вторник, 27 октября 2020 г.

«Регтайм для одиннадцати инструментов» Игоря Стравинского (1918 год).


«Регтайм для одиннадцати инструментов», «Фортепианная рег-музыка», «Солдатская сказка» - все эти произведения Игоря Стравинского датируются примерно одним и тем же временем (1918-1919 гг.), что говорит о возросшем интересе композитора к модным музыкальным направлениям и, в частности, к джазу.

Игорь Федорович Стравинский (1882 - 1971 гг.).

Танцевальная пьеса «Регтайм для одиннадцати инструментов» является продолжением темы, впервые затронутой композиторов в «Солдатской сказке». Но если в «Сказке» элементы рэгтайма не предлагали новую эстетику и говорили, скорее, о некотором отходе Стравинского от русской оркестровой традиции, то «Регтайм» представляет собой совсем иное понятие, ориентированное на американскую популярную музыку. В «Регтайме для одиннадцати инструментов» композитор использует американский жанр как основу для создания неповторимой и причудливой музыки. По словам Ричарда Тарускина для создания уникального музыкального текста в этом произведении Стравинский заимствует клише Скотта Джоплина, которое адаптировано не только к композициям американского композитора, но и к стилистическим особенностям традиционного рэгтайма. Барбара Хейман в своей книге «Стравинский и рэгтайм» утверждает, что по сравнению с регтаймом «Солдатской сказки» и «Фортепианной рег-музыки», «Регтайм для одиннадцати инструментов» кажется наиболее близким по духу к классическому регтайму, особенно в том, что касается его «танцевальности». Это заметно и в выборе композитором инструментария, который соответствует жанру регтайма больше, чем использованный в «Солдатской сказке», где применялись нехарактерные для регтайма инструменты, такие как фагот. «Рэгтайм» был написан для малого камерного оркестра из 11 инструментов: флейты, кларнета, двух рожков, тромбона, бас-барабана, малого барабана, бокового барабана, цимбал, цимбалома, двух скрипок, альта и контрабаса. Стравинский познакомился с цимбаломом в 1915 году и стремился использовать его по возможности. Как и в своем камерном балете «Ренарда», цимбалом принимает на себя значительную, почти сольную партию в «Рэгтайме».

«Регтайм для одиннадцати инструментов» записанный 13 июля 1934 г. в Париже. Дирижер – Игорь Стравинский, партию на цимбаломе исполняет Аладар Рац (Aladár Rácz).

Работа над произведением была завершена утром 10 ноября 1918 года - за день до того, как Германия капитулировала в Первой мировой войне - и стала важной вехой в творчестве композитора, впервые заимствовавшего элементы американской популярной музыки.

«Регтайм для одиннадцати инструментов» в исполнении оркестра «The IPFW Faculty and Friends» 7 ноября 2013 г.

Премьера «Регтайма для одиннадцати инструментов» состоялась 8 ноября 1919 года в Лозанне в фортепианной версии, а затем 27 апреля 1920 года в Лондоне в ансамблевой версии. Стравинский также создал и фортепианное переложение произведения. С помощью швейцарского поэта Блэза Кендрарса пьеса была опубликована издательствами «Editions de La Sirène» и «Chester Publishing» в 1920 году, став популярной среди пианистов и камерных ансамблей. В хореографии «Рэгтайм» был поставлен в 1922 и 1960 годах, сначала как дивертисмент, а затем как дуэт.

Комментариев нет:

Отправить комментарий