В начале марта 1911 года 23-летний композитор Ирвинг Берлин решил
попробовать свои силы в написании инструментальной пьесы в угасающем на тот
момент жанре рэгтайма, со времени расцвета которого, прошло уже два десятилетия».
По словам Берлина, он сочинил эту пьесу в шумном офисе бродвейской издательской
фирмы, где «пять или шесть пианино и столько же вокалистов создавали настоящий
бедлам». Текст новой песни был идеальным продолжением более ранней композиции Берлина,
а именно написанной 1910 году «Alexander and His Clarinet», где также
фигурировал вымышленный чернокожий американец по имени Александр, предположительно
списанный Берлином со своего приятеля чернокожего корнетиста Джека Александера.
За ночь трудоголик Берлин написал четыре страницы заметок для
переписчика-аранжировщика. 18 марта 1911 года песня была опубликована и
«зарегистрирована на имя Ted Snyder Co. под номером E252990». Первая
демонстрация, в ходе которой было высказано множество возражений, показала
неоднозначное отношение критиков к произведению. По некоторым оценкам песня
«была слишком длинной и выходила за рамки обычных 32 тактов; композиция была
слишком «рваной» и, вообще, это произведение не было настоящим рэгтаймом». Фактически,
это был марш, содержащий лишь «намек на синкопирование», и единственное, что
обращало внимание, это использование в песне военного рожка и наличии в ней
цитат из известного шлягера - «Swanee River».
Ирвинг Берлин в 1906 году.
Несмотря на довольно прохладную критику бесстрашный Берлин
представил свой труд театральному продюсеру Джесси Л. Ласки (Jesse L. Lasky),
который готовился к открытию на Бродвее ночного клуба под названием «Follies
Bergère». Однако Ласки не решился включить псевдо-рэгтайм в программу шоу,
которое открылось 27 апреля 1911 года.
К счастью для Берлина, веселая песенка понравилась актрисе
водевиля, «одной из величайших звезд того времени» Эмме Карус (Emma Carus). Популярная
певица, блиставшая в шоу «Ziegfeld Follies» на Бродвее, Карус была знаменита
своим контральто с «низкими басовыми нотами и высокой мощностью легких».
Премьера «Alexander’s Ragtime Band» состоялась 18 апреля 1911 года в «American
Music Hall» в Чикаго и вызвала сенсацию. Затем певица отправилась в тур по
Среднему Западу и стала главной виновницей огромной популярности «Alexander’s Ragtime Band», захлестнувшей США весной
1911 года. Несмотря на то, что песню включили в свой репертуар многие известные
артисты, её успех остался навсегда связанным с Карус, фотографию, которой
благодарный Берлин поместил на обложке первого издания нот своего хита.
Эмма Карус в 1906 году.
Несмотря на то, что в 1911 году было продано миллион копий «Alexander’s
Ragtime Band» и еще миллион в 1912 году, ноты успешно продавались ещё в течение
многих лет. В исполнении
Артура Коллинза (Arthur Collins) и Байрона Дж. Харлана (Byron G. Harlan) песня заняла 1 сентября 1911
года 1-е место в хит-параде Billboard, где продержалась 17 недель. В ноябре
того же года исполнение Билли Мюррея (Billy Murray) принесло песне 2-е место в
списке. «Alexander’s
Ragtime Band» был назван журналом «Variety» «музыкальной сенсацией десятилетия»,
а его создатель за одну ночь стал культовым бродвейским композитором с титулом
«короля рэгтайма». Следует заметить, что Берлин, всегда утверждавший, что песня
«имела мало общего с рэгтаймом и всем, что с ним связано», был озадачен этим
титулом. Композитор публично настаивал на том, что «он не создал рэгтайм, а
просто «кристаллизовал» его и обратил на это внимание публики».
«Alexander's Ragtime
Band» - Collins and Harlan (Victor #16908, recorded in Camden NJ May 23, 1911,
released September 1911).
Несмотря на то, что «Alexander's Ragtime Band» мало похож на
традиционный рэгтайм, его международный успех привел к музыкальному и
танцевальному возрождению этого подзабытого к 1911 году жанра, известному как
«Ragtime Craze». Историк музыки Марк Салливан писал, что именно успешный дебют
«Alexander Ragtime Band» внезапно «поднял рэгтайм из глубины грязных трущоб в апофеоз
музыкальной моды. Эта музыка получила второе дыхание, и танец распространился,
как лесной пожар».
В частности, одной из танцевальных пар, которые олицетворяли
это неожиданное возрождение, были Вернон и Айрин Касл (Vernon and Irene
Castle). Харизматичный, задающий тренд дуэт часто танцевал под «Alexander
Ragtime Band» Берлина и другие его «модернистские» композиции. Их «современный»
танец в сочетании с «современными» песнями Берлина стал воплощением
продолжающегося культурного столкновения между ослабевающей чопорностью
эдвардианской эпохи и дерзкой жизнерадостностью «революции регтайма» накануне
Первой мировой войны.
«Alexander’s Ragtime
Band» - Irving Berlin.
В 1913 году «Daily Express» писал, что: «В каждом лондонском
ресторане, парке и театре вы слышите музыку Берлина; под него танцует Париж;
вальс покинул Вену; Мадрид отбросил свои кастаньеты, а Венеция забыла свои
баркаролы. Рэгтайм пронесся как вихрь над всей Европой». Такие писатели, как
Эдвард Яблонский (Edward Jablonski) и Ян Уиткомб (Ian Whitcomb), иронично
подчеркивали, что в 1910-х годах даже для высшего класса реакционной Российской
империи, из которой еврейские предки Берлина были вынуждены бежать несколькими десятилетиями
ранее, «рэгтайм стал очарованием, граничащим с манией». В частности, князь
Феликс Юсупов, богатый русский аристократ, женатый на племяннице царя Николая
II, был описан британской светской леди Дианой Купер «танцующим, как чокнутый
червь». Таких маниакальных личностей безапелляционно называли тогда «укушенными
жуком рэгтайма (bitten by the ragtime bug) бешеными собаками», споря лишь о
том, «является ли мания рэгтайма мимолетной фазой нашей декадентской культуры
или это инфекционное заболевание, такое же, как грипп или проказа».
Спустя десятилетия, размышляя о невероятном успехе «Alexander
Ragtime Band», Ирвинг Берлин вспомнил, что он был совершенно изумлен мгновенным
глобальным одобрением и длительной популярностью этой незамысловатой мелодии. Он
предположил, что этот неожиданный успех был, возможно, обусловлен лирикой,
которая, несмотря на «кажущуюся нелепость и примитивность, была в корне
правильной», что заставило всю Америку и большую часть Европы «раскачиваться»
под его произведение.
Есть некоторые, хотя
и неубедительные доказательства что мелодия «Alexander Ragtime Band» (в
частности, четыре ноты «oh, ma honey») была украдена Берлином из черновиков
композиций «Mayflower Rag» и «A Real Slow Drag» известного афроамериканского композитора,
крупнейшего автора рэгтаймов Скотта Джоплина. Берлин и Джоплин были знакомыми,
и у Берлина была возможность услышать произведения Джоплина до их официальной публикации.
В то время «одной из функций Берлина в музыкальной компании Теда Снайдера был
поиск интересных музыкальных тем, написанных другим композиторами». По одной из
версий Берлин « услышал музыку Джоплина, исполняемую штатным музыкантом одного
из музыкальных издательств». Согласно
другой версии Джоплин сам оставил Берлину свои черновики для оценки. Вдова
Джоплина утверждала, что «Берлин украл тему её мужа и превратил в популярную
песню, ставшую настоящим хитом». Родственник Джона Стиллвелла Старка,
музыкального издателя Джоплина, утверждал, что публикация «Alexander's Ragtime
Band» довела Джоплина до слез, потому что это была его собственная композиция».
Как отмечает в своей работе «Король рэгтайма Скотт Джоплин и его эпоха»
писатель Эдвард А. Берлин: «По Тин Пан Аллее ходили слухи, что «Alexander's
Ragtime Band» действительно был написан чернокожим, и даже четверть века спустя
композитор В. К. Хэнди обвинял Берлина в воровстве большей части своей мелодии
у покойного Скотта Джоплина, который умер 1 апреля 1917 года без гроша в
кармане и был похоронен в безымянной могиле в Квинсе».
Берлин знал об этих слухах и с возмущением опровергал. В
одном из своих интервью Берлин заявил: «Если негр мог написать «Alexander's
Ragtime Band», то почему я не могу? ...». В 1914 году Берлин высмеял обвинение одной
из своих песен «He's A Rag Picker», в тексте которой чернокожий по имени Мозе
претендует на авторство «Alexander's Ragtime Band».
Хотя обложка нот песни, нарисованная художником Джоном Фрю в
1911 году, изображает как белых так и цветных музыкантов, «Alexander's
Ragtime Band», как и более ранняя композиция Берлина «Alexander and His
Clarinet», используют некоторые идиоматические выражения («о, ma honey» и «honey
lamb») более свойственные афроамериканцам. Например, часто пропускаемый второй куплет
песни «Alexander and His Clarinet» прямо указывает на расу кларнетиста
Александра: «… clarinet is a colored pet».
«Alexander’s Ragtime
Band» vol.1 (1911 - 1948)
Songs:
1. Collins and Harlan -
Alexander’s Ragtime Band 1911.mp3
2. Billy Murray -
Alexander's Ragtime Band 1911.mp3
3. Gottlieb's Orchestra
- Alexander's Ragtime Band 1911.mp3
4. Shep Fields -
Alexander’s Ragtime Band (instrumental) 1912.mp3
5. Bessie Smith -
Alexander's Ragtime Band 1927.mp3
6. Ted Lewis -
Alexander's Ragtime Band 1927.mp3
7. Casa Loma Orchestra -
Alexander's Ragtime Band 1930.mp3
8. The Boswell Sisters -
Alexander's Ragtime Band 1934.mp3
9. Brian Lawrance &
Sextet - Alexander's Ragtime Band 1938.mp3
10. Louis Armstrong -
Alexander's Ragtime Band 1937.mp3
11. The Three Peters
Sisters, w Harry Bidgood's Rhythm Boys - Alexander's Ragtime Band 1936.mp3
12. Bob Wills and His
Texas Playboys - Alexander's Ragtime Band 1938.mp3
13. Clayton McMichens'
Georgia Wildcats - Alexander's Ragtime Band 1938.mp3
14. Bing Crosby &
Connie Boswell (Eddie Cantor intro) - Alexander’s Ragtime Band 1938.mp3
15. Svend Asmussen's
Quintet - Alexander's Ragtime Band 1941.mp3
16. Wayne King and His
Orchestra - Alexander's Ragtime Band 1946.mp3
17. The Andrews Sisters
- Alexander's Ragtime Band 1947.mp3
18. Bing Crosby and Al
Jolson - Alexanders Ragtime band 1947.mp3
19. Al Jolson -
Alexanders Ragtime Band 1947.mp3
20. Alice Faye -
Alexander's Ragtime Band 1948.mp3
download (mp3 @128 kbs):
Комментариев нет:
Отправить комментарий