среда, 23 октября 2024 г.

Смиты, поющие блюз: Мейми, Трикси, Клара и Лаура.


Женский классический блюз.

В 1920 году успех записи Мейми Смит «Crazy Blues», первого блюза, записанного афроамериканским певцом, стал большим сюрпризом для звукозаписывающей индустрии. До этого момента звукозаписывающие компании не воспользовались потенциально прибыльным рынком чернокожих американцев, желающих покупать пластинки. (см. «Безумный блюз» Мейми Смит)

Mamie Smith – «Crazy Blues» (1920)

Вскоре большинство лейблов были заняты поисками следующего великого блюзового хита, записывая каждую афроамериканскую певицу, которую могли найти, независимо от того, работали ли они в черных водевилях, в палаточных шоу или на улицах. Вокалистов срочно отправляли в студии звукозаписи, обычно за время записи они записывали две или четыре песни. О многих из них больше ничего не было слышно, но увлечение блюзом привело к открытию новаторов Ма Рейни, Иды Кокс, двух певиц, которые оказались весьма разносторонними и сделали долгую карьеру (Этель Уотерс и Альберта Хантер), и «Императрицы музыки Блюз» - Бесси Смит. Кроме того, по крайней мере девять других Смит начали свою собственную карьеру звукозаписи. Кроме популярных в свое время блюзовых певиц Мейми, Трикси, Мейбл и Клары Смит, в истории блюза были известны также певицы Клементина, Хейзел, Айви, Кейт и Лаура, носившие ту же фамилию.

Мейми Робинсон (Mamie Robinson) родилась 26 мая 1891 года в Цинциннати, штат Огайо. Долгое время считалось, что она появилась на свет в 1883 году, но ее свидетельство о рождении (обнаруженное только в 2018 году) утверждает обратное. В шоу-бизнесе она начала рано как певица и танцовщица. Когда ей было всего десять лет, она гастролировала с «Four Dancing Mitchells». В 1890-х годах «Четыре танцующих Митчелла» присоединились к более крупной бродячей труппе под названием «Smart Set Company», возглавляемой Салемом Тафтом-Уитни и Гомером Тафтом. Труппа гастролировала по Среднему Западу.

В 1913 году Мейми Робинсон осела в Нью-Йорке, вышла замуж за вокалиста Уильяма «Смитти» Смита и начала сольную карьеру. Технически Мейми Смит не была чисто блюзовой певицей: её голос как нельзя лучше подходил для кабаре-шоу и водевилей. Она выступал в клубе Little Savoy, принадлежащем барону Уилкину, а также в Leroy's, Edmunds, Percy Brown's и Banks' Place. В 1918 году Смит выступила в главной роли в мюзикле Перри Брэдфорда «Made in Harlem» («Сделано в Гарлеме»), который стал её прорывом. Брэдфорд позже стал менеджером певицы.

Когда в 1920 году известная певица Софи Такер решила не приходить на запись для компании «Okeh», предприимчивый Перри Брэдфорд, который всегда стремился продать свои песни, убедил руководителей компании записать вместо Такер Мейми Смит. В сопровождении белого оркестра Смит спела «То, что называется любовью» и «Хорошего человека не удержать». Пластинки хорошо продавались, в результате чего лейбл попросил Мейми записаться на бис. 10 августа Смит вернулась в студию, чтобы записать одну из песен Перри Брэдфорда «Crazy Blues», которая неожиданно стала национальным хитом. За год «Crazy Blues» была продана тиражом более миллиона копий. Увлечение блюзом росло и Мейми Смит была одной из первых, кто извлек выгоду из внезапного интереса к блюзовым певцам.

Mamie Smith – «Harlem Blues» (1935).

В то время появилось много новых блюзовых певцов, но Мейми Смит оставалась на вершине. Историки блюза и джаза часто не обращали на нее внимания, лишь неохотно признавая ее важность для записи «Crazy Blues». Некоторые из этих критиков писали, что она была водевилисткой и не на уровне настоящей блюзовой певицы, хотя и не специализировалась на низкопробном блюзе, как Ма Рейни. Песня «Crazy Blues» в исполнении Мэйми Смит входит в составленный Залом славы рок-н-ролла список «500 Songs That Shaped Rock and Roll».

Смит умерла в 1946 году в Нью-Йорке, как сообщается, без гроша в кармане. Она была похоронена в Мемориальном парке Фредерика Дугласа на Статен-Айленде, и её могила оставалась безымянной до 2013 года, когда там, наконец, был установлен памятник.

 

Американская блюзовая певица и киноактриса Трикси Смит (Trixie Smith) родилась в Атланте, штат Джорджия. Даты её рождения называются разные, и варьируют они от 1885 до 1895 годов. В отличие от других Смитов, она происходила из среднего класса и имела относительно хорошее образование, посещая Университет Сельмы. Однако, когда ей было 20, Трикси бросила учебу и переехала в Нью-Йорк, чтобы продолжить карьеру певицы, комика, танцовщицы и актрисы в водевилях, ревю, Бродвее и шоу менестрелей. Вскоре она завоевала репутацию одной из лучших блюзовых певиц Нью-Йорка.

Объявленная как «Южный соловей», в 1921 году Трикси Смит выиграла блюзовый конкурс, проводимый лейблом «Black Swan», исполнив свой «Trixie's Blues». Первым призом стал контракт с компанией, и в течение 1922–23 годов она записала для «Black Swan» 16 песен, среди которых были первые записи двух будущих стандартов: «Он может быть твоим мужчиной, но он иногда приходит ко мне повидаться» и «My Man Rocks Me (With One Steady Roll)» («Мой мужчина потрясает меня одним устойчивым броском»), написанная Берни Барбуром, и представляющая исторический интерес как первая запись, в которой упоминаются слова «рок» и «роллинг» в светском контексте. На большинстве ее ранних записей ее сопровождали музыканты, связанные с Флетчером Хендерсоном, и это продолжалось после того, как «Black Swan» был приобретен лейблом «Paramount».

Trixie Smith – «Trixie's Blues» (1938)

Наиболее популярные её записи для Paramount 1924-25 годов включают «Freight Train Blues», «The World's Jazz Crazy And So Am I», «Railroad Blues» (последние два названия с Луи Армстронгом), «Everybody's Doing That Charleston Now» и «Everybody's Doing That Charleston Now» He Likes It Slow», - Смит также записал с группой Original Memphis Five («Everybody Loves My Baby» и «How Come You Do Me Like You Do»). В 1926 году была сделана единственная запись Трикси с группой «Washboard Ragamuffins» Джимми Блайта в качестве гостьи на «Messin’ Round». После этого ее сотрудничество с «Paramount» закончилось, и пройдет еще дюжина лет, прежде чем Смит снова запишется.

К концу 1930-х годов ее прежний девичий голос стал более насыщенным, а стиль исполнения — более прямым и сексуальным. Позже этот подход переняли многие ритм-энд-блюз и соул-исполнители.

По мере того, как ее карьера блюзовой певицы шла на убыль, Смит поддерживала себя в основном выступлениями в кабаре-ревю и главными ролями в музыкальных шоу, таких как «New York Revue» (1928) и «Next Door Neighbors» (1928) в театре Линкольна в Гарлеме. Трикси также появилась в недолго просуществовавшем бродвейском шоу 1931 года «Постоянный грешник». Она снялась в пяти фильмах: «Право рождения» (1938), «Дети Бога» (1938), «Качаться!» (1938), «Барабаны вуду» (1934) и «Черный король» (1932). Два из этих фильмов были сняты режиссером Оскаром Мишо.

Trixie Smith – «No Good Man»

Трикси Смит записала семь наименований в 1938 и 1939 годах. Большинство ее поздних записей были сделаны с Сидни Беше для «Decca Records». В 1939 году она записала песню «No Good Man» с группой, в которую входили Ред Аллен и Барни Бигард.

Певица умерла после непродолжительной болезни в 1943 году в возрасте 48 лет.


Блюзовая и R&B певица, лауреат премии Blues Music Awards Мейбел Смит (Mabel Smith), более известная под именем Большая Мейбелл (Big Maybelle) была введена в Зал славы блюза в 2011 году. Сингл певицы 1956 года «Candy» зачислен в Зал славы Грэмми в 1999 году.

Мэйбел Луиза Смит (см. подробнее) родилась в 1924 году в Джэксоне, начала петь госпел в местной церкви в детстве. В восьмилетнем возрасте она стала победительницей песенного конкурса Cotton Carnival в Мемфисе. В подростковом возрасте Мейбел переключилась на ритм-н-блюз и в 1936 году начала свою профессиональную карьеру в составе группы «Dave Clark's Memphis Band», а также гастролировала с женской группой «International Sweethearts of Rhythm». В 1940-е она присоединилась к группе «Christine Chatman's Orchestra» и в 1944 году впервые записалась в студии. С 1947 по 1950 год певица выступала и записывалась будучи в составе «Tiny Bradshaw's Orchestra». Свою первую сольную запись под псевдонимом Мэйбел Смит певица сделала в 1947 году на «King Records», но лейбл усомнился в её перспективах и контракт не было предложен.

Big Maybelle – «Gabbin' Blues (Don't Run My Business)»

В 1952 году Смит подписала контракт с «Okeh Records», где продюсер дал ей сценическое имя «Большая Мэйбелл» из-за её громкого хорошо поставленного голоса. Первый же сингл певицы «Gabbin' Blues» добрался до третьей позиции в Billboard R&B chart. О Смит писали, как о «долгожданном возвращении недавно окрещенной [недавно получившей псевдоним] Биг Мейбелл, которая сразу же взялась за дело с великим хитом, демонстрирующим её эпохальную мощь». За первым хитом последовали другие успешные синглы, из которых «Way Back Home» добрался до 10-й позиции, а «My Country Man» до 5-й. В 1955 году певица записала песню «Whole Lotta Shakin’ Goin’ On», которая двумя годами позже взлетела в чартах в исполнении Джерри Ли Льюиса.

В 1955 году певица подписала контракт с «Savoy Records», и её сингл 1956 года «Candy» добрался до 11 места Billboard R&B chart и в 1999 году был введён в Зал славы Грэмми.

Big Maybelle – «Don't Pass Me By»

В 1950-е годы певица много выступала, включая выступление в 1957 году в театре «Аполло» в Нью-Йорке и выступление на легендарном джазовом фестивале в Ньюпорте 1958 года, послужившем основой для фильма Джаз в летний день. В этом фильме она стала одной из немногих, наряду с Чаком Берри и Рэем Чарльзом, не джазовых музыкантов. После 1959 года певица записывалась для различных лейблов, однако уже не так успешно. Последними её хитами стали «Don't Pass Me By» (27 место Billboard R&B chart) и кавер песни «96 Tears» группы Question Mark & the Mysterians, который покорил даже Billboard Hot 100 с 96 местом (в Billboard R&B chart был 23-м). Но к концу 1960-х героиновая зависимость, которой страдала певица, начала сказываться на её карьере.

Биг Мэйбелл умерла 23 января 1972 года впав в диабетическую кому, оставив после себя дочь и пятеро внуков.

 

Клара Смит (Clara Smith) – одна из признанных королев блюза, больше того – она первая из блюзовых певиц получила этот высокий титул, ещё за десять лет до того, как её стали называть «the Queen of the Moaners» или «the World's Champion Moaner» (что-то вроде Королевы стонущих или Мировой чемпионки стона), – эти титулы закрепили за Кларой Смит после того, как осенью 1923 года вышла её пластинка с «Awful Moaning Blues». Увы, биографии или даже объемной статьи об этой блюзвумен до сих пор нет, а имя её упоминается в новых и старых книгах о джазе и блюзе лишь бегло, одной строкой, в основном при перечислении блюзовых певиц двадцатых или в связи с кем-нибудь из её более молодых аккомпаниаторов, сделавших затем громкую музыкальную карьеру.

Клара Смит родилась в семье Селены и Уильяма Смитов в округе Спартанбург, штат Южная Каролина. Считается, что у неё нет братьев и сестёр, и она не состояла в родстве с певицами Бесси Смит и Мейми Смит. Она никогда не ходила в школу, но была записана в переписи населения как умеющая читать и писать. Историки блюза считают, что Смит, скорее всего, в юности познакомилась с «передвижными палаточными шоу» («Tent show»), которые часто останавливались в Спартанбурге и вызвали у нее интерес к сцене.

В 1910 году Смит начала выступать в палаточных шоу и водевилях. К 1918 году она появилась в списках «Ассоциации бронирования владельцев театров» («Theater Owners Booking Association») в южных штатах. К 1923 году Клара выступала в крупнейших театрах того времени, таких как «Lyric» в Новом Орлеане, «Dream Theatre» в Колумбусе, штат Джорджия, «Bijou Theatre» в Нэшвилле и «Booker T. Washington Theatre» в Сент-Луисе.

Bessie Smith & Clara Smith – «My Man Blues»

В 1923 году Клара Смит поселилась в Нью-Йорке, выступая там в кабаре и барах. Затем она подписала контракт со звукозаписывающей компанией «Columbia Records», и в том же году она сделала первую из своей коммерчески успешной серии граммофонных записей, работая со многими известными музыкантами, такими как Флетчер Хендерсон, Луи Армстронг и Дон Редман.

1 сентября 1925 года она записала два дуэта с Бесси Смит: «My Man Blues» и «Far Away Blues» (Columbia 14098-D). В 1927 году Клара записала песню Тома Делани «Troublesome Blues». Первоначально она пела депрессивные баллады, но позже начала записывать и более быстрые номера. Ее запись «Whip It to a Jelly», сделанная в мае 1926 года, была отмечена как «один из самых откровенных сексуальных блюзов». Смит записала 122 песни, все с Columbia Records, и ее продажи были превзойдены только Бесси Смит.

Clara Smith – «Whip it to a jelly»

Во время выступлений Смит познакомилась с юной Жозефиной Бейкер и решила стать ее наставницей. Певица дала Бейкер старт в звукозаписывающем бизнесе, наняв её в качестве своего костюмера. Считается, что в течение некоторого времени у Смита и Бейкер были романтические отношения, в частности, коллеги называли их «любовницами».

Клара Смит умерла от болезни сердца в феврале 1935 года, не дожив месяц до своего 41-го дня рождения.

 

Лаура Смит (Laura Smith) работала с Кларенсом Уильямсом и Перри Брэдфордом. Среди записанных ею песен наибольшей популярности достигли «Gonna Put You Right in Jail» и ее версия «Don't You Leave Me Here». Подробности жизни певицы вне музыкальной индустрии скудны.

Laura Smith – «Gonna Put You Right In Jail»

Исследователи Боб Игл и Эрик Леблан утверждают, что она родилась под именем Лоретта Брайант (Loretta Bryant) в штате Иллинойс в 1882 году. Другие источники предполагают, что она родилась в Индианаполисе, штат Индиана. В начале 1920-х годов Лоретта гастролировала по трассе «Ассоциации бронирования владельцев театров» («Theater Owners Booking Association»). Ее музыкальная карьера началась в 1924 году с записей на лейбле «Okeh» и закончилась всего три года спустя, когда она записала несколько треков для «Victor». Музыкальный журналист Скотт Яноу отмечал, что самые ранние записи Лоры Смит были самыми сильными: «К тому времени, когда она записала «Don't You Leave Me Here» в 1927 году, большая часть её силы уже исчезла». Эти записи включают два хита: «The Mississippi Blues» и «Lonesome Refugee», о Великом наводнении на Миссисипи в 1927 году. Ее самый заметный номер, «Don't You Leave Me Here», стал более известным в версии, записанной Джелли Роллом Мортоном около десяти лет спустя. Всего певица записала 35 песен.

Лаура Смит умерла от последствий гипертонии в феврале 1932 года.

 

 

Клементина Смит (Clementine Smith) записывалась для лейблов «Pathe», «Actuele», «Perfect records», и, возможно, для «Banner records», но в этом случае есть некоторая путаница с другой вокалисткой.

 

Информация о певице Хейзел Смит (Hazel Smith) отрывочна и может быть найдена только на сборнике Кинга Оливера «King Oliver Blues Singers & Hot Bands on OKeh (1924-25)» (Frog DGF 68). Широко известны две песни Хейзел Смит – «Get Up Off Your Knees» и «West End Blues», навсегда связанная с Луи Армстронгом.

Певица Айви Смит (Ivy Smith) выступала в водевиле с популярным исполнителем буги-вуги и фортепианного блюза Чарльзом Эдвардом Девенпортом (Cow Cow Davenport), как дуэт «Chicago Steppers». Они вместе записывались на лейбле Vocalion Records. В 1927 году Айви Смит записала «Sad and Blue» / «Third Alley Blues», «Cincinnati Southern Blues» / «Barrel House Mojo» и «Ninety Nine Years Blues / Too Mean to Cry Blues» (1927). Смит использовала псевдонимы Руби Ранкин и Салли Сад.

Ivy Smith & Cow Cow Davenport – «Cincinnati Southern Blues»

 

О певице Кейт Смит (Keith Smith) никакой информации, к сожалению, найти не удалось.

Комментариев нет:

Отправить комментарий