"1001 Songs You Mast Hear Before You Die"
«1001 песня, которую вы должны услышать, прежде чем умереть»
— альманах американских музыкальных критиков под руководством составителя
Роберта Димери, состоящий из описания тысячи и одной песни, которые коллектив
критиков рекомендует к прослушиванию.
01. Enrico Caruso - O
Sole Mio (1916).
Writer | Giovanni
Capurro, Eduardo di Capua
Producer | Uncredited
Label | Victor Talking
Machine
Album | N/A
Подобно тому, как Чарли Паттон и Роберт Джонсон прославили
дельту Миссисипи, Энрико Карузо придал Неаполю статус, которого никогда не
смогут достичь такие более богатые и знаменитые итальянские города, как Рим и
Флоренция. Оперный тенор Карузо - икона «canzone napoletana» (неаполитанская песня) –
добился статуса мировой суперзвезды, а песня «O sole mio» - эпическая баллада, в которой сочетаются
популярная песня и опера – стала бессмертным гимном Неаполя. Энрико Карузо был
образцом для подражания для всех последующих исполнителей баллад и может
считаться прародителем Фрэнка Синатры и Дина Мартина. Несмотря на то, что певец
был одним из величайших оперных теноров, именно эта песня о его родном городе
стала его визитной карточкой. «O
sole mio» была популярна до Карузо, но именно его запись
сделала песню популярной во всем мире. Как на своих концертах, так и на шеллаке,
Карузо сделал «O
sole mio» стандартом и фактически превратил его в
альтернативный гимн Италии.
02. Bessie Smith - St.
Louis Blues (1925).
Writer | W. C. Handy
Producer | Uncredited
Label | Columbia
Album | N/A
«St. Louis Blues» был и остается феноменом - полностью
сочиненной, а не народной блюзовой песней, ставшей мировым хитом. У.К. Хэнди
написал ее в 1913 году, когда еще не было чартов, отражающих популярность
песни. Тем не менее, в некоторой степени его успех связан с доходом от продажи
нот. За более чем сорок лет песня приносила около 25 000 долларов в год, что
сделало Хэнди мультимиллионером по сегодняшним меркам. Песня была записана
многими блюзовыми и джазовыми музыкантами, но нет лучшей версии, чем исполнение
Бесси Смит. В сопровождении Фреда Лонгшоу на фисгармонии и Луи Армстронга на
корнете Смит печально рассказывает историю о том, как ее любовь сбежал с
шикарной женщиной из Сент-Луиса. Хэнди сказал, что он был вдохновлен на
создание этой песни одной женщиной из Сент-Луиса, которая пожаловалась ему на отсутствие
мужа. «У мамы сердце, как скала, брошенная в море», - подсказала она строчку,
которую Хэнди написал в песне.
Мастерство Хэнди проявляется в том, как он изменяет
традиционную двенадцатитактовую блюзовую структуру, вводя шестнадцатитактовый
бридж в ритм хабанера - бит с нерегулярным акцентом, известный как «испанский
оттенок», после второго куплета. Он добавляет контраст простому блюзовому
припеву и превращает песню в одну из самых проникновенных жалоб века.
03. Joe & Cleoma
Falcon – Lafayette (1928).
Writer | Traditional
Producer | Uncredited
Label | Columbia
Album | N/A
27 апреля 1928 года Джо Фалькон
и его жена Клеома Бро были записаны в Новом Орлеане, исполняя умный
двухступенчатый танцевальный номер каджунского танца «Allons à Lafayette» («Поехали в Лафайет»). Это
была первая запись музыки Cajun, и ее
успех удивил молодую американскую музыкальную индустрию, доказав спрос на
музыку болот Луизианы (Louisiana swamp music).
Cajuns -
франкоязычный народ, произошедший от французских поселенцев, депортированных в
середине восемнадцатого века британцами с территории современной Новой
Шотландии и выходцами из Гаити, бежавшими от восстания рабов 1791 года. Их
особый язык и культура держали их в значительной степени отдельно от мейнстрима
Америки, но их динамичная музыка - смесь традиционных скрипичных мелодий
семнадцатого века и влияние немецких и африканских поселенцев, с которыми они
были вынуждены смешаться из-за местоположения, создали уникальный американский
гибрид. Музыка Cajun
повлияла как на музыку кантри, так и на рок-н-ролл, и породила черную
французскую музыку под названием «zydeco».
Джо и Клеома сформировали свое звучание, играя на местных
танцах. Джо играл на аккордеоне, а Клеома - на ударной гитаре. Оба по очереди
пели. Эта запись с ее многообещающей лирикой и свинг-грувом сделала их очень
известными среди своих коллег-каджунов. Прошло восемьдесят лет, а Джо и Клеома
все еще свингуют.
04. Trio Matamoros -
Lagrimas Negras (1928)
Writer | Miguel
Matamoros
Producer | Uncredited
Label | RCA Victor
Album | N/A
Одна из самых влиятельных групп в развитии жанра кубинского
сона (Son cubano), «Trio Matamoros» была основана в Сантьяго-де-Куба в
1925 году гитаристом
и певцом Мигелем Матаморосом. Матаморос был автором песен, в которых
сложные, но доступные тексты сочетаются с простыми, запоминающимися мелодиями.
Одно из самых известных его произведений - «Lágrimas
negras» («Черные слезы»).
Матаморос был вдохновлен на создание этой трагической
любовной песни о расставании, услышав во время посещения Санто-Доминго, столицы
Доминиканской Республики грустную историю покинутой женщины. Сначала он сочинил
танго, но записанная им версия считается первым примером нового жанра, слияния
сона и болеро, получившего название болеро-сон.
В 2003 году радикальная переработка «Lágrimas
negras» стала заглавным треком
вдохновенного совместного альбома ветерана кубинской эстрады Бебо Вальдеса и
восходящего цыганского певца Диего Эль Сигала. Признавая влияние андалузской
цыганской музыки на музыку Кубы, Эль Сигал импровизирует своим жизнерадостным,
рыдающим голосом. Альбом ждал огромный успех, как в Испании, так и в Латинской
Америке и он заслужил латинскую премию Грэмми.
05. Ana Hato (With Deane
Waretini) – Pokarekare (1929).
Writer | Traditional,
arranged Paraire Tomoana
Producer | Uncredited
Label | Parlophone
Album | N/A
Эта песня маори о любви, известная как «Pokarekare Аnа», стала неофициальным национальным гимном
Новой Зеландии. Он также широко использовался в политических, спортивных и
коммерческих целях. Первую записанную версию написала Ана Хато, которая
выступала на концертах, исполняя традиционные маори вайата (песни) для туристов
в «термальной деревне» Вакареварева в районе Роторуа в центре Северного
острова. Там она в 1927 году сделала акустическую запись «Pokarekare» с хоровым
сопровождением. Два года спустя, в Сиднее, она записала более известный
«электрический» вариант песни, в которой страстный вокал Хато сопровождается
скрипкой, виолончелью и фортепиано.
Хотя песня чаще всего ассоциируется с Роторуа, считается,
что «Pokarekare» возникла в Нортленде (крайний север Новой Зеландии), где
поэт-песенник Параире Томоана опубликовал свой вариант песни в 1921 году. Он
слышал, как ее пели во время Первой мировой войны дислоцированные в Окленде
солдаты-маори. Считается, что эта мелодия пришла из далматинского или ирландского
фольклора. Популярные версии песни были записаны также другими новозеландцами -
Inia Te Wiata, The Howard Morrison Quartet, Dame Kiri Te Kanawa, Prince Tui
Teka и Hayley Westenra.
06. Louis Amstrong &
His Hot Five - Saint James Infirmary Blues (1929).
Writer | Uncredited
Producer | Don Redman
Label | Okeh
Album | N/A
Тем, кто знает Луи Армстронга только как исполнителя таких
хитов, как «Hello, Dolly!» и «What
a Wonderful World» часто не подозревают, что в 1920-е годы
он был самой новаторской фигурой в джазе. Армстронг был музыкальным
революционером, трубачом, который вышел из оркестра и стал первым великим
солистом-импровизатором в истории джаза.
Он также был певцом с прекрасным глубоким голосом, который
очень хорошо слышен в этой классической песне. Текст «Saint James Infirmary Blues» основан на английской народной песне,
рассказывающей о моряке, который тратит все свои деньги на проституток и
умирает от венерической болезни в больнице Сент-Джеймс в Лондоне. К тому
времени, когда Армстронг записал эту песню в 1928 году, действие переместилось
в Америку и повествовало о человеке, который пошел в больницу, чтобы найти свою
умершую подругу. Автор же традиционной песни давно забыт, хотя иногда ее
приписывают Джо Примроузу (Joe Primrose), под именем которого творил
американский музыкальный издатель, музыкант, автор текстов и промоутер джазовых
артистов Ирвинг Гарольд Миллс (Irving Mills).
«The Hot Five»,
выступавшая здесь, на самом деле была секстетом из фортепиано, тромбона, двух
кларнетов и саксофонов, банджо и барабанов. Именно они начинают песню с
поминального инструментального вступления. Затем Эрл Хайнс исполняет легкое
фортепианное соло перед тем, как Армстронг во всем своем величии поет два
куплета песни. Затем следует соло тромбона и, наконец, Армстронг завершает
песню своим соло на трубе.
07. Don Azpiazu &
His Havana Casino Orchestra - El Manisero (The Peanut Vendor) (1929).
Writer | Moisés Simón
(later “Simons”)
Producer | Uncredited
Label | RCA Victor
Album | N/A
«Ма-ни!» это крик, с которого начинается песня, положившая
начало всемирному увлечению румбой в начале 1930-х годов. В течение предыдущего
десятилетия уличные торговцы в Гаване рекламировали свой арахис именно так, с
похожей на джингл «pregón». Когда автор песен Мойзес Симон соединил
эту идею с кубинским соном - общим термином для кубинских фольклорных стилей -
он создал «El
Manisero». Его
авторство оспаривается, но песня сделала его богатым; продажи нот, как и
пластинок, превысили миллион экземпляров,.
Кубинская старлетка Рита Монтанер записала первую версию «El Manisero» в 1928 году, но версия,
покорившая мир, был исполнена «Don
Azpiazú & His Havana Casino Orchestra» с вокалом Антонио Мачина. Они
записали её в мае 1930 года, сразу после прибытия в Нью-Йорк. Там она стала
самой продаваемой песней 1931 года, а также хитом в Японии и Европе.
«El manisero», как неоспоримое свидетельство влияния латиноамериканской
музыки на американский джаз, была записана более 160 раз, с известными версиями
Луи Армстронга (1931) и Стэна Кентона (1947).
08. Cab Calloway &
His Orchestra - Minnie The Moocher (1931).
Writer | Cab Calloway,
Irving Mills
Producer | Uncredited
Label | Brunswick
Album | N/A
«Человек хай-де-хо» - песня Кэба Кэллоуэя, одного из самых
успешных лидеров биг-бэнда 1930-х годов, известного своими яркими выступлениями.
Он особенно прославился своим скэт-пением, то есть использованием импровизированного
набора бессмысленных, слов, как, например, припев «Hi de hi de hi de hi» от
«Minnie the Moocher», который дал ему прозвище и впервые принес ему славу. «Я
забыл текст песни, которую я пел и просто вставил туда «skee-tee-tuh-bee» и «hi-de-hos», что оказалось очень эффективным», -
вспоминал Кэллоуэй о своей самой известной песне.
«А потом я сел и написал «Minnie the Moocher». Музыкально и лирически песня
была основана на песне «Willie
the Weeper» Фрэнки «Half-Pint»
Джексона 1927 года, которую исполнила Бетт Дэвис в фильме «The Cabin in the
Cotton» (1932). В нем рассказывается история о Минни Мучер, веселой девушке,
которая была жесткой, но с «сердцем большим, как у кита». Песня изобилует
наркосленгом: «Smokie»,
человек, которого Минни называла «cokey», употреблял кокаин, потому что в
китайском квартале он «показал ей, как играть в гонг», т.е. курить опиум.
Песня сразу же получила огромный успех и разошлась тиражом
более миллиона копий. Семидесятилетний Кэллоуэй эффективно оживил песню в
фильме «Братьях Блюз» (1980), ещё раз продлив её популярность.
09. Bessie Smith - Need
A Little Sugar In My Bowl (1931).
Writer | Clarence
Williams, J. T. Brymn, Dally Small
Producer | Frank Walker
Label | Columbia
Album | N/A
На первый взгляд можно было подумать, что Бесси Смит поет
песню в духе задорной композиции Рэя Хендерсона «You’re
the Cream in My Coffee» 1928 года - простой метафоры «ты -
заверши меня», построенной вокруг популярных приправ. Но после второй строчки
припева («Мне нужен маленький хот-дог между роликами») становится очевидным,
что на самом деле это пример поджанра «under-the-counter», известного как
«грязный блюз» («dirty blues»). Такие песни, как «I’m a Mighty Tight Woman» («Я
могучая тугая женщина») Сиппи Уоллес (1929), не были украшены охранительными
ярлыками с «родительским советом» для несовершеннолетних: их исполняли взрослые
для взрослых. Томное исполнение Смит песни «Need a Little Sugar» дает понять, что это чувственная женщина
с естественными потребностями и желаниями. Опираясь только на пианино Кларенса
Уильямса (ее первый аккомпаниатор), Смит поет эту песню, подобно своей
наставнице Ма Рейни, со сладострастным ревом, который наиболее подходил для
примитивных микрофонов того времени. В руках Императрицы Блюза грязный намек
становится метафорой трогательной нежности.
Тут стоит помнить, что именно грязный блюз дал нам эвфемизм
«рок-н-ролл» - фразу, которая изменила мир.
10. Bing Crosby -
Brother Can You Spare A Dime (1932).
Writer | Jay Gorney,
E.Y. “Yip” Harburg
Producer | Uncredited
Label | Brunswick
Album | N/A
Социалист по происхождению и натуре, нью-йоркский лирик Ип
Харбург глубоко пострадал от массовой безработицы и бесконечных очередей за
хлебом, которые стали слишком привычными в Соединенных Штатах после краха
Уолл-стрит в 1929 году. В песне «Брат, можешь ли ты дать мне копейку?» («Brother Can You Spare A Dime») кристаллизуется отчаяние тех мрачных
дней. Это история об обычном человеке, который строил железные дороги и
небоскребы страны и вел ее войны, но теперь вынужден был попрошайничать на
улицах. В лирике присутствует гнев и смущение, тон меняется от общего к
личному: «Брат» становится «Бадди», поскольку рассказчик безуспешно пытается
пробудить воспоминания и симпатии слушателя. «Слушай, разве ты не помнишь?», - наконец
умоляет он с душераздирающим пафосом: «Я твой приятель!».
Написанная для мюзикла Americana, песня ошеломила публику,
затмив остальную часть шоу. Сохранилась версия Бинга Кросби, который, будучи тронутым
этой песней, спел её мелодично и сдержанно, проявив настойчивость и пафос
только в пронзительных финальных строках. Семь лет спустя Ип Харбург снова
захватил дух времени с помощью «Over
the Rainbow», задумчивой песни об
американской мечте - потрепанной, но все еще желанной.
Комментариев нет:
Отправить комментарий