четверг, 29 апреля 2021 г.

«Песни енотов». Эра расизма в американской популярной музыке (1880 - 1920 гг.).

Обложка книги нот для песни "Dangerous Black Man".
Американцы давно увлечены афроамериканской культурой, хотя иногда это увлечение выражалось крайне негативно и безобразно. Популярная музыка, как отражение общества, не стала исключением. В путешествиях по прошлому американской музыки приходится сталкиваться не только с отдельными песнями, но и с целыми жанрами, существование которых в сегодняшнем обществе считалось бы позором и было бы просто невозможным по причине расовой нетерпимости. 
К таким песням относятся т.н. песни енотов (Coon songs) - жанр комической песни со словами на диалекте, типичными для речи чернокожих американцев. Песни кунов были чрезвычайно популярными жанром в Соединенных Штатах с 1880 по 1920 год, хотя самая ранняя из них датируются еще 1848 годом.  Представляющие расистский и уничижительный образ чернокожих американцев, эти песни объединяли звучание рэгтайма с вокалом и лирикой, нацеленной, прежде всего, на юмор. Из-за огромной популярности жанра, когда некоторые песни продавались миллионными тиражами, многие белые и чернокожие музыканты в США воспользовались этим увлечением, добавив тексты, связанные с кунами, к уже популярным песням и рэгам. Однако, в связи с социальными изменениями в обществе и повышенной расовой чувствительностью после 1-й Мировой войны, жанр быстро стал терять популярность и в 20-х годах сошел на «нет». 

Предыстория. 

Афиша труппы менестрелей "Bert Williams Minstrelsy".
Термин «кун» («coon») изначально не использовался для обозначения расовой неполноценности чернокожего населения США. В ранних песнях шоу менестрелей «куном» назывался обычный енот, мясо которого якобы предпочитали рабы на плантациях. Во многих случаях «кун» отождествлялся с «опоссумом», который также считался источником пищи для рабов. Видимо, многие композиторы были не очень хорошо знакомы с американской дикой природой и не могли отличить енота от опоссума. В результате слова «енот» и «опоссум» часто использовались в одном и том же контексте. Самое раннее использование термина «опоссум» было сделано в 1830 году английским комиком Чарльзом Мэтьюсом (Charles Mathews) в песне «Опоссум на дереве» («Possum Up a Gum Tree»). 
«Possum Up A Gum Tree» - Diana Lynn, Burt Lancaster. 
Однако стиль появился намного раньше, чем в 1830 году. Уже в 1793 году мы видим американских негров в качестве персонажей комических опер о жизни в Америке. Возможно, самой ранней была песня «Poor Black Boy» из оперы известного английского композитора Стивена Сторача (Stephen Storace) – «The Prize». Примерно в то же время другой английский композитор, певец и актер Чарльз Дибдин (Charles Dibden) стал изображать чернокожих рабов в своих постановках. В обоих случаях музыка была преднамеренно простой и включала в себя гипертрофированную и нарочитую диалектную лирику, которая не имела ничего общего с реальной речью американских негров. 
В 1822 году Чарльз Мэтьюс приехал в США и был очарован речевыми приемами и поведением американских чернокожих. Он вставил эти наблюдения в свои пародии, комические сценки и песни, создав, таким образом, тенденцию сценического подражания афроамериканцам. 
"Jump Jim Crow".
В 1828 году «отец американских менестрелей», известный певец и драматург Томас Дартмут Райс (Thomas Dartmouth ("Daddy") Rice) представил зрителям песню «Джим Кроу» («Jim Crow»), где он впервые выступил в образе старого негра. Райс почернил лицо и руки с помощью обожженной пробки и нарядился в лохмотья, потрепанную шляпу и порванную обувь. Песня сразу же стала хитом и получила широкое распространение став одной из первых песен шоу менестрелей, покоривших все Соединенные Штаты.
«Jim Crow» (1828) - words and music by arranged by S. Godbe, sung by sheet music singer Fred Feild. 
Успех Райса побудил других исполнителей выдавать себя за негров, и целые группы исполнителей сделали это, начиная с «Virginia Minstrels» в 1843 году. 
"Old Dan Tucker" - песня менестреля Даниэля Эмметта, которую популяризировала его группа  «Virginia Minstrels» в 1843 году. 
Даниэлю Эммету также приписывают другие известные мелодии, такие как "Turkey in the Straw", "Polly Wolly Doodle" и "Dixie's Land". Эта запись исполняется на банджо в соответствии с аранжировкой 1855 года. 

"Old Zip Coon" - Даниэль Эмметт и "Virginia Minstrels" (1834) в современном исполнении Тома Руша (Tom Roush). Эта мелодия сегодня более известна, как «Turkey In The Straw» с совершенно другим текстом.
Вскоре американская сцена была наводнена группами, выступающими в черном гриме и исполняющими целые шоу, состоящие из комических диалогов, пародий, танцев и песен о чернокожих американцах. 
 
“Blackface Minstrel Show Sand Dance» - Нед Хаверли (Ned Haverly) исполняет песню и танец на песке в фильме «"Yes Sir, Mr. Bones"» (1951). Нед был сыном Дж.Х.Хаверли (J.H.Haverly), владельца крупнейшей труппы менестрелей в конце XIX века – «Haverly's United Mastodon Minstrels».
Термин «Менестрель» абсолютно не связан с черным гримом исполнителя. Этот термин на протяжении веков использовался в сценическом искусстве, и, согласно словарю компании Merriam-Webster, он звучит так: «Одна из разновидностей средневековых музыкальных артистов, а именно: певец стихов под аккомпанемент арфы». Только когда группы менестрелей начали свои выступления в черном гриме, этот термин приобрел сомнительную, расово окрашенную коннотацию в сегодняшнем лексиконе. Шоу менестрелей стало самым популярным и отличительным продуктом американской развлекательной сцены, достигнув пика популярности после гражданской войны. Когда англичане познакомились с музыкой и выступлениями Томаса Райса и «Менестрелями Вирджинии», они стали рассматривать их творчество, как часть настоящей культуры чернокожего населения Соединенных Штатов. Причем, основная ирония заключается в том, что многие из ранних песен менестрелей, например прославленный «Джим Кроу», были, на самом деле, были созданы на мелодических основах английских народных песен.

Рассвет популярности песен кунов.

 
Во второй половине 19-го века песни «енота» и «опоссума» стали постоянной частью музыкальной сцены США. Если в 1876 году знаменитый американский комик Сэм Лукас (Sam Lucas) ещё не использовал слово «coon» в песне «Carve Dat Possum», то с 1880 года эстраду буквально захлестнул поток популярных песен с такими названиями, как «The Dandy Coon's Parade», «The Coons Are on Parade» и т.п. 
«Carve Dat Possum» - Antietam Early Banjo Gathering (2014).
Первой песней кунов считается «The Dandy Coon's Parade» Дж.П.Скелли (J.P. Skelley), опубликованная в 1880 году, В течение последующих нескольких лет популярность завоевали: «Куны на параде» ("The Coons Are on Parade"), «Новый кун в городе» ("New Coon in Town") Дж.С.Путнэма (J.S. Putnam) в 1883 году, «Армия спасения Куна» ("Coon Salvation Army") Сэма Лукаса (Sam Lucas) в 1884 и «Кун Шоттиш» ("Coon Schottische") Уильяма Дресслера (William Dressler) в 1884. К середине 1880-х годов песни о кунах стали национальным повальным увлечением; только в 1890 году были опубликованы более 600 таких песен.
 
"The Coons Parade" - Argyle Temperance Flute Band (1930).
Популярность песен кунов возможно объясняется временем их появления: они возникли именно тогда, когда с уходом президента У. Гранта окончательно была свернута политика Реконструкции и черные потеряли свое былое политическое и социальное влияние на политические процессы в США. На это обстоятельство прямо указывают такие песни кунов, как «Ef de Party Wins» и «When a Coon Sits in The Presidential Chair», написанные в 80-е годы. 
«When a Coon Sits in The Presidential Chair» - 1899. 
Профессор истории и американских исследований в Университете Юго-Западной Луизианы Джеймс Дормон предположил также, что песни кунов можно рассматривать как «необходимый социально-психологический механизм для оправдания сегрегации и подчинения». Опираясь на устойчивые расовые стереотипы, песни кунов изображали негров, как элемент представляющий угрозу для американского общественного порядка, и подразумевали, что они должны быть под контролем. 
«New Coon In Town» - The Four Virginians. 
В разгар популярности жанра почти каждый автор песен в США писал песни кунов, «чтобы удовлетворить, казалось бы, ненасытный спрос». В их числе оказались такие знаменитые американские композиторы как Гас Эдвардс (Gus Edwards), Ирвинг Берлин (Irving Berlin.) и Фред Фишер (Fred Fisher), написавший в 1905 году песню «Если бы человек на луне был куном» ("If the Man in the Moon Were a Coon"), которая была продана тремя миллионами копий. 
''If the Man in the Moon Were a Coon'' - Ada Jones (1907). 
Один из помощников Джона Филиппа Соузы (John Philip Sousa), известный тромбонист Артур Прайор (Arthur Pryor) написал песню «A Coon Band Contest», что, по его мнению, должно было обеспечить труппе стабильный доход.
«A Coon Band Contest» - Arthur Pryor (1899, Cake Walk piano). 
Большинство песен кунов написаны белыми музыкантами, но много песен было написано и черными. Чернокожими авторами песен кунов были Эрнест Хоган (Ernest Hogan), создавший самую известную песню кунов «Все куны выглядят как я» ("All Coons Look Alike to Me"); Сэм Лукас (Sam Lucas),  написавший самые расистские по современным стандартам песни кунов; Сидни Л. Перрин (Sidney L. Perrin) – автор многих известных песен, таких как «Black Annie», «Dat's De Way to Spell Chicken», «Mamma's Little Pumpkin Colored Coons», «Gib Me Ma 15 Cents» и «My Dinah" ; Боб Коул (Bob Cole), написавший десятки песен, в том числе «I Wonder What the Coon's Game Is?» и «No Coons Allowed». Даже классический композитор рэгтайма Скотт Джоплин (Scott Joplin) написал, по крайней мере, одну подобную песню «Я думаю о моих пикантных днях»(« I Am Thinking of My Pickaninny Days») и, возможно, сочинил музыку для ещё нескольких.
 
“I Am Thinking of My Pickaninny Days» - Scott Joplin (1901).
Обложка нот для песни "Все еноты похожи на меня" ("All Coons Look Alike to Me") Эрнста Хогана (to Ernest Hogan). 
 
«All Coons Look Alike To Me» - Ernest Hogan (1896). 
В свое время песни кунов много сказали об отношении белых к афроамериканцам. Они же выявили в некоторых черных композиторах чрезвычайно низкую самооценку, а также полное отсутствие чувства личной гордости и достоинства. 

Расовые стереотипы. 

Открытка с Coon-карикатурой (1900-е годы).
Песни кунов почти всегда стремились быть смешными. Их характерной чертой было обязательное использование карикатурного образа афроамериканцев. Как и в более старом жанре «черной» музыки - шоу менестрелей, в песнях кунов часто присутствовали «сельские шуты, любящие арбузы и курицу». 

''Nigger Loves His Possum'' - Collins & Harlan (1906).

Более того, в песнях кунов черные представлялись не только невежественными и ленивыми простаками, как в шоу минестрелей, но и лишенными честности или личной чести пройдохами, подверженными немотивированному насилию, пьянству и азартным играм, совершенно без амбиций, чувственными, либидозными, даже похотливыми, пытавшимися достичь благополучия через азартные игры, воровство и суету, вместо того, чтобы зарабатывать на жизнь честным трудом. Как пелось в песне Натана Бивинса (Nathan Bivins) «Дай мне деньги» ("Gimme Ma Money"): 
Прошлой ночью я пошел на большую дерьмовую игру,
Как демоны сделали ставку на грех и позор ... 
Я играю для моей Сейди, 
Потому что она моя леди, 
Я энергичный енот, да, просто я такой. 
Ноты к песне "Ma Honey Gal". 
Песни кунов изображали чернокожих как «горячих» (hot), в контексте сексуально неразборчивых и либидных, наиболее распространенной формой личной жизни, которых были т.н. «медовые» отношения, т.е. сожительство вне брака, а не брак.
«Chicken dat's de way to spell chicken» -  Len Spencer (1903).
Песни пугали слушателей социальными угрозами, которые, как полагали белые, исходили от чернокожих. Черных изображали склонными к актам провокационного насилия. Бритва часто фигурировала в песнях и стала символом бессмысленного насилия негров. Насилие в песнях всегда исходило от чернокожих, а не от белых, с целью показать угрожающее представление о черном насилии среди преимущественно белых потребителей песен кунов. 
Обложка нот песни "New Coon in Town".
Одним из оскорбительных моментов песен кунов было утверждение, что все афроамериканцы мечтали стать белыми, как, например, в песне «She gets «Me» like white people every day». Чернокожие изображались постоянно стремящимися достичь статуса белых через образование или деньги. Тем не менее, как особо отмечалось в песнях, только исключительно в эпизодах сна, неграм удавалось превзойти белых. 
Обложка нот для песни "Coon, Coon, Coon", которая считается самым успешным хитом 1901 года со вставкой фото звезды шоу Лью Докстадера (Lew Dockstader) в гриме чернокожего.
 
«Coon Coon Coon» - Arthur Collins & Joseph Natus (1901). 
Песни кунов были популярны в водевилях, где их исполняли т.н. «крикуны кунов» ("coon shouters"), которых обычно играли белые женщины. Известными «крикунами» были Арти Холл (Artie Hall), Софи Такер (Sophie Tucker), Мэй Ирвин (May Irwin), Мэй Уэст (Mae West), Фанни Брайс (Fanny Brice), Фэй Темплтон (Fay Templeton) и Лотта Крэбтри (Lotta Crabtree).
Часть обложки нот для песни «Jessamine» 1906 года. Арти Холл погибла под развалинами театра Орфея в Сан-Франциско во время сильного землетрясения 18 апреля 1906 года. 
В песне Чарльза Треватана (Charles F. Trevathan) "Bully Song» (1896) канадская актриса, звезда водевиля Мэй Ирвин первая среди «крикунов» использовала стереотип о бритве, которую обязательно имел ревнивый и воинственный чернокожий. Эта песня содержит, пожалуй, худшую расистскую лирику из всех, что была когда-либо написана.
 
«Bully Song» - May Irwin. 
Песни кунов акцентировали внимание на всех существующих в то время стереотипах о чернокожих. Стремление афроамериканцев повысить свое в обществе, предпочтения в еде, сексуальная невоздержанность, склонность к преступности и азартным играм - все это активно обыгрывалось в гипертрофированном и неизменно издевательском виде. 
''Oh! You Coon'' - Billy Murray & Ada Jones (1908).

Общественный протест и падение популярности жанра.

 Открытка "Give My Regards To Broadway" (1900 год).
Однако уже в начале XX века песни кунов стали подвергаться критике за их откровенно расистское содержание. В 1905 году Боб Коул (Bob Cole), афроамериканский композитор, который приобрел известность в основном благодаря написанию песен кунов, сделал несколько открытых нелицеприятных замечаний о жанре. 
13 августа 1920 года Всемирная ассоциация по улучшению положения негров и Лига африканских сообществ (Universal Negro Improvement Association and African Communities League) создали красно-черно-зеленый флаг в ответ на песню Хилана и Хельфа (Heelan and Helf) «У каждой расы есть флаг, кроме енота» ("Every Race Has a Flag but the Coon").
«Every Race Has A Flag But The Coon» (1900). 
Эта песня вместе с "Coon, Coon, Coon" и "Все еноты похожи на меня" ("All Coons Look Alike to Me") были определены известным американским журналистом и сатириком Генри Менкеном (H.L Mencken) как песни, которые окончательно установили уничижительный смысл термина «Енот» ("Coon") в американском словаре. 
В сообщении 1927 года, появившемся в еженедельной газете «Negro World», деятель всемирного движения чернокожих за права и освобождение от угнетения. основатель UNIA Маркус Гарви (Marcus Garvey) сказал: «Покажите мне расу или нацию без флага, и я покажу вам расу людей без какой-либо гордости. Да! В песне они сказали: «У каждой расы есть флаг, кроме енота». Насколько правильно! Да! Но это было сказано о нас четыре года назад. Они не могут сказать это сейчас ...».
«All Coons Look Alike to Me» - Arthur Collins & Vess L. Ossman.

Влияние песен кунов на американскую популярную музыку. 

Coon Chicken Inn.
По иронии судьбы, именно песни кунов способствовали развитию и популяризации подлинной афро-американской музыки. Как отмечено в исследовании специалиста по этнологии Говарда Удума (Howard W. Odum) элементы жанра были обнаружены в афроамериканских народных песнях рубежа веков. Также было доказано несомненное влияние песен кунов на словарный запас блюза, кульминацией которого стало пение Бесси Смит (Bessie Smith) в 1920-х годах. Темнокожие авторы и исполнители, участвующие в создании песен кунов, получали коммерческую прибыль, что позволило им продолжить развитие афроамериканского музыкального театра нового типа, основанного, по крайней мере, частично на афроамериканских традициях. 
Именно популярная песня кунов «The Whistling Coon» Джорджа Джонсона (George Johnson) стала первой в мире записью чернокожего автора и исполнителя, произведенной на восковые цилиндры Эдисона в 1891 году.

«The Whistling Coon»  - George Johnson (1891).

Песни кунов не только прокладывали путь к популярности для всей афроамериканской музыки вообще, но и способствовали общему признанию музыки рэгтайм, а позже блюза и джаза в частности. Эрнест Хоган (Ernest Hogan), незадолго до своей смерти, обсуждая свой хит «Все куны похожи на меня» («All Coons Look Alike to Me»), прокомментировал:
«Эта песня доставляла много хлопот в шоу-бизнесе и вне его, но она также была хороша для шоу-бизнеса, потому что в то время денег было мало во всех сферах жизни. С публикацией этой песни, людям был дан новый музыкальный ритм. Его популярность росла, и она продавалась как горячие пирожки... Эта песня открыла дорогу для многих цветных и белых музыкантом. Находя такой прекрасный ритм, они придерживались его ... и теперь вы получаете хиты без слова "енот". Музыка рэгтайма была бы потеряна для всего мира, если бы я не написал ее на бумаге».

среда, 28 апреля 2021 г.

«Он подбрасывал дровишки в пламя Джаза, разжигая его...». Кельвин Оуэнз (Calvin Owens) (23.04.1929 - 21.02.2008).

Трубач, руководитель собственного блюзового оркестра, композитор и аранжировщик Кельвин Оуэнз (Calvin Owens) родился 23 апреля 1929 года в Хьюстоне, штат Техас. Долгое время он руководил оркестром Би Би Кинга, затем жил за пределами США, что объясняет разрыв между его заслугами перед блюзом и уровнем известности.

Когда-то мама рассказывала маленькому Кельвину о великом музыканте по имени Луи Армстронгt, поэтому в 13 лет он выбрал в качестве своего инструмента именно трубу. Увлекшись инструментом, Оуэнс промышлял случайными заработками и накопил достаточно денег, чтобы купить свой первый инструмент в возрасте 13 лет. Уже год спустя он играл в профессиональном оркестре "The Leonard Dunkins Revue".

Arnett Cobb plus Lou Donaldson, Jimmy Ford & Calvin Owens– «Take The A Train» (Live, 1986).

К 20 годам Кельвин почувствовал себя способным встать во главе собственного коллектива, создавал небольшие группы и оркестры, гастролировал в Техасе, Оклахоме, Луизиане. В 40-е годы оркестры под управлением Оуэнза аккомпанировали приезжавшим в Хьюстон гигантам городского ритм-блюза Big Joe Turner и T-Bone Walker. Кельвин сотрудничал с такими разными музыкантами, как Amos Milburn и Lightnin' Hopkins. До конца десятилетия он постоянно менял коллективы и пробовал себя во всех оркестровых направлениях, от буги-вуги до свинга.

Blue Blot feat. Calvin Owens - 1991-10-11 Cafe d'Anvers, Antwerpen

До 1953 года Оуэнз руководил ансамблем в самом популярном заведении Хьюстона "Eldorado Ballroom", затем его пригласил на работу Би Би Кинг. В течение четырех лет Оуэнз был у Кинга музыкальным директором. В 1957 году он возвратился в Хьюстон, чтобы стать художественным руководителем легендарных лейблов "Duke" и "Peacock", которыми владел продюсер Don Robey. По долгу службы Оуэнз аранжировал множество классических ритм-блюзовых и джазовых записей и сам играл на трубе во время студийных сессий. Затем он трудился аранжировщиком на калифорнийской фирме «A & M».

В 1979 году Кельвин Оуэнз вновь возглавил оркестр «короля блюза» и работал с Кингом пять лет, в том числе, на записи альбомов «Live in Ole Miss», «Live in London», а также дирижировал «Тhe Royal Philharmonic Orchestra», когда Кинг выступал в Англии в совместном туре с джаз-фанковой группой "The Crusaders". А за аранжированный Оуэнзом альбом 1984 года «Jazz In' Blues» Би Би Кинг получил "Grammy". В составе коллектива Кинга Кельвин в конце 1979 года побывал с гастролями в СССР, то есть оказался среди первых блюзменов, посетивших нашу страну.

In Memory of Calvin Owens - Calvin Owens feat. B. B. King

В середине 80-х годов Оуэнз женился и осел в Европе, в Бельгии, на родине жены. Там он записал свой дебютный и самый сильный альбом – "True Blue" (1993). В качестве приглашённых музыкантов на нём играли B.B. King, Johnny Clyde Copeland и David 'Fathead' Newman.

Кельвин Оуэнз был одним из немногих, кто отважился продолжать традиции «big band blues». Кельвин прожил 79 лет насыщенной джазом жизни и умер 21 февраля 2008 года от почечной недостаточности.

пятница, 23 апреля 2021 г.

Джазовый стандарт - «Why Don't You do Right» (1941 г.).

Джазовые стандарты.

В далеком 1941 году 23 апреля в Чикаго была впервые записана одна из самых блестящих блюзовых записей, ставшая позже джазовым стандартом и примером классического «женского блюза» – «Why Don't You Do Right» («Почему ты не делаешь правильно?»).

Автором этого 12-тактового минорного блюза считается Джо Маккой (Joe "Kansas Joe" McCoy), который написал его на основе своей же композиции 1936 года «Weed Smoker's Dream». Песня была записана в 1936 году чикагской блюзовой комбо «Harlem Hamfats», вокалистом и гитаристом которой был в то время Джо Маккой. До сих пор неясно, написал ли Маккой эту пьесу самостоятельно и была ли она написана им вообще. В то время как некоторые считают, что её автором является «Канзас Джо» Маккой, другие полагают, что песню написал со-лидер группы, трубач Херб Моранд (Herb Morand). Позже Маккой переписал блюз, изменив композицию и текст. В мелодическом и стилистическом плане «Weed Smoker’s Dream» уходит корнями в блюз и изначально была посвящена курильщику марихуаны, вспоминающему об упущенных финансовых возможностях. В переписанном варианте песня исполняется от имени женщины, которая просит своего партнера выйти из дома и заработать немного денег. В новой версии в песне больше не было прямых указаний на наркотики. Год, упомянутый в первом куплете («У нас было много денег в 1922 году»), отсылает слушателя к эпохе сухого закона - времени, когда на нелегальном бизнесе спиртным можно было заработать много денег. В более общем смысле новая версия песни содержала призыв женщины к партнеру не просто сидеть сложа руки, а что-то делать чтобы зарабатывать на жизнь.

Lil Green – «Why don't you do right» (1941).

Первой исполнительницей «Why Don't You Do Right» стала цветная блюзовая певица Лил Грин (Lil Green), которая интерпретировала произведение в типичном для "женского блюза" стиле. Её сопровождали Биг Билл Брунзи (Big Bill Broonzy) на гитаре, Саймон Генри (Simeon Henry) на фортепиано и Рэнсом Нолинг (Ransom Knowling) на контрабасе. Версия была выпущена на «Bluebird Records», суб-лейбле «RCA Victor», специализирующемся на джазе и блюзе. B-сайд сингла была еще одна песня Маккоя «Love Me».

Всего лишь через год, 27 июля 1942 года в Нью-Йорке, Пегги Ли и оркестр Бенни Гудмана сделали из этой композиции настоящий поп-хит, записав одну из самых известных версий этой песни, которая была показана году в фильме «Stage Door Canteen». Ритм и скорость исполнения версии Гудмана / Ли были - по сравнению с «Harlem Hamfats» и Лил Грин - сильно адаптированы к резкому, зажигательному стилю свинга. В том же году песня была выпущена на лейбле «Columbia» как B-сайд сингла «Six Flats Unfurnished». «Why Don't You Do Right» не стала самым большим хитом Гудмана и Ли, но, тем не менее, достигла четвертой позиции в чартах Billboard и была продана более чем миллионным тиражом. «Columbia» переиздала запись в различных комбинациях - один раз в качестве стороны A с треком Дюка Эллингтона «I Got It Bad (And That Ain't Good)» на обороте, а другой раз вместе с песней «Somebody Else Is Take My Place».

Peggy Lee with «Benny Goodman Orch» - «Why Don't You Do Right» (1943).

Пегги Ли часто говорила, что запись Лил Грин оказала влияние на ее исполнение. В интервью 1971 года она сказала: «У меня была пластинка, и я слушала ее снова и снова в своей гримерной, которая была рядом с комнатой Бенни Гудмана ...» Гудман добавил это произведение в репертуар своего оркестра, потому что Ли очень понравилась запись Грин и он таким образом хотел порадовать вокалистку своей группы. По иронии судьбы именно это произведение стало для Пегги Ли концом ее карьеры как певицы биг-бэнда.

Вторая версия этой песни в исполнении Пегги Ли была записана в сопровождении квартета Дэйва Барбура в 1951 году. В музыкальном плане новая запись явно отличается от версии, записанной с Гудманом, демонстрируя возросшую преданность Ли джазу. B-сайд - еще одна известная песня Ли – мамбо-пьеса «Mañana». Версия была выпущена звукозаписывающей компанией «Capitol», с которой Ли подписала контракт в начале 1950-х.

Peggy Lee with «The Dave Barbour Quartet» - «Why Don't You Do Right» (1950).

Количество записанных кавер-версий «Why Don't You Do Right» исчисляется трехзначным числом. Стилистический спектр варьируется от классического свинга и джаза до электронной обработки с помощью сэмплов - таких, как в танцевальной версии сербского ди-джея Gramophonedzie, которая в 2010 году стала клубным хитом и заняла 2-е место в британских танцевальных чартах. «Why Don't You Do Right» является популярным исходным материалом для интерпретации в стилях Neoswing и Neoburlesque.

Gramophonedzie - «Why Don't You Do Right» (2010).

Хелен Меррилл интерпретировала песню в 1960 году на своем диске «Parole e musica», записанном в Риме вместе с оркестром Пьеро Умилиани. Дальнейшие записи в начале 1960-х годов сделали Делла Риз (альбом: «Della Della Cha Cha Cha», 1960) и Джули Лондон (альбом: «Whatever Julie Wants», 1961). Элла Фицджеральд записала «Why Don't You Do Right» с джазовым гитаристом Джо Пассом и Ширли Хорн на альбоме «You're My Thrill». В свой репертуар добавили песню и некоторые вокалисты-мужчины, включая Мела Торме, Фэтса Домино и Марка Мерфи. Известным ремейком «Why Don't You Do Right» стало использование песни в миксе анимации и реального фильма «Кто подставил кролика Роджера» (1988). Свой голос для этой популярной анимационной версии дала американская актриса и певица Эми Ирвинг.

Jessica Rabbit – «Why Don't You Do Right» (1988).

В области поп-музыки кавер исполняли Шинеад О’Коннор (1992), Натали Коул (2008) и певица в стиле неорокабилли Имельда Мэй (2009). Среди новых записей в направлениях Pop, Neoburlesque, Neoswing и Vintage - американская группа «Carolina Chocolate Drops», уличный джазовый комбо «Speakeasies 'Swing Band!», исполнитель хип-хопа Гэвлин, группы «Neoswing Tony Burgos & His Swing Shift Orchestra» и «Charlotte Swing Band», американский джазовый интерпретатор Иден Брент, немецкая джазовая певица Лиза Бассендж, нью-йоркский бэнд «Project Rasputina» и немецкий ретро-бэнд шестидесятых» Montesas».

Bev Lee Harling – «Why Don't You Do Right» (2013).

Кроме того, были исполнения, необычные по стилю или жанру, а также интерпретации по особым случаям. Исполнительница электронной музыки Бев Ли Харлинг выпустила «Why Don’t You Do Right» в 2013 году как сингл с двумя разными версиями ремиксов. Инструментальные версии - в основном из области джаза - исходят от Херби Манна и саксофониста в стиле Smooth-Jazz Марка Максвелла. Певица Лана Дель Рей записала «Why Don’t You Do Right» в 2015 для программы «Endless Summer Tour». Модель Хайди Клум интерпретировала пьесу в 2015 году как часть спектакля «Кролик Роджер». Наконец, оригинальная версия «Harlem Hamfats» была переиздана в 2013 году в альбоме актера и певца Хью Лори (известного, в частности, по сериалу «Доктор Хаус»). Фрагмент песни использован в двух видеоиграх «Mafia II» и «Fallout: New Vegas».

Beth Hart & Joe Bonamassa – «Why Don't You Do Right» (2018).

Подобно другим песням Пегги Ли - например, ее всемирному шлягеру «Fever» («Лихорадка») - «Why Don’t You Do Right» один из мировых хитов 1940-х и 1950-х годов. Песня упоминается как образец сентиментальных воспоминаний в романе мексиканской писательницы Сильвии Молины «Любовь, которую ты обещала мне». В некрологе Пегги Ли 2002 года газета «New York Times» описала эту пьесу как решающий шаг на пути певицы к ее дальнейшей сольной карьере. Выдающееся исполнение Пегги Ли - неотъемлемая часть различных альбомов и сборников лучших песен певицы.