пятница, 6 декабря 2019 г.

Что слушали в Российской Империи в 1902 году (часть 3).

Топ 15 русских песен 1902 года (№№ 11 - 15).

№11. «Ночевала тучка золотая» -  романс русского композитора Александра Сергеевича Даргомыжского, чьё творчество оказало существенное влияние на развитие русского музыкального искусства XIX века. Один из наиболее заметных композиторов периода между творчеством Михаила Глинки и «Могучей кучки», Даргомыжский считается основоположником реалистического направления в русской музыке, последователями которого явились многие композиторы последующих поколений. Стихи – великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.
«Ночевала тучка золотая» -  вокальный ансамбль «Tempus mecum».
Ночевала тучка золотая
На груди утеса великана.
Утром в путь она умчалась рано
по лазури весело играя.

Но остался влажный след
В морщине старого утеса.
Одиноко он стоит,
Задумался глубоко.
И тихонько плачет он в пустыне

Романс был впервые записан на пластинку в 1902 году в исполнении солистки Мариинского театра, меццо-сопрано Антонины Ивановны Паниной (Нины Панафутиной), оперного и камерного тенора Гавриила Алексеевича Морского и оперного баса Константина Терентьевича Серебрякова.

12. «Ночь тепла и волшебная светит луна» - романс российской оперной певицы (колоратурное сопрано) Александры Дормидонтовны Кочетовой на стихи поэтессы Марии Августовны Давидовой.
Александра Дормидонтовна Кочетова-Александрова училась пению в Берлине у знаменитого немецкого педагога  и музыковеда Г.В.Тешнера. В 1853 году, после смерти отца, вернулась в Санкт-Петербург, где, благодаря А. Г. Рубинштейну, вскоре стала придворной певицей великой княгини Елены Павловны. Обладая выдающимся по красоте драматическим сопрано, редкой музыкальностью и приятной внешностью, она имела огромный успех среди публики.
Александра Дормидонтовна Кочетова-Александрова (1833 – 1902 гг.).
С момента основания Московской консерватории в 1865 году, в течение тринадцати лет она была в ней профессором пения, после чего посвятила себя частной преподавательской деятельности. В числе её учеников были такие звезды русской оперной сцены XIX века, как Корякин, Додонов, Хохлов, Святловская, Левицкая, Ростовцева, Слатина, Кадмина и Книппер.
Мария Августовна Давидова - первая русская писательница, написавшая биографические  очерки о Моцарте, Шумане и Мейербере для библиотеки ЖЗЛ Ф.Павленкова, основанной в 1890 году. В 1899 издала в Петербурге сборник «Стихотворения» (именно под фамилией «Давидова»). Известны ее переводы из Сюлли-Прюдома, Верлена, Нибора, Гейне, Ленау, Шерера, Шёнайх-Каролата.

Ночь тепла, и волшебная светит луна,
Выйдем в сад - так не хочется спать!
Эта чудная ночь для того создана,
Чтоб любить и мечтать.

Все угасли огни!...
Что томилося днем, убаюкано ночью и спит.
И не спит лишь любовь, 
Но горячим огнем все ярче, ярче горит.

Отгони все дневные сомнения прочь
и не бойся меня целовать:
Нам дана эта чудная, теплая ночь, чтоб любить и мечтать! 
Нам дана эта чудная, теплая ночь, чтоб любить и мечтать! 

Романс был записан в 1902 году русским оперным и камерным певцом (лирическим баритоном) Оскаром Исаевичем Камионским. 
Камионский Оскар Исаевич (1869-1917 гг.).
Камионский, как написано в Большой биографической энциклопедии,  «обладал небольшим по силе голосом красивого тембра и широкого диапазона. Исполнение отличалось тончайшей музыкальной фразировкой, благородством и изяществом. Владел искусством бельканто и Mezza voce. Уделял большое внимание внешней фактуре образа (грим, костюм, мимика). Репертуар был обширным и разнообразным; особенно певцу удавались партии из итальянской оперной классики (критики называли Камионского  «русским Баттистини»)». 
Театральная энциклопедия отмечает: «Камионский пользовался широкой популярностью. Он обладал хорошей вокальной школой, голосом широкого диапазона, красивого тембра. Певец исполнял как лирический, так и драматический репертуар, особенный успех имел в партиях, требующих искусства бель канто и мецца воче».

№13. «Ах ты, ноченька…» - русская народная песня.
«Ах ты, ноченька…» - Фёдор Шаляпин (1928). 
Ах, ты, ноченька, ночка тёмная, 
Ночка тёмная, да ночь осенняя.
 C кем я ноченьку, c кем осеннюю, 
С кем дождливую, ой, коротать буду.

Нет ни батюшки, нет ни матушки, 
Только есть, ой, есть одна, одна зазнобушка. 
Ой, только есть, ой, есть одна зазнобушка, 
Да и та со мной, ой, не в любви живёт.
Первым записал песню на пластинку Федор Иванович Шаляпин в 1902 году.


№14. «Все говорят» (Ф. К. Садовский – В. Павлов)
«Все говорят» - Анастасия Вяльцева (1903).
Все говорят, что я ветрена бываю,
Все говорят, что я многих люблю!
Ах, почему же я всех забываю,
А одного я забыть не могу?

Многих любила, всех я позабыла,
Лишь одного разлюбить не могу!
Ах, почему же я всех забываю,
И лишь его я забыть не могу?

Не отравляйте душу мне больную,
Не вспоминайте о нём, вас молю!
Лучше в могилу кладите живую,
Но не скажу вам, кого я люблю. 


№15. «Вниз по Волге-реке» - стилизация под русскую народную песню - народная обработка песни из произведения русского драматурга и театрального деятеля Александра Александровича Шаховского «Двумужница или Волжские разбойники» (1832). За свою жизнь Шаховской написал более ста произведений (комедии, водевили, дивертисменты, оперы и прочее). По словам советского музыковеда А.А. Гозенпуда, «заслуга Шаховского состояла в том, что он сумел, снова сообщив русской комедии значительность проблематики, выдвинуть этот жанр на первое место». Пушкин писал о нём в «Евгении Онегине»: 

Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой.
Автор музыки русский композитор, певец и музыкальный критик Александр Егорович Варламов. В историю русской музыки Варламов вошёл как автор романсов и песен, создав около 200 произведений. Основными жанрами для композитора были «русская песня» и лирический романс. Известные романсы: «Красный сарафан», «Оседлаю коня», «Соловушко», «На заре ты ее не буди», «Белеет парус одинокий», «Поэт».
«Вниз по Волге-реке» - Сергей Лемешев.
 Вниз по Волге-реке,
С Нижня-Новгорода,
Снаряжен стружок,
 Как стрела, летит.

 Как на том на стружке
 На снаряженном 
Удалых гребцов
Сорок два сидят.

Как один-то из них, 
Добрый молодец 
Призадумался,
Пригорюнился. 

«Ах, о чем же ты,
Добрый молодец,
Призадумался,
Пригорюнился?» 

«Я задумался,
 Пригорюнился
Об одной душе,
Красной девице.

Эх вы, братцы мои, 
Вы товарищи, 
Сослужите вы мне
Службу верную.

Киньте, бросьте меня 
В Волгу-матушку, 
Утоплю я в ней
Грусть-тоску мою.

Лучше быть мне в реке
Утопимому,
Чем на свете жить
Нелюбимому».
Песня «Вниз по Волге-реке» была впервые записана на пластинку в 1902 году в исполнении мужского хора под управлением А.А. Архангельского.

При написании поста использованы материалы сайтов Russian Records.com и Стихи.ру (страничка Константина Николаева).

Комментариев нет:

Отправить комментарий