Хэви-метал
"Forbidden" — восемнадцатый студийный альбом английской рок-группы Black Sabbath,
выпущенный 5 июня 1995 года на лейбле I.R.S. Records. Это был последний альбом
с участием Тони Мартина на вокале и Джеффа Николлса на клавишных, и последний
альбом группы до 2013 года, когда Оззи Осборн и Гизер Батлер вернулись для
альбома «13». Альбом был продан в США тиражом 21 000 копий за первую неделю, а
по состоянию на 2013 год «Forbidden» был продан в США тиражом 191 000 копий. В
середине тура «Forbidden» Кози Пауэлл покинул группу в последний раз и был
заменен Бобби Рондинелли, который играл на барабанах в «Cross Goals».
Альбом получил в целом негативные отзывы как от критиков, так и от поклонников. После своего выхода группа претерпела несколько изменений в составе и оказалась на распутье в карьере. Тем не менее, вокалист Black Sabbath Оззи Осборн вскоре после этого помирился с гитаристом Тони Айомми. Он был переиздан с совершенно новым ремиксом в 2024 году как часть бокс-сета «Anno Domini 1989–1995», а затем позже как отдельный релиз.
«Forbidden»
записывал тот же состав музыкантов, что и альбом 1990 года «Tyr», однако по
звучанию и подходу музыкантов к исполнению «Forbidden» принципиально отличался
от предыдущего альбома. Студийные сессии проходили в Devonshire Studios
(Лос-Анджелес) и заняли всего 10 дней. Приступая к созданию музыки, Тони Айомми
и Тони Мартин решили, что они хотят записать «сверхтяжёлый» альбом с
минимальной доработкой песен в студии.
На этом
этапе каждый новый релиз группы неизменно становился решительным шагом: в этот
раз, на фоне новорожденного ню-метала, в авангарде которого стояли группа
«Korn» и её последователи, металл старой школы выглядел несколько натужно.
Вспоминая
то время, нужно отметить один любопытный момент: казалось, что «Sabbath» и ее
менеджмент в каждом изменении на метал-сцене видели для себя возможность завоевать
любовь нового поколения фанатов, вследствие чего группа старалась черпать
вдохновение из более и более необычных источников. Ню-метал движение, сделавшее
себе имя на включении в музыку наряду со стандартными металлическими риффами
элементов хип-хопа и фанка, не только перетягивало на свою сторону поклонников
традиционного металла, но и вышло за его границы. В свою очередь, поклонники
металла стали боле открытыми по отношению к неметаллической музыке. Одним из
признаков всех этих веяний стало появление в Лос-Анджелесе группы под названием
«Body Count», которую возглавил харизматичный рэппер, актер и медиа-персонаж
Ice-T.
Смешав
традиционный металл и хардкоровый панк с элементами трэша, Ice-T и его группа
(целиком состоящая из чернокожих музыкантов, что для металла, мягко говоря, необычно)
быстро приобрели определённую популярность. Во многом этому поспособствовала
одна из их песен, «Сор Killer», которая вошла в дебютный их альбом «Body Count»
1992 года.
В то
время в Америке оживленно муссировалась тема полицейской жестокости, особенно в
этнических сообществах, - внимание прессы было сосредоточено на двух районах
Лос-Анджелеса, Комптоне и Южном Централе. В результате песня стала гимном
широко распространенных в этом и других городах антиполицейских группировок. На
этой волне Ice-T и его группа оказались в центре внимания. Любопытно, что
главным акционером «Warner Brothers», с которой у группы был заключен контракт,
был не кто иной, как знаменитый актер Чарльтон Хестон. Он только подлил масла в
огонь, подвергнув песню «Сор Killer» долгой и обстоятельной критике.
После
Айомми сказал: «Однажды я встретил Эрни в отеле, и мы поговорили о музыке. Он и
его группа оказались ярыми фанатами Sabbath. А потом, когда пришло время
вы¬бирать продюсера для нового альбома, кто-то предложил Эрни Си, сказав, что
тот обязательно заинтересуется. Чем дольше мы об этом думали, тем больше нам
нравилась эта идея. Изначально мы собирались сделать с ним всего четыре-пять
треков».
Эти
несколько песен (на одной из них, «Illusion Of Power», впервые в истории «Sabbath»
выступил приглашенный вокалист, которым стал Ice-T) получились такими удачными,
что Эрни остался записывать весь альбом.
Айомми:
«Он буквально зарядил нас энергией для записи нового альбома. Эрни просто
лучился энтузиазмом. И конечно же, он очень помог нам не потакать своим
желаниям. Нет, мы всегда очень довольны результатом, просто он не давал нам
перебарщивать и тратить больше времени, чем по-настоящему необходимо... Было
немного непривычно, потому что обычно это я подгоняю продюсеров.
Я выбираю
каждого, кто будет работать над альбомом, - звукооператоров, инженеров - по
результатам нескольких собеседований. А здесь вышел один из немногих случаев,
когда мы действовали наобум, но все удалось как нельзя лучше. Мы только
подключили аппаратуру, как все уже было готово. Все сделали в момент. В студии
мы находились десять дней, а непосредственно процесс записи занял восемь дней.
Оставшиеся два дня ушли на всякую ерунду».
Мартин
согласился, что диск, записанный быстрее, чем любой другой альбом Sabbath после
семидесятых, по задумке должен звучать органично, но без излишеств: «Моей
задачей было соответствовать той сырой мощи, которую ребята передали в музыке.
Если бы я увлекся гармониями, ничего бы не вышло. И в этот раз я решил
испробовать совершенно иной подход к сочинению текстов: я не стал ничего
записывать на бумагу, слова шли прямо из моего сердца, из глубины души. Мы
подключили микрофоны, и я запел. Всё было исполнено именно так, как можно
услышать на пластинке. Первый раз тексты были напечатаны только в буклете
готового альбома. Для этого я прослушивал кассеты с записью, чтобы разобрать
конкретные слова... В этом и есть вся соль: еще до начала записи мы знали, что
хотим вернуться к корням. Это значило, что мы просто включим аппаратуру и
сыграем. А чтобы все получилось спонтанно, я решил ничего не готовить заранее,
а специально выбрал единственно возможный вариант добавить в музыку больше
импровизации - просто спеть. Так я и поступил. В тот момент, когда подключили
микрофон, у меня в руках не было никакой бумажки с текстом».
Новый
материал звучал сыро, но в то же время очень прогрессивно: Айомми и остальные
оптимистично смотрели на будущее группы, возлагая особые надежды на мощную
ритм-секцию Пауэлла/Мюррея. Айомми: «Мы все очень довольны новой программой: не
можем дождаться начала турне. Обожаю это чувство! Самый правильный настрой
перед началом гастролей. Если выходить на сцену с мыслями о том, как же тебе не
хочется этого делать, ничего хорошего и впрямь не выйдет. В прошлом у нас уже
так бывало, кое-кто не хотел выступать. Если же ты любишь свою музыку и
настроен подарить публике бесподобное шоу, лучшего и пожелать нельзя».
Об
ушедшем Гизере Батлере гитарист сказал следующее: «Очевидно, был какой-то
барьер, который нас разделил, но зато теперь мы свободны. Сейчас каждый из нас
с нетерпением ждёт турне, потому что больше никто не говорит: "Я не буду
этого делать", "Нет уж, я не желаю там выступать" или "Я
так путешествовать не согласен". У нас не было ни одной серьезной проблемы,
а ведь раньше они то и дело возникали. Дела у нас идут прекрасно, и это хорошо
уже само по себе... Я всегда верил в то, что мы делаем. Я единственный
просиживал в студии ночи напролет и все выходные, когда другие уже сидели по
домам или где-то развлекались. Поэтому я воспринимаю все, что сейчас
происходит, как должное, ведь я всегда посвящал музыке большую часть своей
жизни, с самых первых дней».
При
взгляде на новый альбом многие поклонники встревожились: для начала им не
понравилось «забавное» оформление обложки. На лицевой стороне буклета была
изображена Смерть (в такой же отталкивающей инкарнации, как и на обложке
вышедшего парой лет раньше «Dehumanizer»). Смерть сидела на кладбище, полном
восстающих из могил мертвецов, среди которых можно было видеть карикатурно
нарисованных участников группы и просто каких-то байкеров.
Айомми
стойко защищал оформление, так объяснив его необходимость: «Это именно то, чего
мы хотели. Нам надоело, что люди ассоциируют Sabbath только с мраком и смертью.
Я просто хотел, чтобы люди почувствовали обратную сторону всего этого. Когда я
увидел эскизы... я подумал: "Отлично, это подходит, как раз то, чего мы
хотели"».
Однако
открывающая песня, «Illusion Of Power», была очень достойная - тяжелый,
насыщенный риффами боевик, с отменным жутким вокалом и дьявольским смехом. Плюс
Ice-T на подпевках, со своим фирменным не то пением, не то речитативом: «Ты
пойман в паутину собственной неадекватности и жалкого бессилия!» - с
нехарактерным для него красноречием поёт он. Заканчивается песня, погружаясь в
облако демонических бормотаний и гитарных шумов.
Ice-T так
отозвался об этой композиции: «Музыканты Sabbath восхищались моим проектом
"Body Count" - они слышали отголоски своей музыки в наших песнях,
вроде "There Goes The Neighborhood", поэтому они позвали Эрни и
записали с ним "Illusion Of Power"».
Работа с
Айомми и остальными наложила на Ice-T свой отпечаток: «Когда они вошли в
помещение, где я сидел, я подумал: "Обалдеть, как же мне повезло работать
с такими крутыми людьми!"»
«Get A
Grip» не настолько впечатляющая, вполне типичная для Sabbath вещица: её обычный
рифф, со сменой в середине песни, все уже сто раз слышали на предыдущих
альбомах, начиная с ранних семидесятых. Несмотря на критику, работа Эрни Си
прекрасно подходит как для этого, так и для остальных треков: особое внимание,
которое он уделил басу Мюррея, и отшлифованный звук ударных идут песне только
на пользу. «Can't Get Close Enough» на порядок лучше: здесь Sabbath использует
свой проверенный трюк: чередование тихих зловещих проигрышей с громкими и
энергичными частями. Созданное этим чередованием напряжение только усиливается
вокалом Мартина, поющего о разочаровании и отчуждении.
Основным
недостатком «Shaking Off The Chains» является обилие раздражающих моментов,
когда вокал и гитара выводят мелодию в унисон. Они лишены всякого смысла и
портят в остальном адекватную песню. «Я стряхиваю цепи, устав от этой боли», -
рычит Мартин, в то время как гитара взрывается вихрем сложнейших пассажей.
Следом
идет вполне ожидаемая баллада - «I Won't Cry For You», которая начинается с уже
традиционного интро: акустическая гитара плюс клавиши. «Ты будто тонешь в своих
слезах», - печалится Мартин незадолго до вступления мощной волны гитар.
Учитывая то, что запись заняла всего восемь дней, многослойную гитару можно
считать значительным достижением. Песня неплоха, но она практически ничем не
отличается от любой баллады, которую можно найти в творчестве «Sabbath» начиная
с эпохи Оззи.
Аккорды
«Guilty As Hell» напоминают слушателю о той угрожающей, но мелодичной музыке,
которую группа играла на ранних этапах своего творческого пути, но в остальном
она ничем не примечательна.
Так же
невыразительна и «Sick And Tired», чересчур слащавая баллада, слишком
зацикленная на соло Айомми и назойливых, плотных ударных Кози Пауэлла.
Мелодия
«Rusty Angels» гораздо более весёлая - песня начинается в духе этакого поп-рока
для мачо. Но виртуозная ритм-гитара Айомми вкупе с нисходящим припевом (Мартин
томно выводит строки вроде «Дряхлый ангел не может летать») делает ее гораздо
более интересной, чем две предыдущие.
В самой
«Forbidden» Мартин задается вопросом: «Какого черта я должен нравиться всем?» -
хороший вопрос, ведь многие критики буквально разгромили альбом в пух и прах, в
то время как остальные встретили его вполне добродушно. Мелодия здесь вполне
достойная, но - и вот уже в который раз приходится с сожалением это
констатировать - ничего, что принципиально отличалось бы от столь многих
средне-темповых песен Sabbath, тут нет. К счастью для слушателей, этого нельзя
сказать про финальный аккорд Айомми - «Kiss Of Death». Эта эпичная композиция с
сочными медленными риффами раз и навсегда доказывает, что Тони стал величайшим
виртуозом.
Вроде бы
Эрни Си проделал серьезную, даже выдающуюся работу, большинство композиций
сточки зрения качества не вызывают никаких претензий - но чувствуется, что явно
не хватает изюминки, которая сделала бы пластинку яркой и запоминающейся. Это
подтвердили и продажи: в Британии альбом занял только 71-е место - худший
результат в истории Sabbath.
Айомми,
которого теперь смело можно было называть мастером необоснованного оптимизма,
высказался так: «Я надеюсь, что альбом будет тепло принят, и верю, что людям он
понравится. Я не скажу, в чем его плюсы и минусы, я в это вообще никогда не
лезу. Я просто продолжаю делать свою работу. Если бы я начал следовать трендам,
это было бы равносильно самоубийству. Мне просто нравится выходить на сцену и
получать кайф от игры. Честно говоря, в последние пару лет я получаю от этого
гораздо больше кайфа, чем когда-либо раньше. В частности, прямо сейчас, с новым
составом. У нас нет никаких проблем, и это здорово. Никаких трений и
разборок... Когда берёшь в группу человека, который чем-то недоволен, с ним
невозможно рассчитывать на хорошее турне».
По поводу
выходящего альбома участники высказывались со всем оптимизмом, на который они
были способны. Например, Мартин сказал следующее: «Я могу лишь надеяться, что
поклонники воспримут его как шаг в будущее, начало новой эры. После двух
неудачных попыток вернуть прошлое - с Дио, а затем с Оззи - нужно уже перестать
оглядываться назад и посмотреть в будущее. Единственное движение, которое
принесёт группе успех, - движение вперед. Именно к этому нам нужно приложить
все усилия. С момента ухода Оззи ушло уже много времени, а мы всё ещё исполняем
песни того периода. Но я думаю, что время не стоит на месте и наш альбом
достаточно хорош для того, чтобы не забивать концерты таким количеством старых
вещей».
Айомми:
«Я хотел, чтобы в альбоме было больше живых чувств, хотел передать эту
атмосферу - пришел в студию, подключил оборудование, начал играть - и все.
Вместо того чтобы три дня записывать ударные, потом три дня - гитару и так
далее, я хотел просто прийти и сыграть... К тому же альбом получился не таким
тяжелым, как я опасался». Критики не упустили возможности пройтись по этой
затее, и, как ясно из слов Тони, он запомнил их комментарии: «Однажды эти
критики станут старше. Но станет ли их кто-нибудь осуждать, если они всё ещё
будут писать хорошо? Мне нравится заниматься музыкой. Я получаю искреннее
удовольствие от того, что делаю. Если бы я хотел всего лишь заработать побольше
денег, альбом вышел бы другим. И даже тогда его не стоило бы осуждать. Я люблю
свою работу, поэтому и считаю, что осуждать кого-то - неправильно. Каждому
найдется место по вкусу. Black Sabbath всегда была моей жизнью. Я в группе с
самого начала и всегда в неё верил. В противном случае я бы не стал этим
заниматься. Мои чувства все те же, что и в самом начале».
Когда
гастроли по США подошли к концу, группу решил покинуть Кози Пауэлл. В качестве
причины своего решения он назвал усталость от постоянной жизни в дороге.
Заменил его Бобби Рондинелли, на удивление легко согласившийся вернуться - ведь
прошёл всего год с того момента, как его заменили Биллом Уордом.
На
вопрос, что ему особенно не понравилось в альбоме, Пауэлл сказал: «Думаю, что
восприятие сильно меняется из-за ударных: они звучат не так, как обычно. Эрни
гитарист и знает всё о звучании гитар, но не уверен, что он разбирается в
ударных. Я бы никогда не выбрал такой звук... часто он просто не понимал, чего
я хочу добиться. На "Headless Cross" я был гораздо больше вовлечён в
процесс записи, чем на той пластинке. Я решил вернуться в группу, а
рекорд-компания приняла решение нанять именно этого человека в качестве
звукооператора: эти два события я считаю шагом назад в моей карьере. Даже Тони
не был сильно вовлечён в процесс записи, потому что менеджеры лейбла решили,
что он не сможет объективно оценить свою работу. Всю подготовительную работу мы
сделали сами, и на демо-записях мои барабаны звучали как нужно. Я готовился к
тому, что придёт кто-то со своими мыслями по поводу записи, но, когда дело
касается особенностей звучания твоего инструмента, очень сложно стоять в
стороне. Иногда изменения бывают к лучшему, но, если бы я был продюсером
"Forbidden", он бы звучал совсем по-другому. Может, и это решение
было к лучшему, кто знает? Время покажет».
Комментариев нет:
Отправить комментарий