вторник, 22 сентября 2020 г.

Что слушали в Российской Империи в 1906 году (часть 2).

Топ 15 русских песен 1906 года (№№ 6 - 10).

№6. «Нет, нет, не говори» - русский романс, написанный в 1904 году. Автор музыки — Александр Борисович Вилинский (1869—? гг.),  композитор, дирижер, оперный и опереточный тенор и артист. Автор оперетт: «Суд богов», «Заза», популярных песен и романсов. Его романсы пели Варя Панина и Анастасия Вяльцева.  

Автор слов — Николай Георгиевич Северский, певец, артист оперетты, исполнитель цыганских романсов.

Нет, нет, не говори,

Не говори, что разлюбила,

Не разбивай того, что мило,

И холодно так не смотри.

 

Я знаю, что в твоей груди

Горит огонь такой кипучий,

Забудь его, себя не мучай,

Прости меня, не осуди.

 

Взгляни, мой друг, молю.

Опять ответ прошу я нежно,

И просит сердце безмятежно

Твое обычное «люблю».

 

Меня ты лучше и добрее,

Меня простишь ты без сомненья,

Давай я вымолю прощенье,

А если нет, тогда убей!

Романс впервые записан на грампластинку артистом русской опреретты Михаилом Вавичем в сопровождении фортепьяно в 1906 году.

Грамзапись:

1906: Михаил Иванович Вавич, акк. ф-но, С.-Петербург. Gramophone Concert Record G.C.-3-22529.

№7. «Когда на него ты глядишь» - романс Михаила Губкина на слова Федора Плевако. Записан на грампластинку Варей Паниной в сопровождении гитар К. Василева и Н. Шишкина в 1905 году.

«Когда на него ты глядишь» - Варя Панина (1905).

Когда на него ты глядишь так умильно,

А я одинокий стою.

В то время и злоба, и зависть так сильно

Грудь бедную мучат мою.

Я мыслю: за что же он счастлив?

Принес ли он в жертву тебе

Мечты, и надежды, и счастье земное

Подобно, подобно безумному мне?

 

Я презрен, отвергнут, а он торжествует,

С улыбкой глядя на меня.

Но бедное сердце сильнее волнует

И мщения ищет душа.

Но мщение глупо, не лучше ль презренье

К нему и забвенье к тебе?

Я вынес довольно, прося упоенья,

Пора, пора пробудиться от сна.

(Расшифровка фонограммы В. Паниной, 1905 г.)

«Когда на него ты глядишь» - Георгий Виноградов.

Грамзапись:

1905: Варя Панина, акк. К. Василев, Н. Шишкин (гитары), Москва. Zonophone Zonophone X-63572;

1945: Георгий Павлович Виноградов, акк. Н.Н. Кручинин, Москва. Апрелевский завод 13175.

№8. «Я хочу, всё хочу» - румынский романс И. Кобана.

«Я хочу, всё хочу» - Анастасия Вяльцева (1906).

Я хочу, всё хочу,

Вам сказать, что вас люблю,

Но не могу, не могу,

Выдать тайну вам свою.

Я хочу иногда

Вам открыть любовь свою,

Но не могу, не могу,

Я себя лишь погублю!

 

Когда сердитым временами

Вас вижу я, боюсь тогда,

Что мне не быть уж больше с вами,

И так болит душа моя!

А я хочу с любовью страстной

Всем сердцем вашим завладеть,

И жить для вас, мой друг прекрасный,

И вместе умереть!

 

Я хочу, всё хочу,

Вам сказать, что вас люблю,

Но не могу, не могу,

Выдать тайну вам свою.

Я хочу иногда

Вам открыть любовь свою,

Но не могу, не могу,

Я себя лишь погублю!

(Расшифровка фонограммы А. Вяльцевой, 1906 г.)

Романс был записан на грампластинку Анастасией Вяльцевой в сопровождении в сопровождении фортепьяно в 1906 году.

Грамзапись:

1906: Анастасия Дмитриевна Вяльцева, акк. ф-но, С.-Петербург. Gramophone Concert Record G.C.-23466.

№9. «Острою секирой» - романс для голоса в сопровождении фортепиано. Слова Алексея Константиновича Толстого, стихотворение написано летом 1856 года. Музыка неизвестного автора в обработке Ильи Васильевича Некрасова, этнографа, исследователя русской народной музыки и русских народных песен (ум. 1905 г.) На грампластинке С. Я. Лемешева (1947) автором музыки указан Александр Тихонович Гречанинов (1864—1956), русский композитор-академист, ученик Римского-Корсакова, более всего известный своими хоровыми произведениями и обработками народных песен, поздний продолжатель национальной почвенной эстетики «Могучей кучки».

«Острою секирой» - Сергей Лемешев.

Острою секирой ранена береза,

По коре сребристой покатились слезы;

Ты не плачь, береза, бедная, не сетуй!

Рана не смертельна, вылечится к лету,

Будешь красоваться, листьями убрана...

Лишь больное сердце не залечит раны!

Романс впервые записан на грампластинку в 1906 году Александром Михайловичем Брагиным (настоящая фамилия Брагинский; 1881— 1955), оперным певцом, артистом оперетты (баритон). В 1905—1908 годах — солист петербургского Мариинского театра.

Грамзапись:

1906: Александр Михайлович Брагин, акк. ф-но, С.-Петербург. Бека-Грандъ-Пластинка 6746;

1947: Сергей Яковлевич Лемешев, акк. С.К. Стучевский (ф-но),

Москва. Грампласттрест 15071;

1962: Марк Решетин, Апрелевский завод Д 9793-4;

1977: Бэла Рудэнко, акк. Е. Шендерович (ф-но), LP, Мелодия С10 08769-70;

1985: Валерий Агафонов, LP «Песни сердца», Мелодия С60 23375 007.

Сергей Лемешев http://www.youtube.com/watch?v=Mh88-lD6cZE

№10. «Не плачьте над трупами павших борцов» (музыка народная, слова Лиодора Пальмина).

Стихотворение «Requiem» было написано в 1865 году и напечатано в том же году в журнале «Искра» № 11. Автор слов – Лиодор Иванович Пальмин (1841—1891), поэт и переводчик, деятельный сотрудник «Искры» и ряда других журналов. Родился в обедневшей дворянской семье. Учился на юридическом факультете Петербургского университета; в 1861 был арестован за участие в студенческих волнениях и затем исключен из университета. Выпустил несколько поэтических сборников. Лучшие стихи П. публиковались в "Искре" и других демократических журналах 60-х гг.

Лиодор (Илиодор) Пальмин (1841 - 1891).

Стихотворение «Requiem» — вершина творчества Пальмина. Уже в 1870-х годах оно стало популярно в качестве революционной песни: традиция относила его к подсудимым «процесса 193-х», хотя смертных приговоров по этому процессу и не было. Положенное на музыку, оно продолжало оставаться популярным и в начале ХХ в.

Михаил Чехов вспоминал, что «Пальмин был сутул, ряб, картавил букву «р» и всегда был одет так неряшливо, что на него было жалко смотреть. Он был благороден душой и сострадателен. Особую слабость его составляли животные. Всякий раз, как он приходил к нам, вместе с ним врывались в дверь сразу пять-шесть собак. Всех он подбирал по дороге и давал им у себя приют. Это был высокоталантливый, но совершенно уже опустившийся человек. Обладал прекрасным стихом, изящной формой, но несчастная страсть к пиву (именно к пиву, а не к вину) свела его на нет…»

«Не плачьте над трупами павших борцов» - хор Николаевского.

Не плачьте над трупами павших борцов,

Погибших с оружьем в руках,

Не пойте над ними надгробных стихов,

Слезой не скверните их прах!

 

Не нужно ни гимнов, ни слез мертвецам,

Отдайте им лучший почет:

Шагайте без страха по мертвым телам,

Несите их знамя вперед!

 

С врагом их, под знаменем тех же идей,

Ведите их бой до конца!

Нет почести лучшей, нет тризны святей

Для тени достойной борца!

Грамзапись:

1906: Митрофан Иванович Чупрынников, Николай Михайлович Сафонов, Владимир Иванович Лосев, Владимир Иванович Касторский, С.-Петербург. С.-Петербург. Gramophone Concert Record G.C.-24453;

1924: Вокальный квартет Северского. Музпред 0х54;

1930: Московский вокальный квартет: А.И. Савицкий, Н.И. Тимченко, И.П. Лебединский, К.Я. Кондратьев. Музтрест 3400.

 

При написании поста использованы материалы сайтов Russian Records.com, funeral-spb.narod.ru и Стихи.ру (страничка Константина Николаева).

Что слушали в Российской Империи в 1906году (часть 1).

Что слушали в Российской Империи в 1906году (часть 3).

Комментариев нет:

Отправить комментарий