воскресенье, 28 февраля 2021 г.

Кантри стандарт «Blue Moon of Kentucky» (1947).


«Blue Moon of Kentucky» — вальс, написанный в 1946 году американским кантри-музыкантом Биллом Монро (William Smith Monroe), который стал известен как «отец музыки блюграсс» — музыкального жанра, получившего своё название от ансамбля «Blue Grass Boys», которым руководил Монро.

Билл Монро (1911 - 1996 гг.).

В фермерском лексиконе штата Кентукки термин «голубая луна» означает 4-е полнолуние в квартале. В каждом из 4 кварталов года 3 месяца, и обычно 3 полнолуния. У каждой из этих 12 лун есть собственные названия, например, «луна урожая», «луна Охотника» и так далее. Когда наступает квартал, в который входит 4 полнолуния, 4-е становится «голубой луной». Голубая луна отличается от других сезонных названий луны, поскольку не ограничивается конкретным временем года. Это происходит потому, что фазы луны и наш календарь не синхронизированы, а все месяцы, кроме февраля, длиннее лунного цикла.

В 1940-х годах астрологи и метеорологи начали использовать термин «голубая луна» для описания природного явления, когда, возникающие в результате лесных пожаров небольшие частицы дыма и пыли, попадая в атмосферу, придают свету Луны голубоватый оттенок.

Песня «Голубая луна Кентукки» - абсолютно биографична. В ней Монро описал свою юность в сельской глуши штата Кентукки. Будущий певец родился с плохим зрением, в детстве его игнорировали ровесники, а в юности часто возникали проблемы в отношениях с женщинами, чему собственно и посвящена эта песня. Гитарист «The Bluegrass Boys» Том Юинг утверждал, что «Blue Moon of Kentucky» и подобные ей другие песни Монро убедительно доказывают, что автор знает нелегкую деревенскую жизнь не понаслышке:

«Это было первое обращение артиста такого уровня к простым сельским слушателям, к людям, которым знакомы «голубые луны». В народной традиции голубая луна, как и любая аномалия, часто считается предвестницей неудач. Песня Монро оказалась популярной не только потому, что она относилась к конкретному факту народного фольклора, но и потому, что она действительно трогает ваше сердце. К тому же, это хорошая и чистая музыка».

Монро было присуще чувство ответственности за созданную им музыку блюграсс. В течение целого десятилетия артист долго и кропотливо подбирал музыкантов, которые могли бы реализовать его видение нового жанра. До этого струнные оркестры часто представляли собой ансамбли с одним солистом. Монро же хотел, чтобы каждый из инструментов играл соло, как в джазовом оркестре, и имел свою четко определенную роль.

«Я не хотел кого-то копировать», - говорил Монро. «Я всегда думал, что это было бы неправильно. Я хотел писать свою собственную музыку».

Билл Монро и "The Bluegrass Boys" (1940-е гг.).

В 1939 году «The Bluegrass Boys» получили место на самом популярном в США кантри-шоу «WSM Grand Ole Opry». Выступления группы очаровали радиослушателей всей страны своим слаженным пением, тщательно проработанными партиями скрипок и яростной джазовой игрой Монро на мандолине.

«Blue Moon of Kentucky» была записана 16 сентября 1946 года в студии CBS на радиостанции WBBM в Чикаго. В записи приняли участие Билл Монро (вокал / мандолина), Лестер Флэтт (гитара), Эрл Скраггс (банджо), Говард Уоттс (контрабас) и Чабби Уайз (скрипка). Аранжировка песни выдержана в медленном темпе 3/4, поэтому песню часто называют «Bluegrass Waltz» («Блюграсс Вальс»). Произведение было исполнено в типичном для Монро стиле: в медленном темпе и с характерным высоким вокалом.

«Blue Moon of Kentucky» - Bill Monroe (1946 version, 1st recording of: Bill Monroe - vocal).

Звукозаписывающий лейбл «Columbia Records» выпустил «Blue Moon of Kentucky» только в ноябре 1947 года вместе с песней «Goodbye Old Pal» на другой стороне (Columbia 37888). 15 ноября журнал «Billboard» оценил сингл следующим образом: «Это лучшее исполнение Билла Монро [...] Для тех, кто предпочитает традиционное пение и игру». Песня стала самым популярным произведением Монро, не в последнюю очередь из-за его еженедельных выступлений на шоу «Grand Ole Opry», которые транслировалось по всей стране.

Среди поклонников «Голубой луны Кентукки» были Элвис Пресли и Карл Перкинс, который играл ускоренную версию песни на своих ранних концертах. В июне 1954 года в Мемфисе Элвис Пресли с гитаристом Скотти Муром и басистом Биллом Блэком пытались начать свою музыкальную карьеру, записав первый коммерческий сингл в студии «Sun Records». Ричард Смит в биографии Билла Монро писал, что после того, как был записан кавер Артура Крадапса «That’s All Right», Пресли долго не мог решить, что записать на оборотной стороне пластинки:

«Тогда Скотти Мур начал играть в ускоренном темпе версию известного вальса «Голубая луна Кентукки», а Билли Блэк, подражая Биллу Монро, запел фальцетом. Элвис, конечно, знал эту мелодию и стал подпевать. Когда это услышал Сэм Филлипс, он буквально сошел с ума от восторга.

Elvis Presley – «Blue Moon of Kentucky» (1954).

После того, как они записали эту версию, Филипс с ликованием прокричал из диспетчерской: «Это невероятно! Черт возьми, это совсем другое! Это настоящая поп-песня, а не сельская баллада!».

Трио превратило вальс в быструю рокабилли-песню со 104 ударами в минуту. Они изменили высоту звука с си-бемоль мажор на ми, а Сэм Филлипс добавил эхо.

В ту же ночь, когда Дьюи Филлипс включил «It's All Right» и «Blue Moon of Kentucky» в исполнении Престли в программу радио WHBQ среди легкой поп-музыки Терезы Брюэр, Ната Коула, Тони Беннета и других. «Голубая луна Кентукки» быстро вошла в местный «Billboard Memphis C&W Charts», где достигла шестого места. Уже в октябре 1954 года песня попала в местные чарты Нэшвилла и Нового Орлеана, причем «It's All Right» в списках отсутствовала.

Когда Элвис Пресли в первый и единственный раз появился на шоу «Grand Ole Opry», то для своего выступления он выбрал «Голубую луну Кентукки». Консервативная аудитория и менеджеры, настроенные на более традиционную музыку кантри, были не в восторге от выступления Престли, за которым Билл Монро наблюдал из-за кулис.

После шоу, опасаясь реакции Монро, Пресли разыскал его за кулисами и извинился за свою вольность. Реакция старшего товарища была благосклонной. Том Юинг вспоминал: «Билл понял, что Элвис Пресли сделал с его песней то, что он сам собирался с ней сделать. Я думаю для Монро это было очень приятно, и он сказал Элвису, что будет только счастлив, если песня поможет его карьере».

Позже Монро признал, что версия Пресли обеспечила ему хорошие гонорары от авторских отчислений. Импульс популярности, который задал «Голубой луне Кентукки» Пресли, заставил Монро поспешить в студию и 4 сентября 1954 года посвятить целую сессию исключительно перезаписи песни.

«Это поразительный пример того, как «отец музыки блюграсс» Билл Монро и «короля рок-н-н-ролла» Элвис Пресли повлияли друг на друга. Монро записал первую половину «Голубой луны Кентукки» очень похожей на традиционный вальс, а затем перешел в ускоренную версию Пресли. Более того версия Монро была сделана немного быстрее, чем у Пресли».

Bill Monroe & His Bluegrass Boys – «Blue Moon of Kentucky» (1954).

Песня была взята на вооружение музыкантами самых разных жанров. В конце концов её универсальная привлекательность погубила карьеру Билла Монро. В исполнении Элвиса Пресли, Карла Перкинса и Джонни Кэша «Голубая луна» сместила музыкальный вкус американской публики в сторону современного кантри с его электрогитарами, ударными и тяжелой оркестровкой. Высокий, одинокий, полностью акустический звук блюграсс был вытеснен на окраину шоу-бизнеса до момента возрождения интереса к фолк-музыке в середине 1960-х годов.

Пэтси Кляйн (Patsy Cline) записала «Blue Moon» в 1963 году.

В 1968 году Эл Купер (Al Kooper) включил свою версию песни в дебютный сольный альбом «I Stand Alone».

Al Kooper - «Blue Moon of Kentucky» (1968).

В 1969 году Джерри Рид (Jerry Reed) записал «Голубую Луну Кентукки» для своего альбома «Jerry Reed Explores Guitar Country».

Jerry Reed – «Blue Moon of Kentucky» (1969).

В 1991 году Пол Маккартни (Paul McCartney) записал версию «Blue Moon», представляющую собой комбинацию версий Билла Монро и Элвиса Пресли, для своего альбома «Unplugged (The Official Bootleg)».

Paul McCartney – « Blue Moon of Kentucky» (1991).

В 2000 году Джон Фогерти (John Fogerty) записал песню для трибьютного альбома Рики Скэггса (Ricky Skaggs) под названием «Big Mon: The song of Bill Monroe».

John Fogerty – «Blue Moon of Kentucky» (2000).

В 2003 году рокабилли-группа «Zombie Ghost Train» исполнила песню для своего альбома «Monster Formal Wear».

Zombie Ghost Train – «Blue Moon of Kentucky» (2003).

Джазовый ансамбль из Нового Орлеана «Tuba Skinny» записал песню в версии Элвиса Пресли.

Tuba Skinny – «Blue Moon of Kentucky» (2016).

«The Beatles» не выпустили свою версию песни, но существует ее версия, исполняемая группой в импровизированном джеме.

The Beatles – «Blue Moon of Kentucky» (Rare Original Unreleased Song).

В 1989 году Генеральная Ассамблея объявила «Blue Moon of Kentucky» официальной песней штата Кентукки в стиле блюграсс.

В 1998 году «Голубая луна Кентукки» в исполнении Билла Монро и его группы была принята в Зал славы премии «Грэмми».

27 января 2003 года из-за своего культурного и исторического значения песня в оригинальной версии Билла Монро стала одной из 50 записей, выбранных Библиотекой Конгресса США для Национального реестра звукозаписи. В том же году американский телеканал CMT поставил «Blue Moon» на 11 место в своем списке 100 величайших песен в стиле кантри.

В 2015 году журналист мемфисской ежедневной газеты «The Commercial Appeal» Крис Херрингтон поставил песню «Blue Moon of Kentucky» на 9-е место в своём списке 50 лучших песен Элвиса Пресли.

Комментариев нет:

Отправить комментарий