Уникальный,
невероятный по диапазону, богатству и красоте крайних регистров голос
исполнителя оставался загадкой для педагогов консерваторий. Его невозможно было
назвать ни тенором, ни баритоном, и потому сложно было подобрать подходящую
методику работы с ним. Те, кому посчастливилось слышать исполнение Зиновия
Бабия, сравнивают его с Энрико Карузо — по качеству тембра и звукообразования,
а еще чаще — с Франко Корелли, тоже, по сути, выдающимся вокалистом, сделавшим
себя сам.
Один из
талантливейших артистов советской оперы, блистательный тенор Зиновий Иосифович
Бабий родился 27 января 1935 года в небольшом западно-украинском селе Подсадки
на Львовщине в крестьянской семье любителей музыки. Отец — Бабий Иосиф
Гаврилович обладал хорошим голосом и музыкальным слухом, был певцом церковного
хора. Он ходил 20 километров пешком от их села до Львова, чтобы попасть на
спектакли Львовского оперного театра. Дом Бабиев был одним из первых в селе,
где появился патефон и большое количество пластинок с украинскими и русскими
народными песнями, романсами, ариями из опер. Среди пластинок были записи Бориса
Гмыри, Михаила Гришко, Ивана Козловского, Ивана Паторжинского, Марии Литвиненко
- Вольгемут, а также итальянских звезд Энрико Карузо, Марио Ланца, Беньямино
Джильи. Их исполнение юный Зиновий, мечтавший стать артистом, внимательно
слушал и охотно воспроизводил, к большому удовольствию родных и близких.
В начале
1950-х годов Зиновий случайно познакомился с педагогом-бандуристом, который
помог ему с приобретением инструмента и научил его играть. В то время Бабий жил
у своей тети на ул. Мурманский (теперь Кастеловка) во Львове. Однажды его пение
услышал сосед – педагог Львовского музыкального училища Петр Родионович Колбин.
Он не только оценил качество голоса Зиновия, но и настоял на его дальнейшем
обучении. В 1952 г. Бабий поступил в львовское музыкальное училище по классу
бандуры. Колбин помог Зиновию перейти на
вокальное отделение в его классе. Четыре года обучения во Львовском
государственном музыкальном училище (с 1951 по 1954 год) под руководством
талантливых педагогов стали основной профессиональной школой Бабия.
В 1954
году Бабий был призван в ряды вооруженных сил, где стал солистом «Ансамбля
песни и пляски Прикарпатского Военного округа». Маршал Конев, в ту пору
командирующий Прикарпатского Военного округа, услышав молодого солиста
ансамбля, был столь впечатлен его выступлением, что отдал приказ о досрочном
увольнении из рядов вооруженных сил с целью дальнейшего продолжения учебы.
После
демобилизации Бабий уезжает в Москву с целью поступления в Большой театр и
Московскую консерваторию. Но вместо студенческой скамьи устраивается на большую
сцену: воспользовавшись советом солиста киевской оперы Сергея Козака, Зиновий идет
на прослушивание солиста Киевского театра оперы и балета им. Т. Шевченко. Так,
благодаря случаю Бабий получает приглашение на работу в труппу прославленного
киевского театра, где его партнерами и учителями становятся Борис Гмыря, Михаил
Гришка, Михаил Роменский, Лидия Ржецкая, Лариса Руденко. В том же году в
возрасте 22-х лет, певец дебютировал в операх «Кармен», «Сельская часть»,
«Запорожец за Дунаем».
В 1957
году Зиновий становится студентом Киевской Государственной консерватории в
классе Зои Гайдай, к тому времени уже Народной артистки СССР. В период с 1957
по 1959 годы певец подготовил партии Радамеса в опере «Аида», Манрико в
«Трубадуре», Герцога в «Риголетто», Рудольфа в «Богеме», Каварадосси в «Тоске»,
Пинкертона в «Мадам Батерфляй», Канио в «Паяцах».
В 1958
году состоялось знакомство молодого певца с патриархом советских теноров Иваном
Козловским. Козловский был настолько пленен красотой и мощью уникального
голоса, что назвал Зиновия Бабия и его голос государственной ценностью,
достоянием Советского Союза, о чём неоднократно заявлял на протяжении всей
карьеры Зиновия.
В 1959
году певец возвращается во Львов, где становится ведущим солистом Львовской
оперы. Под руководством Стефана Турчака Бабий успешно исполнял партии Радамеса
и Хозе с украинской мецко-сопрано Ренатой Бабак. В 1960 году Зиновий знакомится
со студенткой Львовского университета Стеллой Тарутта, ставшая в последствии
его женой, ближайшим другом и помощником. В том же году Бабий дебютирует как
камерный певец, дав свой первый сольный концерт на сцене львовского оперного
театра.
Когда в
1961 году Зиновий отправился в Болгарию на Первый международный конкурс молодых
певцов, его пригласили в Варну — спеть партию Радамеса в «Аиде» на одной сцене
с итальянской примадонной Еленой Николаи (исполнявшей роль Амнерис). Узнав, что
ей предстоит петь с мальчишкой из Советского Союза, не дошедшим даже до финала
вокального конкурса, солистка «Ла Скала» не пришла на первую репетицию. Но
после совместной работы и выступления в память о спектакле, подарила
исполнителю фотографию с дарственной надптсью «Лучшему Радамесу — Елена
Николаи».
В 1962
году Бабий дебютирует на столичных сценах «Большого» и «Кировского» театров в
опере Верди «Аида» и получает приглашение на работу в эти театры. Слава певца в
Советском Союзе растёт от выступления к выступлению. Молодой певец — желанный
гость на крупнейших концертных площадках и оперных сценах страны.
Во время
гастролей в городе Минске певец получает приглашение на работу в Белорусский
Государственный театр оперы и балета на его условиях, с гарантией осуществить
его мечту о постановке оперы Верди «Отелло». Руководство БССР создаёт для певца
все необходимые условия, гарантируя при этом полную свободу творческого выбора.
Бабий
даёт своё согласие на переезд в Белоруссию. Перед отъездом из Львова, чтобы
попрощаться со своей любимой и благодарной публикой, чьим кумиром и любимцем он
уже был на том момент, артист принимает решение выступить в течение одного
вечера сразу в трёх партиях: Масканьи в «Сельская честь» (Туридду), Леонкавалло
«Паяцы» — Пролог и непосредственно в партии Канио. Львовский оперный театр не в
состоянии вместить всех желающих. Руководство города и театра идёт на
беспрецедентный шаг, выводя трансляцию выступления на площадь перед театром и
прилегающие к нему улицы.
В декабре
1962 года Бабий с супругой переезжают в город Минск, где в марте 1963 года
рождается сын Игорь, а в апреле триумфально проходит премьера оперы Верди
«Отелло». В том же году состоялся первый сольный концерт певца в зале «имени
Чайковского» в Москве. Вот что писал в то время журнал «Советский Союз»: «Две с
половиной тысячи билетов были распроданы в течение нескольких часов. Так
встретила Москва первый сольный концерт 28 летнего певца Зиновия Бабия. Шумный
и заслуженный успех артисту принесли необычайно красивый по тембру и мощи
голос, незаурядные сценические данные».
В 1964
году Зиновий вновь выступает с сольным концертом в Москве, в «Большом зале
консерватории». В это же время в Москве проходят гастроли Миланского театра «Ла
Скала». Руководство театра приглашает артиста принять участие в гастролях
театра в Испании и Португалии, выступив в операх Верди «Аида», «Трубадур» и
«Риголетто».
В эти
годы рабочий график певца расписан буквально поминутно: репетиции, выступления
по радио и телевидению, гастроли по стране и за рубежом: в Австрии, Болгарии,
Венгрии, Швеции, Германии, Польше, Франции, Югославии, Румынии и другие страны.
Его голос звучит над миром; выступления певца транслируются на «Интервидению».
Бабий
записывает первый сольный «диск — гигант» с оркестром «Большого театра Союза
ССР» под управлением Марка Эрмира. Тираж всех выпущенных пластинок с записями певца
превысил миллион экземпляров.
Колоссальный
артистический талант и мастерское владение голосом позволили артисту создать
неповторимые образы на сцене. В классических операх это — Фауст («Фауст» Ш.
Гуно), Хозе («Кармен» Ж. Бизе), Каварадосси и Рудольф («Тоска» и «Богема» Дж.
Пуччини), Канио («Паяцы» Р. Леонкавалло), Туридду («Сельская честь» П.
Масканьи); в произведениях русских композиторов — Герман («Пиковая дама» П.
Чайковского), Орест («Орестея» С. Танеева); в операх национального репертуара —
Сергей («Алеся» Е. Тикоцкого). Бабий является единственным оперным солистом,
выступавшим на всех оперных сценах Советского Союза.
В операх
Дж. Верди подлинными шедеврами вокального искусства в исполнении Зиновия Бабия
стали партии Манрико («Трубадур»), Радамеса («Аида»), Герцога («Риголетто») и,
одна из лучших, партия Отелло («Отелло»), которую певец исполнил в 28 лет. В
1969 году певцу присваивается почетное звание «Заслуженного артиста БССР», а
спустя полгода — «Народного артиста БССР».
В 1971 году, из-за тяжелой болезни сердца Зиновий Бабий был вынужден значительно сократить свой концертный график. В 1975 году Бабий покидает сцену Государственного Большого театра Белоруссии. О выступлениях в оперных спектаклях не может быть и речи, артист переходит на работу в Белорусскую Государственную филармонию и продолжает выступать как концертно-камерный певец. Обширный концертный репертуар артиста включал 18 сольных программ из произведений разных эпох и стилей.
Но в апреле 1979 года, когда речь идёт уже не о продолжении творческой деятельности, а о жизни, в московском Институте сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева, певцу проводят сложнейшую операцию на открытом сердце. Больше года Зиновий восстанавливается после операции и вновь возвращается к работе. В этот период певец, как никогда много записывается на радио. Фирма «Мелодия» выпускает 4 «диска-гиганта».
Поразительно,
но певец добился поистине легендарной славы в СССР, имея за плечами среднее
специальное образование — Львовское музыкальное училище. Лишь в 1981 г. он
получит диплом о высшем образовании в Белорусской консерватории, когда его
исполнительская карьера, по сути, была уже завершена. В этом же
году певец прощается со сценой государственного Большого тетра БССР, выступив в
партии Туридду в опере Масканьи «Сельская честь».
28 июля
1984 года артиста не стало. Он обрёл вечный покой на «Восточном» мемориальном
кладбище Минска. За годы творческой деятельности Зиновием Бабием подготовлено
более 40 сольных программ, создана галерея ярких, незабываемых образов в операх
Верди: «Аида», «Отелло», Риголетто", «Трубадур». Пуччини: «Богема», «Мадам
Батерфляй», «Тоска». Леонкавалио: «Паяцы», Масканьи «Сельская честь»,
Чайковский «Пиковая дама», Танеев «Орестея».
После
кончины Зиновия Бабия на доме, где родился певец, была установлена мемориальная
доска: «В этом доме 27 января 1935 года родился выдающийся украинский певец З.
Бабий». На доме в Минске, где жил артист установлена мемориальная доска: «В
этом доме с 1963 г. По 1984 г. Жил выдающийся оперный певец З. Бабий».
Комментариев нет:
Отправить комментарий