолвный ночной
Нежных звуков лелеют
лобзанья.
Много горестей, много
невзгод
Тебя в жизни, дитя,
ожидает,
Спи же сладко, пока нет забот,
Пока сердце печали не
знает.
Спи в безмолвьи ночном
Крепким, сладостным
сном,
Спи, не зная земного
страданья.
Спи, пока еще спится
тебе,
Ты еще непорочна душою,
Час пробьет неизбежной
борьбе,
Мир греха овладеет
тобою;
Злых сомнений недуг
Ты узнаешь, мой друг,
И настанет пора испытанья.
Спи же, милая,
спи-почивай
Под аккорды моей
серенады,
Пусть приснится тебе светлый рай,
Преисполненный вечной
отрады,
Пусть твой сон и покой
В час безмолвный ночной
Нежных звуков лелеют
лобзанья!
«О дитя, под окошком
твоим» - Дмитрий Хворостовский.
Романс входил в
репертуар таких известных исполнителей, как Ирина Архипова, Галина Вишневская,
Анна Нетребко и Дмитрий Хворостовкий.
№10. «Мы сидели с
тобой» - романс-серенада Петра Ильича Чайковского на слова русского поэта,
автора слов нескольких известных романсов Даниила Максимовича Ратгауза, написанный в 1893 году. Всего П.И. Чайковский
написал на стихи Ратгауза шесть романсов (opus 73).
«Мы сидели с тобой» -
Дмитрий Хворостовский.
Мы сидели с тобой у
заснувшей реки.
С тихой песней проплыли
домой рыбаки.
Солнца луч золотой за
рекой догорал...
И тебе я тогда ничего
не сказал.
Загремело вдали –
надвигалась гроза.
По ресницам твоим покатилась слеза.
И с безумным рыданьем к
тебе я припал...
И тебе ничего, ничего не сказал.
И теперь, в эти дни, я,
как прежде, один.
Уж не жду ничего от
грядущих годин.
В сердце жизненный звук
уж давно отзвучал...
Ах, зачем я тебе ничего
не сказал!
Романс был впервые
записан на грампластинку артистом Императорской оперы Андреем Лабинским под
аккомпанемент фортепьяно.
При
написании поста использованы материалы сайтов Russian Records.com, funeral-spb.narod.ru
и Стихи.ру (страничка Константина Николаева).
Комментариев нет:
Отправить комментарий