Топ 15 русских песен 1902 года (№№ 11 - 15).
№11. «Ночевала тучка золотая» - романс русского композитора Александра
Сергеевича Даргомыжского, чьё творчество оказало существенное влияние на
развитие русского музыкального искусства XIX века. Один из наиболее заметных
композиторов периода между творчеством Михаила Глинки и «Могучей кучки»,
Даргомыжский считается основоположником реалистического направления в русской
музыке, последователями которого явились многие композиторы последующих
поколений. Стихи – великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.
«Ночевала тучка золотая» - вокальный
ансамбль «Tempus mecum».
Ночевала тучка золотая
На груди утеса великана.
Утром в путь она умчалась рано
по лазури весело играя.
Но остался влажный след
В морщине старого утеса.
Одиноко он стоит,
Задумался глубоко.
И тихонько плачет он в пустыне
Романс был впервые записан на пластинку в 1902 году в
исполнении солистки Мариинского театра, меццо-сопрано Антонины Ивановны Паниной
(Нины Панафутиной), оперного и камерного тенора Гавриила Алексеевича Морского и
оперного баса Константина Терентьевича Серебрякова.
№12. «Ночь тепла и волшебная светит
луна» - романс российской оперной певицы (колоратурное сопрано) Александры
Дормидонтовны Кочетовой на стихи поэтессы Марии Августовны Давидовой.
Александра Дормидонтовна Кочетова-Александрова училась
пению в Берлине у знаменитого немецкого педагога и музыковеда Г.В.Тешнера. В 1853 году, после
смерти отца, вернулась в Санкт-Петербург, где, благодаря А. Г. Рубинштейну,
вскоре стала придворной певицей великой княгини Елены Павловны. Обладая
выдающимся по красоте драматическим сопрано, редкой музыкальностью и приятной
внешностью, она имела огромный успех среди публики.
Александра
Дормидонтовна Кочетова-Александрова (1833 – 1902 гг.).
С момента основания Московской консерватории в 1865
году, в течение тринадцати лет она была в ней профессором пения, после чего
посвятила себя частной преподавательской деятельности. В числе её учеников были
такие звезды русской оперной сцены XIX века, как Корякин, Додонов,
Хохлов, Святловская, Левицкая, Ростовцева, Слатина, Кадмина и Книппер.
Мария Августовна Давидова - первая русская писательница,
написавшая биографические очерки о
Моцарте, Шумане и Мейербере для библиотеки ЖЗЛ Ф.Павленкова, основанной в 1890
году. В 1899 издала в Петербурге сборник «Стихотворения» (именно под фамилией
«Давидова»). Известны ее переводы из Сюлли-Прюдома, Верлена, Нибора, Гейне,
Ленау, Шерера, Шёнайх-Каролата.
Ночь тепла, и волшебная светит луна,
Выйдем в сад - так не хочется спать!
Эта чудная ночь для того создана,
Чтоб любить и мечтать.
Все угасли огни!...
Что томилося днем, убаюкано ночью и спит.
И не спит лишь любовь,
Но горячим огнем все ярче, ярче горит.
Отгони все дневные сомнения прочь
и не бойся меня целовать:
Нам дана эта чудная, теплая ночь, чтоб любить и мечтать!
Нам дана эта чудная, теплая ночь, чтоб любить и мечтать!
Романс был записан в 1902 году русским оперным и
камерным певцом (лирическим баритоном) Оскаром Исаевичем Камионским.
Камионский
Оскар Исаевич (1869-1917 гг.).
Камионский, как написано в Большой биографической энциклопедии, «обладал небольшим по силе голосом красивого
тембра и широкого диапазона. Исполнение отличалось тончайшей музыкальной
фразировкой, благородством и изяществом. Владел искусством бельканто и Mezza
voce. Уделял большое внимание внешней фактуре образа (грим, костюм, мимика).
Репертуар был обширным и разнообразным; особенно певцу удавались партии из
итальянской оперной классики (критики называли Камионского «русским Баттистини»)».
Театральная энциклопедия отмечает: «Камионский
пользовался широкой популярностью. Он обладал хорошей вокальной школой, голосом
широкого диапазона, красивого тембра. Певец исполнял как лирический, так и
драматический репертуар, особенный успех имел в партиях, требующих искусства
бель канто и мецца воче».
№13. «Ах ты,
ноченька…» - русская народная песня.
«Ах ты,
ноченька…» - Фёдор Шаляпин (1928).
Ах, ты,
ноченька, ночка тёмная,
Ночка
тёмная, да ночь осенняя.
C кем я ноченьку, c кем осеннюю,
С кем
дождливую, ой, коротать буду.
Нет ни
батюшки, нет ни матушки,
Только
есть, ой, есть одна, одна зазнобушка.
Ой,
только есть, ой, есть одна зазнобушка,
Да и та
со мной, ой, не в любви живёт.
Первым
записал песню на пластинку Федор Иванович Шаляпин в 1902 году.
№14. «Все говорят»
(Ф. К. Садовский – В. Павлов)
«Все говорят» - Анастасия
Вяльцева (1903).
Все
говорят, что я ветрена бываю,
Все
говорят, что я многих люблю!
Ах,
почему же я всех забываю,
А
одного я забыть не могу?
Многих
любила, всех я позабыла,
Лишь
одного разлюбить не могу!
Ах,
почему же я всех забываю,
И лишь
его я забыть не могу?
Не
отравляйте душу мне больную,
Не
вспоминайте о нём, вас молю!
Лучше в
могилу кладите живую,
Но не
скажу вам, кого я люблю.
№15. «Вниз по
Волге-реке» - стилизация
под русскую народную песню - народная обработка песни из произведения русского
драматурга и театрального деятеля Александра Александровича Шаховского
«Двумужница или Волжские разбойники» (1832). За свою жизнь Шаховской написал
более ста произведений (комедии, водевили, дивертисменты, оперы и прочее). По
словам советского музыковеда А.А. Гозенпуда, «заслуга Шаховского состояла в
том, что он сумел, снова сообщив русской комедии значительность проблематики,
выдвинуть этот жанр на первое место». Пушкин писал о нём в «Евгении Онегине»:
Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой.
Автор музыки русский композитор, певец и
музыкальный критик Александр Егорович Варламов. В историю русской музыки Варламов
вошёл как автор романсов и песен, создав около 200 произведений. Основными
жанрами для композитора были «русская песня» и лирический романс. Известные
романсы: «Красный сарафан», «Оседлаю коня», «Соловушко», «На заре ты ее не
буди», «Белеет парус одинокий», «Поэт».
«Вниз по
Волге-реке» - Сергей Лемешев.
Вниз
по Волге-реке,
С Нижня-Новгорода,
Снаряжен стружок,
Как стрела, летит.
Как на том на стружке
На снаряженном
Удалых гребцов
Сорок два сидят.
Как один-то из них,
Добрый молодец
Призадумался,
«Ах, о чем же ты,
Пригорюнился.
Добрый молодец,
Призадумался,
«Я задумался,
Пригорюнился?»
Пригорюнился
Об одной душе,
Красной девице.
Эх вы, братцы мои,
Вы товарищи,
Сослужите вы мне
Службу верную.
Киньте, бросьте меня
В Волгу-матушку,
Утоплю я в ней
Грусть-тоску мою.
Лучше быть мне в реке
Утопимому,
Чем на свете жить
Чем на свете жить
Нелюбимому».
Песня «Вниз по Волге-реке» была впервые записана на
пластинку в 1902 году в исполнении мужского хора под управлением А.А.
Архангельского.
При написании поста использованы
материалы сайтов Russian Records.com и Стихи.ру (страничка Константина
Николаева).
Комментариев нет:
Отправить комментарий