четверг, 23 января 2020 г.

Что слушали в Российской Империи в 1903 году (часть 2).

Топ 15 русских песен 1903 года (№№ 6 - 10).

№6. «И для меня весна придет» - романс, написанный в 1899 году, геологом и почвоведом Николаем Николаевичем Бурмачевским на стихи поэта, библиографа и беллетриста Виктора Алексеевича Лугаковского, как ответ на популярную песню «Не для меня придет весна». Романс впервые записан на грампластинку Анастасией Вяльцевой под аккомпанемент фортепьяно в 1903 году. 
«И для меня весна придет» - Анастасия Вяльцева (1903).
Весна идет… манит… зовет…
Клич вешний с гор, лесов несется…
Весна идет, и сердце бьется:
И для меня весна придет!

И соловей в тиши ночей
И для меня в лесу зальется…
Весна идет, и сердце бьется,
И песня просится звончей.

Весна идет… мечты несет…
С разлуки милый мой вернется.
Весна идет, и сердце бьется:
И для меня весна придет.
«И для меня весна придет» - Наталия Тамара (1913).
Романс входил в репертуар Анастасии Вяльцевой, Марии Эмской и Наталии Тамары.

№7. «Графинчик» - шуточная песенка, написанная поэтом-символистом, прозаиком и журналистом Александром Николаевичем Емельяновым-Коханским. В 1896 году на маскараде в Дворянском собрании он, как писали тогда газеты, «нарядился чучелой и ходил с обмазанными кровью лицом и руками и с рекламой на задней части тела своего отвратительного произведения „Обнажённые нервы“». В 1897 году в Париже вышла его декадентская книжка «Вскрытие». Начиналась она с перечисления опечаток и заканчивалась «послесловием» из четырёх слов: «Нельзя запрещать кузнечику трещать».
"Вскрытие" (1897 г.).
Стихотворение «Графинчик» было написано в 1895 году. «Трехпробная вода» значит, водка. Был там еще один куплет, не вошедший в запись на грампластинку:

Когда смерть захочет с тобой разлучить,
Тогда без сомненья не буду я пить.
Но всё же положат меня в гроб с тобой,
Графинчик, голубчик, красавчик ты мой!

В 1903 году Песенку исполнил под аккомпанемент фортепьяно и записал на грампластинку певец оперетты, актёр театра и кино Николай Фёдорович Монахов. В 1895 году он дебютировал в любительских спектаклях «Петербургского попечительства о народной трезвости». С 1896 года выступал на эстраде — на народных гуляниях и в кафе-шантанах с куплетами и песенками. В дальнейшем Монахов выступал в опереточных труппах в Саратове, Киеве, Ростове-на-Дону и других городах, играл на сцене театра «Эрмитаж» в Москве, с 1907 года в Санкт-Петербурге — в театре «Буфф», затем, в 1910—1912 годах, — в Панаевском театре, где был главным режиссёром, в 1913—1914 годах выступал в Московском Свободном театре. К концу 10-х годов Монахов был одним из крупнейших артистов оперетты и в качестве гастролёра продолжал выступать в оперетте вплоть до 1927 года; однако мечтал о драматической сцене и в 1918 году стал одним из основателей петроградского Большого драматического театра. В Большом драматическом театре Николай Монахов служил до конца жизни, будучи ведущим актёром. 
А.Н. Емельянов-Коханский (1871 - 1936 гг.).
Графинчик, голубчик, красавчик ты мой!
Люблю тебя, милы, люблю всей душой.
В тебе мое счастье, отрада, покой,
Графинчик, голубчик, красавчик ты мой!
Графинчик, голубчик, красавчик ты мой!

Мне жизнь надоела, живу я с тоской,
И мог бы я смело покончить с собой.
Но жаль мне оставить тебя, милый мой,
Товарищ мой верный, мой друг дорогой.
Графинчик, голубчик, всегда ты со мной!

Пускай все ругают, пускай все бранят,
Пускай все знакомства со мной прекратят.
В тебе мое счастье, отрада, покой.
Люблю тебя видеть с трехпробной водой,
Графинчик, голубчик, красавчик ты мой!
«Емельянов-Коханский вскоре добровольно сошел со сцены: женился на купеческой дочери и сказал: „Довольно дурака валять!“ Это был рослый, плотный малый, рыжий, в веснушках, с очень неглупым и наглым лицом. Дурака валял он совсем не так уж плохо, как это может показаться сначала. Мне думается, что он имел на начинающего Брюсова значительное влияние» (И. Бунин. Из записей).

№8. «Она хохотала» - баллада немецкого поэта Генриха Гейне «Ein Weib» («Жена») (1844) в переводе поэта Аполлона Николаевича Майкова была опубликована без названия  в журнале «Библиотека для чтения» в 1857 году. Автор музыки - композитор, пианист, поэт, литератор и критик Григорий Андреевич Лишин (Нивлянский). Благодаря таланту исполнителя-аккомпаниатора Г.А. Лишин стал инициатором нового жанра сценического искусства — мелодекламации, соединившей в одном исполнителе автора, декламатора и аккомпаниатора. По мнению музыкальных критиков, он внёс в исполнительство «определенность и торжество поэтических и музыкальных идей».
«Она хохотала» - Федор Шаляпин.
Её в грязи он подобрал;
Чтоб всё достать ей — красть он стал;
Она в довольстве утопала
И над безумцем хохотала.

И шли пиры… Но дни текли.
Вот утром раз за ним пришли:
Ведут в тюрьму… Она стояла
Перед окном и — хохотала.

Он из тюрьмы её молил:
«Я без тебя душой изныл,
В тебе блаженство, упоенье,
С тобой забуду все мученья.
Приди ко мне!» Она качала
Лишь головой и хохотала.

Он в шесть поутру был казнён
И в семь во рву похоронён, —
А уж к восьми она плясала,
Пила вино и хохотала.
Баллада впервые была записана на грампластинку Оскаром Камионским под аккомпанемент фортепьяно в 1903 году. Второй раз баллада была заново записана им же в 1908 году. Также входила в репертуар  Федора Шаляпина.

№9. «О дитя, под окошком твоим» - романс великого русского композитора П. И. Чайковского на слова Великого князя Константина Константиновича Романова (КР). Стихотворение под названием «Серенада» было написано 5 марта 1882 года в Палермо и вошло в цикл «Мечты и думы».
«Полководец. О дитя под окошком твоим» - Иван Ершов (1903).
В 1903 году романс был впервые записан на грампластинку артистом Императорской санкт-петербургской оперы Иваном Ершовым, который в 1895 году дебютировал в заглавной партии в опере «Фауст» Ш. Гуно.
О дитя! Под окошком твоим
Я тебе пропою серенаду. 
Убаюкана пеньем моим, 
Ты найдешь в сновиденьях отраду.

Пусть твой сон и покой
В час безмолвный ночной 
Нежных звуков лелеют лобзанья. 
Много горестей, много невзгод 
Тебя в жизни, дитя, ожидает,
Спи же сладко, пока нет забот, 
Пока сердце печали не знает. 

Спи в безмолвьи ночном 
Крепким, сладостным сном, 
Спи, не зная земного страданья. 
Спи, пока еще спится тебе, 
Ты еще непорочна душою, 
Час пробьет неизбежной борьбе, 
Мир греха овладеет тобою; 
Злых сомнений недуг 
Ты узнаешь, мой друг,
 И настанет пора испытанья.

Спи же, милая, спи-почивай 
Под аккорды моей серенады,
 Пусть приснится тебе светлый рай, 
Преисполненный вечной отрады,
 Пусть твой сон и покой 
В час безмолвный ночной
Нежных звуков лелеют лобзанья! 
«О дитя, под окошком твоим» - Дмитрий Хворостовский.
Романс входил в репертуар таких известных исполнителей, как Ирина Архипова, Галина Вишневская, Анна Нетребко и Дмитрий Хворостовкий.

№10. «Мы сидели с тобой» - романс-серенада Петра Ильича Чайковского на слова русского поэта, автора слов нескольких известных романсов Даниила Максимовича Ратгауза,  написанный в 1893 году. Всего П.И. Чайковский написал на стихи Ратгауза шесть романсов (opus 73).
«Мы сидели с тобой» - Дмитрий Хворостовский.
Мы сидели с тобой у заснувшей реки. 
С тихой песней проплыли домой рыбаки. 
Солнца луч золотой за рекой догорал... 
И тебе я тогда ничего не сказал.

Загремело вдали – надвигалась гроза.
 По ресницам твоим покатилась слеза. 
И с безумным рыданьем к тебе я припал...
 И тебе ничего, ничего не сказал.

И теперь, в эти дни, я, как прежде, один. 
Уж не жду ничего от грядущих годин. 
В сердце жизненный звук уж давно отзвучал... 
Ах, зачем я тебе ничего не сказал!
Романс был впервые записан на грампластинку артистом Императорской оперы Андреем Лабинским под аккомпанемент фортепьяно.

При написании поста использованы материалы сайтов Russian Records.com, funeral-spb.narod.ru и Стихи.ру (страничка Константина Николаева).


Комментариев нет:

Отправить комментарий