четверг, 24 декабря 2020 г.

История рок-музыки в 500 песнях. «This Train» by Rosetta Tharpe (1938).


Добро пожаловать на пятый выпуск «Истории рок-музыки в пяти сотнях песен». Сегодня мы познакомимся с сестрой Розеттой Тарп (Sister Rosetta Tharpe) и её песней «This Train» («Этот поезд»). Большая часть музыки Розетты Тарп сейчас находится в открытом доступе, поэтому в сети можно найти множество компиляций. Почти вся информация о жизни Розетты Тарп, использованная в этом эпизоде, взята из книги Гейл Ф. Вальд «Кричи, сестра, кричи! Нераскрытая история рок-н-ролльной «пионерки» сестры Розетты Тарп».

Одна из проблем, связанных с историей рок-н-ролла, о которой мы говорили в прошлом эпизоде - это то, в этом музыкальном жанре доминируют мужчины. Действительно, история рок-н-ролла - это история о мужчинах, вытесняющих женщин, и о белых мужчинах, вытесняющих черных, и, наконец, о богатых белых мужчинах, вытесняющих более бедных белых мужчин, пока в конечном итоге это направление популярной музыки не превратилось в скучный консервативный жанр. Извините за резкость, но не говорите, что я вас не предупреждал, когда мы дойдем до девяностых.

Сестра Розетта Тарп (1915 - 1973 гг.).

Но всё же была в истории рок-музыки одна чернокожая женщина, ответственная за стиль рок-н-ролла вообще и за особенности его исполнения на гитаре, в частности. Чтобы подробнее узнать об этом феномене, нам придется снова совершить путешествие в 1938 год и побывать в Карнеги-холле.

В предыдущих выпусках мы неоднократно говорили о легендарных концертах Джона Хаммонда «From Spirituals To Swing», уже в самом названии которых кроется проблемный аспект.

«From Spirituals To Swing» («От духовных песен к свингу»). На первый взгляд это название принадлежит приятному и простому повествованию  об эволюции популярной музыки, развивающейся преимущественно линейно. Вы начинаете с духовного песнопения, а заканчиваете свингом. Всё предельно просто и легко, как на известных по школьным учебникам диаграммах эволюции человека, где жалкая, сгорбленная, волосатая обезьяна - с одной стороны и статный, высокий, странно безволосый белый человек с тщательно спрятанными гениталиями - с другой.

Дело в том, что большая часть истории «примитивной» музыки - повествования, написанного очень прогрессивными белыми людьми, такими как Джон Хаммонд или Ломаксы - глубоко ошибочна. Музыкальные формы, создаваемые в основном чернокожими, могли казаться в 1930-е годы менее изысканными, но не потому, что они были атавистическими пережитками более примитивных форм, т.н. «музыкальных латимерий», извлеченных из глубин музыкального океана на свет божий. Это происходило, в основном, потому, что люди, создававшие «черную» музыку, часто не могли позволить себе дорогие инструменты и их записи производились на более дешевом оборудовании. Добавьте сюда также все те тысячи способов, которыми наше общество делает жизнь чернокожих и вообще обездоленных людей просто немного сложнее.

Но, тем не менее, именно с концертов «From Spirituals To Swing» началась слава бисексуальной чернокожей женщины, которая настолько новаторски подошла  к исполнению привычной религиозной музыки, что практически изобрела всё из того, что впоследствии станет рок-гитарой.

Томас А. Дорси (1889 - 1993 гг.).

Черная музыка - госпел стала завоевывать американскую сцену примерно в то же время, что и биг-бэнды. Чернокожие, конечно, пели в своих церквях с тех самых пор, как их предки были насильно обращены в христианство, но жанр религиозной музыки - госпел, как мы воспринимаем его сейчас, в значительной степени был создан одним человеком - Томасом А. Дорси (не стоит путать его с известным бэнд-лидером Томми Дорси).

Дорси был блюзовым и джазовым музыкантом, руководил группой знаменитой певицы Ма Рейни, одной из величайших исполнительниц раннего блюза, и под именем «Джорджия Том» сотрудничал с Тампа Рэдом. Их песня «It's Tight Like That» 1928 года - одна из самых ранних записанных хокумов, которая в значительной степени отвечает за многие клише формы. Всего было продано семь миллионов её копий.

Tampa Red and Georgia Tom (Thomas A. Dorsey) – «It's tight like that» (Пре рок-н-ролльная песня, записанная 24 октября 1928 года, стала очень успешной, благодаря сочетанию непристойного деревенского юмора с виртуозной музыкальной техникой. Со своим хитом «Chicago Five» Тампа Ред позже стал лидером чикагской группы «Bluebird», а Томас А. Дорси – «отцом музыки госпел»).

«It's tight like that» сама по себе является одной из самых важных песен, которые когда-либо были записаны - вы можете проследить эту песню, через блюз, через R&B, и найти ее влияние практически в каждой записи, сделанной афро-американцем или тем, кто когда-либо слушал афро-американскую музыку. Если бы Дорси записал только эту пластинку, то и в этом бы случае он остался одной из самых важных фигур в истории музыки.

Но где-то около 1930 года Томас А. Дорси начал писать музыку в совершенно новом стиле. Темы и некоторые мелодии традиционных христианских гимнов сочетались в ней с модным тогда блюзом и джазовой музыкой. Если и можно говорить об одном человеке, как создателе целого музыкального жанра, то это именно тот редкий случай. Госпел, как мы его знаем, был изобретен, в основном, Томасом А. Дорси. Конечно, и до него разные музыканты исполняли евангельские песни, но их стиль сильно отличался от всего того, что мы сейчас воспринимаем как госпел. Дорси был тем, кто собрал все популярные музыкальные идиомы и, «пропустив их через себя», превратил их в нечто, что вдохновляло и до сих пор продолжает вдохновлять популярную музыку.

Томас А. Дорси безумно страдал, буквально «разрываясь» между своей верой в Бога и работой в качестве блюзового музыканта. С музыкантом случилось несколько нервных срывов. В какой-то момент, оказавшись на сцене с Ма Рейни, он не смог заставить себя играть на пианино. Некоторое время Дорси пытался делать параллельную карьеру, но в конце концов решил посвятить себя исключительно религиозной музыке, написав одни из самых известных песен-госпел всех времен «Peace in the Valley» и «Take My Hand, Precious Lord».

Sister Rosetta Tharpe – «Take My Hand Precious Lord» («Возьми меня за руку, Господи»).

Эту песню Томас А. Дорси написал в 1932 году, после того как его жена погибла при родах, а его новорожденный сын умер через пару дней. Он чувствовал огромное горе, которое большинство из нас не может себе представить. Невыносимая боль музыканта чудесным образом превратилась в такую красоту, как эта песня. Это не бесхитростная, «примитивная» музыка и не какой-то вид народного искусства. Всё это создал один человек, который произвел революцию в музыке, написав о своем личном горе, и создал что-то особенное, ставшее великим искусством.

Записала же эту песню сестра Розетта Тарп, которая была одной из величайших певиц своего поколения и одной из великих гитаристок всех времен. Она, как и Томас А. Дорси создавала свою собственную музыку. И её музыка не была остатком чего-то, что позже перерастет в свинг, как думал Джон Хаммонд, а была такой же современной и передовой, как и все, что было сделано в 1930-40-х годах. Творчество сестры Розетты Тарп значит для мировой музыки, в конечном итоге, гораздо больше чем творчество многих, современных ей свинг-групп. Очевидно, не следует судить Хаммонда слишком строго. Он был из другого времени. Примитивный.

Сестра Розетта Тарп в студии "Decca Records" (1940-е гг.).

Сестра Розетта Тарп выросла в Церкви Бога во Христе и всю свою жизнь пела для нее. Поскольку многие из моих слушателей, как и я сам, находятся в Европе, то стоит объяснить, что это за церковь, потому что, хотя у нее и есть филиалы за пределами США, именно там она базируется и там находится большая часть ее членов.

Церковь Бога во Христе (Church of God in Christ, COGIC) - это меннонитская пятидесятническая церковь, самая большая пятидесятническая церковь в США и пятая по величине церковь в мире. Пятидесятники верят в Христа несколько иначе, чем большинство других христианских конфессий, и это важно для понимания творчества сестры Розетты Тарп.

 Прежде чем идти дальше, я должен сказать, что я ни в коем случае не специалист по богословию, и то, что я собираюсь сказать, вполне может быть неверной характеристикой. Если вы пятидесятник и не согласны с моей характеристикой вашей религии здесь, я прошу прощения, и если вы дадите мне знать, я, по крайней мере, обновлю примечания к шоу. В любом случае не сочтите это за неуважение.

 В то время как большинство христиан считают, что человечество навечно запятнано первородным грехом, пятидесятники полагают, что для некоторых, искренне верующих людей возможно прощение. Этим людям будут прощены все прошлые грехи, и они станут безгрешными. Для этого вам, в дополнению к обычному у христиан «водному» крещению нужно «креститься Святым Духом». Это заключение основано на Деяниях Апостолов, в частности на Деяниях 2: 4, где описывается, как в день Пятидесятницы (седьмое воскресенье после Пасхи) сошел на апостолов Святой Дух и «исполнились все Духа Святого и начали говорить на других языках, получив этот дар от Духа».

 В отличие от многих протестантских деноминаций, которые придерживаются кальвинистских убеждений, что только Бог может знать, кто попадет в рай или в ад, и что ничто из того, что вы делаете, не может повлиять на ваши шансы, большинство пятидесятников считают, что вы определенно можете знать куда попадете после смерти. Вы попадете на Небеса, если будете освящены Святым Духом, и «точка».

 По крайней мере, вы можете быть в этом уверены, пока продолжаете придерживаться того, что называется «внешней святостью», и поэтому нужно одеваться консервативно, избегать ругани, пить, играть в азартные игры, курить, танцевать с мирскими намерениями или пользоваться макияжем. Если вы будете соблюдать эти правила, после того как дух войдет в вас, то останетесь святыми и свободными от искушений. Если вы этого не сделаете, то дьявол рано или поздно вас достанет. Для пятидесятников рай и ад – объективная реальность. И страх вечного наказания за земные грехи реально страшил многих из них.

Но пятидесятничество - это не только страх перед наказанием, избежать которого можно праведной жизнью, это также чувство восторга и радости, когда на вас нисходит святой дух. Во многих общинах пятидесятников, особенно на юге США, существует культура абсолютно дикой, безудержной и страстной музыки, приводящей людей в состояние полного экстаза. Неудивительно, что многие из первых рокеров принадлежали к этой церкви. И самой известной и талантливой из них была сестра Розетта Тарп.

Сестра Розетта Тарп со своими поклонниками (1947 г.).

В начале своей карьеры сестра Розетта немногим отличалась от других госпел-исполнителей. Она очень редко играла светскую музыку, но, тем не менее, ее не считают, подобно Махалии Джексон или Томасу А. Дорси, частью евангельской сцены. Когда первый брак сестры Розетты - с проповедником-евангелистом, который, очевидно, оскорбил ее - распался, она переехала в Нью-Йорк и там начала играть для публики, которая сильно отличалась от привычных для певицы церковных прихожан. В то время когда такие артисты, как Махалия Джексон, играли для своей паствы, сестра Розетта Тарп несла Евангелие грешникам. На протяжении всей своей карьеры она играла в ночных клубах и театрах аудитории, которая танцевала, даже когда Тарп пела о святости.

Сестра Розетта выступала в легендарном «Cotton Club» в последние дни его существования. До 1936 года клуб находился в Гарлеме, но после беспорядков переместился в более респектабельный район на Бродвее. В 1920-х и начале 1930-х годов «Cotton Club» был местом постоянных выступлений таких звезд джаза, как Дюк Эллингтон и Кэб Кэллоуэй, хотя к тому времени, когда в клубе начала играть сестра Розетта Тарп там, регулярно выступал только Кэллоуэй. Тем не менее, это было место, которое стоило посетить - по крайней мере, если ты белый. «Cotton Club» был строго разграничен - на сцене только черные, а в зале - только белые. Над чернокожими артистами, подыгрывая расовым стереотипам, обязательно нужно было посмеиваться, по крайней мере, над танцовщицами. Даже Дюк Эллингтон, самый известный в то время джазмен Соединенных Штатов, был представлен как «музыкант из джунглей». Само название заведения - «Cotton Club» - ассоциировалось с рабством и сбором хлопка. Общее ощущение расовой дискриминации, витавшее в клубе,  подчеркивалось тем фактом, что на его стенах висели фотографии известных белых артистов в черном гриме шоу менестрелей.

"Cotton Club" в Гарлеме, Нью-Йорк (1930-е гг.).

Поэтому неудивительно, что концерты, которые сестра Розетта Тарп давала в «Cotton Club», сильно отличались от её выступлений перед церковными прихожанами. Обычно она играла одну и ту же музыку. На протяжении всей своей карьеры Розетта Тарп придерживалась довольно небольшого репертуара, перезаписывая по мере своего развития как артистки старый материал в новых аранжировках и с новыми акцентами. Но в «Cotton Club»  актриса сделала из своего выступления пародию на церковное богослужение, издеваясь над религией на которой выросла.

Изначально сестру Розетту Тарп взяли в «Cotton Club» на двухнедельный договор. Певица думала, что менеджер пошутил, когда предложил ей 500 долларов в неделю. Розетта не поверила, что сможет зарабатывать столько денег – ведь ее роль заключалась в заполнении пауз между выступлениями звезд. Но вскоре Тарп сама стала звездой и подписала контракт с «Decca Records» на запись пластинок.

Первой записью сестры Розетты Тарп, конечно же, стала песня Томаса А. Дорси, первоначально называвшаяся «Hide Me in Thy Bosom», но получившая новое название «Rock Me». Аранжировка версии Тарп в основном соответствует оригиналу Дорси, за одним важным исключением - там, где он писал «пение», Тарп пела «свинг».

Sister Rosetta Tharpe – «Rock Me» (1938).

На концертах «From Spirituals To Swing» Тарп исполнила «Rock Me» и «That's All» при поддержке Альберта Аммонса, одного из основоположников стиля буги-вуги. В записи этого концерта мы лучше, чем в студийной записи, можем услышать и оценить всю мощь выступления сестры Розетты. Качество звука этой записи, конечно, невысокое, но энтузиазм в этом исполнении слышится отчетливо.

Sister Rosetta Tharpe & Albert Ammons – «That's All» (live 1938).

Выступления сестры Розетты Тарп в «Cotton Club» имели настолько большой резонанс, что ей уделил своё внимание влиятельный нью-йоркский еженедельник  «Time», заметив что певица «свингует одни и те же песни в церкви и ночном клубе». Когда «Cotton Club» закрылся, Тарп перешла в «Cafe Society» Джона Хаммонда, место, которое подходило ей больше.

В «Cafe Society» сестру Розетту Тарп пригласил в свой оркестр бэнд-лидер Лаки Миллиндер, с которым певица уже сотрудничала на сессиях «Decca Records». У разных людей разные представления о том, как эти двое начали работать вместе - Мо Гейл, менеджер Миллиндера, утверждал, что это была его идея, и что он увидел в Розетте новую Эллу Фицджеральд, а пианист Билл Доггетт утверждал, что привлечь Тарп была идея самого Миллиндера, а не Гейла.

Лаки Миллиндер (1910 - 1966 гг.).

В любом случае, поначалу комбинация сработала достаточно хорошо, поскольку Тарп пришлось петь те же песни, что и раньше - ее репертуар в стиле госпел, - но при поддержке большого оркестра. Она также перешла с акустической на электрогитару. Ремейк «Rock Me» с группой Миллиндера 1941 года показывает, насколько всего за три года улучшился артистизм сестры Розетты:

Lucky Millinder/Sister Rosetta Tharpe – «Rock Me» (1941).

С этой записью она изобрела гитарный стиль, который Ти-Боун Уокер, Би Би Кинг и другие адаптировали для себя. Именно так сейчас играют электроблюз, но до Розетты Тарп так не играл никто.

После того, как певица присоединилась к группе Миллиндера, они переехали в «Savoy Ballroom» и стали одной из самых популярных танцевальных групп в Нью-Йорке. Вскоре «Savoy» закрыли - якобы из-за проституции, но, скорее всего, потому, что белым женщинам там позволялось танцевать с черными мужчинами, а город Нью-Йорк этого не мог позволить. Хотя, как вспоминал афроамериканский духовный лидер и борец за права чернокожих Малкольм Икс, никто белых женщин туда особенно и не звал.

Однако репертуар оркестра Лаки Миллиндера не нравился Розетте Тарп. Ей все чаще приходилось петь светские песни, а она совсем не хотела делать это.  Розетте не нравились совсем непохожие на госпел-музыку песни такие, например, как «Tall Skinny Papa».  Но Миллиндер, идя навстречу запросам слушателей, требовал от певицы именно этого.

Sister Rosetta Tharpe • Lucky Millinder & His Orchestra – «I Want A Tall Skinny Papa» (1941).

И маловероятно, что она была в восторге от продолжения, хотя в нем она и не пела.

Lucky Millinder and his Orchestra & Trevor Bacon – «I Want A Big Fat Mama» (1941).

Конечно, в группе с Розеттой Тарп случались и хорошие вещи – там она на всю жизнь подружилась с ее молодым трубачом Диззи Гиллеспи, и ей понравилось турне, в которое оркестр ездил с только начинающей свою творческую карьеру вокальной группой «The Four Ink Spots».

Тем не менее, в 1944 году в самый разгар профсоюзной забастовки музыкантов  сестра Розетта  Тарп покинула Миллиндера и вернулась к сольному исполнению. В сентябре того же года она записала одну из самых важных песен в своей карьере «Strange Things Happening Every Day» с Сэмом Прайсом на фортепиано.

Сэм Прайс не ладил с Тарп. Сначала ему не понравилась идея сочетания госпел-музыки с буги-вуги, а потом, когда результат их совместной работы стал огромным хитом , музыкант возмущался, что получил фиксированную плату. Но, тем не менее, «Strange Things Happening Every Day» открыл новый этап в творчестве сестры Розетты Тарп. Именно эту песню часто называют «первой рок-н-ролльной записью в истории популярной музыки».

Sister Rosetta Tharpe • Sam Price – «Strange Things Happening Every Day» (1944).

Вскоре после этого Розетта Тарп начал работать с другой певицей госпел, Мари Найт. Ее партнерство с Мари Найт оказалось партнерством не только в смысле совместного творчества. Хотя Найт до конца своих дней отрицала какие-либо другие отношения кроме творческого сотрудничества, романтические отношения двух известных певиц были секретом полишинеля в сообществе госпел-музыки, которое относилось к гомосексуализму и бисексуальности гораздо спокойнее, чем остальная часть церкви. Некоторые из друзей Тарп описали ее как тайную лесбиянку, но, учитывая ее многократные браки с мужчинами, более вероятно, что она была «би» - хотя, конечно, мы никогда не узнаем наверняка. Так или иначе, Тарп и Найт долгие годы были успешным дуэтом, их голоса идеально сочетались, чтобы обеспечить неподражаемый вокал в стиле госпел, не похожий ни на что из когда-либо записанного. Они перестали работать вместе в 1950 году, но оставались настолько близкими, что Найт отвечала за похороны Тарп в 1973 году.

Сестра Розетта Тарп и Мари Найт (1940-е гг.).

В то время расовая сегрегация была настолько привычным явлением, что сестра Розетта Тарп вынуждены была купить для гастролей собственный автобус и нанять белого водителя. В глубоко разделенной и расистской стране это давало чернокожей певице ряд преимуществ. Для неё считалось приемлемым заходить в некоторые общественные места, куда вход чернокожим был запрещен. Так как Тарп была с белым мужчиной, то предполагалось, что она спит с ним,  что, в отличие от белой женщины, спящей с черным мужчиной, считалось абсолютно нормальным. Если в городе был ресторан только для белых, а она хотела есть, то Розетта могла послать белого водителя, чтобы забрать еду на вынос. И наконец, если в городе не было гостиницы для чернокожих, она могла спать в автобусе.

Хотя Тарп и Найт вместе сделали много отличных записей, самой важной записью Тарп этого периода её творчества стал ремейк песни 1938 года «This Train», которую певица ещё раз записала с участием Сэма Прайса на фортепиано в 1947 году:

Sister Rosetta Tharpe, Sam Price Trio – «This Train» (1947).

В этой песне излагаются жизненные принципы церкви пятидесятников:

«Этот поезд – «чистый» поезд.

Если хочешь кататься на нем, тебе лучше получить искупление.

Никаких любителей табака или курильщиков сигар.

Никаких кликуш.

Если вы хотите получить искупление, вам нужно жить свято».

В конце 1940-х годов в жанре госпел-музыки не было более влиятельной певицы, чем сестра Розетта Тарп. Она стала первой, кто, играя рок-н-ролл, собирал стадионы. На её третью свадьбу, которая состоялась на стадионе Гриффита в Вашингтоне, пришло 25 000 человек. После церемонии бракосочетания, состоялось евангельское шоу, завершившееся грандиозным фейерверком. Даже сводная сестра Тарп должна была заплатить за билет. Судя по всему, Тарп подписала контракт на свою свадьбу семью месяцами ранее, а только потом стала искать себе мужа.

Запись свадебной церемонии сестры Розетты Тарп (1953 г.).

Популярность сестры Розетты Тарп начала убывать в 1950-х годах. Так было, по крайней мере, в ее родной стране, но певица сохранила своих поклонников в Европе. Есть захватывающие кадры с ее участием в концерте 1964 года, снятые английской телекомпанией «Granada TV» на заброшенной железнодорожной станции Wilbraham Road в Манчестере. Вместе с Тарп в шоу участвовали Мадди Уотерс, Отис Спэн, преподобный Гэри Дэвис, Сонни Терри и Брауни МакГи. Выступление проходило на открытом воздухе перед чрезвычайно серьезной аудиторией молодых белых британцев.

Sister Rosetta Tharpe – «Didn't It Rain?» (Отрывок из выступления на Wilbraham Road, 1964)

К тому времени сестра Розетта Тарп стала известна, прежде всего, как блюзовая исполнительница, хотя она по-прежнему пела то же, что и всегда. Творчество Розетты Тарп оказало определяющее влияние на блюз, R&B и рок-н-ролл, о чем многие даже не подозревали. И хотя знаменитая «This Train» была написана не сестрой Тарп (история песни восходит к 1920-м годам), но именно версия Розетты и ее запись вдохновила Вилли Диксона на создание одной из самых известных блюзовых песен всех времен:

Little Walter – «My Babe».

Действительно, всего через несколько месяцев после выступления сестры Розетты Тарп в Великобритании, «Gerry and the Pacemakers», одна из крупнейших Merseybeat групп, записывали свою собственную версию «My Babe». «Gerry and the Pacemakers» были во многих отношениях далеки от музыки госпел, и все же между ними существует более тесная связь, чем вы думаете.

Gerry & The Pacemakers – «My Babe».

Сестра Розетта Тарп умерла от инсульта в 1973 году, так и не получив заслуженного признания. Она попала в Зал славы рок-музыки только в 2017 году. Но если вам нравиться рок-гитара, вы должны быть благодарны, прежде всего, Розетте Тарп. «Кричи, сестра, кричи!».

Vol.4

1. Tampa Red and Georgia Tom (Thomas A. Dorsey) – «It's tight like that» .mp3

2. Sister Rosetta Tharpe - Take My Hand, Precious Lord.mp3

3. Sister Rosetta Tharpe - Take My Hand, Precious Lord #2.mp3

4. Sister Rosetta Tharpe - Rock Me.mp3

5. Sister Rosetta Tharpe - That's All (Live at AFRS).mp3

6. Sister Rosetta Tharpe - Rock Me.mp3

7. Lucky Millinder Orch Rosetta Tharpe - I Want A Tall Skinny Papa.mp3

8. Lucky Millinder - I Want A Big Fat Mama.mp3

9. Sister Rosetta Tharpe - Strange Things Happening Every Day.mp3

10. Sister Rosetta Tharpe - This Train.mp3

11. Sister Rosetta Tharpe - This Train(Live with The Tympany Five).mp3

12. Sister Rosetta Tharpe and Marie Knight - Didn't It Rain.mp3

13. Sister Rosetta Tharpe - Didn't It Rain (Solo Performance).mp3

14. Little Walter - My Babe.mp3

15. Gerry & The Pacemakers - My Babe.mp3


Скачать:

https://yadi.sk/d/SYz0mjEwAaPhhQ

Комментариев нет:

Отправить комментарий