«Регтайм для одиннадцати инструментов», «Фортепианная рег-музыка», «Солдатская сказка» - все эти произведения Игоря Стравинского датируются примерно одним и тем же временем (1918-1919 гг.), что говорит о возросшем интересе композитора к модным музыкальным направлениям и, в частности, к джазу.
Танцевальная
пьеса «Регтайм для одиннадцати инструментов» является продолжением темы,
впервые затронутой композиторов в «Солдатской сказке». Но если в «Сказке»
элементы рэгтайма не предлагали новую эстетику и говорили, скорее, о некотором
отходе Стравинского от русской оркестровой традиции, то «Регтайм» представляет
собой совсем иное понятие, ориентированное на американскую популярную музыку. В
«Регтайме для одиннадцати инструментов» композитор использует американский жанр
как основу для создания неповторимой и причудливой музыки. По словам Ричарда Тарускина
для создания уникального музыкального текста в этом произведении Стравинский заимствует
клише Скотта Джоплина, которое адаптировано не только к композициям американского
композитора, но и к стилистическим особенностям традиционного рэгтайма. Барбара
Хейман в своей книге «Стравинский и рэгтайм» утверждает, что по сравнению с
регтаймом «Солдатской сказки» и «Фортепианной рег-музыки», «Регтайм для
одиннадцати инструментов» кажется наиболее близким по духу к классическому
регтайму, особенно в том, что касается его «танцевальности». Это заметно и в
выборе композитором инструментария, который соответствует жанру регтайма
больше, чем использованный в «Солдатской сказке», где применялись нехарактерные
для регтайма инструменты, такие как фагот. «Рэгтайм» был написан для малого
камерного оркестра из 11 инструментов: флейты, кларнета, двух рожков, тромбона,
бас-барабана, малого барабана, бокового барабана, цимбал, цимбалома, двух
скрипок, альта и контрабаса. Стравинский познакомился с цимбаломом в 1915 году
и стремился использовать его по возможности. Как и в своем камерном балете «Ренарда»,
цимбалом принимает на себя значительную, почти сольную партию в «Рэгтайме».
Работа над
произведением была завершена утром 10 ноября 1918 года - за день до того, как
Германия капитулировала в Первой мировой войне - и стала важной вехой в творчестве
композитора, впервые заимствовавшего элементы американской популярной музыки.
Премьера «Регтайма
для одиннадцати инструментов» состоялась 8 ноября 1919 года в Лозанне в
фортепианной версии, а затем 27 апреля 1920 года в Лондоне в ансамблевой версии.
Стравинский также создал и фортепианное переложение произведения. С помощью швейцарского
поэта Блэза Кендрарса пьеса была опубликована издательствами «Editions de La
Sirène» и «Chester Publishing» в 1920 году, став популярной среди пианистов и
камерных ансамблей. В хореографии «Рэгтайм» был поставлен в 1922 и 1960 годах,
сначала как дивертисмент, а затем как дуэт.
Комментариев нет:
Отправить комментарий