Историк джаза,
писатель и продюсер Дэн Моргенштерн
писал, что чтение дискографии может быть столь же увлекательным, как и хороший
детективный роман. Непроверенная информация, зачастую содержащаяся в
дискографиях, может побудить наших внутренних детективов больше узнать о
творчестве музыкантов. В случае с песней «Body & Soul», дискографии
открывают лабиринт загадок и несоответствий в истории одного из самых популярных
джазовых стандартов. Премьера большинства песен, созданных композиторами Tin
Pan Alley, проходила по одному, проверенному сценарию - на бродвейских шоу и
ревю. Но когда 15 октября 1930 года певица Либби Холман (Elizabeth Lloyd Holzman) спела «Body & Soul»
для бродвейской аудитории, эта песня уже 22 раза была записана в Англии, и
стала там признанным хитом. Британские записи «Body & Soul» дают нам
уникальную возможность услышать песню еще до того, как она стала «священной», и
когда аранжировщики и исполнители не боялись импровизировать с оригинальным
материалом.
Песня «Body & Soul» была написана в 1930
году композитором Джонни Грином (John
Waldo Green) на стихи
поэтов Эдварда Хеймана (Edward Heyman)
и Роберта Соура (Robert Sour) для
певицы Гертруды Лоуренс (Gertrude Lawrence).
Джонни Вальдо Грин (1908 - 1989 гг.).
Создатель песни американский композитор, дирижер и аранжировщик
Джонни Грин
летом 1929 года познакомился с английской певицей Гертрудой Лоуренс, которая
искала в Нью-Йорке материал для своих сценических выступлений. Грин и его лирики Эдвард Хейман и Роберт Соур
написали четыре песни для Лоуренс, одной из которых была «Body and Soul». В
феврале 1930 года композиция была куплена в Лондоне музыкальным издательством
Chappell & Co. Ltd. с условием, что сотрудник издательства Фрэнк Эйтон (Frank Eyton) будет упомянут в качестве
соавтора «Body and Soul», хотя, по замечанию Роберта Соура, в песне он не поставил
даже запятую.
Гертруда Лоуренс (1898 - 1952 гг.).
Хотя Лоуренс включила песню в свой репертуар
и даже вложила небольшую сумму в ее публикацию, она никогда не записывала «Body
& Soul» - даже после того, как та стала хитом. Первая запись песни была
сделана, ещё до регистрации на песню авторских прав, 7 февраля 1930 года
известным английским дирижером Джеком Хилтоном (Jack Hylton). 22 февраля того же года оркестр под управлением Берта
Амброуза (Bert Ambrose) записал свою
аранжировку «Body & Soul».
1st recording of «Body & Soul» - Jack Hylton
Orchestra & Pat O’Malley (1930).
В период с февраля по май 1930 года было создано
еще пять английских кавер-версий «Body & Soul». Оркестровая версия Артура
Роузбери (Arthur Rosebery) была записана 15 февраля, версия пианиста
Кэрролла Гиббона (Carroll Gibbon) - 19
февраля, запись Спайка Хьюза (Spike Hughes) - 12 марта, версия
Пита Мэнделла (Pete Mandell), с жестким
вокалом Джека Плэнта (Jack Plant), - 5 мая и, наконец, исполнение оркестра Джила
Альфредо (Gil Alfredo) с вокалом Сэма Брауна
(Sam Browne) - 30 мая.
«Body & Soul» - Carroll Gibbons & His
Orchestra (1930).
«Body & Soul» - Spike Hughes (1930).
«Body & Soul» - Alfredo and His Band (1930).
Первая запись песни в США
появилась только осенью 1930 года, когда 10 сентября американский
бэнд-лидер и джазовый скрипач Пол Уайтман (Paul Whiteman) и певец Джек Фултон (Jack Fulton) выпустили, безусловно,
самую коммерчески успешную версию «Body
& Soul», занимавшую в течение
6 недель первую строчку хит-парада Billboard.
«Body & Soul» - Paul Whiteman Orchestra & Jack Fulton (1930).
Популярность мелодии в Соединенных Штатах мелодия быстро
росла, и к концу года, по крайней мере, 11 американских групп записали её. На
музыкальном рынке появились версии песни в исполнении лучших американских певиц
того времени: Хелен Морган (Helen Morgan) 12 сентября 1930 года, Рут Эттинг (Ruth
Etting) - 18 сентября и Аннет Хэншоу (Annette Hanshaw) - 7 октября.
«Body & Soul» - Helen Morgan (1930).
«Body & Soul» - Ruth Etting (1930).
«Body & Soul» - Annette Hanshaw (1930).
9 октября 1930 года вышла версия Луи Армстронга (Louis Armstrong), который стал первым джазовым музыкантом исполнившим «Body & Soul».
«Body & Soul» - Louis Armstrong.
Песня была включена в ревю «Three's
A Crowd», в котором были задействованы такие звезды, как комик Фред Аллен (Fred Allen), танцор Клифтон Уэбб (Clifton Webb) и певица Либби Холман (Libby Holman). Во
вспомогательный состав входила еще одна будущая звезда - начинающий актер Фред МакМюррей (Fred MacMurray). Большую часть музыки к шоу подготовили либреттист Говард Дитц (Howard Dietz) и композитор Артур Шварц (Arthur Schwartz). Какое-то время
казалось, что «Body & Soul» будет вырезана из программы шоу, так как Холман
не понравилась лирика песни, и солистка даже угрожал сценаристу Говарду
Дицу покинуть пьесу. Несмотря на все трудности, «Body
& Soul» всё же была исполнена на бродвейской премьере «Three's A Crowd», где имела успех и получила широкое одобрение.
«Body & Soul» - Libby Holman (1930).
Именно выступление Либби Холман увековечило «Body & Soul», сделав её самой выдающейся
частью шоу «Three's A Crowd», которое выдержало после премьеры ещё 272
спектакля. Запись певицы поднялась на третье место в списке Billboard. Всего, с момента премьеры до
конца 1930 года, 6 версий песни достигли верхних позиций в хит-параде Billboard.
Клифтон Уэбб, Либби Холман и Фред Аллен в шоу "Three's A Crowd" (1930 г.).
Кажется довольно странным, но вскоре после премьеры «Three's
A Crowd» интерес к записям «Body & Soul» внезапно ослаб. После версии пианиста
Сегера Эллиса (с братьями Дорси и Эдди Лэнгом в группе), записанной 30 октября
1930 года, за следующие три года были сделаны только три записи: Ви Лонхерста, Роберта
Армбрустера (Robert Armbruster) и биг-бэнда
«Nat Star». Конечно, к тому времени Великая депрессия
была в самом разгаре, и продажи пластинок падали. «Body & Soul» в течение почти всего 1931
года не звучала по радио из-за сексуально ориентированной лирики. Слово «тело»
было слишком рискованным для радио NBC, так что в то время все вокальные версии
«Body & Soul» не транслировались.
Цензура была снята только после замены некоторых, наиболее одиозных, по мнению
борцов за нравственность, строк в тексе песни.
«Body
& Soul» - Bert Ambrose Orchestra & Sam Browne (1933).
Ремейк Берта Амброуза, записанный в октябре 1933 года, словно
открыл шлюзы и, благодаря превосходным записям в середине и конце 1930-х годов,
песня получила признание у джазовых музыкантов. Почти каждый известный джазовый
исполнитель или джаз-бэнд включили песню в свой репертуар.
«Body & Soul» - Benny Goodman (1935).
«Body & Soul» - Henry Red Allen (1934).
«Body
& Soul» - Art Tatum (1941).
«Body & Soul» - Ziggy Elman (1947).
В 1935 году «Body & Soul» стала
первой
записью джазового трио в составе Бенни Гудмана, Тедди Уилсона и Джина Крупы.
Великие джазовые музыканты Генри Аллен (29 апреля 1934 года, №17), Арт Татум
(1937), Зигги Элман (1947), Билли Экстайн (1949), Декстер Гордон, Чу Берри и
Рой Элдридж (10 ноября 1938 года), Джимми Дорси (23 июня 1939 года), Чарли
Паркер (28 февраля 1943 года), Нат Кинг Коул Трио (17 января 1944 года), Уэс
Монтгомери (12 октября 1960 года) и Джон Колтрейн (1960), исполнявшие песню в
разные годы, попали в чарты Billboard.
«Body & Soul» - Jimmy Dorsey & His Orchestra (1944).
«Body
& Soul» - Dexter Gordon.
«Body
& Soul» - John Coltrain.
«Body & Soul» - The King Cole Trio.
В 1939 году широкую известность получила версия «Body & Soul» саксофониста Колмана
Хокинса (Coleman Hawkins),
которая сделала Хокинса звездой и лучшим тенор-саксофонистом 1939 года, а песню
одним из самых популярных джазовых стандартов всех времен. Версия Хокинса
остается единственным джазовым синглом, продажи которого превысили миллион
копий. В 1974 году «Body & Soul» в импровизации
Хокинса была отобрана для коллекции исторических записей Грэмми, а в 2004 году Библиотека Конгресса США внесла песню в
Национальный реестр записей.
«Body & Soul» - Coleman Hawkins (1939/40).
Создатель «Body & Soul»,
композитор
Джонни Грин впервые записал песню со своим оркестром 13 августа 1944 года
(Декка 23902).
«Body & Soul» - Billie Holiday & Her Orchestra (Verve Records 1957).
Среди вокальных версий наибольшей популярности достигли исполнения
Билли Холидей (Billie
Holiday) - 29
февраля 1940 года, Фрэнка Синатры (Frank
Sinatra) - 9 ноября 1947 года и
Сары Воган (Sarah Vaughan) - 18
июля 1946 года.
«Body & Soul» - Frank Sinatra.
«Body & Soul» - Sarah Vaughan with Clifford Brown (EmArcy Records 1954).
Тони Беннетт (Tony Bennett) и Эми Уайнхаус (Amy Winehouse) исполнили «Body & Soul» дуэтом 23 марта 2011 года. Это была последняя запись, сделанная Уайнхаус до ее
смерти 23 июля 2011 года. Сингл был выпущен 14 сентября 2011 года на iTunes,
MTV и VH1 в день 28-летия певицы.
«Body and Soul» - Tony Bennett, Amy Winehouse (from
Duets II: The Great Performances).
Песня достигла № 87 на Billboard
Hot 100 в течение недели с 1 октября 2011 года и сделала Беннетта старейшим из
ныне живущих артистов, когда-либо попавших в чарты на Hot 100. Этот рекорд был
побит только в 2013 году Кристофером Ли. «Body
& Soul» получила премию Грэмми в
номинации «Лучший поп-дуэт» 12 февраля 2012 года. Доходы от «Body
& Soul» пошли в пользу Фонда Эми Уайнхаус
- организации, созданной для поддержки молодых людей борющихся с наркотической
зависимостью.
«Body & Soul» (Amy Winehouse´s song) - Dinah Eastwood & Luca
Giacco.
В официальном списке организации ASCAP, где, кстати, не
упоминается Фрэнк Эйтон, как соавтора
песни, перечислены 184 версии «Body & Soul»,
что
не соответствует действительному числу записанных версий. Список журнала
Billboard, составленный в январе 1972 года, насчитывает 2000 версий, а исследователь
Том Лорд (Tom Lord) в своей работе «The
Jazz Discography» подтвердил то, что фанаты джаза
все время подозревали: «Body & Soul» - самая востребованная песня в джазе - насчитывает
более чем 2200 версий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий