среда, 2 марта 2022 г.

Великие исполнители России ХХ века. Ирина Богачева (1939 - 2019).

Русский романс.

Советская и российская оперная певица (меццо-сопрано), Народная артистка СССР (1976), Лауреат Государственной премии РСФСР им. М. И. Глинки (1973) и Государственной премии СССР (1984) Ирина Петровна Богачева родилась в Ленинграде 2 марта 1939 года. Ее отец, Петр Георгиевич, работал в городском политехническом институте. Он прекрасно владел несколькими иностранными языками. С ранних лет их изучала и Ирина. Образованность в семье всегда ценили. Будущей певице знания весьма пригодились в дальнейшем: исполнять оперы принято на языке оригинала.

Вместе с семьёй Ирина пережила блокаду Ленинграда. После ее снятия семья была эвакуирована в Костромскую область и вернулась в родной город только к моменту поступления Ирины в школу. Семиклассницей она впервые попала в Мариинский — тогда Кировский театр оперы и балета, и он стал ее любовью на всю жизнь. До конца жизни не изгладились из памяти певицы впечатления от первого «Евгения Онегина», первой «Пиковой дамы» с незабвенной Софьей Петровной Преображенской в роли Графини...

Родители девочки умерли рано: отец — в 1947 году, мать — в 1956 году; старшая дочь, Ирина, осталась с двумя младшими сёстрами и после окончания профессионально-технического училища стала работать швеёй в ателье. Ещё в училище она участвовала в художественной самодеятельности; пела в хоре Дома культуры трудовых резервов (ныне — Дворец учащейся молодёжи Санкт-Петербурга) и посещала в нём кружки сольного пения и художественного слова. Хор возглавлял А. Г. Мурин; вокальным педагогом у неё была солистка Кировского театра М.Т. Фитингоф, которая в 1960 году и привела Ирину Богачёву в Ленинградскую консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова. На вступительном экзамене Богачева спела арию Далилы из оперы Сен-Санса «Самсон и Далила» и была принята. Отныне с консерваторией, первым в России высшим музыкальным учебным заведением, как и со зданием на другой стороне Театральной площади — легендарной Мариинкой, связана вся ее творческая жизнь.

Ирина Богачёва - П.И. Чайковский: "О, дитя" (серенада).

Певица от всей души благодарит судьбу за то, что стала частью класса великой Ираиды Павловны Тимоновой-Левандо, которую Богачева считает вдумчивым педагогом и мудрым человеком. Тимонова-Левандо заменила ученице мать. До последних дней Ираиды Павловны педагога и её ученицу связывали глубокие отношения и творческие, и человеческие.

В 1964 ученица И. П. Тимоновой-Левандо по классу пения дебютировала в роли Полины в опере Чайковского «Пиковая дама» на сцене Кировского театра Ленинграда, теперешней Мариинки. Еще во времена студенчества Ирина Петровна стала лауреатом конкурса имени Глинки.

В 1965 году Богачева окончила консерваторию. Талантливую выпускницу приглашали самые известные музыкальные театры страны. Богачева остановила выбор на Ленинградском Кировском театре.

Ирина Богачёва – «Ridonami la calma / Ave Maria»

В 1967 на конкурсе, проходившем в бразильском Рио-де-Жанейро, Богачева взяла первую премию. Бразильские критики и обозреватели из других стран назвали ее победу сенсационной, а рецензент газеты «О Глобо» писал: «Сказочный талант Ирины, красивейший голос, пылкий темперамент, необъятная коммуникативность и резервы диапазона, которые все вместе являются качествами, необходимыми для оперной певицы, в полной мере проявились на заключительном туре, в великолепном исполнении ею Доницетти и русских авторов — Мусоргского и Чайковского».

Спустя год началась стажировка Богачевой на сцене «Ла-Скала» у знаменитого маэстро Дженарро Барра (Gennaro Barra-Caracciolo). Богачева исполнила на сцене «Ла Скала» партию Ульрики в «Бале-маскараде» Д. Верди, «заслужив восторженное одобрение публики и критики», которые были в восторге от ее блистательного выступления.

Одновременно развивалась и концертная карьера певицы. В свой концертный репертуар Богачева включает арии из классических опер, оперетт, романсы, песни, в том числе эстрадные.

Ирина Богачёва - М.Мусоргский: "Хованщина " сцена гадание Марфы.

Марфа в «Хованщине» — одно из самых значительных ее сценических созданий. Вершиной интерпретации актрисой этой роли служит последний акт, поразительная сцена «любовного отпевания». И экстатический марш, где сверкают трубные верхи голоса Богачевой, и любовная мелодия, где неземная нежность перетекает в отрешенность, а пение можно уподобить виолончельной кантилене, — все это надолго остается в душе слушателя, вызывая тайную надежду: не сгинет земля, рождающая подобное олицетворение красоты и силы.

Ирина Богачева – «Ариозо Сабуровой»

Опера Римского-Корсакова «Царская невеста» ныне воспринимается как творение, живо перекликающееся с нашими днями, когда насилие способно породить лишь насилие. Гнев, попранная гордость, презрение Любаши-Богачевой к Григорию и себе самой, сменяясь, рождают душевную бурю, каждая стадия которой с необычайной психологической проникновенностью и актерским мастерством передана Богачевой. Обессиленная, начинает она арию «Вот, до чего я дожила», и бестрепетное, холодно-потустороннее звучание голоса, механически ровный ритм заставляют съежиться: нет будущего у героини, тут - предощущение смерти. Бурное окончание роли в финальном акте в интерпретации Богачевой подобно извержению вулкана.

Ирина Богачёва - А. Новиков «Нам нужен мир» (Ариозо Матери).

Особая глава в истории камерного музицирования Богачевой связана с работой над вокальными сочинениями Д.Д.Шостаковича. Создав Сюиту на стихи Марины Цветаевой, он слушал многих певиц, выбирая, кому бы доверить первое исполнение. И остановился на Богачевой. Ирина Петровна вместе с исполнявшей фортепианную партию С.Б.Вакман отнеслась к подготовке премьеры с необычайной ответственностью. Она глубоко проникла в новый для нее образный мир, существенно расширив свой музыкальный кругозор, и испытала от этого чувство редкостного удовлетворения. «Общение с ней принесло мне огромную творческую радость. О таком исполнении я мог только мечтать», — заявил автор. Премьера была принята восторженно, и потом артистка пела Сюиту еще много раз, во всех концах света. Вдохновленный этим, великий композитор создал редакцию Сюиты для голоса с камерным оркестром, и в этом варианте Богачева исполняла ее тоже неоднократно. Исключительный успех сопровождал ее обращение и к другому вокальному сочинению гениального мастера — «Пять сатир на стихи Саши Черного».

Ирина Богачёва - Bizet: Carmen – «L'amour est un oiseau rebelle (Habanera)».

Ею воплощены на сцене образы героинь, ставших шедеврами. Певица исполнила партию Азучены в «Трубадурах», побывала Мариной Мнишек в «Борисе Годунове» и Мартой Скавронской в «Петре Первом». Среди множества ролей в операх зарубежных композиторов две роли следует выделить особо как высшие ее артистические свершения - Кармен и Амнерис. Как несхожи меж собой дерзкая девчонка с табачной фабрики в Севилье, и надменная дочь египетского фараона! И все же друг с другом и с другими героинями Богачевой они связаны общностью идеи, сквозной для всего ее творчества: свобода — главное право человека, никто не может, не должен ее отнимать.

Ирина Богачёва - Дж.Верди: Сцена суда из оперы " Аида".

Величавой и прекрасной Амнерис, всесильной царской дочери, не дано познать блаженства разделенной любви. Гордость, любовь и ревность, побуждающая принцессу лукавить и взрываться гневом, — все причудливо сочетается в ней, и Богачева находит вокальные и сценические краски, чтобы каждое из этих состояний передать с максимальной эмоциональной интенсивностью. То, как проводит Богачева знаменитую сцену судилища, звучание ее рокочущих нижних нот и пронзительных, мощных высоких, никогда не забудут все, кому выпало это видеть и слышать.

«Самая дорогая мне партия — несомненно, Кармен, но именно она стала для меня постоянным экзаменом на зрелость и мастерство», - признается Ирина Богачева. Кажется, артистка родилась на свет, чтобы явиться на сцене бескомпромиссной и пылкой испанкой. «Кармен должна обладать таким обаянием, — считает она, — чтобы зритель неотступно следил за ней весь спектакль, от нее должен как бы исходить свет, завораживающий, манящий».

Певица много гастролировала за рубежом с сольными программами: Норвегия, Франция, Китай, Испания, Япония, Корея, Англия, Германия, Италия и др. В лучших ролях своего репертуара выступала в таких известных оперных театрах, как «Ла Скала» (Милан), Метрополитен-опера (Нью-Йорк), Ковент-Гарден (Лондон), Опера Бастилии (Париж), крупнейший в мире театр «Колон» (Буэнос-Айрес), Опера Сан-Франциско и многих других.

Ирина Богачёва – «Песня...Роман...Вальс...» В концерте произведения: Хренников стихи Халецкого – «Песня Доротеи» из оперы "Доротея". Гаврилин, стихи Шульгиной – «Скучают ночью кони». Баснер, стихи Матусовского – «Была судьба». Белов, слова народные – «Шуточная». Гаврилин, стихи Володина – «Простите меня». Гаврилин, стихи Калининой – «Осенью».

Ирина Петровна Богачева много и плодотворно работала на студии «Лентелефильм» и на телевидении. На Санкт-Петербургском телевидении певица снялась в видеофильмах «Песня, романс, вальс», «Итальянские грёзы», «Русский романс», а также юбилейные бенефисы певицы в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии (к 50-, 55- и 60-летию со дня рождения). Певицей записаны и выпущены 5 компакт-дисков.

Ирина Богачёва -Чайковский "Пиковая дама "- романс графини: "Je crains de lui parler la nuit "

Одной из любимейших героинь Богачевой стала графиня в «Пиковой даме». Великолепная в ведущих партиях певица не менее блистательна во второстепенных ролях. Ее трактовки Элен и Ахросимовой украсили различные версии «Войны и мира». Она создала изумительный образ Бабуленьки в постановке по произведению Достоевского «Игрок».

С 1980 блистательная Богачева преподает в Санкт-Петербургской консерватории. В 1982 она получила звание профессора. Ирина Петровна возглавляет кафедру сольного пения по сей день.

Ирина Богачёва – «Старый муж» (А.Верстовский - А.Пушкин).

Обучением студентов вокальному мастерству певицам занимается в течение четырех десятков лет. Сама являвшаяся ученицей изумительной Тимоновой-Левандо Богачева стала великолепным преподавателем. В числе ее учеников и Ольга Бородина, и Юрий Ившин, и Наталья Евстафьева. Многие ее воспитанники завоевали мировую славу. Давно признана одной из наилучших прим Ольга Бородина. Насыщенная творческая жизнь отнимает немало сил. Их прославленная исполнительница черпает в любви к искусству.

С 1997 Ирина Петровна является почетным членом Санкт-Петербургского Филармонического общества. В 2000 она стала Почетным гражданином родного города. С 2003 Богачева возглавляет Международный музыкальный фестиваль конкурса «Три века классического романса». В 2017 за выдающийся вклад в совершенствование искусства театра талантливая исполнительница награждена Российской национальной театральной премией «Золотая маска».

Скончалась Ирина Петровна Богачева 19 сентября 2019 года в Санкт-Петербурге на 81-м году жизни. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Комментариев нет:

Отправить комментарий