суббота, 2 июля 2022 г.

Нет войне!

[отрывки из интервью с Юрием Шевчуком, июнь 2022 г.]

·         Об изменении жизни вокруг – четыре месяца назад у был шок в феврале, и многие люди просто не понимали, как такое могло быть, большинство граждан были в полной растерянности, в каком-то унынии, депрессии. А сейчас, идя на студию, я вижу очень много веселых людей на улице – в шортиках, на самокатиках, влюбленные пары. Сейчас эта война стала для них «афганской» – это где-то там далеко. Деревенские мальчики и мальчики из рабочих кварталов гибнут на этой войне вместе с младшим и старшим офицерским составом, а в городе мирная жизнь. Наш обыватель, наш гражданин и из-за инстинкта самосохранения, и чтобы не случилось адского когнитивного диссонанса, старается ее выбросить из головы и о ней не думать, а думать о своих семье-работе, и так далее. Я знаю, что во многих компаниях даже достаточно образованные люди говорят: «Только не про войну». Это табу, закрытая тема. Вот что случилось за четыре месяца – вначале шок, ощущение какой-то надвигающейся страшной трагедии, а сейчас это где-то там далеко, какая-то непонятная и никому не интересная, новая «афганская» война.

·         Поток гробов не затрагивает самую активную городскую часть населения страны, где люди – наиболее образованные, рефлексирующие по поводу времени и того, что происходит. Гробы в Питер и Москву не приходят, они приходят в деревню. В Бурятии вой стоит на всю бурятскую степь, но этого никто не показывает по телевизору, и получается, что трагедия происходит локально, она зашторенная, про нее мало кто знает. Конечно, узнать может каждый, но он опять же из-за инстинкта самосохранения пытается этого всего не видеть, не читать, не размышлять над этим. И наши власти тоже научились из этого не делать какого-то информационного мощного повода, слово «погибают» исключено так же, как слово «война». Эти два слова под запретом. Но важное, огромное обстоятельство, что все-таки у нас, россиян, не было родственников и друзей в Афганистане, это немаловажный фактор. А сейчас примерно у трети страны есть друзья и родственники в Украине. Это, конечно, меняет ситуацию, и может поменять ее очень сильно. Очень серьезно работают именно внутренние человеческие связи, они могут поменять ситуацию.

·         Я думаю, что процентов 20-30 наших людей очень серьезно это переживают, остальные молчат и думают – чья возьмет? Есть и процентов двадцать в России, которые совершенные ястребы, желают за этот особый путь сгореть буквально в горниле даже ядерной войны, им не страшно.

·         Чечня – это те же имперские мысли у того же Ельцина, они тоже там ночевали. Он же был партийный секретарь, он на этом воспитывался так же, как все остальные. Многие тогда были против этой войны, и это была моя первая война, я еще тогда совершенно был не подготовлен к тому, что я увижу. Я, конечно, переживал это потом очень долго. И сделал для себя главные выводы – я стал фактически убежденным пацифистом.

·         Может быть, сейчас нас не бомбят, но то, что мы сейчас переживаем – это, может быть, страшнее. Из нас делают пушечное мясо и нелюдей, из нас выбивают душу, в нас ломают принципы, в нас ломают, как в тех лагерях, дух, личность. А это, мне кажется, даже пострашнее, чем, когда пули свистят.

·         Сейчас каждому из нас нужно делать то, что должно – и будь, что будет. Все, что я могу, что в моих силах. Я знаю, что я должен делать, чтобы это все как можно скорее закончилось. Я и моя группа будем за это биться. Если бы каждый человек так попробовал поступить, может быть, оно бы к концу нашей беседы все и закончилось.

Мариуполь, 2022

Комментариев нет:

Отправить комментарий