«Это был настолько влюбленный в жизнь человек,
в нем было столько юмора, человечности, что и сама музыка рождалась из этой
доброты. У него было интуитивное чувство прекрасного. Арно Бабаджанян остался
композитором света и радости».
Андрей
Дементьев, поэт
Армянский
и советский композитор, пианист, педагог, Народный артист СССР (1971), Лауреат
Сталинской премии третьей степени (1951) Арно Арутюнович Бабаджанян родился в
Эривани (Ереван) в семье преподавателя математики. По некоторым сведениям, это
событие произошло 21 января 1921 года. Однако отец мальчика Арутюн Яковлевич
(Акопович) велел впоследствии изменить дату на 22 января. Дело в том, что в
этот день в 1924 году умер В.И. Ленин, и 21-е число первого месяца года стали
считать траурным. Арутюну Бабаджаняну не хотелось, чтобы сын был лишен
возможности праздновать свой день рождения, и он изменил дату. Отец Арно хорошо
играл на флейте и с детства стал развивать у сына музыкальные способности. Он
как мог обучал ребенка, и в 3 года мальчик уже умел исполнять несколько мелодий
на старой гармонике. Мать композитора — Арцвик Иосифовна (Овсеповна) Арутюнян
работала учительницей русского языка в школе им. А. М. Горького.
В те годы
правительство Армянской СССР, несмотря на скромные возможности, прилагало
огромные усилия для развития культуры. С этой целью известные представители
науки и искусства занимались поиском одаренных детей. Однажды в детский сад,
который посещал Арно, пришел тогда еще совсем молодой композитор Арам
Хачатурян. Ему рассказали о мальчике, который выделялся среди остальных детей
своим безусловным талантом. Маэстро послушал ребенка и порекомендовал его для
поступления в группу одаренных детей, действующую при Ереванской консерватории.
В девять лет «армянский Моцарт» написал «Пионерский марш», а в 12 — получил 1-й
приз на конкурсе молодых музыкантов, исполнив «Четвертый сонет» Бетховена, а
также достаточно сложное «Рондо капричиоззо» Ф. Мендельсона. Окончив
музыкальную школу при Ереванской консерватории, Арно продолжил учебу в этом
вузе, где обучался композиции у армянских композиторов В. Тальяна и С.
Бархударяна.
В 1938
году Арно Бабаджанян переехал в Москву, и его взяли сразу на последний курс
Музыкального училища им. Гнесиных. Там он занимался композицией у В. Я.
Шебалина и фортепиано — у Е. Ф. Гнесиной. После окончания училища в 1941 году
будущий известный композитор поступил в Московскую консерваторию им. П. И.
Чайковского.
В начале
Великой Отечественной войны Бабаджанян был мобилизован на оборонительные работы
под Смоленск, а в конце 1941 года эвакуировался с Московской Консерваторией в
Саратов. В 1942 году будущий композитор возвратился в Ереван, где продолжил
учебу в местной консерватории. В 1946 году Бабаджаняна вместе с группой молодых
коллег направили в Москву на усовершенствование. В 1947 году Арно экстерном
окончил композиторский факультет Ереванской консерватории (класс композиции В.
Г. Тальяна), а в 1948 году — Московскую консерваторию (класс фортепиано К. Н.
Игумнова).
В
последующие несколько лет Бабаджанян неоднократно приезжал в столицу, где брал
уроки у известных советских композиторов и музыкальных педагогов. В 1950-1956
годах Арно преподавал фортепиано в Ереванской консерватории, получив в 1956
году звание доцента. В том же году он переехал в Москву уже насовсем.
Хрущевская оттепель сделала известными многих молодых поэтов, в том числе
Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского и Евгения Евтушенко. Арно
Бабаджанян, биография и личная жизнь которого была известна только близким
друзьям, стал активно сотрудничать с этими молодыми дарованиями и написал множество
песен, включая несколько хитов, которые знал каждый житель Советского Союза.
Вскоре
образовалось яркое творческое трио, состоящее из Арно Бабаджаняна, Андрея
Вознесенского и Муслима Магомаева. Вместе они создали такие известные песни,
как «Голубая тайга», «Королева красоты», «Улыбнись», «Будь со мной»,
«Воспоминание», «Позови меня», «Москва-река», «Благодарю тебя», «Год любви»,
«Загадай желание», «В нежданный час», «Встреча», «Свадьба», «Верни мне музыку»
и др. Эти произведения стали визитной карточной Муслима Магомаева, который
благодаря им и своему волшебному голосу стал одним из самых популярных певцов в
Советском Союзе.
Композитор
написал немало прекрасных песен и в соавторстве с Евгением Евтушенко. В их
числе «Твои следы», «Не спеши» и «Чертово колесо». Успешным было его
сотрудничество и с поэтом Леонидом Дербеневым. В частности, знаменитая песня Бабаджаняна
написанная на стихи Дербенева «Лучший город земли» является одним из
неофициальных гимнов Москвы.
Интересна
судьба такого сочинения автора, как «Ноктюрн». Пьеса не оставляла равнодушными
ни музыкантов, ни публику. Долгое время Иосиф Кобзон уговаривал переделать это
произведение под песню, но Бабаджанян не соглашался ничего в нем изменять.
Однако, после смерти композитора Роберт Рождественский создал замечательный
поэтический текст на музыку гения, и песня «Ноктюрн» зазвучала с эстрады.
Музыка
Арно Бабаджаняна интернациональна. Однако вдохновение для творчества он черпал
в природе и культуре своей родины. Для этого каждый год Бабаджанян приезжал в
Армению и проводил несколько месяцев в Доме композиторов в курортном городке
Дилижане. Именно там он создал свои лучшие произведения зрелого периода. К ним
относятся музыка к спектаклю по роману Уильяма Сарояна «В горах мое сердце»,
мюзиклы «Дядя Багдасар» и «Невеста с Севера», по которому впоследствии был снят
фильм с участием Ара Бабаджаняна, Армена Джигарханяна, Инны Макаровой, Юрия
Медведева, и другие произведения.
Хотя
наибольшей популярностью пользуются песни Арно Бабаджаняна, он является автором
многих симфонических, камерных и инструментальных произведений. К числу
наиболее известных относятся: «Героическая баллада», написанная для фортепиано
с оркестром, в которой четко прослеживается связь и преемственность творчества
Арно Бабаджаняна с творчеством других армянских композиторов; соната для
скрипки и фортепиано, написанная в 1959 году; фортепианное трио (1952 г.);
«Шесть музыкальных картин», в которых сплетены воедино армянские фольклорные
элементы с музыкальными приемами, характерными для серьезной музыки 60-х годов
прошлого века и пр. И это далеко не все шедевры композитора, которые всегда
упоминают исследователи его биографии.
Многое
сделано композитором и в области инструментального джаза,
музыкально-театральных жанров. Всемирную популярность приобрели его броские и
виртуозные сочинения для двух роялей, созданные в соавторстве с А. Г.
Арутюняном («Армянская рапсодия», «Праздничная» — с ударными инструментами). Во
многом развивал творческий опыт С. В. Рахманинова, А. И. Хачатуряна. В
последний период жизни стремился к большему рационализму в творчестве. Среди исполнителей
его академической музыки: М. Л. Ростропович, Э. Г. Гилельс, Д. Ф. Ойстрах, Л.
Н. Власенко, С. О. Навасардян, Ж. Тер-Меркерян, Д. А. Ханджян, Riga piano duo,
Firenze piano duo.
Композитор
скончался в ноябре 1983 года. Он около 20 лет, начиная с середины 60-х годов,
страдал лейкемией. Для того времени это было настоящим чудом. Ведь при
тогдашнем развитии медицины онкобольные могли надеяться продлить свою жизнь
лишь на несколько лет. На протяжении всего этого времени рядом с Арно
Арутюновичем были его супруга Тереза Сократовна и сын Ара. Их семья
придерживалась армянских традиций и была образцовой на всем протяжении своего
существования. Тереза Сократована в молодости была пианисткой и умела тонко
чувствовать музыку, давая Арно Арутюновичу дельные советы. Ара Бабаджанян,
который в молодости был неплохим эстрадным певцом и снялся в нескольких
художественных картинах, сегодня возглавляет Фонд имени своего отца.
В центре Еревана 4 июля 2003 года установлен выполненный в остросовременном стиле памятник А. Бабаджаняну работы скульптора Д. Беджаняна. В честь композитора действует «Фонд памяти Арно Бабаджаняна», которым руководят его сын Ара Бабаджанян (президент фонда), и поэт, журналист, певец Владимир Попков (генеральный продюсер). Фонд поддерживает молодые таланты, организует не только вечера, но и ежегодные Фестивали музыки Арно Бабаджаняна. В 2011 году в ереванском Доме-музее А. Хачатуряна проведён Международный конкурс молодых пианистов им. А. Бабаджаняна. В Москве, на доме, где жил композитор, установлена мемориальная доска. В Ереване, на доме 43 по проспекту Месропа Маштоца, где жил композитор, установлена мемориальная доска. В честь композитора назван астероид 9017 Бабаджанян. С 2017 года имя Арно Бабаджаняна носит военно-музыкальный фестиваль России и Армении «Главное отчизне служить».
Он умел
искренне радоваться жизни и самое главное – делиться этим чувством с другими
людьми, запросто устраивал праздники в будни и созывал на них любого, кто был
не прочь присоединиться к этому веселью. Вся его жизнь стала своеобразной
историей любви, разлетевшейся по миру в удивительных песнях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий