четверг, 13 июня 2024 г.

Зал славы джаза. Док Читэм (13 июня 1905 - 2 июня 1997).

Зал славы джаза.

Свинг

Диксилэнд

Дорогие друзья! 13 июня 1905 года в городе Нэшвилле (штат Теннесси) родился трубач, певец и бэнд-лидер традиционного джаза Адольфус Энтони Читэм (Adolphus Anthony Cheatham), ставший известным как Док Читэм (Doc Cheatham).

Читэм родился в Нэшвилле, штат Теннесси, в семье африканцев, чероки и чокто. В дни его молодости в Тэннесси ещё не было джазовой музыки и Адольфус Энтони познакомился со стилем благодаря ранним записям и гастролирующим группам в конце 1910-х годов. Читэм начал заниматься музыкой, когда ему было 15 лет. Сначала он учился играть на корнете, но вскоре перешел на трубу, беря уроки игры у профессора Университета Фиска Н. К. Дэвиса.

Doc Cheatham – «On the Sunny side»

Читэм оставил родные пенаты, а также и планы стать фармацевтом (хотя и сохранил медицинский псевдоним "Doc"), чтобы посвятить себя музыке. Сначала он занимался на сопрано- и тенор-саксофонах, но позже всё больше времени стал уделять трубе, играя в афроамериканских водевильных шоу. Возможно, Док Читэм был единственным джазовым музыкантом, ярко, и даже с новым блеском, продолжившим свою музыкальную карьеру в 70-летнем возрасте!

В 1920-е годы он уже играл в некоторых ведущих джазовых коллективах и гастролировал в группе, сопровождавшей блюзовых певцов. Его кумирами были герои раннего джаза Генри Буссе и Джонни Данн, но, когда в 1924 году Читэм переехал в Чикаго и услышал “Кинга” Оливера, то в его голове всё словно перевернулось. Оливер стал откровением для Дока Читэма. Читэм следовал за “Королём”, и Оливер дал молодому трубачу несколько уроков. Следующим откровением стал Луи Армстронг – именно он оказал “пожизненное” влияние на Дока, называя его «обыкновенно-экстраординарным человеком».

Читэм играл в «Albert Wynn's band» и иногда подменял Армстронга в театре «Vendome». Он также записывался на саксофоне с Ма Рэйни до переезда в Филадельфию в 1927 году, где сотрудничал с группами «Bobby Lee» и «Wilber de Paris». В 1928 году он переехал в Нью-Йорк и после непродолжительной работы с Чиком Уэббом отправился в гастрольный тур по Европе с «Sam Wooding's band».

Док Читэм вернулся в США в 1930 году и играл с Марион Хэнди в «McKinney's Cotton Pickers», но вскоре стал ведущим трубачом в оркестре у Кэба Кэллоуэя и оставался в этом коллективе с 1932 по 1939 годы.

В 40-х годах Док выступал как трубач с Бенни Картером и Тедди Уилсоном, Флетчером Хендерсоном и Клодом Хопкинсом, а после Второй мировой войны начал регулярно работать с латиноамериканскими группами в Нью-Йорке, в том числе с оркестрами Переца Прадо, Марселино Гуэрра и Рикардо Рэя. С Рикардо Рэем Док Читэм очень изысканно сыграл на записи «Mr.Tumpet Man».

icardo Ray – «Mr Tumpet man»

В 1959 году Государственный департамент США профинансировал поездку лидера группы Херби Манна в Африку после того, как они услышали его версию «African Suite». Изнурительное 14-недельное турне проходило с 31 декабря 1959 года по 5 апреля 1960 года. В состав группы входили Херби Манн, бэндлидер, флейта и саксофон; Джонни Рэй, вибист и аранжировщик; Дон Пейн, бас-гитара; Док Читэм, труба; Джимми Неппер, тромбон; Патато Вальдес Конга; и Хосе Мангуаль, бонго. Пункты назначения, указанные в официальном маршруте, включали Сьерра-Леоне, Либерию, Нигерию, Мозамбик, Родезию, Танганьику, Кению, Эфиопию, Судан, Марокко, Тунис.

C 1960 года Док Читэм в течение 5 лет вёл собственную группу на Бродвее, после чего гастролировал с Бенни Гудманом.

Doc Cheatham – «Swinging Down in New Orleans»

В 1970-х годах Док критически прослушал свои записи и поднялся на ещё более высокий уровень, устранив все клише, пришедшие в его исполнительский стиль от других музыкантов. Читэм всегда был очень дисциплинированным музыкантом, и это окупилось с лихвой – повышенным вниманием и лестными замечаниями джазовых критиков.

Его творческая карьера оказалась в центре внимания, когда практически случайно, будучи в Париже в студии звукозаписи 2 мая 1977 года, он решил проверить микрофон в самом начале своей сессии с Сэмми Прайсом. Читэм спел скэтом «What Can I Say Dear After I Say I'm Sorry». Микрофоны, по счастью, уже были хорошо настроены, и запись вскоре была выпущена на LP «Doc Cheatham: Good for What Ails You». Его пение было настолько классным, что Читэм стал петь в дополнение к импровизациям на трубе на протяжении всей оставшейся жизни. Он даже играл и пел за два дня до своей смерти, случившейся за одиннадцать дней до его 92-го дня рождения.

Doc Cheatham – «What Can I Say After I Say I'm Sorry»

Док Читэм очень много гастролировал, а если не был на гастролях, то играл постоянный воскресный концерт в джаз-клубе «Sweet Basil» в Нью-Йорке – что делал на протяжении последних десяти лет своей долгой жизни. Во время одной из своих поездок в Новый Орлеан Док познакомился и подружился с молодым трубачом-виртуозом Николасом Пэйтоном. В 1996 году двумя трубачами и пианистом Бучем Томпсоном был записан компакт-диск «Doc Cheatham and Nicholas Payton» на «Verve Records». Академия звукозаписи номинировала Читэма в категориях «Лучшее джазовое инструментальное соло» и «Лучшее джазовое инструментальное исполнение, индивидуальное или групповое».

Doc Cheatham · Nicholas Payton – «Stardust»

В 1998 году Читэм посмертно выиграл премию «Грэмми» в номинации «Лучшее импровизационное джазовое соло» за песню «Stardust» на компакт-диске «Doc Cheatham and Nicholas Payton». Его жена Аманда и дочь Алисия приняли «Грэмми» от его имени.

Комментариев нет:

Отправить комментарий