вторник, 1 ноября 2022 г.

Шлягеры 1-й Мировой войны. «Пехота, эта серая пехота» («Piechota, ta szara piechota») (1927 г.).



«Пехота, эта серая пехота» («Piechota, ta szara piechota»), несомненно, одна из самых известных польских солдатских песен, а также самая загадочная - с точки зрения времени и обстоятельств ее создания. Впервые песня была опубликована в «Военном песеннике польского солдата» («Wojskowy śpiewnik żołnierza polskiego»). Но все, кто публиковал эту песню, сошлись во мнении, что «Серая пехота» была создана в Польских легионах во время 1-й мировой войны, не ранее 1918 года. Песня известна также под названиями «Пехота» («Piechota»), «Маршируют, стрельцы» («Maszeruą strzelcy»).
«Piechota, ta szara piechota» / «Maszerują Strzelcy» - Chór Polskiego Radia, Orkiestra Polskiego Radia (1963).
По одной из версий, автором песни был польский поэт и публицист Болеслав Лубич-Захорский (Bolesław Lubicz-Zahorski), автор известной песни «Уланы» («Ułani»), мелодия которой схожа с мелодией «Серой пехоты». Будучи с юности членом Боевой организации Польской социалистической партии и активным участником революции 1905 года, Захорский был приговорен царским правительством к сибирской каторге, откуда через некоторое время бежал в Польшу, где продолжил заниматься подпольной революционной деятельностью. С началом 1-й Мировой войны он поступил в 1-й Уланский полк (1 Pułk Ułanów), сформированный в составе Польских легионов Пилсудского, и ставший основой польской кавалерии. В песне Захорского «Уланы» как раз и идет речь о «Белинских уланах», названных так по боевому псевдониму «Belina» их первого командира полковника Владислава Пражмовского (Władysław Belina-Prażmowski). На основе песни «Уланы» и была создана «пехотная» версия, начинающаяся словами: «Не носим лампасов и серый наш строй…». 
Леон Лускино (1872 - 1948 гг.).
Как это часто бывает с солдатскими песнями, на полюбившуюся мелодию были написаны ещё одни стихи. Как считает Вацлав Панек, автор книги «Польские гимны» (Wydawnictwa Szkolne i Pedagogiczne, 1997.), их автором был выпускник школы юнкеров в Одессе, участник русско-японской войны Леон Лускино (Leon Łuskino). Начало 1-й Мировой войны он встретил в звании капитана Русской Императорской армии, будучи слушателем курсов для штабных офицеров в Ораниенбауме. В годы войны он командовал запасным 291-м пехотным полком, а после Октябрьской революции некоторое время исполнял обязанности польского военного референта в Петрограде. В 1919 году Лускино был арестован большевиками, однако выпущен и передан польской стороне в составе группы по обмену заложниками. С 1920 года – офицер Войска Польского, сначала в чине подполковника, затем полковника. После 1927 года он вышел в отставку, служил в Бюро кинематографии, где занимался цензурой фильмов, причем цензором был жестким и порой вырезал едва ли не половину по какой-то причине неугодного фильма. В 1930-е годы Лускино написал несколько песен для знаменитой полькой певицы Ханки Ордонувны (Hankа Ordonównа). Среди них были такие популярные хиты, как «Два мажора» («Dwie majstrowe»), «Фея» («Wróżka»), «Семейная радость» («Rodzinna radość») и «Сон» («Marzenie»). Композитор трагически погиб в автокатастрофе в 1948 году.
Йозеф Пилсудский на Каштане. Худ. Войцех Коссак (1927 г.).
Польские легионы (Legiony Polskie), для которых написана эта песня, были созданы в годы 1-й мировой войны в австро-венгерской армии. Начало им положила Первая кадровая рота, сформированная 3 августа 1914 года Юзефом Пилсудским в Кракове из членов военизированных организаций «Związku Strzeleckiego» и «Polskich Drużyn Strzeleckich». Легионы были официально созданы 27 августа 1914 года, когда австрийское командование издало приказ сформировать Восточный легион во Львове и Западный - в Кракове. После галицийского разгрома австрияков в сентябре 1914 года Восточный легион был распущен. Из состава Западного легиона был выделен 1-й пехотный полк, который под командованием Юзефа Пилсудского сражался в качестве арьергарда австрийской армии на левом берегу Вислы. Позднее - во время австрийского контрнаступления – полк участвовал в боях за Ласки, Анилин и Кживоплоты. 2-й и 3-й пехотные полки, сформированные в сентябре 1914 года, были отправлены в Карпаты и сражались под Молотоком, Зелёной, Рафайловой и Кирлибабой.
В конце ноября 1914 года 1-й пехотный полк, попавший в окружение в Малой Польше, в отчаянной атаке прорвался на Краков (маневр под Малой Улиной). После короткого отдыха полк сражался под Мшане-Дольне, Лиманове, Марцинковицах и Новом Сонче. В декабре 1914 года подразделение было официально преобразовано в 1-ю бригаду польских легионов, которая весной 1915 года освобождала Люблинское и Подляшское воеводства. В мае 1915 года части, сражавшиеся в Карпатах, были объединены во 2-ю бригаду польских легионов. Ее командование было поручено австрийскому генералу Фердинанду Кюттнеру. Эта бригада участвовала в боях на Буковине (знаменитый штурм под Рокитной) и на Пруте. 8 мая 1915 года из 4-го и 6-го пехотных полков была создана 3-я бригада польских легионов под командованием полковника Виктора Грзесицкого.
Марш «Szara piechota» написанный по мотивам песни «Piechota, ta szara piechota».
Все три бригады вместе насчитывали около 17 000 офицеров и солдат. Осенью 1915 года их перевезли в Волынь, где они участвовали в боях на реке Стырь, где понесли невосполнимые потери. Когда в июне 1916 года русская армия перешла в наступление (Брусиловский прорыв), все три польские бригады, лишенные артиллерии и связи с высшим командованием, имели лишь около 1/3 штатного состава. В сражении у селения Костюхновка, имеющего стратегическое значение для всего австрийского фронта, потери польских бригад составили почти 40% от первоначальной численности. 20 сентября 1916 года остатки Польских Легионов были сведены в Польский вспомогательный корпус. После провозглашения Королевства Польского (акт от 5 ноября 1916 г.) Австро-Венгрия передала командование польскими частями немецкому губернатору Варшавы генералу Гансу фон Беселеру. Попытки ограничить автономию Легионов привели в августе 1917 года к т.н. «кризису присяги». Большинство легионеров отклонили новую версию присяги, содержащую заявление о верности германскому императору. Только 2-я бригада полковника Юзефа Халлера, состоящая из 2-го и 3-го пехотных полков, 2-го полка Улан и 1-го полка легкой артиллерии, принесла присягу кайзеру. «Кризис присяги» был фактически концом польских легионов. 16 февраля 1918 года 2-я бригада в знак протеста против заключения Брестского мира прорвала фронт и перешла на российскую сторону, присоединившись ко Второму польскому корпусу сформированному в России. Это была последняя военная акция Польских легионов.
Леопольд Лис-Куля - один из самых прославленных офицеров "серой пехоты", кавалер ордена "Виртути Милитари".
В дальнейшем на мотив песни «Серая пехота» возникло множество переделок. В годы 2-й Мировой войны различные варианты бытовали в Армии Крайовой, Армии Людовой и в войсках Армии Андерса. Существует пять известных вариантов текста, последним из которых является партизанская песня времен 2-й мировой войны. В базовой версии песни подчеркивается гордость солдат за своё участие в борьбе за возрождение Польши, их мужество и презрение к смерти. Кстати, было бы неверно считать серый цвет мундиров каким-то особенным символом скромности и жертвенности солдат. Это был один из обычных цветов польской военной униформы того времени, не имеющий ничего общего с высшими идеями.
В те же годы в армии Румынии была популярна своя военная песня  - «Румынские батальоны переходят Карпаты» («Treceţi batalioane romane Carpaţii»), мелодия которой очень похожа на мелодию «Piechota, ta szara piechota». Румынским музыкантом Валерой Драгошем (Valer Dragoș) 1 декабря 1918 года были записаны три канонических куплета «Treceţi batalioane romane Carpaţii» в исполнении мужского хора из города Финтеугул-Маре в Марамуреше, авторство же самой песни осталось неизвестным. В феврале 1919 года волонтеры из «Румынского добровольческого легиона Трансильвании и Буковины» («Legiunea Română de Voluntari Transilvăneni – Bucovineni») пели свою версию «Трансильвания, Трансильвания, Трансильвания зовет нас» («Ardealul, Ardealul, Ardealul ne cheamă»). В этом варианте песни к трём ранним куплетам было добавлено ещё пять новых – один в начале песни и пять в конце.
Archd. Mihail Buca & TRoNoS - Treceţi, batalioane române, Carpaţii! Архидиакон Михаил Бука и хор монахов «TRoNoS» в сопровождении военного духового оркестра исполняет песню «Treceţi, batalioane române, Carpaţii!» на концерте «Uniți prin Centenar» («Вместе через столетие»).
Румынский добровольческий легион Трансильвании и Буковины был создан в ноябре 1917 года на незанятой австро-венгерскими и германскими войсками территории Румынии - в городке Хырлеу, из числа австро-венгерских военнопленных румынской национальности, взятых в плен русской армией, а также из числа трансильванских беженцев. Всего было сформировано 3 полка, впоследствии сведённых в одну пехотную дивизию. 
Первоначально действия румынских добровольцев сводились к охране воинского имущества и полицейским функциям, связанным с очисткой Бессарабии от большевистских отрядов. В начале 1918 года командованием союзников была предпринята попытка перебросить добровольцев на Западный фронт, однако этому помешали сепаратные мирные переговоры, начавшиеся между румынским правительством Авереску и державами Оси в городе Буфтя. 28 февраля 1918 года легионерам было приказано сдать оружие. Подразделения Легиона были выведены из-под юрисдикции военного министерства и подчинены министерству сельского хозяйства, под названием «Сельскохозяйственная служба труда». Около 20 000 легионеров были отправлены на полевые работы. Только 17 человек ушли с французскими войсками, чтобы сражаться в Иностранном легионе. 
Corul și Orchestra Ansamblului artistic Doina al Armatei, Corul și Orchestra de studio a Radioteleviziunii Române - Treceţi, batalioane române, Carpaţii!
1 ноября 1918 года с возобновлением военных действий бывшие солдаты легиона были вновь мобилизованы и поступили в состав Румынской армии. После освобождения Трансильвании от венгерских войск и создания румынской администрации на всей территории Большой Румынии 6 июля 1919 года Румынский добровольческий легион Трансильвании и Буковины  был окончательно демобилизован.
В настоящее время широкой популярностью в Румынии пользуется версия известного композитора и музыкального педагога Иосифа Ромулуса Ботто «Treceți batalioane române, Carpații, cor bărbătesc, Arad, 1942», написанная им для мужского хора.
Как считают многие музыковеды, и Леон Лускино и авторы румынского варианта заимствовали для своих произведений мелодию из русской солдатской песни «Черные очи да белая грудь» - а та, в свою очередь, была переделкой популярного цыганского романса «Эх, распошел», написанного гитаристом, певцом и руководителем цыганского хора Николаем Ивановичем Шишкиным. Романс исполнялся одновременно на цыганском и русском языках и имел множество вариантов текста. Романс был впервые записан на грампластинку в 1903 году Русским хором под управлением Е.И. Ивановой для компании Gramophone Concert Record. 
Эх, распошел – Александр Давыдов  (1910).
Входил также в репертуар Вари Паниной, Александра Давыдова, Марии Эмской и других исполнителей цыганских песен и романсов.

Под катом находятся несколько популярных и не очень версий песен «Эх, распошел», «Piechota, ta szara piechota» и «Treceţi batalioane romane Carpaţii». 

Ляля Черная – советская актриса театра и кино, заслуженная артистка РСФСР (1960), танцовщица, исполнительница цыганских песен и романсов, родилась в 1909 году в Нальчике, в семье московского дворянина Сергея Алексеевича Киселёва и цыганки Марии Георгиевны Поляковой, певицы и плясуньи Стрельненского цыганского хора И. Лебедева. В 13 лет Ляля впервые вышла на профессиональную сцену в качестве танцовщицы в хоре Е. Полякова, где проработала вплоть до открытия театра «Ромэн». Со дня основания в 1931 году до 1972 года Ляля Чёрная работала в театре «Ромэн». Сыграла более 35 ролей (в том числе главных) в спектаклях театра, снялась в фильме «Последний табор» в роли Альты. Актриса во многом повлияла на становление эстрадной манеры танца.
Ляля Черная – Эх, распошёл.
Валентин Григорьевич Баглаенко - советский певец, исполнитель цыганских песен и романсов. Голос Валентина Баглаенко — баритональный тенор, красивого, полётного, благородного центра, сочетал в себе специфическую цыганскую манеру пения и европейскую постановку, опёртое звучание. Благодаря классическому образованию, певец обладал хорошим вкусом, уверенно владел голосом, его пение лишено обычной для цыган страстной интонации и детонирования. Вместе с тем, певцу был присущ сильный, воспламеняющийся темперамент, хорошее и гармоничное телосложение, красивое открытое лицо. Творчество Баглаенко может считаться одним из самых удачных образцов русскоязычного цыганского пения.
Валентин Баглаенко - Эх, распошёл.
Вадим Алексеевич Козин – советский эстрадный певец (лирический тенор), композитор, поэт, автор нескольких сотен песен. Голос Козина — тёплый, мягкого тембра, свободно идущий наверх, подвижный и переливающийся. Напоминает голос Сергея Лемешева, однако более камерный, матовый и со специфическим носовым призвуком. Певец вспоминал, что его голос был, в принципе, поставлен от природы, поэтому учиться ему было легко и недолго, педагоги обращали внимание на точность интонации и предотвращение форсирования звука. Певец был наделён не только приятным и проникновенным голосом, но и тонким музыкальным слухом, большим артистическим дарованием и сильным певческим темпераментом. В сущности, он был певцом-самородком, приобретшим в конце 1930-х годов большую популярность в СССР. Пение Козина в его лучшие годы (1930—1940 гг.) производит очень большое впечатление благодаря точнейшему интонированию, тонкому и проницательному прочувствованию материала песни, высокой музыкальной культуре и страстности исполнения. Козин — талантливый композитор-мелодист, его лучшие песни «Осень», «Любушка» неизменно популярны и в наше время, их исполняют И. Кобзон, Н. Никитский, Т. Кравцова и другие мастера эстрады.
Вадим Козин – Эх, распошёл.
«Forteca» – польская рок-группа, основанная в 2006 году гитаристом Марцином "Siano" Тучней, который был автором первых хитов группы. В январе 2007 года «Forteca» дала свой первый концерт, а несколько месяцев спустя выпустила альбом «Żołnierz Polski» и «Słońce Wrześnie». Еще одним событием в жизни группы стал большой концерт совместно с группой «Sabaton» в 2009 году. 
«Forteca» - Szara Piechota.
Николай Фурдуй Янку (Nicolae Furdui Iancu) - румынский популярный певец и руководитель фольклорного ансамбля «Crai Nou» родился в деревне Пояна, коммуна Соходол, до 1989 года работал в сфере образования, дебютировал в народной самодеятельности в конце 70-х годов на фольклорном фестивале в Дробета Турну-Северин, где выиграл 1-й приз. В 1985 году певец впервые появился на центральном румынском телевидении в рамках программы «Сокровища фольклора». В том же году он выиграл фольклорный фестиваль «Steaua Dunării» в Галаце и главный приз на конкурсе «Floarea din Grădină».
Nicolae Furdui-Iancu - Treceţi, batalioane române, Carpaţii!
Василе Шейкару (Vasile Seicaru) - румынский фолк-певец родился 10 июля 1951 года в Галаце, в 1970 году он дебютировал в качестве солиста группу «Crystal». С 1990 года певец участвует во всех главных национальных мероприятиях, таких как «Festivalul Primăvara Baladelor,» («Весенний фестиваль баллад»), «Festivalul National de Muzică Folk Om Bun» («Национальный фестиваль народной музыки»), где он получает в 1996 году главный приз. На международном фестивале «Rock Pop» в Москве  он получил приз за песню «Light». В 2006 году Шейкару получил от президента Румынии орден «Ordinul Cultural în Grad de Cavaler»
Vasile Seicaru - Treceţi, batalioane române, Carpaţii!

Комментариев нет:

Отправить комментарий