Советская
и российская оперная певица (меццо-сопрано), Народная артистка СССР (1976),
Лауреат Государственной премии РСФСР им. М. И. Глинки (1973) и Государственной
премии СССР (1984) Ирина Петровна Богачева родилась в Ленинграде 2 марта 1939
года. Ее отец, Петр Георгиевич, работал в городском политехническом институте.
Он прекрасно владел несколькими иностранными языками. С ранних лет их изучала и
Ирина. Образованность в семье всегда ценили. Будущей певице знания весьма
пригодились в дальнейшем: исполнять оперы принято на языке оригинала.
Вместе с
семьёй Ирина пережила блокаду Ленинграда. После ее снятия семья была
эвакуирована в Костромскую область и вернулась в родной город только к моменту
поступления Ирины в школу. Семиклассницей она впервые попала в Мариинский —
тогда Кировский театр оперы и балета, и он стал ее любовью на всю жизнь. До
конца жизни не изгладились из памяти певицы впечатления от первого «Евгения
Онегина», первой «Пиковой дамы» с незабвенной Софьей Петровной Преображенской в
роли Графини...
Родители девочки
умерли рано: отец — в 1947 году, мать — в 1956 году; старшая дочь, Ирина,
осталась с двумя младшими сёстрами и после окончания
профессионально-технического училища стала работать швеёй в ателье. Ещё в училище
она участвовала в художественной самодеятельности; пела в хоре Дома культуры
трудовых резервов (ныне — Дворец учащейся молодёжи Санкт-Петербурга) и посещала
в нём кружки сольного пения и художественного слова. Хор возглавлял А. Г.
Мурин; вокальным педагогом у неё была солистка Кировского театра М.Т. Фитингоф,
которая в 1960 году и привела Ирину Богачёву в Ленинградскую консерваторию
имени Н. А. Римского-Корсакова. На вступительном экзамене Богачева спела арию
Далилы из оперы Сен-Санса «Самсон и Далила» и была принята. Отныне с
консерваторией, первым в России высшим музыкальным учебным заведением, как и со
зданием на другой стороне Театральной площади — легендарной Мариинкой, связана
вся ее творческая жизнь.
Певица от
всей души благодарит судьбу за то, что стала частью класса великой Ираиды
Павловны Тимоновой-Левандо, которую Богачева считает вдумчивым педагогом и
мудрым человеком. Тимонова-Левандо заменила ученице мать. До последних дней Ираиды
Павловны педагога и её ученицу связывали глубокие отношения и творческие, и
человеческие.
В 1964
ученица И. П. Тимоновой-Левандо по классу пения дебютировала в роли Полины в
опере Чайковского «Пиковая дама» на сцене Кировского театра Ленинграда, теперешней
Мариинки. Еще во времена студенчества Ирина Петровна стала лауреатом конкурса
имени Глинки.
В 1965
году Богачева окончила консерваторию. Талантливую выпускницу приглашали самые
известные музыкальные театры страны. Богачева остановила выбор на Ленинградском
Кировском театре.
В 1967 на
конкурсе, проходившем в бразильском Рио-де-Жанейро, Богачева взяла первую
премию. Бразильские критики и обозреватели из других стран назвали ее победу
сенсационной, а рецензент газеты «О Глобо» писал: «Сказочный талант Ирины,
красивейший голос, пылкий темперамент, необъятная коммуникативность и резервы
диапазона, которые все вместе являются качествами, необходимыми для оперной
певицы, в полной мере проявились на заключительном туре, в великолепном
исполнении ею Доницетти и русских авторов — Мусоргского и Чайковского».
Спустя
год началась стажировка Богачевой на сцене «Ла-Скала» у знаменитого маэстро
Дженарро Барра (Gennaro Barra-Caracciolo). Богачева исполнила на сцене «Ла
Скала» партию Ульрики в «Бале-маскараде» Д. Верди, «заслужив восторженное одобрение
публики и критики», которые были в восторге от ее блистательного выступления.
Одновременно
развивалась и концертная карьера певицы. В свой концертный репертуар Богачева включает
арии из классических опер, оперетт, романсы, песни, в том числе эстрадные.
Марфа в
«Хованщине» — одно из самых значительных ее сценических созданий. Вершиной
интерпретации актрисой этой роли служит последний акт, поразительная сцена
«любовного отпевания». И экстатический марш, где сверкают трубные верхи голоса
Богачевой, и любовная мелодия, где неземная нежность перетекает в отрешенность,
а пение можно уподобить виолончельной кантилене, — все это надолго остается в
душе слушателя, вызывая тайную надежду: не сгинет земля, рождающая подобное
олицетворение красоты и силы.
Опера
Римского-Корсакова «Царская невеста» ныне воспринимается как творение, живо
перекликающееся с нашими днями, когда насилие способно породить лишь насилие.
Гнев, попранная гордость, презрение Любаши-Богачевой к Григорию и себе самой,
сменяясь, рождают душевную бурю, каждая стадия которой с необычайной
психологической проникновенностью и актерским мастерством передана Богачевой.
Обессиленная, начинает она арию «Вот, до чего я дожила», и бестрепетное,
холодно-потустороннее звучание голоса, механически ровный ритм заставляют
съежиться: нет будущего у героини, тут - предощущение смерти. Бурное окончание
роли в финальном акте в интерпретации Богачевой подобно извержению вулкана.
Особая
глава в истории камерного музицирования Богачевой связана с работой над
вокальными сочинениями Д.Д.Шостаковича. Создав Сюиту на стихи Марины Цветаевой,
он слушал многих певиц, выбирая, кому бы доверить первое исполнение. И
остановился на Богачевой. Ирина Петровна вместе с исполнявшей фортепианную
партию С.Б.Вакман отнеслась к подготовке премьеры с необычайной
ответственностью. Она глубоко проникла в новый для нее образный мир, существенно
расширив свой музыкальный кругозор, и испытала от этого чувство редкостного
удовлетворения. «Общение с ней принесло мне огромную творческую радость. О
таком исполнении я мог только мечтать», — заявил автор. Премьера была принята
восторженно, и потом артистка пела Сюиту еще много раз, во всех концах света.
Вдохновленный этим, великий композитор создал редакцию Сюиты для голоса с
камерным оркестром, и в этом варианте Богачева исполняла ее тоже неоднократно.
Исключительный успех сопровождал ее обращение и к другому вокальному сочинению
гениального мастера — «Пять сатир на стихи Саши Черного».
Ею
воплощены на сцене образы героинь, ставших шедеврами. Певица исполнила партию
Азучены в «Трубадурах», побывала Мариной Мнишек в «Борисе Годунове» и Мартой
Скавронской в «Петре Первом». Среди множества ролей в операх зарубежных
композиторов две роли следует выделить особо как высшие ее артистические
свершения - Кармен и Амнерис. Как несхожи меж собой дерзкая девчонка с табачной
фабрики в Севилье, и надменная дочь египетского фараона! И все же друг с другом
и с другими героинями Богачевой они связаны общностью идеи, сквозной для всего
ее творчества: свобода — главное право человека, никто не может, не должен ее
отнимать.
Величавой
и прекрасной Амнерис, всесильной царской дочери, не дано познать блаженства
разделенной любви. Гордость, любовь и ревность, побуждающая принцессу лукавить
и взрываться гневом, — все причудливо сочетается в ней, и Богачева находит
вокальные и сценические краски, чтобы каждое из этих состояний передать с
максимальной эмоциональной интенсивностью. То, как проводит Богачева знаменитую
сцену судилища, звучание ее рокочущих нижних нот и пронзительных, мощных
высоких, никогда не забудут все, кому выпало это видеть и слышать.
«Самая
дорогая мне партия — несомненно, Кармен, но именно она стала для меня
постоянным экзаменом на зрелость и мастерство», - признается Ирина Богачева.
Кажется, артистка родилась на свет, чтобы явиться на сцене бескомпромиссной и
пылкой испанкой. «Кармен должна обладать таким обаянием, — считает она, — чтобы
зритель неотступно следил за ней весь спектакль, от нее должен как бы исходить
свет, завораживающий, манящий».
Певица
много гастролировала за рубежом с сольными программами: Норвегия, Франция, Китай,
Испания, Япония, Корея, Англия, Германия, Италия и др. В лучших ролях своего
репертуара выступала в таких известных оперных театрах, как «Ла Скала» (Милан),
Метрополитен-опера (Нью-Йорк), Ковент-Гарден (Лондон), Опера Бастилии (Париж),
крупнейший в мире театр «Колон» (Буэнос-Айрес), Опера Сан-Франциско и многих
других.
Ирина Богачёва – «Песня...Роман...Вальс...» В концерте произведения: Хренников стихи Халецкого – «Песня Доротеи» из оперы "Доротея". Гаврилин, стихи Шульгиной – «Скучают ночью кони». Баснер, стихи Матусовского – «Была судьба». Белов, слова народные – «Шуточная». Гаврилин, стихи Володина – «Простите меня». Гаврилин, стихи Калининой – «Осенью».
Ирина
Петровна Богачева много и плодотворно работала на студии «Лентелефильм» и на
телевидении. На Санкт-Петербургском телевидении певица снялась в видеофильмах
«Песня, романс, вальс», «Итальянские грёзы», «Русский романс», а также
юбилейные бенефисы певицы в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии (к 50-,
55- и 60-летию со дня рождения). Певицей записаны и выпущены 5 компакт-дисков.
Одной из
любимейших героинь Богачевой стала графиня в «Пиковой даме». Великолепная в
ведущих партиях певица не менее блистательна во второстепенных ролях. Ее
трактовки Элен и Ахросимовой украсили различные версии «Войны и мира». Она
создала изумительный образ Бабуленьки в постановке по произведению Достоевского
«Игрок».
С 1980
блистательная Богачева преподает в Санкт-Петербургской консерватории. В 1982
она получила звание профессора. Ирина Петровна возглавляет кафедру сольного
пения по сей день.
Обучением
студентов вокальному мастерству певицам занимается в течение четырех десятков
лет. Сама являвшаяся ученицей изумительной Тимоновой-Левандо Богачева стала
великолепным преподавателем. В числе ее учеников и Ольга Бородина, и Юрий
Ившин, и Наталья Евстафьева. Многие ее воспитанники завоевали мировую славу.
Давно признана одной из наилучших прим Ольга Бородина. Насыщенная творческая
жизнь отнимает немало сил. Их прославленная исполнительница черпает в любви к
искусству.
С 1997
Ирина Петровна является почетным членом Санкт-Петербургского Филармонического
общества. В 2000 она стала Почетным гражданином родного города. С 2003 Богачева
возглавляет Международный музыкальный фестиваль конкурса «Три века
классического романса». В 2017 за выдающийся вклад в совершенствование
искусства театра талантливая исполнительница награждена Российской национальной
театральной премией «Золотая маска».
Скончалась
Ирина Петровна Богачева 19 сентября 2019 года в Санкт-Петербурге на 81-м году
жизни. Похоронена на Новодевичьем кладбище.
Комментариев нет:
Отправить комментарий