Зал
славы рок-н-ролла.
Когда
сестра Розетта Тарп взяла в руки свою электрогитару и начала зажигать «Странные
вещи, случающиеся каждый день» («Strange Things Happening Every Day»), она не
знала, что создает музыкальный стиль, который станет мировой сенсацией.
Но сегодня эта дразнящая аудиторию, поющая госпел чернокожая женщина с
утиной походкой известна как «Крестная мать рок-н-ролла». «Она играла на
гитаре, как никто другой… никто!» - говорит Лотти Генри, участница
бэк-вокальной группы Розетты Тарп «The Rosettes». Ее техника игры оказала
глубокое влияние на развитие блюза и рок-н-ролла. Желая пересечь грань между
клерикальным и светским, исполняя свою музыку «света» в «темноте» ночных клубов
и концертных залов, сестра Розетта Тарп продвигала духовную музыку в мейнстрим,
невзирая на протесты некоторых религиозных консерваторов.
«Down by the Riverside» был записан сестрой Розеттой Тарп 2 декабря 1948 года в Нью-Йорке и выпущен как сингл Decca 48106.
В 2004
году песня Тарп «Down by the Riverside» (1944) была занесена в Национальный
реестр звукозаписей Библиотеки Конгресса США, с пометкой, что она «наиболее
ярко отражает энергичную игру Розетты Тарп на гитаре и её уникальный вокальный
стиль, демонстрируя влияние певицы на ранний ритм-энд-блюз, а также на многих
госпел-, джаз- и рок-исполнителей».
Роза, Рози Этта или Розабель Нубин родилась 20 марта 1915 года на хлопковой плантации в Арканзасе в семье сборщиков хлопка Кэти Белл Нубин (Харпер) и Уиллиса Аткинса. Исследователи Боб Игл и Эрик Леблан называют ещё одно имя, полученное девочкой при рождении - Розетер Аткинс (или Аткинсон). О ее отце мало что известно, кроме того, что он был батраком, и ему на момент рождения дочери исполнилось пятьдесят семь лет. Мать Розетты была певицей и мандолинисткой, а также диакониссой Церкви Бога во Христе (COGIC), основанной в 1894 году черным пятидесятническим епископом Чарльзом Харрисоном Мейсоном. Церковь поощряла ритмичное музыкальное выражение чувств верующих, и Розетта Нубин уже в 4-летнем возрасте пела и играла на гитаре во время церковной службы.
Примерно
в возрасте шести лет, девочка присоединилась к своей матери в качестве
постоянной исполнительницы в странствующей евангелической труппе. Объявленная
«чудом пения и игры на гитаре», она принимала участие в музыкальных
выступлениях на церковных собраниях. В середине 1920-х годов Розетта и ее мать
поселились в Чикаго, где давали религиозные концерты в церкви «Roberts Temple
COGIC» на 40-й улице, иногда путешествуя с концертами по всей стране. В эпоху, когда выдающиеся темнокожие гитаристы были редкостью, Розетта Нубин приобрела большую известность как музыкальный вундеркинд. В 1934 году 19-летняя девушка вышла замуж за проповедника Томаса Тарпа, который сопровождал ее во концертных турах. Однако брак продлился всего несколько лет. В 1938 году она
бросила мужа и переехала с матерью в Нью-Йорк. Несмотря на то, что Розетта
выходила замуж ещё несколько раз, она решила оставить фамилию первого мужа в
качестве сценического псевдонима, оставшись на всю жизнь Сестрой Розеттой Тарп
(Sister Rosetta Tharpe).
В
Нью-Йорке Розетта выступала в церквях, театрах и клубах, в числе которых были и
легендарные гарлемские заведения «Cotton Club» и «Apollo». 31 октября 1938
года, в возрасте 23 лет, Тарп при поддержке джазового оркестра Лаки Миллиндера записала несколько песен для «Decca Records». Это были первые песни в стиле
госпел, записанные лейблом. «Rock Me», «That's All», «My Man and I» и «The
Lonesome Road» мгновенно стали хитами, сделав Тарп сенсацией и одной из первых
коммерчески успешных исполнительниц, записывающих госпел. Песня «Rock Me» оказала влияние на многих исполнителей рок-н-ролла, таких как Элвис Пресли, Литтл
Ричард и Джерри Ли Льюис.
Розетта
Тарп подписала семилетний контракт с Лаки Миллиндером. Ее записи сразу же
вызвали фурор: многие прихожане были шокированы смесью текстов на основе
Евангелия и светской музыки, но публика любила их.
В 30-е
годы женщины-гитаристы были редкостью. А Тарп была молодой, креативной
чернокожей женщиной, экспериментировавшей как с религиозной («Precious Lord,
Take My Hand»), так и со светской («I Want a Tall Skinny Papa») тематикой, а
также пионером в использовании недавно изобретенного инструмента -
электрогитары. Ее наводящие на размышления тексты ценились истинными поклонниками госпела, а особенный стиль игры на гитаре, широкий вокальный диапазон и непривычный микс "блюз-госпел" создали Розетте Тарп запоминающийся и неповторимый имидж.
Появления
Розетты Тарп с Кэбом Кэллоуэем в гарлемском «Cotton Club» в октябре 1938 года и
на концерте Джона Хаммонда «Spirituals to Swing» в Карнеги-холле 23 декабря
1938 года принесли певице большую известность. Исполнение музыки госпел для
светской публики в ночном клубе, вместе с блюзовыми и джазовыми музыкантами и
танцорами было тогда явлением новым и необычным. В консервативных религиозных
кругах чернокожей Америки женщины, выступавшие в подобных заведениях, не
одобрялись, и Тарп попала в стойкую немилость для значительной части
афро-американского евангельского сообщества. Выступления Сестры Розетты Тарп в
ночном клубе, среди скудно одетых танцовщиц, заставляли некоторых членов церкви
сторониться ее.
Сестра
Розетта Тарп сотрудничала с великими джазовыми музыкантами, такими как Дюк
Эллингтон и легендарной госпел-группой «The Dixie Hummingbirds», даже пела с
белыми «Jordanaires», чтобы выступать перед смешанной публикой. Но это все еще
была Америка 1930 - 1940-х годов; расизм свирепствовал, многие отели и
рестораны были закрыты для афроамериканцев. Но это не сломило дух Тарп и не
притупило ее буйный характер. Она привыкла ездить на передней площадке автобусов и ужинать в
ресторанах, в которые ей входить запрещалось.
Тарп
продолжала активно записывать пластинки во время 2-й мировой войны, став одной
из двух чернокожих исполнительниц госпела, записавшей т.н. V-диски (V означает
«Победа») для солдат, сражающихся на
фронте. Во времена, когда игра на гитаре была сугубо мужским занятием, Тарп
постоянно делали комплименты, что она «демонстрируя свое мастерство в гитарных
битвах, играет как мужчина», на что певица возражала: «Ни один мужчина не может
играть, как я. Я играю лучше, чем любой мужчина».
Песня
«Strange Things Happening Every Day», записанная в стиле буги-вуги Розеттой
Тарп и студийным пианистом Decca Сэмми Прайсом,
продемонстрировала ее виртуозность как гитаристки, а также способность
Тарп писать остроумные тексты. Эта запись подверглась резкой критике со стороны
религиозного сообщества как «дьявольская» музыка». Тем не менее, в конце 1944
года, «Strange Things Happening Every Day» стала первой песней в жанре госпел,
занявшей 2-е место в чарте «расовых записей» хит-парада Billboard (до апреля
1945 года термин «race records» использовался для обозначения того, что
позже стало чартом R&B). Эту запись называют как предшественницей
рок-н-ролла, так и первой рок-н-ролльной записью.
К 1943
году певица стала подумывать о восстановлении своего доброго имени в
евангелической среде. Хотя по контракту от нее требовали исполнения более
мирских песен, певица решительно вернула свой религиозный репертуар. Её
выступление в клубе «Apollo» с такими духовными гимнами, как «Иисус здесь
сегодня» или «Как далеко от Бога», произвело фурор. Розетте Тарп феноменальным
образом удалось показать сходство между госпелом и джазом, которое смогли
признать и оценить все её поклонники. Многие прихожане были впечатлены и даже
ошеломлены ее способностью сочетать духовную и светскую музыку. Тарп стала
национальной знаменитостью, записав подряд несколько хитовых песен.
Ходили
упорные слухи, что сестра Розетта Тарп практиковала романтические отношения с
представителями обоих полов, но скрывала эту тайну от своих поклонников. Так в
1946 году, увидев выступление начинающей R’n’B певицы Мэри Найт в Нью-Йорке,
Тарп предложила ей принять участие в совместных концертах. В течение нескольких
лет женщины выступали вместе, записав такие хиты, как «Up Above My Head» и
«Gospel Train». Некоторые представители евангельского сообщества открыто
завили, что Найт и Тарп связывала не только любовь к искусству, но и
сексуальные отношения. Обе актрисы решительно заявили, что это не более чем
сплетни.
Начиная
с 1949 года популярность дуэта «Тарп – Найт» резко упала, что привело к его
распаду. Популярность Махалии Джексон начинала затмевать Тарп, а Мэри Найт
овладело настойчивое желание испытать себя в качестве сольной исполнительницы.
Более того, примерно в это время Найт потеряла своих детей и мать в результате
пожара.
В 1951 году Розетта Тарп в третий раз вышла
замуж, устроив грандиозную свадьбу со своим менеджером Расселом Моррисоном.
Комбинированная свадьба-концерт, на которую было приглашено более 25000
человек, состоялась на стадионе Гриффита в Вашингтоне. Мероприятие было
записано на пластинку и позже выпущено в виде альбома. Это был первый концерт на стадионе,
на 14 лет опередивший выступление «The Beatles» на Shea Stadium.
В 1956
году Тарп с госпел-квартетом «The Harmonizing Four»записала альбом под
названием «Gospel Train». В 1957 году певица совершила месячный тур по Великобритании с британским тромбонистом Крисом Барбером.
В
апреле и мае 1964 года сестра Розетта Тарп гастролировал по Европе в составе
шоу «Blues and Gospel Caravan» вместе с Мадди Уотерсом, Отисом Спанном, Рэнсом
Ноулингом, Литтл Уилли Смитом, Сонни Терри и Брауни МакГи. В мае 1964 года на
заброшенной железнодорожной станции на Wilbraham Road в Манчестере состоялся
концерт Розетты Тарп, записанный английским ТВ каналом «Granada Television».
Выступление прошло под проливным дождем, причем певица пела на одной платформе,
в то время как публика сидела на другой.
В
начале 1960-х годов Тарп с мужем переехали в Филадельфию. Именно там певица записала
одну из своих лучших пластинок и получила номинацию на премию Грэмми за свой
альбом 1968 года «Precious Memories». Но в 1968 году в жизни Розетты Тарп
произошел трагический поворот: умерла ее мать, а самой певице поставили диагноз
диабет, что ввергло Тарп в депрессию. В 1970 году в результате осложнений
вызванных деабетом Тарп потеряла ногу и была вынуждена
практически прекратить свои выступления.
16
октября 1973 года сестра Розетта Тарп, одна из первых и величайших звезд
госпел, умерла от тромба в мозгу в возрасте 58 лет. Её похоронили в безымянной
могиле на кладбище Нортвуд на северной окраине Филадельфии. Хотя певица, записи
которой разошлись многотысячными тиражами, была кумиром для сотен тысяч
слушателей, гастролировала по всему миру и навсегда изменила лицо госпела и
рок-музыки, о ней довольно быстро забыли.
Интерес
к творчеству сестры Розетты Тарп возродился в начале нового тысячелетия. 11
сентября 2001 года Боб Дилан выпустил свой тридцать первый альбом «Love and
Theft», целиком посвященный блюзу и госпелу. В альбоме певец обильно цитирует
своих музыкальных героев, в том числе сестру Розетту Тарп. Отголоски её песни
«The Lonesome Road» можно услышать в мелодии и словах последнего трека «Sugar
Baby».
Спустя
всего несколько недель, в октябре 2001 года, американские зрители были
очарованы фильмом Жан-Пьера Жене «Амели», в котором одна из подруг Амели
смотрит клип Розетты Тарп с её зажигательным госпелом в телешоу TV Gospel Time
1962 года. В 2002 году на британском лейбле «Proper Records» был выпущен
4-дисковый бокс-сет из восьмидесяти одного трека под названием «Sister Rosetta
Tharpe: The Original Soul Sister» и почти полное издание записей певицы на
французском лейбле «Fremeaux and Associates».
В 2007
году сестра Розетта Тарп была посмертно введена в Зал славы блюза. В 2008 году
был проведен концерт по сбору средств для установки памятника на ее могиле, а
11 января в Пенсильвании было объявлено Днем сестры Розетты Тарп.
В том
же году Комиссия по истории и музеям штата Пенсильвания установила исторический
указатель на доме сестры Розетты Тарп по адресу 1102 Master Street в районе
Йорктаун в Филадельфии. В 2018 году дом был выставлен на продажу с оценочной
стоимостью менее $ 225 000. В описании дома были указаны его размеры,
близлежащие школы, магазины, пиццерия и игровая площадка ... но нет упоминания
о том, что здесь когда-то жила "крестная мать рок-н-ролла".
В 2011
году BBC Four показала часовой документальный фильм «Сестра Розетта Тарп:
крестная мать рок-н-ролла» британского режиссера Мика Чаки. В 2013 году фильм
был показан в США в рамках сериала PBS «Американские мастера». Фильм
неоднократно повторялся в Великобритании и США, последний раз в марте 2015
года, когда отмечали 100-летие со дня рождения Тарп.
13
декабря 2017 года сестра Розетта Тарп, член Международного Зала славы музыки
госпел, была введена в Зал славы рок-н-ролла в категории «Early Influence».
Журналист Майкл Харриот писал: «… ее гитара звучала так, словно ангел божий, выпив пинту джина, придумал, как
подключить усилитель к своей арфе».
«Она
повлияла на Элвиса Пресли, Чакак Берри, Джонни Кэша и Литтл Ричарда. Она
повлияла на бесчисленное количество людей, которых мы считаем теперь
основополагающими фигурами рок-н-ролла» - утверждает биограф Розетты Тарп Гейл
Уолд. Когда люди спрашивали Тарп о рок-н-ролле, она отвечала: «О, боже! Вы, как
дети! Рок-н-ролл - это просто ускоренный ритм-энд-блюз. Я играю эту музыку всю
свою жизнь».
Sister Rosetta Tharpe - The Gospel Truth (Expanded
Edition) (1959/2018).
1 The Lord's Prayer
2 One Morning
Soon
3 Things That
I Used To Do
4 It's Me
5 I Have Good
News To Bring
6 Didn't It
Rain
7 Bring Back
Those Happy Days
8 Saviour
Don't Pass Me By
9 Go Get The
Water
10 Beams Of
Heaven
11 Steal Away
12 Let It
Shine
13 Let's Be
Happy
14 I'm Gonna
Take A Trip On That Old Ship
15 Honor
Tracks 1 - 11 recorded at the Church of God in Christ
in New York, 1959.
download (mp3 @320 kbs):
Спасибо за супер статью! в Вики кот наплакал информации, и вообще к сожалению Розетта Тарп незаслуженно мало известна. Случайно увидела ее клип, и была потрясена, что ничего вообще о ней не знаю и никогда раньше не слышала, хотя люблю и джаз, и блюз, и настоящий рок-н-ролл.
ОтветитьУдалитьБольшое спасибо за Ваш отзыв! Рад что Вам понравилось!
Удалить