вторник, 10 июня 2025 г.

500 величайших альбомов всех времен. Led Zeppelin – «Physical Graffiti» (1975).

Led Zeppelin

500 величайших альбомов всех времен.

1001 альбом, которые надо послушать, прежде чемумрешь.

Хард-рок

Хэви-метал

Physical Graffiti — шестой студийный альбом английской рок-группы Led Zeppelin, выпущенный в виде двойного альбома 24 февраля 1975 года в США и 28 февраля того же года в Великобритании. Этот альбом стал первым, выпущенным на новом звукозаписывающем лейбле Swan Song Records, созданном самой группой Led Zeppelin. Альбом несколько раз переиздавался на CD, включая обширное издание, посвящённое 40-летию группы, в 2015 году. Это издание имеет семь бонус-треков общей продолжительностью более сорока минут.

Led Zeppelin - Kashmir (Official Audio)

Physical Graffiti достиг значительного коммерческого успеха, занял первое место в чартах альбомов Великобритании и третье место в США. Большинство музыкальных критиков высоко оценили альбом сразу же после выхода, а также в ретроспективе. В марте 1975 года обозреватель журнала Billboard охарактеризовал его как «тур, проходящий через ряд музыкальных стилей, от чистого рока до блюза, от фолк-акустики до оркестровых звуков». Джим Миллер написал в журнале Rolling Stone, что этот альбом является «Tommy, Beggars Banquet и Sgt. Pepper, объединёнными в одно целое». В своей ретроспективной рецензии на Allmusic музыкальный критик Стивен Эрлевайн написал, что Physical Graffiti «передаёт весь опыт Led Zeppelin на пике их игры лучше, чем любой другой из их альбомов».

В 2002 году Physical Graffiti занял 5-ю позицию в рейтинге «100 лучших рок-альбомов всех времён» по версии журнала Classic Rock. В 2003 году журнал Rolling Stone поставил его на 70-е место в списке «500 величайших альбомов всех времён». Он был переоценен на 73-е место в пересмотренном списке 2012 года, и занял 144 место в 2020 году.

В 2006 году альбом был сертифицирован Американской ассоциацией звукозаписывающей индустрии (RIAA) как 16-кратно платиновый в США, что означает продажу более восьми миллионов копий.

Запись альбома началась в ноябре 1973 года в имении Headley Grange (где писались Led Zeppelin III и IV) на мобильной студии басиста группы The Faces Ронни Лейна. Однако сессии пришлось неожиданно свернуть, а оставшееся студийное время отдали группе Bad Company, которая использовала его, чтобы записать свой дебютный одноименный альбом. Что же случилось с Led Zeppelin?

Позже, в интервью гитарист и продюсер альбома Джимми Пейдж таким образом объяснил внезапное прекращение записи: "Запись альбома заняла так много времени, потому что Джон Пол Джонс был не в форме, и нам пришлось отменить студийное время... Понадобилось три месяца, чтобы исправить ситуацию."

Биограф Led Zeppelin Дэйв Льюис пишет: "Позже выяснилось, что Джонс в то время собрался покинуть группу, чтобы устроиться хормейстером в Винчестерский собор. Питер Грант объяснил состояние Джонса переутомлением от бесконечных гастролей и предложил ему отдохнуть от Led Zeppelin несколько недель. Джонс пришел в себя, и после Рождественских каникул сессии в Headley Grange возобновились."

Led Zeppelin – «Boogie With Stu»

Вернувшись в студию, группа поработала очень плодотворно, так что в январе-феврале 1974 года, с помощью звукоинженера Рона Невисона, было записано 8 песен. По своей длительности они превышали размер пластинки. Тогда было решено делать двойной альбом, для чего привлекли песни, записывавшиеся раньше, но не вошедшие в предыдущие альбомы. Например, инструментальная пьеса "Bron-Yr-Aur" записывалась еще в июле 1970 в лондонской Island Studios для альбома Led Zeppelin III. Ее назвали в честь деревушки Bron-Yr-Aur в Уэльсе, где группа жила, записывая свой третий альбом.

Led Zeppelin - Night Flight (Official Audio)

"Night Flight" и "Boogie with Stu" были записаны в Headley Grange, а "Down by the Seaside" - в Island Studios для альбома Led Zeppelin IV. "The Rover" и "Black Country Woman" были записаны в мае 1972 на Rolling Stones Mobile Studio во время сессии Houses of the Holy. Тогда же, только в лондонской Olympic Studios была записана одноименная с альбомом вещь - "Houses of the Holy", но так и не вошедшая в него.

На прежние записи были сделаны некоторые наложения, окончательное сведение сделал Кит Харвуд в октябре 1974 в лондонской Olympic Studios. Название Physical Graffiti придумал Пейдж, иллюстрируя им физическую и творческую энергию, которая понадобилась для создания этого грандиозного альбома.

Альбом Physical Graffiti, благодаря своему двойному формату, ярко представил широкий диапазон творческих возможностей Led Zeppelin, не ограничивавших себя никакими стилевыми рамками. Альбом показал во всем великолепии зрелую группу, способную одинаково интересно исполнять хард-рок ("The Rover", "The Wanton Song", "Sick Again". "Houses of the Holy"), оркестровый рок с элементами этнической музыки ("Kashmir"), драйвовый фанк ("Trampled Under Foot"), акустический рок-н-ролл ("Boogie With Stu", "Black Country Woman"), любовные баллады ("Ten Years Gone"), блюз-рок ("In My Time of Dying") и акустические инструментальные пьесы ("Bron-Yr-Aur").

Led Zeppelin - In My Time of Dying (Official Audio)

Physical Graffiti содержит самую длинную и самую короткую композиции Led Zeppelin. Самая длинная - "In My Time of Dying" продолжительностью 11 минут 5 секунд. Самая короткая - "Bron-Yr-Aur" - 2 минуты 6 секунд. Physical Graffiti - также единтсвенный альбом группы, где басист-клавишник Джон Пол Джонс играет кроме всего прочего гитарные партии в нескольких вещах.

Led Zeppelin - Bron-Y-Aur Stomp (Official Audio)

Несколько вещей альбома стали неотъемлемыми номерами в концертной программе Led Zeppelin. Особенно "In My Time of Dying", "Trampled Under Foot", "Kashmir", "Ten Years Gone", "Sick Again".

Роберт Плант считает, что Physical Graffiti - самый творческий и наиболее выразительный из всех альбомов Led Zeppelin. Он назвал его своим самым любимым альбомом из всего наследия LZ. Джимми Пейдж тоже назвал Physical Graffiti наивысшим достижением Led Zeppelin.

Обложка представляет собой фотографию типичного нью-йоркского жилого дома с вырезанными окошками, чтобы можно было менять в них изображение. Дизайнер альбома Питер Корристон очень долго подыскивал подходящее здание, чтобы оно было симметрично, с интересными деталями фасада, не перегораживалось другими объектами и соответствовало квадратной форме обложки.

Led Zeppelin - Sick Again

По его словам: "Мы ходили по Нью-Йорку несколько недель в поисках подходящего здания. У меня была идея сделать обложку в виде дома, где в вырезанных окошках меняются разные жильцы. В эти окошки можно с помощью разных внутренних конвертов вставлять разные лица или титры альбома."

В итоге, за основу обложки были взяты фотографии двух домов по адресу St. Mark's Place 96 и 98. Дома там пятиэтажные, но чтобы вписать их в квадратную форму, пришлось пятый этаж срезать. Эти дома фигурируют на двух внутренних конвертах пластинок. Одна сторона конверта изображает дневное время, а обратная сторона - ночное. Дизайнером и художником внутренних конвертов был Майк Дауд. Позже он получил премию Грэмми за лучший дизайн альбомной обложки.

Led Zeppelin – «Trampled Under Foot»

Альбом имел колоссальный успех. Еще до выхода в свет на него было подано заявок на 15 миллионов долларов. Естественно, вскоре после выпуска, он попал на вершину чартов в США, Канаде, Великобритании и многих других странах. Это был первый в истории музыки альбом, ставший платиновым еще по предварительным заказам, т.е до выхода в продажу. С тех пор Physical Graffiti разошелся тиражом 8 миллионов экземпляров, а поскольку он представляет собой две пластинки, то стал 16 раз платиновым. Вскоре после его выпуска, все предыдущие альбомы Led Zeppelin попали в Top 200 альбомов журнала Биллборд. Таким образом, в 1975 году Led Zeppelin стала самой популярной группой в мире. Как гордо заявлял тогда Роберт Плант: "Мы не просто лучшая группа в мире, но на голову выше группы, метящей на второе место".

Led Zeppelin - Ten Years Gone

Обзор Биллборда гласил: "Physical Graffiti - это проявление высшего мастерства, выразившееся во множестве музыкальных стилей от прямого рока до блюза, от фолк акустики до оркестрового звучания." Критик Джим Миллер расхваливал в журнале Rolling Stone: "Этот двойной альбом, продукт почти двухлетнего труда является для группы ее Tommy, Beggar's Banquet и Sgt. Pepper вместе взятыми: Physical Graffiti - это художественный вклад Led Zeppelin."

Некоторые факты, относящиеся к периоду записи пластинки:

Запись “Physical Graffiti” сопровождалась типичными «хулиганскими» выходками участников ансамбля и приближённых к ним людей. Так, работу в Headley Grange пришлось остановить после того, как музыканты завели на первый этаж домашних животных и стали пускать сигнальные ракеты. В другой раз один из роуди коллектива, въехал в стену на новом автомобиле Джона Бонэма BMW. Расстроенный Бонзо запер незадачливого гонщика в шкафу на 36 часов.

Однажды утром Джон Бонэм принёс на сессии более 1500 таблеток седативного препарата «Мандракс». Он думал спрятать всё это хозяйство в своих барабанах, но план дал осечку – установка в студии была частично сделана из плексигласа, так что «внутренности» и их содержимое были прекрасно видны всем остальным музыкантам.

Led Zeppelin - In the Light

Большую часть трека “In the Light” Джон Пол Джонс сочинил и записал в студии на синтезаторе. Композиция не исполнялась вживую, так как Джонс не представлял, как можно адекватно воспроизвести на концертах этот звук (к разочарованию Планта, который как раз очень желал её включения в сет-лист). Джимми Пейджу, к слову, песня очень понравилась, в интервью, предварявших выход “Physical Graffiti”, он называл “In the Light” «последовательницей» “Stairway to Heaven”.

Led Zeppelin - Down By The Seaside

“Down by the Seasideвдохновлена песней Нила Янга “Down by the River”. Даже вокальная манера Планта здесь является вполне явным трибьютом канадскому исполнителю. Кстати, именно Роберт «продавил» включение этого трека в “Physical Graffiti”, ибо не все коллеги были с ним согласны. В частности, по словам вокалиста, Джон Пол Джонс ненавидел эту песню.

После выхода Physical Graffiti, попавшего, разумеется, на верхние позиции в чартах Billboard, предыдущие пять альбомов коллектива также туда вернулись. Шесть пластинок одной группы, одновременно присутствующих в хит-параде – это было уникальное достижение Led Zeppelin.

В 1998 году читатели журнала Q поместили Physical Graffiti на 28-е место среди лучших альбомов всех времен. Сам журнал Q в 2000 году поставил альбом на 32-ое место в списке 100 лучших британских альбомов всех времен. А в 2001 тот же журнал назвал Physical Graffiti в числе 50 самых тяжелых альбомов всех времен.

В 2003 году телеканал VH1 поместил Physical Graffiti на 71-ое место среди лучших альбомов всех времен. В том же 2003 году журнал Rolling Stone поместил его на 70-ое место в списке 500 лучших альбомов всех времен. Альбом естественно фигурирует в книге Роберта Даймери и Стива Чика "1001 альбом, которые надо послушать, прежде чем умрешь".

Комментариев нет:

Отправить комментарий