суббота, 5 октября 2024 г.

История песен русского рока. Алиса - «Трасса Е-95» (1996).

Русский рок

Сто лучших песен русского рока в ХХ веке

«Трасса Е-95» — песня российской рок-группы «Алиса» из альбома «Дурень», вышедшего в 1997 году. Концертные исполнения песни можно услышать на альбомах «Пляс Сибири на берегах Невы» и «Мы вместе XX лет». Является одной из самых популярных песен группы. Дата написания этой песни известна точно, до дня. Константин Кинчев утверждает, что написал ее 5 октября 1996 года в Рязани, где гастролировала «Алиса». Сочинил ее прямо в автобусе.

АлисА – «Трасса Е-95» (Live 1997)

Песня "Трасса Е-95" в некотором смысле является логическим продолжением композиции "Энергия", закрывающей одноимённый альбом, записанный в 1985 году. С той лишь разницей, что в 80-х годах Константин пел о жизни между городами, а в конце 90-х — об их связи в его сердце. Как известно, Москву и Питер Кинчев считает родными городами: первый он называет физической родиной, второй – душевной. К слову, у музыканта есть ещё и духовная родина – Иерусалим, город, после посещения которого он принял крещение.

АлисА – «Трасса Е-95» - ХХХХ - Питер - ДС Юбилейный (11.11.23)

Первое исполнение песни произошло в Твери спустя три дня. У Петра Самойлова лопнула одна из струн на басу, и, пока он бегал за кулисы ставить новую, Константин Кинчев и Андрей Шаталин исполнили новую песню. Новинка прозвучала в акустике (Константин Кинчев играл на гитаре, а Андрей Шаталин подыгрывал ему) в сокращённом варианте — музыканты исполнили лишь два куплета.

Песня вошла в список «Сто лучших песен русского рока в ХХ веке по версии радиостанции «Наше радио» (1999)».

На момент написания песни обозначение E 95 носила магистраль, соединяющая норвежский Киркенес и город Ялту в Крыму (включающая участок дороги Москва — Санкт-Петербург). Константин Кинчев в то время проживал в двух городах и никак не мог выбрать между двумя столицами. Вскоре после выхода альбома «Дурень» нумерация европейских дорог претерпела изменения, вследствие чего дорога «Киркенес — Ялта» (включая участок «Москва — Санкт-Петербург») получила обозначение М10 или E 105. Обозначение E 95 или М-05 получила трасса «Одесса — Киев — Гомель — Витебск — Псков — Санкт-Петербург».

Точный текст песни

Мое солнце горит на стыке ветров,

Границе семи холмов.

Мое небо дождем опрокинули в ночь

Тени пяти углов.

Сколько троп и дорог

Для меня заплелись в одну.

Я иду по своей земле

К небу, которым живу.

 

Припев:

     Снова в ночь летят дороги,

     День в рассвет менять.

     Кому чья, а мне досталась

     Трасса E-95.

 

Но только в двух городах

Я дома, пока я гость.

Только там, где Нева становится морем,

Я вижу Крымский мост.

В полдень сквозь звон колоколен

Будто бы в двух шагах,

Гром Петропавловской пушки

Я слышу на Покровах.

 

Припев

 

Это над головой синяя даль

Ладит до звезд мосты.

И я уверен, что когда-нибудь

Я стану лучом звезды.

Ну а пока там, где вечер туман

Ставит на дальний свет,

Я лечу по своей земле

Дорогой, которой нет.

 

Припев

 

О, о-о-о, трасса E-95.

_______________________________

Летом 1997 года на песню был снят чёрно-белый клип, режиссёром которого выступил Андрей Лукашевич. Клип снят в его фирменном стиле — с несколькими речевыми вставками и загадочными, странными персонажами.

В ролике можно увидеть Константина Кинчева, его дочь Веру, журналиста и литератора Валерия Панюшкина, а также автомобиль лидера «Алисы» – Toyota 4Runner.

АлисА – «Трасса E-95»

Согласно сюжету клипа, лидер «Алисы» хочет поздравить свою дочь с днём рождения, но мифический персонаж Ток, роль которого исполнил журналист Валерий Панюшкин, никак не может доставить звонок по назначению. В дальнейшем персонажи пересекаются на трассе и в какой-то момент Константин Кинчев даже берёт ангела в попутчики. В конечном итоге звонок был доставлен.

📍Андрей Лукашевич:

"Клип обошелся под двадцатку долларов (20 000 $, прим.). За эти деньги можно было или отгрохать на «Мосфильме» классную декорацию, взять оператором Козлова или Мукасея и сделать гламур. А мне всегда интересно было снимать кино, снимать про какие-то терки, про какие-то отношения. И я эту сумму тратил на три съемочных дня, даже не дня, а на трое суток, посадив Костю в машину."

По словам Лукашевича, роль ангела в клипе придумалась очень просто. Годом ранее вышел замечательный фильм с Джоном Траволтой, где тот играет ангела (фильм «Майкл», 1996, прим.). Этот фильм просто потряс режиссера, и было решено вставить подобный персонаж в клип.

Но с Кинчевым было сложно.

📍Андрей Лукашевич:

"Когда Кинчев увидел ангела, одетого в белые одежды и с белыми крыльями за спиной, он сразу сказал: «Нет... Всё внутри протестует... Я православный человек».

Потом Костя сказал: «Ладно, хрен с вами, пусть будет ангел. Но у моего ангела крылья черные».

Я говорю: «Костя, нет! У меня черно-белая пленка советская, этих черных крыльев никто не увидит, просто никто не увидит!». И мы сошлись на компромиссе, в результате чего в клипе крылья такие пего-серые, ужасные.

Они были изначально белые, которые мы углём так затерли и на которые навесили этот моторчик. Вот, Костя перенес это стоически. Я сейчас понимаю, как он на нас смотрел тогда.

По датам выхода этого клипа как-то так получалось, что снимать нужно было кровь из носу, захватывая первое сентября. Костя уперся, сказал: «Нет, первого сентября у Веры день рождения». Вере четыре года или пять исполнялось.

Я говорю: «Хорошо, хорошо. А давай ты поздравишь Веру по телефону в клипе!». И вот только тогда он согласился и пошел на компромисс. Мы с этой сцены и начинали в Москве, потом садились на машины, херачили без сна."

....

В роли ангела снялся друг Лукашевича сценарист Валерий Панюшкин.

📍Александр Лукашевич:

"Я подумал: «Иванушки International прекрасные. Они все красавцы. Почему все снимают таких?». Я ставил задачу, чтобы было интересно смотреть людям, значит, должен быть кто-то другой. Хорошо, а почему не снимают толстых, а почему не снимают заик? Лысых, заикающихся! Кем был Панюшкин уже тогда."

______________________________

📍Валерий Панюшкин:

"Когда Лукашевич позвонил мне и предложил сняться в новом клипе Константина Кинчева, я не очень удивился. Во-первых, у меня смешная рожа. Во-вторых, клип малобюджетный, а я никакой не актер и поэтому не попрошу денег. В-третьих, Лукашевич читает мои заметки, и ему всё кажется, будто я способен придумать историю, достаточно внятную, чтобы можно было снять кино.

Оказалось, что снимать нужно чуть ли не завтра. Что сюжета никакого не придумано, но придумывать сюжет надо под жёсткую структуру песни: куплет – припев – проигрыш. Что проигрышей три, и в каждом из них должно быть пятнадцать секунд диалога. А диалоги пусть происходят на заправочной станции, в баре и в Петербурге на набережной. При этом маленький бюджет, а стало быть нельзя строить декорации, приглашать артистов и задумываться о компьютерных спецэффектах.

– В общем, так, – Кинчев звонит из Москвы в Петербург поздравлять дочку с днём рождения.

– А за спиной у него... – вместо истории я придумал феньку – смешного шитого белыми нитками персонажа, – стоит Ангел Телефонных Линий с крыльями. И записывает номер...

– А в Петербурге, – продолжал Лукашевич, – гудки. Никто не подходит. И тогда Кинчев садится в автомобиль и едет.

– А ангел пытается обогнать Кинчева, задержать его на дороге и донести телефонный сигнал раньше, чем сам абонент приедет туда, куда звонит.

Я даже не думал тогда, что сочиненный мною Ангел Телефонных Линий, под которого мы теперь подгоняли сюжет, назавтра действительно полетит из Москвы в Петербург на своих дурацких войлочных крыльях.

– А ещё знаешь чего, – сказал Лукашевич. – Пусть у ангела за спиной будет моторчик..."

______________________________

Дальше было трое ужасных суток съемок. Прыжки с парапета набережной, имитирующие взлет ангела, и наоборот, прыжки с крыши фольксвагеновского автобуса, чтобы изобразить падение ангела с небес.

Гонка тремя машинами по ночной трассе «без обеденных перерывов, но с сублимированными супами и отвратительной красной колбасой».

Стрелка Васильевского острова в 5 утра, умывание в туалете прогулочного пароходика.

...

📍Валерий Панюшкин:

"Когда Лукашевич сказал: "Стоп! Снято!" и в ту же секунду солнце упало в Неву, я не поверил своим ушам. Я не знал, что дальше делать. С этой секунды я перестал быть ангелом."

Комментариев нет:

Отправить комментарий